Дело ###а-3912/2020
33RS0###-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 декабря 2020 года
Октябрьский районный суд <...> в составе:
председательствующего судьи Хижняк Н.Б.
при секретаре ФИО3,
с участием:
административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика
УМВД России по <данные изъяты>ФИО4,
заинтересованных лиц ФИО6, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к начальнику УРЛС УМВД России по <данные изъяты> области, УМВД России по Владимирской области, о признании незаконным решения, обязать устранить допущенные нарушения закона, взыскать компенсацию за нарушение прав, судебные расходы,
Установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к начальнику УРЛС УМВД России по <данные изъяты> области, УМВД России по <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении сведений по адвокатскому запросу, обязать устранить допущенные нарушения путем предоставления информации, взыскании компенсации за нарушение прав, судебных расходов в сумме <данные изъяты>
В обоснование иска указано, что им на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ### осуществляется защита доверителя, обвиняемого по уголовному делу СУ СК России по <данные изъяты>, что подтверждается ордером от ДД.ММ.ГГГГ###. В целях оказания юридической помощи им направлен адвокатский запрос ### в <данные изъяты> о предоставлении сведений и заверенных копий документов о том, является ли ФИО5 сотрудницей УМВД России по <данные изъяты> его территориальных подразделений, со ссылкой на номер и дату соответствующего приказа; какую должность по состоянию на <данные изъяты> замещала она; входила ли в ее должностной регламент работа с программно-техническими комплексами интегрированных банков данных регионального и федерального уровней <данные изъяты> ли ей логин и пароль для доступа к ним, а также имелся ли у нее доступ к сведениям <данные изъяты> России по Владимирской области. Запрос зарегистрирован в <данные изъяты> под ###. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении запрошенных сведений ему отказано на основании ст. 7 Федерального закона N 152-ФЗ "О персональных данных», указав, что ФИО5 согласия на распространение своих персональных данных не дала. Считает отказ в предоставлении сведений необоснованным и незаконным.
В судебном заседании административный истец адвокат ФИО1 административные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в административном иске доводам.
Представитель административного ответчика <данные изъяты>ФИО4 возражала против удовлетворения требований, указав, что запрашиваемые истцом сведения распространению не подлежат и не могут быть представлены административным ответчиком без согласия субъектов персональных данных, в связи с чем, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заинтересованное лицо ФИО5 возражала против удовлетворения требований, указав, что всю необходимую информацию предоставляла следователю в ходе ее опроса.
Заинтересованное лицо ФИО6 полагал иск подлежащим удовлетворению, указав, что запрошенные адвокатом сведения необходимы ему для защиты своих прав любыми доступными способами.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если гражданин полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. Отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требований.
На лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации любая затрагивающая права и свободы гражданина информация (за исключением сведений, содержащих государственную <данные изъяты>, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью) должна быть ему доступна, при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.
В соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката.
При этом в силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.
В соответствии с п. 1 ст. 185 ГК Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Судом установлено, что адвокат ФИО1, осуществляющий защиту ФИО6, обвиняемого по уголовному делу ###, ДД.ММ.ГГГГ обратился с Адвокатским запросом на имя начальника <данные изъяты><данные изъяты> в соответствии с п. 1 ст. 6.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", с запросом о предоставлении сведений и заверенных копий документов о том, является ли ФИО5 сотрудницей <данные изъяты> области либо его территориальных подразделений, со ссылкой на номер и дату соответствующего приказа; какую должность по состоянию на <данные изъяты>.- ДД.ММ.ГГГГ замещала она; входила ли в ее должностной регламент работа с программно-техническими комплексами интегрированных банков данных регионального и федерального уровней <данные изъяты>Ф), выдавался ли ей логин и пароль для доступа к ним, а также имелся ли у нее доступ к сведениям <данные изъяты>. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ адвокат ФИО1 был извещен о том, что в соответствии со ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ "О персональных данных» сведения, согласно запросу, относятся к персональным данным, ФИО5 согласие на распространение своих персональных данных не дала.
При обращении в УМВД России по <...> полномочия ФИО1 на подачу адвокатского запроса в интересах ФИО6 подтверждены не были.
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ "О персональных данных" предусмотрено, что персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или)осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.
В соответствии со статьей 7 указанного закона операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Порядок учета персональных данных сотрудников органов внутренних дел, ведение их личных дел и документов учета сотрудников, регламентирован ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ, приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 381 "О некоторых вопросах централизованного учета персональных данных сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях ведутся личные дела, документы учета сотрудников органов внутренних дел, банки данных о сотрудниках и гражданах, поступающих на службу в органы внутренних дел, содержащие персональные данные сотрудников, сведения об их служебной деятельности и стаже службы, а также персональные данные членов семей сотрудников и граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел.
В личное дело сотрудника органов внутренних дел вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и увольнением со службы и необходимые для обеспечения деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения (ч. 3 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ).
Сведения, содержащиеся в личном деле и документах учета сотрудника органов внутренних дел, являются конфиденциальной информацией (служебной <данные изъяты>) и (или) сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом <данные изъяты> (ч. 5 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ).
В соответствии с Положением о централизованном учете персональных данных сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и ведении его личного дела, утвержденным приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 381 документами учета сотрудника являются: алфавитная карточка, служебная карточка, штатно-должностная книга, карточка пономерного учета, карточка сотрудника, имеющего специальное звание высшего начальствующего состава, карточка сотрудника, награжденного государственными наградами Российской Федерации (п. 12).
Личное дело сотрудника является основной формой учета персональных данных сотрудника, в том числе сведений, связанных с поступлением его на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и увольнением со службы в органах внутренних дел, необходимых для обеспечения деятельности органа, организации, подразделения МВД России, в котором проходит службу сотрудник (п. 16).
В личном деле сотрудника содержатся выписки из приказов о назначении на должность в органах внутренних дел, о временном исполнении сотрудником обязанностей по вышестоящей должности в органах внутренних дел, о совмещении обязанностей на службе в органах внутренних дел, о временном отстранении сотрудника от выполнения служебных обязанностей, о зачислении сотрудника в распоряжение МВД России, органа, организации, подразделения МВД России, о привлечении к выполнению служебных обязанностей в особых условиях, о прикомандировании сотрудника к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации, о приостановлении службы в органах внутренних дел, об увольнении со службы (24.2.4).
В силу пунктов 3, 5 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" персональные данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами. В отношении указанных персональных данных устанавливается обязанность соблюдать их конфиденциальность и обеспечивать их безопасность при обработке. В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанные персональные данные относятся к сведениям, составляющим государственную <данные изъяты>.
С учетом изложенного, сведения, содержащиеся в личных делах сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, представляет собой персонифицированную информацию, непосредственно затрагивающую права и законные интересы сотрудников.
Суд приходит к выводу о том, что сведения, которые просил предоставить административный истец, являются персональными данными, которые подлежат распространению только при согласии лица, являющегося их обладателем. Подобное согласие при направлении запроса и в ходе его рассмотрения представлено не было.
С учетом анализа содержания адвокатского запроса, ответа на него, материалов дела, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований истца, поскольку его права и законные интересы не нарушены, на адвокатский запрос был дан мотивированный ответ компетентным органом исходя из содержания запроса, нарушений действующего законодательства, не установлено.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к начальнику <данные изъяты>, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении сведений по адвокатскому запросу, обязать устранить допущенные нарушения путем предоставления информации, взыскании компенсации за нарушение прав, судебных расходов в сумме <данные изъяты>. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.Б. Хижняк
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.Б. Хижняк