Дело №2а-390/2018
Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
24 мая 2018 года п. Шимск
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Буренковой О.Б.,
с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, действующего на основании доверенности <адрес>4 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика - ГОКУ «Шимское лесничество» ФИО3, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области ФИО4, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Кузьмине Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению ФИО1 к государственному областному казенному учреждению «Шимское лесничество» о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении древесины для собственных нужд и обязании к заключению договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным приказ ГОКУ «Шимское лесничество» №197-ОС от 04 апреля 2018 года об отказе в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в количестве до 100 куб. м и обязании заключить вышеуказанный договор. В обоснование требований указано, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; 22 марта 2018 года им получено разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке. При обращении в ГОКУ «Шимское лесничество» через портал оказания государственных услуг ему было отказано в заключении договора купли-продажи лесных насаждений, поскольку обратился с заявлением не по месту своего жительства. Полагает, что приказ ГОКУ «Шимское лесничество» от 04 апреля 2018 года является незаконным и необоснованным, поскольку действующее законодательство не предусматривает такого основания для отказа в заключении договора купли-продажи лесных насаждений как обращение не по месту жительства, в связи с чем нарушены его права, предусмотренные Конституцией РФ на приобретение в собственность лесных насаждений.
На основании определения Солецкого районного суда Новгородской области от 04 мая 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечено Министерство природных ресурсов, лесных насаждений и экологии Новгородской области.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о рассмотрении извещен надлежащим образом, согласно телефонограмме просил о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя ФИО2
Представитель административного истца ФИО1 в судебное заседание не явился, о рассмотрении извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении в его отсутствие.
Из объяснений представителя административного истца ФИО2 в судебном заседании 18 мая 2018 года следует, что заявленные исковые требования поддерживает в части признания незаконным приказа ГОКУ «Шимское лесничество» №197-ОС от 04 апреля 2018 года об отказе в предоставлении древесины для собственных нужд, по доводам изложенным в административном исковом заявлении, требование об обязании административного ответчика в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд исключает. Пояснил, что его доверитель обратился с заявлением о предоставлении ему древесины для строительства жилого дома на территории Батецкого района Новгородской области через портал оказания государственных услуг, регистрации по месту жительства на территории Новгородской области не имеет, зарегистрирован и фактически проживает в <адрес>. С заявлением об оспаривании положений Областного закона Новгородской области №184-ОЗ от 27 ноября 2017 года «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд и ставках платы для граждан по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд» не обращался.
Представитель административного ответчика ГОКУ «Шимское лесничество» ФИО3 в судебном заседании заявленные требования ФИО1 не признала, пояснила, что 26 марта 2018 года ФИО1 обратился с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений через Портал государственных и муниципальных услуг Новгородской области. По результатам рассмотрения заявления ФИО1 было принято решение об отказе в предоставлении древесины для собственных нужд, поскольку на основании положений Областного закона Новгородской области №184-ОЗ от 27 ноября 2017 года «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд и ставках платы для граждан по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд» гражданин для заключения вышеуказанного договора должен обратиться с заявлением по месту своего жительства. Возможность возвращения заявления либо отказа в его принятии областным законом и временным регламентом не предусмотрена, а потому было принято решение об отказе в заключении договора, так как ФИО1 был нарушен установленный законом порядок обращения с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика - Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области ФИО5 в судебном заседании полагала, что оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется, поскольку ФИО1 нарушен установленным областным законом порядок обращения с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. В силу требований областного закона заявление о предоставлении лесных насаждений для собственных нужд подается лицом по месту своего жительства, однако административный истец места жительства либо места пребывания на территории Новгородской области не имеет. Учитывая нормы областного закона, регламентирующего порядок приобретения лесных насаждений для собственных нужд, жители Новгородской области наделяются приоритетным правом на приобретение лесных насаждений в собственность на территории Новгородской области. Кроме того, права и законные интересы административного истца не нарушены, поскольку он не лишен возможности реализовать право на заключение договора купли-продажи путем обращения в лесничество по месту своего жительства.
Согласно ч. 7 ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с положениями ст. 30 Лесного кодекса РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд; граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (части 1 и 4).
Как установлено в судебном заседании, 26 марта 2018 года ФИО1 обратился в ГОКУ «Шимское лесничество» через единый портал государственных услуг с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд для строительства жилого дома в <адрес> Батецкого района Новгородской области. В поданном ФИО1 заявлении указаны: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства и места регистрации заявителя; наименование лесничества, где заявитель желает приобрести лесные насаждения, - Шимское (Озеревское) и муниципальный район - Батецкий муниципальный район; количество древесины до 100 куб. м; цель - для возведения строения - жилого дома в <адрес> Батецкого района Новгородской области. К заявлению приложено разрешение на строительство жилого дома и выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, подтверждающая право собственности ФИО1 на земельный участок.
