Дело № 2а-390/2022
УИД 76RS0014-01-2021-003795-23
Изгот.20.05.2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 28 апреля 2022 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Доколиной А.А.,
при секретаре Петровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мамедова Новруза Гусейна оглы к Муниципальному казенному учреждению «Агентство по рекламе, наружной информации и оформлению города Ярославля» о признании незаконным и отмене предписаний,
установил:
Мамедов Г.Н. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя требования следующим. Административному истцу на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом с хозяйственными постройками, расположенный по <адрес> 05.10.2021 года МКУ «Агентство по рекламе, наружной информации и оформлению города Ярославля» по указанному адресу было проведена проверка, по итогам которой истцу были направлены предписания №6.078/21-н, №6.079/21-н, №6.080/21-н, №6.081/21-н, №6.082/21-н, №6.083/21-н, №6.084/21-н, №6.085/21-н о нарушении порядка размещений информационной конструкции, предусмотренного постановлением мэрии г.Ярославля от 12.04.2017 года №530 «О размещении информационных конструкций на территории города Ярославля».
Административный истец считает, что указанные предписания являются незаконными, нарушают его права и охраняемые законом интересы, поскольку постановление мэрии г.Ярославля от 12.04.2017 года №530 регулирует порядок размещения рекламных конструкций на фасадах многоквартирных жилых домов, тогда как конструкции информационного характера были размещены на индивидуальном жилом доме, хозяйственных постройках.
Учитывая изложенное, Мамедов Г.Н. просит признать незаконными и отменить предписания МКУ «Агентство по рекламе, наружной информации и оформлению города Ярославля» №6.078/21-н, №6.079/21-н, №6.080/21-н, №6.081/21-н, №6.082/21-н, №6.083/21-н, №6.084/21-н, №6.085/21-н.
В судебном заседании административный истец Мамедов Г.Н., представитель административного истца по доверенности Болотников В.Л. заявленные требования поддержали, в целом дали пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что информационные конструкции по <адрес>, размещены им самим, а также его <данные изъяты>ФИО10 в целях информирования неопределенного круга лиц о предоставлении услуг по сдаче помещений в найм («Гостевой дом «Милана»), предоставлению услуг автомойки.
Представитель административного ответчика МКУ «Агентство по рекламе, наружной информации и оформлению города Ярославля» по доверенности Намазов А.Р. заявленные требования не признал, дал пояснения по доводам письменного отзыва (л.д.50-55), согласно которому постановлением мэрии г.Ярославля от 12.04.2017 года №530 «О размещении информационных конструкций на территории города Ярославля» утверждены Концепция информационного пространства города Ярославля (далее также – Концепция) и Порядок согласования размещения информационных конструкций на территории города Ярославля.
Согласно п.6.1 Концепции выявление и демонтаж информационных конструкций, не соответствующих требованиям Концепции и (или) размещенных без согласования, организует муниципальное казенное учреждение «Агентство по рекламе, наружной информации и оформлению города Ярославля» (далее - Агентство) в результате осмотров, а также на основании обращений граждан, организаций по фактам неправомерного размещения.
В соответствии с п.6.2 Концепции при выявлении информационных конструкций, не соответствующих требованиям Концепции и (или) размещенных без согласования (далее - информационная конструкция), Агентство в течение 5 рабочих дней со дня выявления выносит предписание об устранении нарушения Концепции информационного пространства города Ярославля и (или) о демонтаже информационной конструкции, размещенной без согласования (далее - предписание), согласно приложению к Концепции.
В рамках осмотра территории г.Ярославля Агентством 05.10.2021 года выявлены информационным конструкции, размещение которых осуществлялось в пределах здания, расположенного по <адрес> с нарушением установленных муниципальным правовым актом требований пп.2.5.1 п.2.5 Концепции, а именно, нарушение геометрических параметров (размеров) информационных конструкций, п.3.4 Концепции – нарушение требований к местам размещения информационных конструкций, установленных Концепцией.
