№ 2а-58/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Селибова А.Ф.,
при секретаре Ведерниковой Т.А.,
с участием представителя административного ответчика
прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского ФИО1,
представителей заинтересованных лиц
Управления архитектуры, градостроительства и
Земельных отношений администрации ПКГО ФИО2,
ООО <данные изъяты>» ФИО11
АО «<данные изъяты>» и
ООО «<данные изъяты>» ФИО12
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Главы Петропавловск-Камчатского городского округа к заместителю прокурора города Петропавловска-Камчатского и прокуроре города Петропавловска-Камчатского о признании незаконным представления заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Глава Петропавловск-Камчатского городского округа обратился в суд с настоящим иском к заместителю прокурора города Петропавловска-Камчатского, ссылаясь не те обстоятельства, что прокуратурой города проведена проверка по обращению и.о. генерального директора АО «<данные изъяты>» ФИО13 по вопросу отказа Управления архитектуры градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа во включении земельного участка с кадастровым номером № в дополнительное соглашение к Соглашению о создании территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка» от 28 сентября 2015 года № 01-13/2015. По итогам проверки заместителем прокурора города Петропавловска-Камчатского 28 июня 2019 года в адрес Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства о территориях опережающего социально-экономического развития № 07/11-704-2019. Согласно Представлению, в нарушение п.п. 3 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ, при наличии основания для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренного п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ, администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Управления земельный участок с кадастровым номером № передан по договору аренды № от 03 июня 2019 года ООО «<данные изъяты>» - лицу, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение данного земельного участка в аренду без проведения торгов ввиду его нахождения в границах территории опережающего социально-экономического развития «<данные изъяты>». Кроме того, ответы Управления от 05 апреля 2019 года исх. № на обращение Агентства приоритетных проектов развития Камчатского края от 06 марта 2019 года вх. № № о согласовании перечня кадастровых номеров земельных участков, в том числе, земельного участка с кадастровым номером №, подлежащих включению в проект дополнительного соглашения к Соглашению, и от 16 мая 2019 года исх. № на обращение АО «<данные изъяты>» от 19 апреля 2019 года исх. № о включении земельного участка с кадастровым номером № в дополнительное соглашение к Соглашению, не соответствуют действующему законодательству РФ. Полагая вынесенное Представление не соответствующим действующему законодательству, административный истец указал, что постановлением градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 15 июля 2005 года № 777 ООО «<данные изъяты>» выдано разрешение на разработку эскиза застройки части центра Северного планировочного района с выделением I очереди - гостиничного комплекса на земельном участке по ул<адрес> (район бывшей вертолетной площадки), в границы которой входил земельный участок с кадастровым номером № В соответствии с данным эскизом застройки были образованы земельные участки под жилую застройку в районе ул. <адрес>. В результате раздела земельного участка с кадастровым номером № площадью 79828 кв.м образованы: земельный участок с кадастровым номером № площадью 2648 кв.м, разрешенное использование: земельные участки автомобильной инфраструктуры (дороги, улицы, проспекты, шоссе, проезды, переулки, мосты, остановки), земельный участок с кадастровым номером № площадью 15856 кв.м, разрешенное использование: земельные участки автомобильной инфраструктуры (дороги, улицы, проспекты, шоссе, проезды, переулки, мосты, остановки), дата постановки земельных участков на государственный кадастровый учет 01 апреля 2013 года. Земельный участок с кадастровым номером № сохранен в измененных границах. Впоследствии, по обращению ООО «<данные изъяты>» от 27 января 2017 года, а также в соответствии с положениями ст.ст. 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в рамках ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» издано постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 14 февраля 2017 года № 231 «О принятии решения о подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории квартала № 1 планировочного подрайона Петропавловск-Камчатского городского округа 3.1.1. - Деловое ядро центра Северного городского планировочного района». Указанной документацией по планировке территории предусматривалось, в том числе, уточнение размещения автомобильной дороги местного значения в границах земельного участка с кадастровым номером № с учетом градостроительных норм и правил. 