Дело № 2а-390/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2018 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Артюховой Э.В.,
при секретаре Ковалевой Е.И.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного истца ФИО2,
представителя Брянской городской администрации по доверенности
ФИО3
представителя Управления Росреестра по Брянской области по
доверенности ФИО4,
представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области по
доверенности ФИО5,
представителя Управления имущественных и земельных отношений
Брянской городской администрации по доверенности ФИО6,
Представителя Управления по строительству и развитию территории г.
Брянска по доверенности ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Брянской городской администрации, Управлению Росреестра по Брянской области об оспаривании постановлений и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Брянской городской администрацией 26.10.2017 г. было вынесено постановление № 3745-П об изъятии принадлежащего ФИО1 земельного участка и объектов недвижимого имущества, находящихся на этом земельном участке, расположенном <адрес>, для муниципальных нужд г. Брянска. Изъятие земельного участка площадью 221 кв.м., согласно данного постановления, производится из земельного участка площадью 1470 кв.м с кадастровым №....
Земельный участок кадастровым №... в апреле 2014 года был разделен на два земельных участка площадью 1218 кв.м, кадастровый №... и площадью 249 кв.м, кадастровый №....
В виду того, что в чертежах проекта межевания согласно территории под реконструкцию - расширение автодороги на участке от места пересечения ул. Объездной с ул. Городищенской до места пересечения ул. Бежицкой и переулка Бежицкого указаны две красные линии, одна из которых проходит по земельному участку ФИО1, который не подлежит изъятию, становится неясным статус земельного участка расположенного между ними, его принадлежность к муниципальной собственности либо к собственности ФИО1, а так же возможность его использования.
С учетом данного обстоятельства линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений в проекте планировки, и, следовательно, в проекте межевания, должны находится на расстоянии пяти метров от красных линий в сторону соответствующей застройки, что приводит к дополнительному ограничению прав ФИО1 на использование им земельного участка, находящего в его собственности, фактически зона свободного использования земельного участка уменьшается на пять метров.
На основании изложенного, а так же с учетом уточнений исковых требований, ФИО1 просил суд:
1. Признать постановление № 3745-П от 26.10.2017 года «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества, находящегося на нём, расположенного <адрес>, для муниципальных нужд г. Брянска» незаконным и не действующим с момента его принятия в части п. 1 приложения об изъятии у ФИО1 221 кв.м, из земельного участка с кадастровым №... общей площадью 1 470 кв.м.,
2. Признать постановление № 2461-П от 18.07.2016 года «Об утверждении проекта межевания магистрали городского значения, соединяющей Советский и Бежицкий районы города Брянска на участке от места пересечения улицы Объездной с улицей Городищенской до места пересечения улицы Бежицкой с переулком Бежицким» незаконным и не действующим с момента его принятия в части графического изображения двух красных линий, в том числе сплошной красной линии от н-173 до н-180 в границах земельного участка с кадастровым №... и пунктирной красной линии в границах земельного участка с кадастровым №... (лист 2 приложения);
3. Признать постановление № 2461-П от 18.07.2016 года «Об утверждении проекта межевания магистрали городского значения, соединяющей Советский и Бежицкий районы города Брянска на участке от места пересечения улицы Объездной с улицей Городищенской до места пересечения улицы Бежицкой с переулком Бежицким» незаконным и не действующим с момента его принятия в части отсутствия в графического описания границ зон с особыми условиями использования территорий в границах земельного участка с кадастровым №... (№...);
4. Признать незаконными действия административного ответчика Управления Росреестра по Брянской области по исключению из ЕГРН сведений о земельных участках с кадастровыми №... площадью 249 кв.м, и №... площадью 1 221 кв.м.;
5. Обязать административного ответчика Управление Росреестра по Брянской области устранить нарушение законных прав истца путем восстановления в ЕГРН сведений о земельных участках с кадастровыми №... площадью 249 кв.м, и №... площадью 1 221 кв.м, и исключения из ЕГРН сведений о земельных участках с кадастровыми №... и №....
