ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3900/2016 от 11.10.2016 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Решение

Именем Российской Федерации

«11» октября 2016 г.

Советский районный суд г.Брянска в составе председательствующего судьи Карнеевой Е.К., при секретаре Грачевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Брянского природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Правительству Брянской области о признании незаконным бездействия,

Установил:

Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что Распоряжением Правительства РФ от 22.12.2011 г. №2322-р утверждена Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 г. Согласно плану мероприятий по реализации указанной Концепции на территории Брянской области запланировано в срок до 2014 г. создание национального парка «Придеснянский». 10.11.2001 г. в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» создан биосферный резерват международного значения «Неруссо-Деснянское полесье». Создание национального парка «Придеснянский» является одним из способов сохранения биосферного резервата международного значения «Неруссо-Деснянское полесье». Постановлением Правительства РФ от 10.08.1993 г. №769 утверждено «Положение о национальных природных парках Российской Федерации». В соответствии с п.3 раздела 3 указанного Постановления, национальные природные парки образуются Постановления Правительства Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации. Этому предшествуют соответствующие решения органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, согласованные с местными Советами народных депутатов, а также собственниками земель, которые намечаются к включению в границы национальных природных парков. В соответствии со ст.4 Закона Брянской области от 20.12.2012 г. №92-З «О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области» высшим исполнительным органом государственной власти Брянской области является Правительство Брянской области возглавляемое Губернатором Брянской области. В нарушение вышеперечисленных требований законодательства, до настоящего времени соответствующее решение, направленное на реализацию Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения, Правительством Брянской области не принято. Невыполнение Правительством Брянской области полномочий, возложенных действующим законодательством по принятию решения в рамках создания национального парка «Придеснянский» нарушает право граждан на использование данной территории как объекта, имеющего особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, реакреационное, оздоровительное назначение. Тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Истец просил признать незаконным бездействие Правительства Брянской области, выразившееся в непринятии соответствующего решения о создании национального парка «Придеснянский»; обязать Правительство Брянской области принять соответствующее решение о создании национального парка «Придеснянский».

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 поддержала исковые требования.

В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 иск не признала, по основаниям изложенным в отзыве.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области по доверенности ФИО3 не согласился с исковыми требованиями.

Представитель привлеченного по делу в качестве заинтересованного лица – Управления лесами Брянской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.

Представитель привлеченного по делу в качестве заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не явились, в представленном в суд ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст.58 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, реакреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Распоряжением Правительства РФ от 22.12.2011 г. №2322-р утверждена Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, а также план мероприятий по ее реализации.

Согласно вышеуказанному плану, предусмотрено создание национального парка в Брянской области «Придеснянский» и установлен срок реализации мероприятия – 2014 год, а также ответственные исполнители – Минприроды России, органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территория» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохранятся в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в реакреационных целях. Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.

Статьей 14 настоящего Закона определен порядок создания национальных парков, которым предусматривается, что создание национальных парков и расширение территорий национальных парков осуществляются решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. В случаях, установленных федеральными законами, национальные парки могут быть созданы также путем преобразования государственных природных заповедников при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих такое преобразование.

В соответствии со ст.38 настоящего Закона, Правительству Российской Федерации поручено в течение двух месяцев привести в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Вместе с тем, в Положении о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.08.1993 г. №769 указано, что национальные природные парки образуются Постановлениями Совета Министров – Правительства Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации. Этому предшествуют соответствующие решения органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, согласованные с местными Советами народных депутатов, а также собственниками земель, которые намечаются к включению в границы национальных природных парков.

Однако, указанным Положением предусмотрена такая категория, как национальный природный парк, тогда как статьей 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территория», с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий, наряду с другими категориями, различаются: национальные парки и природные парки. Такой категории, как национальные природные парки вышеуказанным Федеральным законом не предусмотрено. При этом, создание национальных парков осуществляются решениями Правительства Российской Федерации, а создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.14 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. Вместе с тем, законом Брянской области не предусмотрено такой категории как национальный природный парк.

На основании ч.5 ст.76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и иным актов, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В этой связи, Положение о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10.08.1993 г. №769 действует в части не противоречащей Федеральному закону от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Таким образом, создание национальных парков относится к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти – Минприроды России.

Решение Правительства Российской Федерации о создании национального парка «Придеснянский» не принималось.

В силу ст.15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» решение Правительства Российской Федерации о создании национального парка распространяется на неопределенный круг лиц и носит нормативно правовой характер.

В соответствии со ст.23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. №2322-р носит организационный характер и не определяет границы национального парка «Придеснянский». При этом, источником финансирования настоящей Концепции являются средства федерального бюджета, а также иные средства, привлекаемые для ее реализации, в том числе иностранные гранты, благотворительные пожертвования и средства, получаемые соответствующими федеральными государственными бюджетными учреждениями (в том числе заповедниками и национальными парками) от приносящей доход деятельности. Каких-либо федеральных финансовых средств на создание национального парка «Придеснянский» в соответствии с указанной Концепцией не выделялось.

Вместе с тем, учитывая значимость обозначенной проблемы по созданию национального парка «Придеснянский», высшим исполнительным органом государственной власти Брянской области проводились мероприятия, связанные с созданием национального парка «Придеснянский».

Так, Распоряжением администрации Брянской области от 12.04.2006 г. №276-р принято решение о создании национального парка «Придеснянский».

Постановлением администрации Брянской области от 06.04.2011 г. №304 утвержден Лесной план Брянской области в новой редакции со сроком действия до 31.12.2018 г., затрагивающий вопросы создания национального парка «Придеснянский». Кроме того, Постановлением администрации Брянской области от 14.06.2011 г. №528 утверждена схема территориального планирования Брянской области, которая также затрагивает вопросы планируемого к созданию национального парка «Придеснянский».

Распоряжением Губернатора Брянской области от 17.03.2014 г. №289-рг, в связи с необходимостью более детальной проработки вопроса по созданию национального парка «Придеснянский» принято решение о создании рабочей группы по подготовке предложений о формировании национального парка.

На основании изложенного, суд полагает, что оснований для признания незаконным бездействия Правительства Брянской области и обязании принять решение о создании национального парка не имеется, в связи с чем исковые требования Брянского природоохранного прокурора удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Решил:

Административные исковые требования Брянского природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Правительству Брянской области - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца.

Судья Е.К.Карнеева

Резолютивная часть решения оглашена: 11.10.2016 г.

Мотивированное решение изготовлено: 14.10.2016 г.

Судья Е.К.Карнеева