06 марта 2019 года в адрес Управления поступило обращение Агентства приоритетных проектов развития Камчатского края от 06 марта 2019 года исх. № 39.03-219 о согласовании проекта дополнительного соглашения № 10 к Соглашению с перечнем земельных участков, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка», предполагаемых к включению дополнительное соглашение, в состав которого входил земельный участок кадастровым номером №. Письмом Управления от 05 апреля 2019 года исх. № № заявителю согласовано включение в Перечень ряда земельных участков. В отношении земельного участка с кадастровым номером № заявителю даны пояснения о том, что постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 14 февраля 2017 года № 231 принято решение о подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории квартала № 1 планировочного подрайона Петропавловск-Камчатского городского округа 3.1.1. - Деловое ядро центра Северного городского планировочного района. Подготовленный проект документации по планировке территории в соответствии с ч. 12 ст. 46 ГрК РФ рассмотрен на публичных слушаниях 26 февраля 2019 года. Одновременно заявителю предложено вернуться к рассмотрению вопроса о включении земельного участка с кадастровым номером № в Перечень после утверждения данной документации по планировке территории. 24 апреля 2019 года в Управление поступило обращение АО «<данные изъяты>» от 19 апреля 2019 года исх. № 001-3320 о включении земельного участка с кадастровым номером № в проект дополнительного соглашения № 10 к Соглашению. Письмом Управления от 16 мая 2019 года исх. № со ссылкой на постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 14 февраля 2017 года № 231 заявителю сообщено о проведении мероприятий по регистрации права собственности Петропавловск-Камчатского городского округа в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № (запись государственной регистрации от 24 мая 2019 года) и № (запись государственной регистрации от 24 мая 2019 года), ранее образованных из земельного участка с кадастровым номером №, с целью размещения объектов автомобильной инфраструктуры (дороги, улицы, проспекты, шоссе, проезды, переулки, мосты, остановки). Одновременно заявителю сообщено, что в соответствии с решением Инвестиционного совета в Камчатском крае (протокол от 19 апреля 2019 года № 4) распоряжением Губернатора Камчатского края от 24 апреля 2019 года № 522-р инвестиционный проект «Комплексная инвестиционная застройка квартала № 1 планировочного подрайона 3.1.1 «Деловое ядро центра Северного городского планировочного района» (инициатор инвестиционного проекта ООО «<данные изъяты>») признан масштабным инвестиционным проектом. Кроме того, до заявителя доведена информация о том, что рассмотреть вопрос о включении земельного участка с кадастровым номером № в проект дополнительного соглашения к Соглашению станет возможным после принятия решения по обращению лица, имеющего приоритетное право на получение земельного участка в аренду без проведения торгов. 24 апреля 2019 года в адрес администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ООО «<данные изъяты>» поступило заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду без проведения торгов для реализации масштабного инвестиционного проекта «Комплексная инвестиционная застройка квартала № 1 планировочного подрайона Петропавловск-Камчатского городского округа 3.1.1 «Деловое ядро центра Северного планировочного района». Поскольку на момент рассмотрения данного заявления согласно выписки из ЕГРН от 26 мая 2019 года в отношении земельного участка с кадастровым номером № в графе «Особые отметки» имелась запись о том, что граница земельного участка с кадастровым номером № пересекала границы земельных участков с кадастровыми номерами №, №, в соответствии с положениями п.п. 3 п.5 ст. 39.17, п. 24 ст. 39.16 ЗК РФ, письмом Управления от 22 мая 2019 года исх. № заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Вместе с тем, с учетом наличия решения Инвестиционного совета в Камчатском крае (протокол от 19 апреля 2019 года № 4) и распоряжения Губернатора Камчатского края от 24 апреля 2019 года № 522-р у Управления отсутствовали основания для согласования включения земельного участка с кадастровым номером № в проект дополнительного соглашения к Соглашению. Согласно выписке из ЕГРН от 27 мая 2019 года в отношении земельного участка с кадастровым номером №, в графе «Особые отметки» данные о пересечении границ земельных участков отсутствовали. 