Определением суда от 04.12.2017 г. в качестве заинтересованных лиц по делу были привлечены: Управление по строительству и развитию территории г. Брянска, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, МКУ «ЖКХ» г. Брянск, ГУП «Брянскоблтехинвентаризация».
Определением суда от 10.01.2018 г. в качестве соответчика по делу было привлечено Управление Росреестра по Брянской области.
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал уточненные требования, просил суд иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании поддержал позицию его доверителя.
Представитель административного ответчика Брянской городской администрации по доверенности ФИО3, представитель административного ответчика Управления Росреестра по Брянской области по доверенности ФИО4, представитель Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации по доверенности ФИО6, представитель Управления по строительству и развитию территории г. Брянска по доверенности ФИО7, представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражали против удовлетворения требований административного истца, полагая их необоснованными, не подтверждающими нарушенного права истца. Кроме того, представители указалии на пропуск срока исковой давности.
Представители заинтересованных лиц МКУ «ЖКХ» г. Брянск, ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» в судебное заседание не явились, о дате и месте проведения судебного заседания извещались надлежащим образом. Представитель МКУ «ЖКХ» г. Брянск направил в адрес суда письменное ходатайство о невозможности явки в судебное заседание.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, а так же с согласия лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения указанного дела, без участия неявившихся лиц.
Суд, выслушав лиц участвующих при рассмотрении дела, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН ) земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования здания, общая площадь 1470 кв.м., кадастровый №..., расположенный <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО1.
Кроме того, ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом, назначение: жилое, 3 - этажный, общая площадь 550,5 кв.м, инв.№..., лит. Б, кадастровый №..., по <адрес>, а также здание, назначение: нежилое, 1 - этажный, мансардный, общая площадь 200,80 кв.м, инв.№..., лит. А,А1, кад.№..., по <адрес>.
В ЕГРН внесены сведения об изъятии объекта недвижимости для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Брянской городской администрации от 26.10.2017 №3745-п, Приложения к данному постановлению.
Согласно постановления Брянской городской администрации за № 2461-П от 18.07.2016 года утвержден Проект межевания магистрали городского значения, соединяющей Советский и Бежицкий районы города Брянска на участке от места пересечения улицы Объездной с улицей Городищенской до места пересечения улицы Бежицкой с переулком Бежицким.
Постановлением Брянской городской администрации за № 3745-П от 26.10.2017 года «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества, находящегося на нём, расположенного <адрес>, для муниципальных нужд г. Брянска» утвержден «Перечень земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на них, подлежащих изъятию для муниципальных нужд».
Так в пункте 1 приложения к постановлению Брянской городской администрации за № 3745-П от 26.10.2017 года указано об изъятии у ФИО1 земельного участка площадью 221 кв.м, из земельного участка с кадастровым №... общей площадью 1 470 кв.м.
В приложении к постановлению Брянской городской администрации № 2461-П от 18.07.2016 года имеется утвержденный проект межевания, который содержит графическое описание земельного участка с кадастровым №... общей площадью 1 470 кв.м., разделённый на два земельных участка с кадастровыми №..., площадью 249 кв.м, и с кадастровыми №..., площадью 1 221 кв.м.
Согласно графического изображения земельного участка имеется сплошная красная линия от точки н- 173 до точки н-180 в границах земельного участка с кадастровым №... и пунктирная красная линия в границах земельного участка с кадастровым №....
Согласно описания условных обозначений, размещенных на проекте в части сплошной линии красного цвета указано – «Красная линия утвержденная в составе проекта планировки». В части штрих - пунктирной линии красного цвета так же указано – «Красная линия утвержденная в составе проекта планировки».
Вместе с тем, согласно письма ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» от 18.01.2018г. кадастрового инженера Управлению имущественных и земельных отношений г.Брянска, при подготовке графической части в описании условных обозначений была допущена техническая описка. Разными типами линий приведено одно условное обозначение «Красная линия, утвержденная в составе проекта планировки». Условные обозначения следует читать как: сплошная линия красного цвета – «Красная линия утвержденная в составе проекта планировки», штрих - пунктирной линии красного цвета – «Линия отступа от красной линии утвержденной в составе проекта планировки».