Так, согласно актам обследования информационной конструкции от 05.10.2021 года:
№6.078/21-н – конструкция размещена на гаражных воротах с вертикальным подъемом;
№6.080/21-н – конструкция размещена выше линии перекрытия;
№6.081/21-н, №6.08/21-н, №6.084/21-н – конструкции размещены на фасаде забора.
Согласно актам обследования №6.080/21-н, №6.081/21-н, №6.082/21-н, №6.083/21-н, №6.084/21-н конструкции выполнены в виде баннерной ткани.
Согласно актам обследования №6.078/21-н, №6.080/21-н, №6.085/21-н конструкции размещены в пределах жилых помещений.
Согласно акту обследования №6.080/21-н конструкция размещена на балконе.
Согласно акту обследования №6.078/21-н конструкция размещена путем непосредственного нанесения на поверхность гаражных ворот методом наклейки.
Согласно акту обследования №6.079/21-н конструкция выполнена в виде бегущей строки.
Согласно акту обследования №6.085/21-н конструкция перекрывает оконный проем.
Кроме того, Мамедовым Г.Н. указанные информационные конструкции размещены без процедуры согласования с уполномоченным органом, установленной постановлением мэрии г.Ярославля от 12.04.2017 года №530.
В случае размещения информационной конструкции до вступления в силу указанного постановления ее владелец обязан был привести указанную конструкцию в соответствии с требованиями Концепции. Однако разрешительных документов на размещение информационных конструкций владельцем данных конструкций не получено.
В соответствии с требованиями действующего законодательства обжалуемые предписания были вручены собственнику информационных конструкций, а также размещены на официальном портале г.Ярославля в иснформационно-телекоммуникационой сети Интернет, информация о них опубликована в газете «Городские новости».
По настоящее время требования, содержащиеся в предписаниях, владельцем рекламных конструкций не исполнены.
Ссылка административного истца на то, что запреты, установленные Концепцией, не применяются при размещении информационных конструкций в пределах индивидуальных жилых домов, основана на неверном толковании нормативно-правовых актов.
Согласно п.1.1 Концепции она определяет типы и виды допустимых к размещению на территории города Ярославля информационных конструкций, требования к местам их размещения, конструктивному исполнению и условиям размещения и эксплуатации с целью сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Ярославля, а также порядок демонтажа информационных конструкций, размещенных с нарушением установленных требований.
Из системного толкования норм Концепции следует, что размещение информационных конструкций возможно только в границах нежилых помещений.
Порядок согласования размещения информационных конструкций на территории города Ярославля, согласно п.5, распространяется на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, являющихся собственниками или иными законными владельцами зданий, строений, сооружений или помещений, на внешних поверхностях которых предусматривается размещение информационных конструкций.
Мамедов Н.Г. не относится к категории самозанятых граждан, либо индивидуальных предпринимателей, однако им ведется деятельность, направленная на систематическое получения прибыли от пользования имуществом, путем сдачи помещений в посуточный найм и эксплуатации автомойки. В этой связи запреты, установленные пп.2.5.1 п.2 Концепции распространяются на информационные конструкции, размещаемые административным истцом.
На основании изложенного, административный ответчик просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Третье лицо ИП Гусейнова С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Иные участвующие в деле лица, надлежаще извещенные, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, в случае, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Ярославской области 03.12.2007 года №100-з «Об административных правонарушениях», Уставом города Ярославля, утвержденным решением муниципалитета г. Ярославля от 16.10.1995 года №42 и в целях надлежащего содержания территории города Ярославля решением муниципалитета г.Ярославля от 30.01.2004 года №306 утверждены Правила благоустройства территории города Ярославля.
Согласно п.1.2 Правила устанавливают обязательные к исполнению требования к благоустройству территории города Ярославля, в том числе требования к содержанию зданий, строений, сооружений, земельных участков, элементов внешнего благоустройства, включающие требования к выполнению перечня работ по благоустройству и периодичности их выполнения, порядок участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий.