28 мая 2019 года в адрес администрации Петропавловск-Камчатского городского округа поступило заявление ООО «<данные изъяты>» о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду без проведения торгов для реализации масштабного инвестиционного проекта «Комплексная инвестиционная застройка квартала № 1 планировочного подрайона Петропавловск-Камчатского городского округа 3.1.1 «Деловое ядро центра Северного планировочного района». Поскольку основания для отказа в предоставлении земельного участка без торгов, установленные положениями ст. 39.16 ЗК РФ отсутствовали, в соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, на основании распоряжения Губернатора Камчатского края от 24 апреля 2019 года № 522-р между администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Управления и ООО «<данные изъяты>» заключен договор аренды № № от 03 июня 2019 года, по условиям которого земельный участок с кадастровым номером № площадью 61324 кв.м, вид разрешенного использования: «земельные участки для временного проживания (за исключением автокемпингов); земельные участки для спортивно-досуговых объектов» предоставлен ООО «<данные изъяты>» на праве аренды для реализации масштабного инвестиционного проекта: «Комплексная инвестиционная застройка квартала № 1 планировочного подрайона Петропавловск-Камчатского городского округа 3.1.1 «Деловое ядро центра Северного планировочного района», срок договора - 10 лет. Данный проект соответствует Генеральному плану Петропавловск-Камчатского городского округа и документации по планировке территории Петропавловск-Камчатского городского округа. Предписание прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского, подлежащее безусловному исполнению фактически вынуждает администрацию ПКГО расторгнуть с ООО «<данные изъяты>» договор аренды в одностороннем порядке при наличии обязательного судебного порядка, что не соответствует действующему законодательству. Данное предписание не может быть исполнено органом местного самоуправления, поскольку оно не основано на законе.
Определением суда от 30 сентября 2019 года года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена прокуратура г. Петропавловска-Камчатского. Определением суда от 21 октября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «<данные изъяты>» и ООО <данные изъяты>
Административный истец Глава Петропавловск-Камчатского городского округа о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, участия в судебном заседании не принимал, представителя не направил.
Представитель административного ответчика прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что имеется вступившее в законную силу решение суда по иску администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, которым представление заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского от 28 июня 2019 года № признано законным. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 10 декабря 2020 года постановление Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 21 июня 2020 года № 1260 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории части квартала № 1 планировочного подрайона Петропавловск-Камчатского городского округа 3.1.1. – Деловое ядро центра Северного городского планировочного района» признано недействующим со дня его принятия.
Административный ответчик заместитель прокурора г. Петропавловска-Камчатского Померанцев В.И. о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, в судебном заседании участия не принимал.
Согласно возражениям на административное исковое заявление заместитель прокурора г. Петропавловска-Камчатского Померанцев В.И. полагал, что представление соответствует закону, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения требований Главы Петропавловск-Камчатского городского округа.
Представитель заинтересованного лица Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала исковые требования подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в рамках рассмотрения дела об оспаривании представления прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского в порядке арбитражного судопроизводства, истцом являлась администрация ПКГО, рассматривались требования о признании представления недействительным, в данном административном деле истцом выступает должностное лицо - Глава Петропавловск-Камчатского городского округа, а заявленные требования о незаконности возложенных органами прокуратуры на должностное лицо обязанностей, как следствие решение Арбитражного суда по делу № не должно иметь преюдициального значение при рассмотрении настоящего дела.
Представитель заинтересованного лица ООО «<данные изъяты>» ФИО15 действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что исковые требования не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что решением арбитражного суда, вступившим в законную силу, оспариваемое представление признано недействительным, как следствие предмет спора по настоящему делу в настоящее время отсутствует.
Представитель заинтересованных лиц АО «<данные изъяты>», ООО <данные изъяты>» ФИО16 действующая на основании доверенностей, в судебном заседании пояснила, что исковые требования не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что решением арбитражного суда, вступившим в законную силу, оспариваемое представление признано недействительным, как следствие предмет спора по настоящему делу в настоящее время отсутствует.