Как следует из сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) земельные участки с кадастровыми №..., №... по <адрес> были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым №... и поставлены на кадастровый учет 15.04.2014г. со статусом «временные».
07.09.2017г. на основании заявления №... о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости от 01.09.2017, представленного представителем Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, земельные участки с кадастровыми №..., №..., имеющие статус «временные», были сняты с кадастрового учета.
В последствие, по результату обращения 02.11.2017г. с заявлением в Управление Росреестра по Брянской области представителя Муниципального образования город Брянск, с целью осуществления учетных действий в отношении заявленного земельного участка, в ЕГРН были размещены сведения об образуемых земельных участках с кадастровыми №..., площадью 221 кв. м. и №..., площадью 1247 кв. м., расположенных <адрес>, вид разрешенного использования - «мастерские общественного назначения во встроенных и пристроенных к дому помещениях на придомовых участках, связанные с индивидуальной деятельностью владельца» из участка с кадастровым №....
ФИО1 полагает, что его право было нарушено установлением двух красных линий в границах земельного участка с кадастровым №... и пунктирной линия красного цвета в границах земельного участка с кадастровым №...
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 - 3 ст. 279 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом. (п.6. ст. 279 ГК РФ)
В силу п.1 ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
В соответствии со ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в том числе со строительством, реконструкцией автомобильных дорог местного значения.
На основании п.1 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Согласно п.п. 1, 4 п. 1 ст. 56.7 ЗК РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, уполномоченный орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии, выступает заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания, а также обращается от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков.
Согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не требуется. (п. 2 ст. 56.7 ЗК РФ)
Как следует из материалов дела, в целях подготовки соглашения об изъятии земельного участка объектов недвижимости, расположенных на нем, Брянская городски администрация в соответствии с п. 1 ст. 56.7 ЗК РФ выступила заказчиком кадастровых работ в целях образования земельного участка площадью 221 кв.м., подлежащего изъятию, и обратилась от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете данного участка.
Согласно п.6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются: 1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; 2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи; 3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; 5) границы зон действия публичных сервитутов.
В силу п.11 ст.1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Из изложенного следует, что на графическом изображении земельного участка с кадастровым №... имеется одна сплошная красная линия от точки н-173 до точки н-180 в границах земельного участка с кадастровым №... и с кадастровым №..., а штрих - пунктирная линия красного цвета, является линией отступа от красной линии, утвержденной в составе проекта планировки.
Поскольку у ФИО1 отсутствует спор о площади изымаемого земельного участка в размере 221 кв.м., суд приходит к выводу о том, что правовой неопределенности в отношении его недвижимого имущества не имеется. Спорный земельный участок, в пределах двух линий, является собственностью ФИО1 и находиться в пределах отступа от красной линии.
Исправление расшифровки в условных обозначениях шрих – пунктирной красной линии (линии отступа) не несет для ФИО1 значимых препятствий для полноценного владения и пользования земельным участком.
Иных доказательств нарушенного права административным истцом суду не представлено.
При таком положении исковые требования о признании постановления № 3745-П от 26.10.2017 года «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества, находящегося на нём, расположенного <адрес>, для муниципальных нужд г. Брянска» в части п. 1 приложения об изъятии у ФИО1 221 кв.м, из земельного участка с кадастровым №... общей площадью 1 470 кв.м.; постановления № 2461-П от 18.07.2016 года «Об утверждении проекта меэ/севания магистрали городского значения, соединяющей Советский и Бежицкий районы города Брянска на участке от места пересечения улицы Объездной с улицей Городищенской до места пересечения улицы Бежицкой с переулком Бежицким» в части графического изображения двух красных линий, в том числе сплошной красной линии от н-173 до н-180 в границах земельного участка с кадастровым №... и пунктирной красной линии в границах земельного участка с кадастровым №...; признании постановления № 2461-П от 18.07.2016 года «Об утверждении проекта межевания магистрали городского значения, соединяющей Советский и Бежицкий районы города Брянска на участке от места пересечения улицы Объездной с улицей Городищенской до места пересечения улицы Бежицкой с переулком Бежицким» в части отсутствия в графического описания границ зон с особыми условиями использования территорий в границах земельного участка с кадастровым №... (№...) не подлежат удовлетворению.
