ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3908/19 от 21.06.2019 Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

66RS0004-01-2019-004468-13

Дело № 2а-3908/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 21 июня 2019 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Макаровой Т.В., при секретаре судебного заседания Шалыгиной В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1к судебному приставу –исполнителю Ленинского районного отдела судебных приставов г. Екатеринбурга Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области ФИО2 о признании незаконными действий судебного пристава, выраженных в неправильном расчете задолженности по алиментам,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением. В обоснование требований административным истцом указано, что 10 июня 2014 года судебным приставом-исполнителем Ленинского районного отдела судебных приставов г. Екатеринбурга УФССП России по Свердловской области в отношении должника ФИО1 возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа № 010242123 от 20 мая 2014 года, выданного мировым судьей судебного участка № 3 Сысертского судебного района Свердловской области, предметом исполнения которого является взыскание в пользу ФИО3 алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка В. в размере 5500 рублей ежемесячно до достижения ребенком совершеннолетия. Задолженность по алиментам составляет 346589 рублей 88 копеек, тогда как должна составлять 236000 рублей, исходя из следующего расчета: 52 месяца х 5500 рублей = 286000 рублей – 50000 рублей (задолженность по алиментам, погашенная путем перечисления денежных средств непосредственно взыскателю). Административный истец, полагая свои права нарушенными, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ФИО2, выраженные в неправильном расчете задолженности по алиментам в отношении ФИО1 по вышеуказанному исполнительному производству, возложить на судебного пристава-исполнителя обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца.

Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель административного истца ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала, указала, что порядок расчета задолженности не соответствует установленному решением мирового судьи, поскольку произведен без учета индексации на сумму алиментов, определенных в твердой денежной сумме, а также без учета изменения редакции ст. 117 Семейного кодекса Российской Федерации. Кроме того, судебный пристав-исполнитель был не вправе производить индексацию за прошедшие 8 лет.

Административный ответчик – судебный пристав – исполнитель Ленинского районного отдела г. Екатеринбурга УФССП России по Свердловской области ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что при вынесении постановления о расчете задолженности по алиментам она руководствовалась судебными решениями.

ФИО3 в судебном заседании полагала постановление о расчете задолженности по алиментам законным и обоснованным, расчет задолженности правильным.

Представитель административного ответчика УФССП России по Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен в срок и надлежащим образом.

При таких обстоятельствах, с учетом положений ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом и в срок о дате и времени судебного заседания, и вынести решение.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

Предметом рассмотрения по настоящему административному делу является законность постановления о расчете задолженности по алиментам от 13 мая 2019 года по исполнительному производству .

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, а также иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Часть 5 ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривает право любой стороны исполнительного производства при несогласии с определением задолженности по алиментам судебным приставом-исполнителем обжаловать его решение в установленном законом порядке.

Из материалов дела следует, что 10 июня 2014 года судебным приставом-исполнителем Ленинского районного отдела судебных приставов г. Екатеринбурга УФССП России по Свердловской области в отношении должника ФИО1 возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа № 010242123 от 20 мая 2014 года, выданного мировым судьей судебного участка № 3 Сысертского судебного района Свердловской области, предметом исполнения которого является взыскание в пользу ФИО3 алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка В. в размере 5500 рублей ежемесячно до достижения ребенком совершеннолетия.

Определением мирового судьи судебного участка № 3 Сысертского судебного района Свердловской области от 10.12.2018 года, вступившим в законную силу 26 декабря 2018 года разъяснено, что в период с 01.12.2011 года по настоящее время при индексации алиментов, взысканных на основании решения мирового судьи от 14.03.2011 года в твердой денежной сумме в размере 5500 судебному приставу-исполнителю необходимо руководствоваться действующими положениями законодательства о взыскании алиментов и проводить индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для детей на территории Свердловской области.

13 мая 2019 года в рамках вышеуказанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем вынесено оспариваемое постановление о расчете задолженности по алиментам, которая за период с 10 февраля 2011 года по 18 декабря 2018 года составила 730538 рублей 67 копеек.

Согласно ч. 2 ст. 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

Согласно п. 1 ст. 117 Семейного кодекса Российской Федерации индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производит судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в целом по Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 06.06.2016 года № 1417-О указал, что возбуждение исполнительного производства и нахождение исполнительных документов на исполнении в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов не освобождает органы принудительного исполнения, в частности конкретных судебных приставов-исполнителей, от возложенной на них обязанности по осуществлению индексации размера подлежащих уплате алиментных платежей, присужденных в твердой сумме, для чего территориальным органам Федеральной службы судебных приставов предписывается ежеквартально получать актуальную информацию о величине прожиточного минимума в информационно-правовых системах или на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики и направлять ее в структурные подразделения для использования в работе, а судебному приставу-исполнителю в рамках исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов - производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующим постановлением (пункты 5.1 и 5.2 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 19.06.2012 года № 01-16).