Заинтересованные лица Агентство приоритетных проектов развития Камчатского края, ООО «<данные изъяты>» о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Согласно отзыву на административное исковое заявление Агентство приоритетных проектов развития Камчатского края возражает против удовлетворения административного иска, поскольку у Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении ООО <данные изъяты>» земельного участка с учетом того, что соглашение об осуществлении деятельности резидента ООО «<данные изъяты>» заключения 25 апреля 2019 года, то есть после подачи заявления ООО «<данные изъяты>» на предоставление спорного земельного участка, а также признания инвестиционного проекта ООО «<данные изъяты>» масштабным.
Как следует из отзыва на административное исковое заявление ООО «<данные изъяты>», заинтересованное лицо поддерживает требования, изложенные в административном исковом заявлении, поскольку представление вынесено прокуратурой с нарушением требований действующего законодательства, поскольку прокуратура фактически считает оспоримым зарегистрированное ООО «<данные изъяты>» право на спорный земельный участок по договору аренды от 03 июня 2019 года. Прокуратура не может принудить орган местного самоуправления расторгнуть в одностороннем порядке договор аренды земельного участка.
Руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из представленных суду документов, 28 июня 2019 года заместителем прокурора города Петропавловска-Камчатского вынесено оспариваемое представление №
С настоящим иском административный истец обратился в суд 27 сентября 2019 года, то есть в течение установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока для обращения в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Согласно ст. 21 указанного закона прокурор осуществляет соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Представление прокурора в силу статьи 22 Закона о прокуратуре является формой реагирования прокурора на нарушения органами и должностными лицами требований закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой города Петропавловска-Камчатского проведена проверка по обращению и.о. генерального директора АО «<данные изъяты>» ФИО17 поступившему в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, по вопросу отказа органом местного самоуправления во включении земельного участка с кадастровым номером № в дополнительное соглашение № о создании в Камчатском крае территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка» от 28 сентября 2015 года, по результатам которой первым заместителем прокурора города Петропавловска-Камчатского Померанцевым В.И. 28 июня 2019 года вынесено представление № об устранении нарушений действующего законодательства о территориях опережающего социально-экономического развития.
Не согласившись с данным представлением, административный истец, являясь должностным лицом которому было адресовано представление, обратился с настоящим административным иском в суд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года № 899 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка» на территориях муниципальных образований Елизовское городское поселение, Паратунское сельское поселение, Раздольненское сельское поселение, Николаевское сельское поселение, Новоавачинское сельское поселение, входящих в состав Елизовского муниципального района, и Петропавловск-Камчатский городской округ Камчатского края создана ТОСЭР «Камчатка».
В силу части 5 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года № 899 28 сентября 2015 года между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа, администрацией Елизовского муниципального района Камчатского края, администрацией Елизовского городского поселения, администрацией Раздольненского сельского поселения, администрацией Николаевского сельского поселения, администрацией Новоавачинского сельского поселения и администрацией Паратунского сельского поселения было заключено соглашение № о создании ТОСЭР «Камчатка».
Согласно пункту 1.4 данного соглашения функции по управлению ТОР «Камчатка» осуществляет управляющая компания – АО «<данные изъяты>».
В силу пункта 2.12 соглашения перечень земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на ТОР «Камчатка», и обязательства сторон по образованию земельных участков, расположенных на ТОР «Камчатка», определяются дополнительным соглашением к настоящему соглашению.
На основании пункта 2.4 данного соглашения после заключения дополнительного соглашения, указанного в пункте 2.12 настоящего соглашения, и по мере возникновения потребности управляющей компании Правительство Камчатского края и администрации муниципальных образований осуществляют передачу управляющей компании в собственность или аренду земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории ТОР «Камчатка».
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 28 августа 2015 года № 899 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 декабря 2016 года № 1461) местоположение границ ТОСЭР «Камчатка» определяется по границам кадастровых кварталов и земельных участков с кадастровыми номерами по перечню согласно приложению № 1.
