ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3909/202214 от 14.01.2022 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело №2а-3909/2022 14 января 2022 года

47RS0004-01-2021-014611-64

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Береза С.В.

при секретаре Иконникове Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области о признании незаконным распоряжения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, в обоснование требований указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, д.<адрес>, уч., площадью кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения индивидуальных жилых домов с приусадебными земельными участками без права содержания мелкого скота и птицы.

ДД.ММ.ГГГГ в его адрес поступило распоряжение администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении плановой выездной проверки на предмет соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, д.<адрес>, уч.», а также уведомление о проведении муниципального земельного контроля от ДД.ММ.ГГГГ, в котором административному истцу предписано в ходе участия в плановой выездной проверке иметь при себе оригиналы и копии: документа, удостоверяющего личность, правоудостоверяющие и правоустанавливающие документы на земельный участок и объекты недвижимости, расположенные на нем.

ФИО2 указывает, что организация и проведение указанной проверки в отношении административного истца противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы.

В связи с чем, ФИО2 просит:

- признать незаконным распоряжение администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении плановой выездной проверки на предмет соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, д.<адрес> уч.».

В настоящее судебное заедание административный истец, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения административного дела, не явился, направил в суд своего представителя, которая поддержала заявленные административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, уведомлен о рассмотрении дела надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенном в письменном мотивированном отзыве, представленном в суд ранее.

При таком положении дела, суд, применительно к положениям ст.ст.150, 226 КАС РФ приступает к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц, явка которых не признана судом обязательной.

Выслушав мнение представителя административного истца, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.

В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Материалами административного дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ за администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области издано распоряжение «О проведении плановой выездной проверки на предмет соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, д. <адрес>, уч.».

Согласно указанному распоряжению принято решение:

Провести проверку в отношении ФИО2.

Юридический и фактический адрес места нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления/местожительство гражданина: <адрес>, д. <адрес>, уч..

Назначить лиц, уполномоченных на проведение проверки:

- начальника отдела по муниципальному земельно-экологическому контролю Управления по муниципальному имуществу администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области ФИО3;

- главного специалиста отдела по муниципальному земельно-экологическому контролю Управления по муниципальному имуществу администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области ФИО4;

- главного специалиста отдела по муниципальному земельно-экологическому контролю Управления по муниципальному имуществу администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области ФИО5;

- ведущего специалиста отдела по муниципальному земельно-экологическому контролю Управления по муниципальному имуществу администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области ФИО6.

4. Привлечь к проведению проверки в качестве экспертов, представителей экспертных организаций следующих лиц: не привлекать.

5. Правовые основания проведения проверки:

- статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Земельный кодекс Российской Федерации;

- Областной закон Ленинградской области от 01.08.2017 г. №60-оз «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Ленинградской области»;

- Областной закон Ленинградской области от 31.07.2018 г. №85-оз «О внесении изменений в статью 1 областного закона «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Ленинградской области»;

- Областной закон Ленинградской области от 31.07.2018 г. №84-оз «О внесении изменений в статью 4 областного закона «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Ленинградской области»;

- Постановление администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 19.11.2018 г. №3410 «Об утверждении административного регламента по исполнению муниципальной услуги – осуществления муниципального земельного контроля в отношении объектов земельных отношений расположенных в границах сельских поселений Всеволожского района Ленинградской области»;

- Постановление администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 15.11.2018 г. №3394 «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах сельских поселений Всеволожского района Ленинградской области».

6. Срок проведения проверки:

Дата начала проведения проверки:

ДД.ММ.ГГГГ.

Дата окончания проведения проверки:

ДД.ММ.ГГГГ.

7. Контроль за исполнением распоряжения возложить на и.о. заместителя главы администрации по экономике, градостроительству и имущественным вопросам ФИО9

Указанное распоряжение административный истец просит суд признать незаконным, по основаниям, изложенным в административном иске.

Распоряжение и уведомление о проведении муниципального земельного контроля, направлено в адрес ФИО2 заказным письмом с почтовым идентификатором и получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно плану проведения плановых проверок граждан на 2021 год, проведение проверки в отношении административного истца было запланировано на декабрь 2021 года. Основание – п. 3 ст. 6 Областного закона Ленинградской области от 01.08.2017 г. №60-оз «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Ленинградской области».

Распоряжением администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 07.12.2021 г. №513 оспариваемое распоряжение отменено в соответствии с Областным законом Ленинградской области от 21.11.2021 г. №118-оз «О признании утратившими силу некоторых областных законов». Проверка в отношении ФИО2 не осуществлялась.

Административный истец, ссылаясь на наличия несоответствий действующему законодательству вынесенного распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении плановой выездной проверки на предмет соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, д. <адрес>, уч.», обратился в суд с настоящим иском.

Согласно ч.1 ст. 71 ЗК РФ государственный земельный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (за исключением осуществления государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями), и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным такому органу организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями (далее также - органы государственного земельного надзора).

В силу частей 1, 2 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования. Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.

В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081 "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)" плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год в рамках проведения государственного земельного надзора, подлежат организации и проведению в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Как следует из п. 3 положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1081, государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - органы государственного надзора), их территориальными органами.

В силу ст. 7 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации") действия и решения контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц должны быть законными и обоснованными. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, совершение контрольных (надзорных) действий, принятие решений по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, оценка исполнения решений контрольного (надзорного) органа осуществляются контрольным (надзорным) органом, его должностными лицами в пределах своей компетенции. При организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля не допускаются необоснованное принятие решений контрольным (надзорным) органом и (или) совершение необоснованных действий (бездействия) должностными лицами контрольного (надзорного) органа.

Частью 4 ст. 71 ЗК РФ установлено, что организация и осуществление государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", за исключением государственного земельного надзора, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

Таким образом, при принятии Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении плановой выездной проверки на предмет соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, д. <адрес>, уч.» администрация МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в качестве правовых оснований для проведения проверки должна была руководствоваться положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081 "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)".

В нарушение требований ст. 71 ЗК РФ, в качестве правовых оснований для проведения проверки указан Областной закон Ленинградской области от 01.08.2017 №60-оз «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Ленинградской области» и принятые к нему изменения, не подлежащий применению.

При этом суд не принимает во внимание довод административного ответчика об отмене оспариваемого распоряжения, поскольку на момент обращения ФИО2 в суд с настоящим административным иском (дата поступления иска в суд ДД.ММ.ГГГГ) оспариваемое распоряжение являлось действующим, а потому подлежит проверке на законность и обоснованность.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что вынесенное распоряжение администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 19.10.2021 г. №445 «О проведении плановой выездной проверки на предмет соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, д.<адрес>, уч.» является незаконным, а требования административного истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 150, 218-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования иску ФИО2 к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области о признании незаконным распоряжения – удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении плановой выездной проверки на предмет соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, д.<адрес>, уч.».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.