На основании приказа директора ГОКУ «Шимское лесничество» №197-ОС от 04 апреля 2018 года ФИО1 отказано в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для возведения строения в количестве 100 куб.м, в связи с тем, что заинтересованный в заключении договора купли-продажи лесных насаждений гражданин обратился с заявлением не по месту своего жительства со ссылкой на ч. 1 ст. 4 Областного закона Новгородской области №184-ОЗ от 27 ноября 2017 года «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд и ставках платы для граждан по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд».
Согласно ч. 5 ст. 30 Лесного кодекса РФ порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 77 Лесного кодекса РФ граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке установленном органом государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях реализации положений Лесного кодекса РФ принят Областной закон Новгородской области №184-ОЗ от 27 ноября 2017 года «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд и ставках платы для граждан по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд», который устанавливает порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Новгородской области, ставки платы для граждан по договору купли-продажи лесных насаждений на территории Новгородской области.
В силу положений ст. 4 указанного Областного закона, заинтересованный в заключении договора купли-продажи лесных насаждений гражданин лично через своего представителя, действующего на основании доверенности, выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, подает в лесничество либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» http://www.gosuslugi.ru, региональной государственной информационной системы «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Новгородской области» http://uslugi.novreg.ru по месту жительства заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с разъяснениями Новгородской областной Думы от 28 апреля 2018 года №ОД-774-И усматривается, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 Областного закона №184-ОЗ от 27 ноября 2017 года заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений подается гражданином либо его представителем в лесничество либо через многофункциональный центр либо с использованием федеральной государственной информационной системы по месту жительства. Понятие «место жительство» используется в Областном законе в значении, соответствующем ст. 2 Закона Российской Федерации №5242-1 от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства пределах Российской Федерации», согласно которой место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства; регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства. Норма ч. 1 ст. 4 указанного Областного закона определена в соответствии с положениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в определении №8-О от 16 января 2018 года, определяя в рамках предоставленных полномочий нормативы и порядок заготовки гражданами древесины для собственных нужд, должны принимать во внимание состояние лесных насаждений на конкретных территориях и одновременно решать социальные задачи по созданию для граждан, проживающих на этих территориях, достойных условия проживания, включая удовлетворение их потребностей в древесине для индивидуального жилищного строительства.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации №8-О от 16 января 2018 года усматривается, что осуществление правового регулирования в области установления нормативов и порядка заготовки гражданами древесины для собственных нужд предполагает право субъектов Российской Федерации, соотнося потребности граждан в заготовке древесины и объемы лесных насаждений, необходимые для удовлетворения этих потребностей без ущерба для сохранности лесов и экологического благополучия, и основываясь на принципах правового социального государства, справедливости и равенства, определять соответствующие приоритеты, в том числе устанавливать очередность (иной порядок) удовлетворения потребности граждан в древесине для индивидуального жилищного строительства.
Положения ч. 1 ст. 4 указанного Областного закона Новгородской области не признавались противоречащими Конституции Российской Федерации либо иным федеральным законам, являются действующими в имеющейся редакции.
Из системного толкования норм Областного закона №184-ОЗ от 27 ноября 2017 года, суд полагает, что указанный областной закон предусматривает порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений с лицами, проживающими на территории Новгородской области, распространяет свое действие на граждан, проживающих на территории Новгородской области и устанавливая приоритет граждан, проживающих на территории Новгородской области, перед иными лицами.
Как следует из представленных письменных материалов дела, административный истец зарегистрирован и фактически проживает в <адрес>, сведений о регистрации по месту пребывания на территории Новгородской области, в том числе Батецкого муниципального района, не предоставлено. Данные обстоятельства подтверждаются заявлением ФИО1 поданным в ГОКУ «Шимское лесничество», копией паспорта заявителя, а также не оспаривалось и представителем административного истца в судебном заседании, пояснившего, что его доверитель зарегистрирован и фактически проживает в <адрес>, регистрации по месту пребывания на территории Новгородской области не имеет.