Согласно приложению № 1 к Постановлению Правительства РФ от 28 августа 2015 года № 899 в перечень номеров кадастровых кварталов и кадастровых номеров земельных участков, по границам которых определяется местоположение границ ТОСЭР «Камчатка», с 07 января 2017 года включен, в том числе земельный участок с кадастровым номером №
Письмом от 06 марта 2019 года № 39.03-219 агентство приоритетных проектов развития Камчатского края направило в адрес управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на согласование проект соглашения об определении земельных участков, расположенных на территории ТОСЭР «Камчатка», с приложением к нему перечня земельных участков, находящихся в границах Петропавловск-Камчатского городского округа, расположенных на территории ТОСЭР «Камчатка», включающего земельный участок с кадастровым номером №
Рассмотрев данное обращение Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа направило 05 апреля 2019 года направило письмо №, в котором сообщило, что в отношении земельного участка с кадастровым номером № постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 14 февраля 2017 года № 231 принято решение о подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории, в связи с чем предложено вернуться к рассмотрению вопроса о включении данного земельного участка в перечень после утверждения документации по планировке территории.
19 апреля 2019 года АО «Корпорация развития Дальнего Востока» обратилось в администрацию ПКГО с заявлением № 001-3320 о включении земельного участка с кадастровым номером № в проект дополнительного соглашения в целях осуществления деятельности на территории ТОСЭР «Камчатка» и реализации проекта резидента ООО «<данные изъяты>» по строительству спортивного комплекса на земельном участке №
Рассмотрев данное заявление, администрация ПКГО письмом от 16 мая 2019 года № уведомила управляющую компанию о невозможности рассмотрения вопроса о включении испрашиваемого земельного участка в проект дополнительного соглашения к соглашению о создании ТОСЭР «Камчатка» до принятия решения по обращению лица, имеющего приоритетное право на получение земельного участка в аренду без проведения торгов, а именно инициатора инвестиционного проекта «Комплексная инвестиционная застройка квартала № 1 планировочного подрайона 3.1.1 «Деловое ядро центра Северного городского планировочного района» ООО «<данные изъяты>».
Постановлением градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 15 июля 2005 года № 777 ООО «<данные изъяты>» разрешена разработка эскиза застройки центра Северного городского планировочного района с выделением 1 очереди – гостиничного комплекса на земельном участке площадью 18, 00га по <адрес> (район бывшей вертолетной площадки). Утвержден акт выбора земельного участкам. Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Петропавловска-Камчатского постановлено оформить границы земельного участка под проектирование на современной топосъемке М 1:500 и выдать архитектурно-планировочное задание на проектирование.
14 февраля 2017 года администрацией ПКГО принято решение о подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории квартала № 1 планировочного подрайона Петропавловск-Камчатского городского округа 3.1.1. – Деловое ядро центра северного городского планировочного района.
24 апреля 2019 года ООО «<данные изъяты>» обратилось к Главе Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду сроком на 10 лет.
25 апреля 2019 года между АО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» заключено соглашение № об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.
Рассмотрев данное заявление 22 мая 2019 года Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации ПКГО отказало в предоставлении земельного участка, поскольку границы испрашиваемого земельного участка, пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами №
26 мая 2019 года ООО «№» повторно обратилось к Главе Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду сроком на 10 лет.
03 июня 2019 года между администрацией ПКГО и ООО «<данные изъяты>» был заключен договор аренды № 73/19 земельного участка общей площадью 6,1324 га с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> вид разрешенного использования: земельные участки объектов для временного проживания (за исключением автокемпингов); земельные участки для спортивных досуговых объектов; целевое назначение: для реализации масштабного инвестиционного проекта, срок аренды: 10 лет.
Правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях определяет Закон № 473-ФЗ.
В силу пункта 3 статьи 2 Закона № 473-ФЗ ТОСЭР как часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 473-ФЗ территория опережающего социально-экономического развития создается на семьдесят лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа.