Подпунктом 2.1.1 п.2.1 Правил установлено, что на территории города запрещается размещать рекламно-информационные материалы на зеленых насаждениях (деревьях, кустарниках и т.д.), водосточных трубах, уличных ограждениях, на асфальтовых и плиточных покрытиях и иных не отведенных для этих целей местах; самовольно переоборудовать фасады, размещать гаражи всех типов, носители наружной информации в неустановленных местах, малые архитектурные формы, устанавливать ограждения земельных участков без соответствующего разрешения, сносить зеленые насаждения; удалять афиши, плакаты, объявления и иные рекламные и информационные материалы, размещенные в нарушение установленного порядка на фасаде дома, на его ограждении или иных элементах внешнего благоустройства;
В соответствии с п.4.3 Правил организации и граждане обязаны не позднее 24 часов с момента выявления удалять афиши, плакаты, объявления и иные рекламные и информационные материалы, размещенные в нарушение установленного порядка на фасаде здания, на его ограждении или иных элементах внешнего благоустройства; не позднее 3 суток с момента выявления удалять надписи (рисунки, граффити, иные изображения), нанесенные в нарушение установленного порядка на фасаде здания, на его ограждении или иных элементах внешнего благоустройства.
Согласно п.4.5 Правил благоустройства территории г.Ярославля в целях сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Ярославля размещение информационных конструкций на территории города Ярославля осуществляется в соответствии с Концепцией информационного пространства города Ярославля, утверждаемой муниципальным правовым актом мэрии города Ярославля. Концепция информационного пространства города Ярославля должна предусматривать типы и виды допустимых к установке информационных конструкций, требования к местам их установки, конструктивному исполнению и условиям эксплуатации, порядок демонтажа информационных конструкций, размещенных с нарушением установленных требований.
Размещение информационных конструкций на территории города Ярославля осуществляется после получения согласования в случаях и порядке, установленных муниципальным правовым актом мэрии города Ярославля, выдаваемого на безвозмездной основе.
В соответствии с Правилами благоустройства территории г.Ярославля постановлением мэрии г.Ярославля от 12.04.2017 года №530 «О размещении информационных конструкций на территории города Ярославля» утверждены Концепция информационного пространства города Ярославля (далее также – Концепция) и Порядок согласования размещения информационных конструкций на территории города Ярославля.
Судом установлено, что Административному истцу на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом с хозяйственными постройками, расположенный по <адрес> 05.10.2021 года МКУ «Агентство по рекламе, наружной информации и оформлению города Ярославля» по указанному адресу было проведена проверка, по итогам которой истцу были направлены предписания №6.078/21-н, №6.079/21-н, №6.080/21-н, №6.081/21-н, №6.082/21-н, №6.083/21-н, №6.084/21-н, №6.085/21-н о нарушении порядка размещений информационной конструкции, предусмотренного постановлением мэрии г.Ярославля от 12.04.2017 года №530 «О размещении информационных конструкций на территории города Ярославля».
Причиной вынесения указанных предписаний явилось размещение в нарушение требований, установленных Концепцией информационного пространства города Ярославля (далее также – Концепция) и Порядка согласования размещения информационных конструкций на территории города Ярославля на фасадах, балконах здания, заборе, хозяйственных постройках информационных конструкций о о предоставлении услуг по сдаче помещений в найм («Гостевой дом «Милана»), предоставлению услуг автомойки.
В соответствии с п.6.1 Концепции выявление и демонтаж информационных конструкций, не соответствующих требованиям Концепции и (или) размещенных без согласования, организует муниципальное казенное учреждение "Агентство по рекламе, наружной информации и оформлению города Ярославля" (далее - Агентство) в результате осмотров, а также на основании обращений граждан, организаций по фактам неправомерного размещения.
При выявлении информационных конструкций, не соответствующих требованиям Концепции и (или) размещенных без согласования (далее - информационная конструкция), Агентство в течение 5 рабочих дней со дня выявления выносит предписание об устранении нарушения Концепции информационного пространства города Ярославля и (или) о демонтаже информационной конструкции, размещенной без согласования (далее - предписание), согласно приложению к Концепции.
В случае если владелец информационной конструкции известен, предписание в течение 5 рабочих дней со дня его вынесения направляется ему почтовым письмом с уведомлением о вручении или вручается под роспись либо иным способом, достоверно подтверждающим вручение.