В пункте 5.2 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 19.06.2012 года № 01-16 указано, что при индексации алиментов судебному приставу-исполнителю в первую очередь необходимо установить величину прожиточного минимума по месту жительства лица, получающего алименты, с даты последнего увеличения прожиточного минимума. Затем судебный пристав-исполнитель определяет, какому количеству величин прожиточного минимума кратен размер алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме. Получившееся кратное число умножается на величину прожиточного минимума на момент расчета.

Величина прожиточного минимума на территории Российской Федерации и по соответствующим субъектам Российской Федерации определяется в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Оценивая оспариваемое постановление суд приходит к выводу, что при расчете задолженности судебным приставом – исполнителем не выполнены требования действующего законодательства.

Федеральным законом от 30.11.2011 № 363-ФЗ изменен порядок индексации алиментных платежей, уплачиваемых в твердой денежной сумме (ч. 1 ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 117 Семейного кодекса Российской Федерации). Указанный Федеральный закон вступил в силу с 02.12.2011 года. Согласно указанным изменениям индексация алиментных платежей, взыскиваемых в твердой денежной сумме, производится в зависимости от изменения величины прожиточного минимума. Постановление об индексации размера алиментных платежей, взыскиваемых в твердой денежной сумме, судебный пристав-исполнитель обязан выносить ежеквартально, по мере изменения величины прожиточного минимума. Если в какой-то из периодов произошло не увеличение, а уменьшение прожиточного минимума, за данный период индексация алиментных платежей не производится.

С учетом того, что прожиточный минимум для индексации алиментов введен Федеральным законом от 30.11.2011 № 363-ФЗ, который вступил в силу со 02.12.2011, а до введения указанной нормы индексация производилась в зависимости от величины минимального размера оплаты труда, то индексировать алименты необходимо с применением обеих величин.

При расчете задолженности по алиментным платежам за периоды с 10.02.2011 по 02.12.2011, в которые индексация производилась как в зависимости от минимального размера оплаты труда, необходимо учитывать величину индексов, на которые должно произойти увеличение алиментных платежей в зависимости от МРОТ. При расчете задолженности по алиментным платежам за периоды со 02.12.2011 по 18.12.2018 индексация производится в зависимости от прожиточного минимума с учетом величины индекса, на который должно произойти увеличение алиментных платежей при увеличении прожиточного минимума. Кроме того, индексация алиментов предполагает их увеличение с учетом увеличения ранее проиндексированных сумм и величины индекса.

Вопреки указанным положениям закона, а также определению мирового судьи судебного участка № 3 Сысертского судебного района Свердловской области от 10 декабря 2018 года судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г. Екатеринбурга ФИО2 расчет задолженности произведен без учета того периода в которые индексация производилась в зависимости от минимального размера оплаты труда, а в периоде расчета с учетом величины прожиточного минимума произведена без указания ранее проиндексированных сумм и величины изменяющегося индекса.

Осуществление расчета задолженности в указанном порядке привело к неправильному определению размера текущих алиментных обязательств и общего размера исчисленной в постановлении от 13 мая 2019 года задолженности, что влечет нарушение прав взыскателя и должника по исполнительному производству.

Доводы представителя административного истца о том, что расчет задолженности судебным приставом-исполнителем должен производиться, начиная с даты возбуждения исполнительного производства признаются судом несостоятельными, поскольку в силу ч. 2 ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации взыскание алиментов за прошедший период на основании исполнительного листа в тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, производится за весь период, независимо от установленного п. 2 ст. 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от 13 мая 2019 года, в связи с чем, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 к судебному приставу –исполнителю Ленинского районного отдела судебных приставов г. Екатеринбурга Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области ФИО2 о признании незаконными действий судебного пристава, выраженных в неправильном расчете задолженности по алиментам удовлетворить.

Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Ленинского районного отдела судебных приставов г. Екатеринбурга ФИО2 по расчету задолженности по алиментам в отношении ФИО1, произведенные в рамках исполнительного производства .

Возложить на судебного пристава-исполнителя Ленинского районного отдела судебных приставов г. Екатеринбурга УФССП России по Свердловской области ФИО2 обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца.

Об исполнении решения суда сообщить в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в суд и административному истцу.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Мотивированное решение изготовлено 26 июня 2019 года.

Судья Т.В. Макарова