Согласно части 2 статьи 3 Закона № 473-ФЗ решение Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего социально-экономического развития принимается в форме постановления, которое предусматривает, в том числе описание местоположения границ территории опережающего социально-экономического развития.
Как установлено частью 5 статьи 3 Закона № 473-ФЗ в течение тридцати дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения, указанного в части 2 настоящей статьи, уполномоченный федеральный орган, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которых создается территория опережающего социально-экономического развития, заключают соглашение о создании территории опережающего социально-экономического развития, которым, помимо прочего, устанавливается перечень расположенных на территории опережающего социально-экономического развития земельных участков (пункт 7).
Постановлением Пятого арбитражного суда апелляционной инстанции от 26 марта 2020 года по делу № в удовлетворении требований Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании недействительным представления прокуратуры города Петропавловска-Камчатского от 28 июня 2019 года № отказано.
Как следует из оспариваемого представления от 28 июня 2019 года №, основанием для его вынесения послужили установленные в ходе проведения проверки обстоятельства неправомерного невключения земельного участка с кадастровым номером № в дополнительное соглашение к соглашению о ТОСЭР «Камчатка» от 28 сентября 2015 года и незаконной передачи этого земельного участка ООО «<данные изъяты>», не являющемуся резидентом ТОСЭР «Камчатка», в аренду без торгов в нарушение требований земельного законодательства.
На основании части 5 статьи 3 Закона № 473-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 28 августа 2015 года № 899 между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа, администрацией Елизовского муниципального района Камчатского края, администрацией Елизовского городского поселения, администрацией Раздольненского сельского поселения, администрацией Николаевского сельского поселения, администрацией Новоавачинского сельского поселения и администрацией Паратунского сельского поселения 28 сентября 2015 года было заключено соглашение № о создании ТОСЭР «Камчатка», согласно пункту 2.12 которого перечень земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на ТОР «Камчатка», и обязательства сторон по образованию земельных участков, расположенных на ТОР «Камчатка», определяются дополнительным соглашением к данному соглашению.
Согласно приложению № 1 к Постановлению Правительства РФ от 28 августа 2015 года № 899 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 года № 1461) в перечень номеров кадастровых кварталов и кадастровых номеров земельных участков, по границам которых определяется местоположение границ ТОСЭР «Камчатка», с 07 января 2017 года включен, в том числе спорный земельный участок с кадастровым номером №
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером № находится в границах ТОСЭР «Камчатка» и является ее составной частью, что не оспаривалось сторонами при рассмотрении настоящего дела.
Включение земельного участка в дополнительное соглашение к соглашению о создании ТОСЭР является технической процедурой, обеспечивающей создание правовых оснований для последующей передачи управляющей компании на праве собственности или аренды земельного участка в целях его дальнейшей передачи АО «Корпорация развития Дальнего Востока» резиденту ТОСЭР.
Таким образом, из буквального содержания положений части 5 статьи 3 Закона № 473-ФЗ и пункта 2.12 соглашения о создании ТОСЭР «Камчатка» от 28 сентября 2015 года следует, что единственным условием для включения земельного участка в дополнительное соглашение к соглашению является расположение земельного участка в границах ТОСЭР «Камчатка».
В соответствии с условиями соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития управляющей компании в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, передаются на праве собственности или аренды земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на территории опережающего социально-экономического развития.
Распоряжение такими земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями, а также объектами инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития осуществляется управляющей компанией в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 9 Закона № 473-ФЗ).
При этом пунктом 2.4 соглашения о создании ТОСЭР «Камчатка» от 28 сентября 2015 года предусмотрено, что после заключения дополнительного соглашения, указанного в пункте 2.12 настоящего соглашения, и по мере возникновения потребности управляющей компании Правительство Камчатского края и администрации муниципальных образований осуществляют передачу управляющей компании в собственность или аренду земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории ТОСЭР «Камчатка».