Разрешая исковые требования об оспаривании действия административного ответчика управление Росреестра по Брянской области по исключению из ЕГРН сведений о земельных участках с кадастровыми №... площадью 249 кв.м, и №... площадью 1 221 кв.м. суд приходит к следующему.
Согласно п.7 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав определен статьями 14, 15, 18, 21, 25, 29 Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации).
Согласно сведений ЕГРН земельные участки с кадастровыми №..., №... по <адрес> были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым №... и поставлены на кадастровый учет 15.04.2014г. со статусом «временные».
В силу п.3,7 ст. 60 Закона о регистрации, государственная регистрация прав на объекты недвижимости, изъятые для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
С заявлением о государственном кадастровом учете от имени лиц, права на недвижимое имущество которых подлежат прекращению в соответствии с решением об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, вправе обратиться орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие данное решение, или организация, на основании ходатайства которой принято данное решение.
Принимая во внимание правила названных норм, суд приходит к выводу о том, что земельные участки с кадастровыми №..., №..., имеющие статус «временные», были сняты с кадастрового учета правомерно и на законных основаниях.
Кроме того, восстановления в ЕГРН сведений о земельных участках с кадастровыми №... площадью 249 кв.м, и №... площадью 1 221 кв.м. приведут к несоответствию площади изымаемого земельного участка - 221 кв.м.
Поскольку сведения в ЕГРН о земельных участках с кадастровыми №... и №... были внесены на законных основаниях, то их исключение является неправомерным.
Кроме того, со стороны ФИО8 доказательства его нарушенного права и интереса внесениями в реестр данных временных земельных участков, не предоставлено.
Доводы ФИО1 о продаже земельных участков с кадастровыми №..., №... не могут быть приняты судом во внимание, поскольку являются несостоятельными.
При таком положении, заявленные исковые требования о признании незаконными действия административного ответчика управление Росреестра по Брянской области по исключению из ЕГРН сведений о земельных участках с кадастровыми №... площадью 249 кв.м, и №... площадью 1 221 кв.м. и понуждении восстановить в ЕГРН сведений о земельных участках с кадастровыми №... площадью 249 кв.м, и №... площадью 1 221 кв.м, и исключения из ЕГРН сведений о земельных участках с кадастровыми №... и №... не подлежат удовлетворению.
В силу ч.1 ст. 219 ГК РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно материалам дела, постановление № 2461-П от 18.07.2016 года «Об утверждении проекта межевания магистрали городского значения, соединяющей Советский и Бежицкий районы города Брянска на участке от места пересечения улицы Объездной с улицей Городищенской до места пересечения улицы Бежицкой с переулком Бежицким» было опубликовано в муниципальной газете «Брянск» 22.07.2016г., с иском ФИО1 обратился 10.11.2017г., следовательно, в части оспаривания постановления № 2461-П ФИО1 пропущен срок исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Поскольку 07.09.2017г. с государственного кадастрового учета были сняты земельные участки с кадастровыми №..., №..., между тем, ФИО1 заключил договоры купли-продажи дома и указанных земельных участков 09.10.2017г., то суд приходит к выводу о том, что с этого момента ему стало известно об образовании этих участков. Вместе с тем, в суд с иском об оспаривании указанных действий ФИО1 обратился 01.03.2018г., т.е. с пропуском срока исковой давности, что так же является самостоятельным основанием для отказа в иске.
На основании вышеизложенного, заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Артюхова Э.В.
Резолютивная часть решения суда оглашена 28.03.2018 г.
Мотивированное решение суда изготовлено 03.04.2018 г.