ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3915/2021 от 22.11.2021 Новочеркасского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2а-3915/2021

УИД 61RS0019-01-2021-006602-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2021 года г. Новочеркасск

Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Власовой О.А.,

при секретаре Саляхутдинове Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 13 по Ростовской области к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам, недоимки по налогу,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России № 13 по Ростовской области (далее – налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 (далее – налогоплательщик) о взыскании недоимки по страховым взносам, недоимки по налогу. В обоснование исковых требований указала, что с <дата> до <дата> административный ответчик был зарегистрирован в качестве ИП, поэтому является плательщиком страховых взносов.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», контроль за правильностью и своевременностью уплаты страховых взносов осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном НК РФ.

Сумма страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за расчётные периоды, истекшие до <дата>, за <дата>, подлежащая уплате в срок до <дата>, составила 3 796,85 руб.

В связи с несвоевременной оплатой страховых взносов, административному ответчику были начислены пени в размере 27,85 руб.

Сумма страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за расчётные периоды, начиная с <дата>, <дата> год, подлежащая уплате в срок до <дата>, составила 4 590,00 руб.

В связи с несвоевременной оплатой страховых взносов, административному ответчику были начислены пени в размере 10,67 руб.

Административным ответчиком погашена задолженность по страховым взносам на ОМС за <дата> в размере 4 590,00 руб., пени в размере 10,66 руб. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС <дата> в размере 0,01 руб. до настоящего времени налогоплательщиком не оплачены.

Сумма страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за расчётные периоды, начиная с <дата>, <дата>, подлежащая уплате в срок до <дата>, составила 5 840,00 руб.

В связи с несвоевременной оплатой страховых взносов, административному ответчику были начислены пени в размере 142,45 руб.

Административным ответчиком погашена задолженность по страховым взносам на ОМС за <дата> в размере 5 840,00 руб. пени в размере 18,10 руб. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС <дата> в размере 124,35 руб. до настоящего времени налогоплательщиком не оплачены.

Сумма страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за расчётные периоды, начиная с <дата>, <дата>, подлежащая уплате в срок до <дата>, составила 6 884,00 руб.

В связи с несвоевременной оплатой страховых взносов, административному ответчику были начислены пени в размере 20,08 руб.

Административным ответчиком частично погашена задолженность по страховым взносам на ОМС <дата> в размере 450,23 руб. Оставшаяся задолженность по страховым взносам на ОМС <дата> в размере 6 433,77 руб., пени в размере 20,08 руб. до настоящего времени налогоплательщиком не оплачена.

Сумма страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за расчётные периоды, начиная с <дата>, <дата>, подлежащая уплате в срок до <дата>, составила 7 068,48 руб.

В связи с несвоевременной оплатой страховых взносов, административному ответчику были начислены пени в размере 12,02 руб.

Задолженность по страховым взносам на ОМС и пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС за 2020 год до настоящего времени налогоплательщиком не оплачена.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчётные периоды, начиная с <дата>, за <дата>, подлежащая уплате в срок до <дата>, составила 29 354,00 руб.

В связи с несвоевременной оплатой страховых взносов, административному ответчику были начислены пени в размере 85,62 руб.

Административным ответчиком частично погашена задолженность по страховым взносам на ОПС <дата> год в размере 2 808,94 руб., пени в размере 0,79 руб.

Оставшаяся задолженность по страховым взносам на ОПС <дата> в размере 26 545,06 руб., пени в размере 84,83 руб. до настоящего времени налогоплательщиком не оплачена.

Сумма страховых взносов на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчётные периоды, начиная с <дата>, <дата> год, подлежащая уплате в срок до <дата>, составила 27 220,27 руб.

В связи с несвоевременной оплатой страховых взносов, административному ответчику были начислены пени в размере 46,27 руб.

Задолженность по страховым взносам на ОПС и пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС за <дата> год до настоящего времени налогоплательщиком не оплачена.

При осуществлении предпринимательской деятельности, административный ответчик, наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах, применял упрощённую систему налогообложения (УСН).