В случае если владелец информационной конструкции неизвестен, предписание в течение 5 рабочих дней со дня его вынесения размещается на официальном портале города Ярославля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информация о нем опубликовывается в газете "Городские новости".
В предписании устанавливается срок для устранения нарушения, который составляет 10 рабочих дней со дня вручения предписания владельцу информационной конструкции (со дня размещения предписания на официальном портале города Ярославля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") (п.6.2 Концепции).
Утверждение административного истца о том, что действие концепции распространяется исключительно на случаи размещения информационных конструкций на фасадах многоквартирных жилых домов, является ошибочным.
Порядок размещения информационных конструкций на внешних поверхностях иных зданий (кроме многоквартирных домов), строений, сооружений регулируется п.2.5.2 Концепции, согласно которому при размещении в городе Ярославле информационных конструкций запрещается в случае размещения информационных конструкций на внешних поверхностях иных зданий (кроме многоквартирных домов), строений, сооружений:
- нарушение геометрических параметров (размеров) информационных конструкций (за исключением случаев размещения информационных конструкций на торговых, спортивных и развлекательных центрах, кинотеатрах, театрах, цирках, автозаправочных станциях), установленных Концепцией;
- нарушение требований к местам размещения информационных конструкций, установленных Концепцией;
- вертикальный порядок расположения букв на информационном поле информационных конструкций, за исключением консольных конструкций;
- размещение информационных конструкций выше линии перекрытий между первым и вторым этажами (за исключением крышных конструкций, а также случаев размещения информационных конструкций на торговых, спортивных и развлекательных центрах, кинотеатрах, театрах, цирках, автозаправочных станциях);
- размещение информационных конструкций на конструкции козырьков зданий, строений, сооружений;
- размещение информационных конструкций на глухих торцах фасада (за исключением случаев размещения информационных конструкций на торговых, спортивных и развлекательных центрах, кинотеатрах, театрах, цирках, автозаправочных станциях);
- размещение информационных конструкций на кровлях лоджий и балконов и (или) на лоджиях, балконах;
- размещение информационных конструкций на архитектурных деталях фасадов зданий, строений, сооружений (в том числе на колоннах, пилястрах, орнаментах, лепнине);
- размещение информационных конструкций на расстоянии ближе чем 1 м от мемориальных досок;
- перекрытие (закрытие) указателей наименований улиц и номеров домов;
- размещение настенных конструкций одна над другой (за исключением случаев размещения информационных конструкций на торговых, спортивных и развлекательных центрах, кинотеатрах, театрах, цирках, автозаправочных станциях);
- размещение одной консольной конструкции на расстоянии менее 10 м друг от друга, а также одной консольной конструкции над другой;
- размещение вывесок путем непосредственного нанесения на поверхность фасада декоративно-художественного и (или) текстового изображения (методом покраски, наклейки и иными методами);
- размещение информационных конструкций с помощью демонстрации постеров на динамических системах смены изображений (в том числе на роллерных системах, системах поворотных панелей - призматронов) или с помощью изображения, демонстрируемого на электронных носителях (в том числе на экранах (телевизорах), бегущих строках) (за исключением информационных конструкций, размещаемых с внутренней стороны витрины с использованием электронного носителя - экрана (телевизора));
- перекрытие (закрытие) оконных и дверных проемов, витражей и витрин, а также окраска и покрытие декоративными пленками поверхности остекления витрин;
- замена остекления витрин световыми коробами;
- установка витринной конструкции на внешней стороне витрины;
- нанесение изображений информационного характера на защитные жалюзи;
- установка любых видов информационных конструкций с креплением на ограждения витрин, приямков и на защитные решетки окон, балконов;
- размещение крышных конструкций на крышах объектов (выявленных объектов) культурного наследия, на крышах зданий, строений, сооружений, расположенных на территориях объектов (выявленных объектов) культурного наследия, а также на крышах зданий, строений, сооружений в границах территории буферной зоны объекта всемирного наследия ЮНЕСКО города Ярославля, а также на первой линии улиц, указанных в подпункте 3.7.3 пункта 3.7 Концепции;
- размещение информационных конструкций с использованием картона, ткани, баннерной ткани и других мягких материалов;
- размещение информационных конструкций с использованием неоновых светильников, мигающих (мерцающих) элементов.
