ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3915/18 от 17.10.2018 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2а-3915/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Железнодорожный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Лузгановой Т.А.,

при секретаре Головиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кругловой <данные изъяты> к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> об оспаривании отказов рассмотрения обращения о предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Круглова А.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> об оспаривании отказов в рассмотрении обращения о предоставлении земельного участка. Требования мотивированы тем, что Круглова А.В. является многодетной матерью и воспитывает троих несовершеннолетних детей. На основании п.6 ст.39.5 Земельного кодекса РФ, административный истец имеет право на однократное бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей, по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, в рамках <адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. Многодетный гражданин, зарегистрированный по месту жительства на территории городского округа Красноярск, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Кругловой А.В. в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> были поданы шесть заявлений о предоставлении земельного участка

ДД.ММ.ГГГГ Кругловой А.В. получены ответы за от ДД.ММ.ГГГГ, а также за № от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указано об отказе в рассмотрении заявлений по существу, в связи с тем, что последней не приложен документ, указанный в подпункте «г» пункта 3 ст. 29.<адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, Круглова А.В. просит суд признать незаконным ненормативный правовой акт Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и обязать ДМИиЗО рассмотреть повторно заявления Кругловой А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р.

В судебное заседание административный истец Круглова А.В. не явилась, о слушании дела извещалась надлежащим образом по месту жительства, указанному в административном иске. Извещение возвращено почтовым отделением связи по истечении срока хранения. О причинах неявки суд не уведомила, ходатайств не представила.

Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации, злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.1 ст.45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Согласно ст.100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае отказа адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

Кроме того, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, а также учитывая тот факт, что административному истцу достоверно известно о нахождении данного дела в производстве суда, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу п.2 ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе - административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

На основании ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Такой порядок установлен положениями ст.ст.29.1-29.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>», которыми предусмотрено бесплатное предоставление в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, как прошедших, так и не прошедших государственный кадастровый учет.

В силу положений ст.29.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>», при поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в пункте 3 статьи 29.1 настоящего Закона документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка.

Исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанным в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в течение 15 дней со дня поступления заявления заявителю направляется уведомление о дате и времени постановки на очередь, соответствующей дате и времени поступления заявления, или отказ в постановке на очередь, либо уведомление о направлении заявления в иной орган в случае, установленном в пункте 1 статьи 29.7 настоящего Закона.

Очередь многодетных граждан формируется путем их включения в Книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка, которая ведется в исполнительном органе государственной власти или органе местного самоуправления, указанном в пункте 1 настоящей статьи, по форме, установленной <адрес>.

В случае поступления заявления без указания кадастрового номера и местоположения испрашиваемого земельного участка вместе с уведомлением о постановке на очередь на предоставление земельного участка заявителю направляется извещение, содержащее перечень прошедших государственный кадастровый учет земельных участков (с указанием их кадастровых номеров, площади и местоположения), которые могут быть предоставлены для указанной заявителем цели использования, и (или) земель (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах которых может быть образован земельный участок для предоставления заявителю для указанной им цели использования (с указанием местоположения, кадастрового номера - для земельных участков), распоряжение которыми осуществляет данный орган, с предложением выбрать из перечня земельный участок или определить земли (земельный участок), в границах которых может быть образован земельный участок для предоставления заявителю, и обратиться с заявлением о предоставлении конкретного земельного участка. При этом при подаче в этот орган нового заявления должен быть повторно представлен только документ, указанный в подпункте "г" пункта 3 статьи 29.1 настоящего Закона, представление иных документов не требуется.

Согласно ст.29.4 названного Закона, при поступлении от гражданина, относящегося к указанной категории, заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в названном месте может быть образован только один участок, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Если в названном месте может быть образовано несколько земельных участков, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в двухмесячный срок со дня поступления заявления утверждает схемы в количестве, соответствующему количеству заявлений о предоставлении земельных участков в указанном месте, поступивших в месячный срок со дня поступления первого заявления.

Из ст.29.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при поступлении заявления о предоставлении земельного участка в границах земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в двухмесячный срок со дня поступления заявления принимает и направляет заявителю решение об утверждении схемы в случае, если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в границах указанного земельного участка от многодетных граждан не поступили.

В судебном заседании установлено, что Круглова А.В. неоднократно обращалась в ДМИиЗО администрации <адрес> с заявлениями о предоставлении ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, на основании п.6 ст.39.5 ЗК РФ, с приложением копии домовой книги. Данные заявления были поданы административным истцом через МФЦ и зарегистрированы за

Согласно ответу ДМИиЗО в адрес истца от ДД.ММ.ГГГГ на обращения Кругловой А.В. от ДД.ММ.ГГГГ при подаче в департамент нового заявления должен быть повторно представлен только документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из ФЛС или домовой книги, либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой книги, выданный не ранее чем один месяц до дня подачи заявления). К заявлению Кругловой А.В. не представлен документ, подтверждающий проживание с детьми, - акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка, в случае если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из ФЛС, выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления.

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ Департамента муниципального имущества и земельных отношений <адрес> на обращения Кругловой А.В. ( от ДД.ММ.ГГГГ), при подаче в департамент нового заявления должен быть повторно представлен только документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из ФЛС или домовой книги, либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой книги, выданный не ранее чем один месяц до дня подачи заявления). К заявлению Кругловой А.В. не представлен документ, подтверждающий проживание с детьми, выписка из финансово-лицевого счета или домовой книги, либо обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка, в случае если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из ФЛС, выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления. Кроме того, в испрашиваемых заявлениях указанное местоположение не соответствует прилагаемой схеме.

Из содержания ответов от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что административным истцом не предоставлялся документ, указанный в подпункте "г" пункта 3 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>».