Учитывая данные обстоятельства, суд полагает, что административным истцом нарушен установленный Областным законом порядок обращения с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
По смыслу указанного выше Областного закона, положений ст. 40 Конституции Российской Федерации приоритетным правом на приобретение древесины на территории Новгородской области наделены жители Новгородской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Областного закона Новгородской области №184-ОЗ от 27 ноября 2017 года по результатам рассмотрения заявления лесничество принимает решение о подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений либо об отказе в предоставлении древесины для собственных нужд. Законом не предусмотрено право органа возвратить либо отказать в принятии заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений, поступившего в его адрес.
Основания для отказа в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд закреплены в ч. 2 ст. 5 Областного закона Новгородской области №184-ОЗ от 27 ноября 2017 года. К ним относятся: отсутствие в заявлении о заключении договора купли-продажи лесных насаждений или не в полном объеме сведений, установленных ч. 1 ст. 4 областного закона; отсутствие документов, указанных в ч. 3 ст. 4 областного закона; превышение заявленного объема заготовки древесины по отношению к нормативам заготовки древесины гражданами для собственных нужд, указанных в ст. 8 областного закона; отсутствие в указанном гражданином муниципальном районе лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленного объема древесины, из имеющихся в лесничестве отведенных для рубок в текущем году лесных участков, предназначенных для заготовки древесины для собственных нужд граждан; наличие в заявлении о заключении договора купли-продажи лесных насаждений цели использования испрашиваемой древесины, не соответствующей ст. 2 областного закона; обращение с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений гражданина, которому ранее отпускалась древесина для собственных нужд, до истечения периодичности предоставления гражданину древесины, установленной ст. 8 областного закона, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 6 и 7 ч. 3 ст. 4 областного закона.
Аналогичные положения содержатся и во Временном административном регламенте предоставления государственной услуги по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденном Указом Губернатора Новгородской области №172 от 31 мая 2012 года.
Так, согласно п. 2.3 Временного административного регламента предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд либо мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги, принятие иного решения, в том числе, о возврате заявления либо отказе в его принятия не предусмотрено.
Указанные выше положения Областного закона и Временного регламента исключают для административного ответчика принятия иного решения, чем отказ в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, в связи с чем доводы представителя административного истца судом не могут быть приняты во внимание.
Кроме того, судом учитывается, что в соответствии с требованиями ст. 1 Областного закона Новгородской области №184-ОЗ от 27 ноября 2017 года предусмотрено право граждан на заготовку древесины для собственных нужд для строительства жилого дома на земельном участке однократно.
В заявлении о заключении договора купли-продажи лесных насаждений наряду с данными о заявителе подлежат указанию фамилии, имена, отчества членов семьи, их место жительство, данные документов, удостоверяющих личность членов семьи заявителя, поскольку ст. 8 указанного Областного закона предусмотрен объем древесины для целей возведения строений однократно на семью (супругов, родителей, детей, совместно проживающих) или одиноко проживающего гражданина 100 куб. м.
Однако, ФИО1, в нарушение требований ст. 4 Областного закона Новгородской области №184-ОЗ от 27 ноября 2017 года, не указал в заявлении сведения о наличии или отсутствии у него членов семьи, а при наличии таковых - необходимые данные о них.
Таким образом, обращение ФИО1 с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений не по месту жительства, а по месту нахождения земельного участка, приобретенного в собственность, лишает административного ответчика возможности установить отпускалась ли ему либо членам его семьи древесина для собственных нужд с целью строительства жилого дома, принять обоснованное решение по существу обращения.
Из письменных материалов дела следует, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом и уполномоченным лицом, в пределах представленных полномочий, (директором ГОКУ «Шимское лесничество»), с соблюдением установленного законом срока. По форме и содержанию оспариваемое решение соответствует предъявляемым к нему требованиям.
Таким образом, несмотря на отсутствие такого основания для отказа в заключении договора купли-продажи лесных насаждений, как подача заявления не по месту жительства, учитывая отсутствие возможности у полномочного органам принять иное решение по заявлению, кроме как об его удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении, нарушение административным истцом установленного законом порядке обращения с заявлением, принятие оспариваемого решения уполномоченным органом и лицом, суд полагает, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.
Права и законные интересы административного истца в данном случае не нарушаются, поскольку он не лишен возможности реализовать свои права иным образом, в том числе путем обращения с соответствующим заявлением по месту своего жительства.
С учетом изложенного, судом не усматривается основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к государственному областному казенному учреждению «Шимское лесничество» о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении древесины для собственных нужд и обязании к заключению договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд - отказать.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Солецкий районный суд Новгородской области.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, право на ознакомление с мотивированной частью решения с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья - О.Б. Буренкова
Мотивировочное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.