Дело № 2а-3901/2020 (УИД 50RS0030-01-2020-005758-31)
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
15 октября 2020 года гор. Ногинск Московской области
Ногинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Поляковой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жидовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации муниципального образования «<адрес> Черноголовка» об оспаривании отказа в предоставлении государственной услуги о переводе земель из одной категории в другую,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «<адрес> Черноголовка» об оспаривании отказа в предоставлении государственной услуги о переводе земель из одной категории в другую, указывая в обоснование своих требований следующее.
ФИО1 обратился в Администрацию муниципального образования «<адрес> Черноголовка» с заявлением о предоставлении ему государственной услуги «О переводе земель (об отнесении земель), находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, из одной категории в другую (к определенной категории)». Своим решением от ДД.ММ.ГГГГ№ администрация отказала ему в предоставлении указанной услуги, сославшись на следующие обстоятельства: несоответствие представленных документов, необходимых для предоставления услуги, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации. В соответствии с ч. 1, 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным. Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и или) право удостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до ДД.ММ.ГГГГ: предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка. Земельный участок с кадастровым номером № предоставлен и оформлен на праве собственности до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, указанный земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, и принятие какого-либо акта (решения) об отнесении земельного участка к соответствующей категории земель не требуется. Основанием для отказа, по мнению Администрации, также является наличие зарегистрированных ограничений на земельный участок по данным ЕГРН (арест, резервирование, изъятие). В соответствии с ч. 1, 3 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года. Административный истец считает, что ссылка администрации на нахождение одного из контуров земельного участка с кадастровым номером № в зоне резервирования земель для муниципальных нужд (реестровый №.115 от ДД.ММ.ГГГГ) является несостоятельной в силу указанной выше нормы закона, а также с учетом постановления Администрации муниципального образования «<адрес> Черноголовка» от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому утверждены границы зоны резервирования объекта землеустройства без включения в границы объекта землеустройства земельных участков, находящихся в собственности, пользовании, владении, аренде, залоге физических и юридических лиц, а также земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет. Дополнительно в отказе отражено, что правилами землепользования и застройки части территории городского округа, утвержденными решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, среди видов разрешенного использования в указанной зоне существующий у заявленного участка вид разрешенного использования отсутствует. Вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства» определен только для зон, занятых объектами сельскохозяйственного назначения. С данным доводом также нельзя согласиться в силу следующих обстоятельств. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Согласно категории 2.2 указанного Классификатора на землях населенных пунктов может располагаться земельный участок с видом разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства». Целевое назначение земельного участка - размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с ко<адрес>.1; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных. На земельном участке с кадастровым номером № расположен жилой дом, принадлежащий административному истцу на праве собственности, гараж и вспомогательные хозяйственные постройки, находятся посадки.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 19, 124-127 КАС РФ, административный истец просит суд: признать решение об отказе в предоставлении государственной услуги «О переводе земель (об отнесении земель), находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, из одной категории в другую (к определенной категории)» Администрации муниципального образования «<адрес> Черноголовка» незаконным; обязать Администрацию муниципального образования «<адрес> Черноголовка» присвоить земельному участку с кадастровым номером № категорию земель «Земли населенных пунктов».
Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании административный иск поддержали по доводам административного иска.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «<адрес> Черноголовка» ФИО3 в судебном заседании административный иск не признала, поддержала доводы письменных возражений, в которых ссылалась на следующее. Земельный участок с кадастровым № расположен по адресу: <адрес>. Порядок предоставления услуги «О переводе земель (отнесение земель), находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, из одной категории в другую» определяется Временным порядком предоставления муниципальной услуги «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории», утвержденным постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№. Настоящий Порядок устанавливает порядок и стандарт предоставления услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур по предоставлению, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес>, формы контроля за предоставлением услуги, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействий) администрации, должностных лиц администрации, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, а также территориально-структурных подразделений администрации. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении услуги установлен разделом 13 Порядка. Администрация приняла решение об отказе в предоставлении услуги по заявлению ФИО1 № Р001- 4№ по следующим основаниям: 1. Несоответствие представленных документов, необходимых для предоставления услуги, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2001 году. Исходя из содержания ч. 4, 9 ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218 -ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», земельный участок административного истца является ранее учтенным земельным участком. Исходя из положений ст. 69 Закона № 218-ФЗ внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости является самостоятельной процедурой по отношению к государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Кроме того, ст. 69 Закона № 218-ФЗ не предусмотрено включение («довнесение») в ЕГРН сведений об отдельных характеристиках объекта недвижимости, в том числе о координатах характерных точек границ земельного участка, сведения о котором в том или ином объеме уже содержатся в ЕГРН. Определение технической ошибки и порядок ее устранения установлены ст. 61 Закона № 218-ФЗ. Административный ответчик обращает внимание на то, что исходя из положений ч. 1 ст. 61 Закона № 218-ФЗ отсутствие в ЕГРН отдельных основных и (или) дополнительных сведений о ранее учтенном объекте недвижимости может быть квалифицировано в качестве технической ошибки только в случае, если при внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости такие сведения содержались в представленном для этой цели документе, но не были внесены органом регистрации прав в ЕГРН из указанного документа. Кроме того, земельный участок является многоконтурным, замкнутые контуры которого расположены чересполосно. Согласно п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Таким образом, уточнение местоположения границ и площади спорного земельного участка выполнено с нарушением требований норм ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Также основанием для отказа в предоставлении услуги являлось наличие зарегистрированных ограничений на земельный участок по данным ЕГРН (арест, резервирование, изъятие). В соответствии с решением Совета депутатов городского округа Черноголовка от ДД.ММ.ГГГГ№ проезду, проходящему по южной границе села Ивановское, параллельно центральной улице (не имеющей наименование), присвоено наименование «<адрес>». Согласно изменениям в Генеральный план муниципального образования «<адрес> Черноголовка», утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования «<адрес> Черноголовка» от ДД.ММ.ГГГГ№ на <адрес> предусмотрена реконструкция автомобильной дороги местного значения. Уточнение местоположения границ и площади земельного участка привело к тому, что один контур участка вошёл в зону резервирования земель для муниципальных нужд для проведения работ по совершенствованию транспортной инфраструктуры и размещению инженерной инфраструктуры. Кроме того, указанный контур располагается в зоне реконструкции улиц местного значения согласно изменениям в Генеральный план муниципального образования «<адрес> Черноголовка».
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Исходя из положений ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации регламентированы основные принципы земельного законодательства, в том числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиям законодательства. В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ). Перевод земель, находящихся в частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, из одной категории в другую, осуществляется органами местного самоуправления (пункт 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Судом установлено, что административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 1916кв. м по адресу: <адрес> (л.д.8). Границы указанного земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством, но сведения о категории земель отсутствуют (л.д. 25-28). ФИО1 обратился в администрацию м.о. «<адрес> Черноголовка» с заявлением об отнесении принадлежащего ему земельного участка к категории земель - "земли населенных пунктов". Порядок предоставления услуги «О переводе земель (отнесение земель), находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, из одной категории в другую» определяется Временным порядком предоставления муниципальной услуги «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории», утвержденным постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.29-59). Настоящий Порядок устанавливает порядок и стандарт предоставления услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур по предоставлению, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес>, формы контроля за предоставлением услуги, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействий) администрации, должностных лиц администрации, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, а также территориально-структурных подразделений администрации. В силу п. 6 Порядка результатом предоставления услуги является: постановление администрации об отнесении земельного участка к категории земель или решение об отказе в предоставлении услуги, в случае наличия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, указанных в п. 13 Временного порядка, по форме, приведенной в Приложении № к Временному порядку. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении услуги установлен разделом 13 Порядка. Администрация муниципального образования «<адрес> Черноголовка» ДД.ММ.ГГГГ приняла решение об отказе в предоставлении услуги по заявлению ФИО1 № Р001- 4№ по следующим основаниям: 1. Несоответствие представленных документов, необходимых для предоставления услуги, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации. При этом администрация дала разъяснение, что согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1916кв.м является многоконтурным земельным участком, замкнутые контуры которого расположены чересполосно. При этом согласно документам, имеющимся в распоряжении администрации, земельный участок при его предоставлении не являлся таковым. Таким образом, уточнение местоположения границ и площади земельного участка выполнено с нарушением требований действующего законодательства. 2. Наличие зарегистрированных ограничений на земельный участок по данным ЕГРН (арест, резервирование, изъятие). Даны разъяснения: выполненное с нарушением требований действующего законодательства уточнение местоположения границ и площади заявленного земельного участка привело к тому, что один контур участка № вошел в зону резервирования земель для муниципальных нужд для проведения работ по совершенствованию транспортной инфраструктуры и размещению инженерной инфраструктуры. Кроме того, указанный контур располагается в зоне реконструкции улиц местного значения согласно изменениям в Генеральный план муниципального образования «<адрес> Черноголовка», утвержденный решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№--23/82 (л.д.7). Указанные администрацией основания для отказа в предоставлении услуги предусмотрены Временным порядком предоставления муниципальной услуги (п.13.1.3 и п.ДД.ММ.ГГГГ). Суд соглашается с доводами администрации, что имеются основания для отказа в предоставлении услуги «О переводе земель (отнесение земель), находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством РФ, из одной категории в другую (к определенной категории)». Так, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет в 2001 году. Исходя из содержания ч. 4, 9 ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», земельный участок административного истца ФИО1 является ранее учтенным земельным участком. Исходя из положений ст. 69 Закона № 218-ФЗ внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости является самостоятельной процедурой по отношению к государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Кроме того, ст. 69 Закона № 218-ФЗ не предусмотрено включение («довнесение») в ЕГРН сведений об отдельных характеристиках объекта недвижимости, в том числе о координатах характерных точек границ земельного участка, сведения о котором в том или ином объеме уже содержатся в ЕГРН. Определение технической ошибки и порядок ее устранения установлены ст. 61 Закона № 218-ФЗ. Исходя из положений ч. 1 ст. 61 Закона № 218-ФЗ отсутствие в ЕГРН отдельных основных и (или) дополнительных сведений о ранее учтенном объекте недвижимости может быть квалифицировано в качестве технической ошибки только в случае, если при внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости такие сведения содержались в представленном для этой цели документе, но не были внесены органом регистрации прав в ЕГРН из указанного документа. Из представленных доказательств следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:16:0101001:949 является многоконтурным, замкнутые контуры которого расположены чересполосно. Согласно п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Суд соглашается с доводами администрации, что уточнение местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № выполнено с нарушением требований норм ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также установлено, что в соответствии с решением Совета депутатов городского округа Черноголовка от ДД.ММ.ГГГГ№ проезду, проходящему по южной границе села Ивановское, параллельно центральной улице (не имеющей наименование), присвоено наименование «<адрес>».
Согласно изменениям в Генеральный план муниципального образования «<адрес> Черноголовка», утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования «<адрес> Черноголовка» от ДД.ММ.ГГГГ№ на <адрес> предусмотрена реконструкция автомобильной дороги местного значения.
Уточнение местоположения границ и площади земельного участка привело к тому, что один контур участка вошёл в зону резервирования земель для муниципальных нужд для проведения работ по совершенствованию транспортной инфраструктуры и размещению инженерной инфраструктуры.
Кроме того, указанный контур располагается в зоне реконструкции улиц местного значения согласно изменениям в Генеральный план муниципального образования «<адрес> Черноголовка».
Судом установлено, что в ЕГРН содержатся сведения о наличии зарегистрированных ограничений на земельный участок: земельный участок частично расположен в границах зоны резервирования земель для муниципальных нужд для проведения работ по совершенствованию транспортной инфраструктуры и размещению инженерной инфраструктуры (Постановление Администрации муниципального образования «<адрес> Черноголовка» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении зоны резервирования земель»).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение администрации соответствует требованиям закона.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения (отказа) требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований административного истца ФИО1 о признании незаконным решения об отказе в предоставлении услуги не имеется.
Поскольку судом отказано в удовлетворении административного иска о признании решения незаконным, то оснований для возложения на административного ответчика обязанности присвоить земельному участку категорию земель «Земли населенных пунктов» также не имеется.
Руководствуясь ст.175, 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации муниципального образования «<адрес> Черноголовка» об оспаривании отказа в предоставлении государственной услуги о переводе земель из одной категории в другую отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГг.
Судья Полякова Ю.В.