Соответственно, включение земельного участка в дополнительное соглашение к соглашению о создании ТОСЭР «Камчатка» от 28 сентября 2015 года никоим образом не влияет на правовой режим земельного участка, поскольку статус ТОСЭР возникает с момента включения земельного участка в границы ТОСЭР, а не с момента включения его в соглашение.
Отнесение части территории субъекта РФ к территории ТОСЭР не поставлено в зависимость от наличия (отсутствия) земельного участка в соглашении о создании ТОСЭР, а также волеизъявления органа местного самоуправления, поскольку принятие решений о создании ТОСЭР, установлении и изменении ее границ Законом № 473-ФЗ отнесено к исключительной компетенции Правительства РФ.
Таким образом, установление перечня земельных участков в соглашении о создании ТОСЭР необходимо для детализации и конкретизации решения Правительства РФ о создании ТОСЭР.
Учитывая, что на момент обращений агентства приоритетных проектов развития Камчатского края и АО «<данные изъяты>» в администрацию ПКГО с заявлениями от 06 марта 2019 года № и от 19 апреля 2019 года № 001-3320 о включении земельного участка с кадастровым номером № в проект дополнительного соглашения к соглашению о создании ТОСЭР «Камчатка» от 28 сентября 2015 года, указанный земельный участок был включен в перечень номеров кадастровых кварталов и кадастровых номеров земельных участков, по границам которых определяется местоположение границ ТОСЭР «Камчатка» (приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 28 августа 2015 года № 899), вывод прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского об отсутствии препятствий для включения земельного участка с кадастровым номером № в дополнительное соглашение к соглашению о создании ТОСЭР «Камчатка» от 28 сентября 2015 года является обоснованным.
Как следует из текста оспариваемого представления, вывод о нарушении органом местного самоуправления положений подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17, пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ при передаче спорного земельного участка в аренду без торгов ООО «<данные изъяты>», прокуратура мотивирует допущенными администрацией нарушениями, в том числе при подготовке и направлении в Агентство инвестиций и предпринимательства в Камчатском крае заключения в соответствии с частями 5-8 Порядка признания инвестиционного проекта масштабным инвестиционным проектом в Камчатском крае, утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края от 31 августа 2015 года №312-П (далее – Порядок № 312-П), содержащего выводы о возможности предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов в целях реализации масштабного инвестиционного проекта.
Перечень случаев заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, определен пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ и включает в себя, в том числе, предоставление земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации (подпункт 3).
Согласно положениям статьи 4 Закона Камчатского края от 30 июля 2015 года № 662 «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых на территории Камчатского края предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов» (далее – Закон № 662) масштабный инвестиционный проект для предоставления земельного участка в аренду юридическому лицу без проведения торгов в целях реализации этого проекта должен одновременно соответствовать следующим критериям: соответствие приоритетам, целям и задачам, определенным в документах стратегического планирования Камчатского края, в документах стратегического планирования муниципального образования в Камчатском крае, на территории которого планируется осуществить реализацию этого проекта; согласованность с документами территориального планирования регионального или муниципального уровня и (или) документацией по планировке территории; наличие объема инвестиций не менее значений, установленных в данном пункте для определенных видов экономической (иной) деятельности в зависимости от территории муниципального образования, на которой планируется реализация инвестиционного объекта.
Пунктом 5 Порядка № 312-П установлено, что орган местного самоуправления, на территории которого планируется осуществить реализацию инвестиционного проекта, в течение 15 рабочих дней со дня поступления документов в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 3 или подпунктом «б» пункта 2 части 4 указанного Порядка подготавливает заключение, содержащее следующие выводы: о соответствии инвестиционного проекта приоритетам, целям и задачам, определенным в документах стратегического планирования и (или) программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования в Камчатском крае, на территории которого планируется осуществить реализацию данного проекта; о согласованности инвестиционного проекта с документами территориального планирования муниципального уровня и документацией по планировке территории (в случае, если в отношении территории, в границах которой расположен земельный участок, утверждена документация по планировке территории); о возможности предоставления земельного участка, указанного в заявлении, в аренду без проведения торгов в целях реализации масштабного инвестиционного проекта.