В нарушение указанных положений Концепции, при осмотре строений, сооружений, принадлежащих Мамедову Н.Г., расположенных по <адрес>, придомовой территории, установлен ряд нарушений при размещении информационных конструкций.
Так, согласно актам обследования информационной конструкции от 05.10.2021 года:
№6.078/21-н – конструкция размещена на гаражных воротах с вертикальным подъемом;
№6.080/21-н – конструкция размещена выше линии перекрытия;
№6.081/21-н, №6.08/21-н, №6.084/21-н – конструкции размещены на фасаде забора.
Согласно актам обследования №6.080/21-н, №6.081/21-н, №6.082/21-н, №6.083/21-н, №6.084/21-н конструкции выполнены в виде баннерной ткани.
Согласно актам обследования №6.078/21-н, №6.080/21-н, №6.085/21-н конструкции размещены в пределах жилых помещений.
Согласно акту обследования №6.080/21-н конструкция размещена на балконе.
Согласно акту обследования №6.078/21-н конструкция размещена путем непосредственного нанесения на поверхность гаражных ворот методом наклейки.
Согласно акту обследования №6.079/21-н конструкция выполнена в виде бегущей строки.
Согласно акту обследования №6.085/21-н конструкция перекрывает оконный проем.
Кроме того, в соответствии с п.1б Порядка согласования размещения информационных конструкций на территории города Ярославля, утвержденного Постановлением мэрии г. Ярославля от 12.04.2017 года №530, в целях сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Ярославля размещение информационных конструкций, за исключением режимных табличек, подлежит согласованию, осуществляемому муниципальным казенным учреждением «Агентство по рекламе, наружной информации и оформлению города Ярославля» (далее - Агентство).
Для согласования размещения информационных конструкций образуется комиссия. Состав комиссии и регламент работы утверждается директором Агентства (п.2 Порядка согласования).
Информационные конструкции размещаются на территории города Ярославля на основании согласования, выдаваемого Агентством сроком на один год (п.3 Порядка согласования).
Пунктом 4 Порядка установлено, что размещение информационных конструкций, за исключением режимных табличек, без согласования Агентства не допускается.
Административным истцом не оспаривалось то обстоятельство, что информационные конструкции размещены им без получения необходимого согласования.
Ссылка административного истца на то, что запреты, установленные Концепцией, не применяются при размещении информационных конструкций в пределах индивидуальных жилых домов, основана на неверном толковании нормативно-правовых актов.
Указанные Концепция развития, Порядок согласования утверждены во исполнение требований Устава г.Ярославля, Правилами благоустройства территории г.Ярославля, являющимися обязательными к исполнению на территории г.Ярославля для всех без исключения физических и юридических лиц.
Так, в соответствии с п.5 Порядка заинтересованными лицами по вопросу согласования размещения информационной конструкции могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, являющиеся собственниками или иными законными владельцами зданий, строений, сооружений или помещений, на внешних поверхностях которых предусматривается размещение информационной конструкции.
В соответствии с требованиями действующего законодательства обжалуемые предписания были вручены собственнику информационных конструкций, а также размещены на официальном портале г.Ярославля в иснформационно-телекоммуникационой сети Интернет, информация о них опубликована в газете «Городские новости».
Факт получения собственником Мамедовым Н.Г., Гусейновой С. предписаний ими не оспаривается и подтверждается тем обстоятельством, что они представлены в материалы дела административным истцом в качестве приложений к административному исковому заявлению.
Учитывая изложенное, обжалуемые предписания вынесены уполномоченным органом в рамках его компетенции, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения требований Мамедова Н.Г. о признании незаконными и отмене предписаний МКУ «Агентство по рекламе, наружной информации и оформлению города Ярославля» №6.078/21-н, №6.079/21-н, №6.080/21-н, №6.081/21-н, №6.082/21-н, №6.083/21-н, №6.084/21-н, №6.085/21-н не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 227, 179-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Мамедова Новруза Гусейна оглы отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья: А.А.Доколина