Разрешая требования административного истца о признании незаконными ответов административного ответчика, изложенных в указанных письмах, по доводам, изложенных в исковом заявлении, суд учитывает следующее.

В соответствии со ст.29.<адрес>, многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками.

В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

а) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, подавшего данное заявление, а также копия документа, подтверждающего факт проживания заявителя на территории <адрес>, в случае если это не подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации;

б) копии документов, подтверждающих супружеские отношения заявителя (свидетельство о заключении брака), родственные отношения заявителя и детей, в том числе если ребенок приходится заявителю пасынком (падчерицей) (свидетельство о рождении ребенка или решение суда о признании членом семьи гражданина);

в) копии документов (правового акта, судебного акта, договора), подтверждающих факт установления опеки (попечительства) над ребенком, передачи ребенка на воспитание в приемную семью, - для опекаемых либо приемных детей;

г) документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги), выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления;

д) в отношении детей, достигших возраста 18 лет: справка об обучении в образовательной организации, выданная не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления, - для детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях; документ, подтверждающий прохождение срочной военной службы по призыву, выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления, - для детей, проходящих военную службу по призыву; копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, - для детей, признанных инвалидами до достижения ими возраста 18 лет.

Копии документов должны быть заверены нотариально или представлены с предъявлением оригинала.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг администрацией <адрес> и внесении изменений в Постановление Главы города от ДД.ММ.ГГГГ», утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории <адрес>.

Данный Административный регламент устанавливает порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории <адрес>.

В соответствии с п.19 указанного Регламента, основаниями для отказа в постановке на очередь на предоставление земельного участка являются следующие случаи: несоответствие заявителя требованиям, установленным в подпункте "а" пункта 1 статьи <адрес>, или непредставление заявителем документов, указанных в пункте 16 настоящего Регламента.

Документами, представление которых необходимо при обращении с заявлением, согласно п.16 Регламента являются:

1) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, подавшего данное заявление, а также копия документа, подтверждающего факт проживания заявителя на территории <адрес>, в случае, если это не подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации;

2) копии документов, подтверждающих супружеские отношения заявителя (свидетельство о заключении брака), родственные отношения заявителя и детей, в том числе, если ребенок приходится заявителю пасынком, падчерицей (свидетельство о рождении ребенка или решение суда о признании его членом семьи гражданина);

3) копии документов (правового акта, судебного акта, договора), подтверждающих факт установления опеки (попечительства) над ребенком, передачи ребенка на воспитание в приемную семью, - для опекаемых либо приемных детей;

4) документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги), выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления;

5) в отношении детей, достигших возраста 18 лет: справка об обучении в образовательной организации, выданная не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления, - для детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях; документ, подтверждающий прохождение срочной военной службы по призыву, выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления, - для детей, проходящих военную службу по призыву; копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, - для детей, признанных инвалидами до достижения ими возраста 18 лет.

Копии документов должны быть заверены нотариально или представлены с предъявлением оригинала.

Как видно из представленных суду документов, Круглова А.В. при каждом обращении к административному ответчику представляла не полный пакет документов, что подтверждается отсутствием указания приложения в заявлениях.

В каждом ответе на обращения административного истца административный ответчик указывал на то, что при подаче каждого нового заявления необходимо представлять документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми, в данном случае, акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка, в оригинале или в копии, заверенной нотариально.

Доказательств того, что Круглова А.В. при подаче всех указанных выше заявлений, исполняла данную обязанность, установленную <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и указанным выше Административным регламентом, стороной административного истца не представлено.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что административный ответчик исполнил обязанность по рассмотрению заявлений истца в установленный законом срок, в соответствии с положениями ст.29.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Федерального закона №59-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Анализируя положения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, суд приходит к выводу о том, что при каждом новом обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка по указанной категории (многодетная семья) необходимо предоставлять документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми, заверенный в нотариальном порядке, либо с предоставлением его оригинала. При этом, п.п.3 п.19 данного Регламента установлено в качестве основания для отказа в постановке на очередь предоставление заявителем неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 16 этого же Регламента, либо предоставление не заверенных документов.

Доводы административного истца о том, что административный ответчик не вправе был истребовать у Кругловой А.В. документ, подтверждающий совестное проживание с детьми, со ссылкой на Распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р, суд признает необоснованными.

Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден прилагаемый перечень документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

Также данным Распоряжением установлено федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, до ДД.ММ.ГГГГ определить требования к формату предоставления документов и сведений, предусмотренных перечнем, утвержденным настоящим распоряжением. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить предоставление документов и сведений, включенных в перечень, утвержденный настоящим распоряжением, по межведомственным запросам исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, определенном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно п.12 указанного перечня документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, в список включена информация о регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации, которая имеется в распоряжении МВД России.

Вместе с тем, требования к формату предоставления документов и сведений относительно регистрации по месту жительства граждан РФ до настоящего времени не утверждены. В указанные выше положения <адрес>, а также в Административный регламент какие-либо изменения в части установленного порядка предоставления документов, не внесены.

Таким образом, судом установлено, что административный ответчик обоснованно отказал административному истцу в рассмотрении ее обращений о предоставлении в собственность испрашиваемых ею земельных участков для строительства индивидуального жилого дома, поскольку ею не были исполнены требования указанных выше нормативно-паровых актов.

В связи с чем, исковые требования Кругловой А.В. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> о признании незаконными отказов по рассмотрению обращений Кругловой <данные изъяты> о предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ - не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Кругловой <данные изъяты> к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> о признании незаконными отказов по рассмотрению обращений Кругловой <данные изъяты> о предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, обязании Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> рассмотреть по существу заявления Кругловой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ - оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца, с даты, следующей после даты вынесения решения суда в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд <адрес>.

В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Т.А. Лузганова