Учитывая, что статус масштабного инвестиционного проекта присваивается исключительно в целях последующего предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, согласованность с документами территориального планирования регионального или муниципального уровня и (или) документацией по планировке территории является одним из наиболее значимых критериев.
Согласно представленным материалам, в результате рассмотрения инвестиционного проекта «Комплексная инвестиционная застройка квартала № 1 планировочного подрайона Петропавловск-Камчатского городского округа 3.1.1 – Деловое ядро центра Северного городского планировочного района», реализация которого планировалась ООО «<данные изъяты>» на земельном участке с кадастровым номером №, администрация Петропавловск-Камчатского городского округа подготовила положительное заключение от 16 апреля 2019 года №, в котором указала на соответствие проекта документам территориального планирования Петропавловск-Камчатского городского округа.
Указанное заключение послужило основанием для принятия инвестиционным советом решения, содержащегося в протоколе от 19 апреля 2019 года № 4 об установлении соответствия инвестиционного проекта критериям масштабного инвестиционного проекта, в соответствии с которым распоряжением Губернатора Камчатского края от 24 апреля 2019 года №522-р инвестиционный проект, инициатором которого выступило ООО <данные изъяты>», был признан масштабным инвестиционным проектом.
В дальнейшем на основании данного распоряжения и в соответствии с п.п. 3 п. 2 статьи 39.6 ЗК РФ между администрацией и ООО «<данные изъяты>» был заключен договор аренды от 03 июня 2019 года № 73/19 земельного участка с кадастровым номером №
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 10 декабря 2020 года постановление Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 21 июня 2020 года № 1260 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории части квартала № 1 планировочного подрайона Петропавловск-Камчатского городского округа 3.1.1. – Деловое ядро центра Северного городского планировочного района» признано недействующим со дня его принятия.
Проект планировки территории и проект межевания территории части квартала №1 планировочного подрайона Петропавловск-Камчатского городского округа 3.1.1 – Деловое ядро центра Северного городского планировочного района, в границах которой расположен спорный земельный участок, был утвержден постановлением администрации от 21 июня 2019 года №1260, которое признано недействительным, то есть после принятия уполномоченными органами соответствующих распорядительных актов и документов, на основании которых инвестиционный проект общества был признан масштабным, и заключения договора аренды земельного участка.
При указанных обстоятельствах, в отсутствие утвержденного проекта планировки территории и проекта межевания территории у органа местного самоуправления отсутствовала объективная возможность оценить инвестиционный проект на соответствие документам территориального планирования городского округа, равно как и сделать вывод о том, что проект сопоставляется с данными документами.
Вместе с тем, ни заключение администрации от 16 апреля 2019 года №, ни решение инвестиционного совета, содержащееся в протоколе от 19 апреля 2019 года № 4, ни распоряжение Губернатора Камчатского края от 24 апреля 2019 года № 522-р не были оспорены либо отменены, недействительными не признавались, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем, суд не усматривает, что выводы прокуратуры о незаконной передаче спорного земельного участка в аренду ООО «<данные изъяты>» нарушают права и законные интересы органа местного самоуправления в сфере экономической деятельности, поскольку спорный земельный участок уже передан в аренду ООО «<данные изъяты>», договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке и может быть оспорен, и признан незаконным, только в судебном порядке.
Представление прокурора не имеет абсолютный характер и не обладает силой принудительного исполнения, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы, должностных лиц устранить нарушения закона прежде всего в добровольном порядке, то есть выполняет функцию по профилактике нарушений законодательства в области ТОСЭР.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Главы Петропавловск-Камчатского городского округа к заместителю прокурора города Петропавловска-Камчатского Померанцеву В.И. и прокуроре города Петропавловска-Камчатского о признании незаконным представления заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского от 28 июня 2019 года №, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено судом 12 февраля 2021 года.
Председательствующий А.Ф. Селибов
Копия верна
Судья А.Ф. Селибов
Уникальный идентификатор дела 41RS0001-01-2019-012345-58