ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-390/2021 от 23.06.2021 Советского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2а-390/2021

91RS0020-01-2021-000689-15

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2021 года Советский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Бражника И.С.,

при секретаре - Самокоз Н.И.,

при участии помощника прокурора

Советского района

Республики Крым - ФИО1,

представителя административного

ответчика - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрация Краснофлотского сельского поселения Советского района Республики Крым, о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л :

прокурор Советского района Республики Крым 15 июня 2021 г. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия. Административное исковое заявление мотивированно тем, что Прокуратурой Советского района изучено исполнение администрацией Краснофлотского сельского поселения Советского района Республики Крым законодательства в сфере охраны и содержания зеленых насаждений, по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства в виде не проведения администрацией Краснофлотского сельского поселения инвентаризации зеленых насаждений.

В судебном заседании помощник прокурора Советского района Республики Крым настаивал на удовлетворении заявленных требований по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика не возражал против удовлетворения административного искового заявления.

Выслушав помощника прокурора Советского района Республики Крым, исследовав представленные письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.07.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

К основным принципам охраны окружающей среды Закон относит, в том числе и ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 3 Закона № 7-ФЗ).

В силу ст. 61 Закона № 7-ФЗ зеленый фонд сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

Отношения в сфере охраны зеленых насаждений на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 25.12.2014 № 50-ЗРК «О растительном мире» (далее - Закон № 50-ЗРК), принятым в целях защиты конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и нормализации экологической обстановки в населенных пунктах Республики Крым.

Положениями ст. 3 Закона № 50-ЗРК определено, что под охраной зеленых насаждений понимается система правовых, организационных и экономических мер, направленных на сохранение зеленых насаждений.

Стоимостная оценка конкретных деревьев (кустарников), травяного и иного напочвенного растительного покрова в денежном эквиваленте устанавливается с целью определения размера компенсации за их удаление (снос, уничтожение), с учетом их ценности, экологической и социальной значимости и фактического жизненного состояния.

Установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства, администрацией Краснофлотского сельского поселения инвентаризация зеленых насаждений, то есть долгосрочная оценка качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на территории муниципального образования Краснофлотское сельское поселение не проводилась, паспорта объектов зеленых насаждений не оформлялись, реестр зеленых насаждений в установленном порядке на бумажном и электронном носителе не ведется.

Поскольку зеленый фонд сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территориях в границах этих поселений, и является необходимым условием для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды, бездействие ответственных лиц органа местного самоуправления в части не проведения инвентаризации зеленого фонда поселения может привести к незаконному, без разрешительных документов, сносу или уничтожению зеленых насаждений удовлетворительного состояния.

В связи с указанными нарушениями прокурором района 21.05.2021 внесено представление об устранении нарушений законодательства.

27.05.2021 из администрации Краснофлотского сельского поселения поступил ответ на представление прокурора, из которого усматривается, что требования прокурора не удовлетворены, инвентаризация и паспортизация зеленых насаждений не проведена.

Однако, отсутствие учета зеленых насаждений, их систематического обследования приводит к возможности незаконного, без разрешительных документов сноса зеленых насаждений удовлетворительного состояния, не позволяет надлежащим образом осуществлять содержание и охрану зеленых насаждений, обеспечивать своевременное выявление аварийно-опасных деревьев и сухостойных деревьев, принимать обоснованные решения об их вырубке.

Выявленные нарушения свидетельствуют о самоустранении должностных лиц администрации Краснофлотского сельского поселения от решения вопросов местного значения при реализации возложенных на них полномочий, являются следствием низкого уровня исполнительской дисциплины и подменой решения принципиально важных задач фактами формального подхода при исполнении своих обязанностей, а также полным отсутствием должного контроля за их деятельностью со стороны руководства.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства инвентаризация зеленых насаждений, обеспечивающая эффективный контроль и разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, а также прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства, не проведена.

Учитывая данные обстоятельства административное исковое заявление прокурора Советского района Республики Крым подлежит удовлетворению.

Полный текст решения изготовлен 23 июня 2021 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.39, ч.2 ст.22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

р е ш и л :

Административное исковое заявление прокурора Советского района Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрация Краснофлотского сельского поселения Советского района Республики Крым, о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Краснофлотского сельского поселения Советского района Республики Крым, выразившееся в непроведении инвентаризации зеленых насаждений.

Обязать администрацию Краснофлотского сельского поселения Советского района Республики Крым в течении 6 (шести) месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства посредством проведения долгосрочной оценки (инвентаризации) зеленых насаждений.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Республики Крым.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Судья: И.С.Бражник