Налогоплательщиком поданы в налоговый орган налоговые декларации по УСН за <дата>, согласно которым, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в <дата> году в срок до <дата>, составила 137 485,00 руб.

В связи с несвоевременной оплатой налога, административному ответчику были начислены пени в размере 16 270,97 руб.

Налогоплательщиком <дата> в полном объеме произведена оплата налога. Оставшаяся задолженность по пени в размере 16 270,97 руб. не оплачена административным ответчиком до настоящего времени.

Налогоплательщиком поданы в налоговый орган налоговые декларации по УСН за <дата> год, согласно которым, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в <дата> году в срок до <дата>, составила 75 597,27 руб.

В связи с несвоевременной оплатой налога, административному ответчику были начислены пени в размере 15 583,81 руб.

Налогоплательщиком <дата> в полном объеме произведена оплата налога. Оставшаяся задолженность по пени в размере 15 583,81 руб. не оплачена административным ответчиком до настоящего времени.

Налогоплательщиком поданы в налоговый орган налоговые декларации по УСН за <дата> год, согласно которым, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в <дата> году в срок до <дата>, составила 54 600,00 руб.

В связи с несвоевременной оплатой налога, административному ответчику были начислены пени в размере 6 912,36 руб.

Задолженность по УСН и пени за 2016 год не оплачена административным ответчиком до настоящего времени.

В соответствии со ст. 69 НК РФ, в адрес административного ответчика были направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафов, процентов: от <дата> об уплате пени в размере 2 436,15 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 75 597,27 руб., пени в размере 9 485,17 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 23 153,33 руб., пени в размере 4 279,20 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 27 990,00 руб., пени в размере 65,08 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 54 600,00 руб., пени в размере 6 912,36 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате пени в размере 19 572,43 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате пени в размере 5 442,69 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате пени в размере 2 356,01 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 32 385,00 руб., пени в размере 224,74 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 36 238,00 руб., пени в размере 105,70 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 34 288,75 руб., пени в размере 58,29 руб. в срок до <дата>.

Итого начислено по требованиям 356 190,17 руб.

Итого не уплачено по требованиям 160 950,13 руб.

Определением мирового судьи судебного участка Новочеркасского судебного района Ростовской области от <дата> отменен судебный приказ от <дата> о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам и налогам.

В письменных пояснениях по делу административный истец указал, что <дата> налоговым органом принято решение о признании безнадёжными ко взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за расчётные периоды, истекшие до <дата>, за <дата> в размере 27,85 руб.

<дата> налоговым органом принято решение о признании безнадёжными ко взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, в размере 54 600,00 руб. и пени в размере 38 767,14 руб.

С учётом уточнённых исковых требований, административный истец просил суд взыскать с ФИО1 задолженность по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет федерального фонда ОМС: <дата> пени в размере 0,01 руб.; <дата> пени в размере 12,35 руб.; за <дата> в размере 3 433,77 руб., пени в размере 20,08 руб., <дата> в размере 7 068,48 руб., пени в размере 12,02 руб.; задолженность по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии: <дата> в размере 26 545,06 руб., пени в размере 84,83 руб.; <дата> в размере 27 220,27 руб., пени в размере 46,27 руб., а всего 67 555,14 руб.

В судебное заседание административный истец, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного разбирательства, не явился. До начала судебного заседания представил ходатайство, в котором просил суд рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

В судебное заседание административный ответчик, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного разбирательства по адресу, указанному административным истцом в административном исковом заявлении, подтверждённому адресными справками ОВМ МУ МВД России «Новочеркасское», УВМ ГУ МВД России по Ростовской области, не явился. Из материалов дела следует, что извещения о судебных заседаниях направлялись административному ответчику заблаговременно до рассмотрения дела, вернулись в суд с отметкой «истёк срок хранения», в качестве причины невручения.

Таким образом, судом предприняты все возможные меры к надлежащему извещению административного ответчика о времени и месте судебного разбирательства.

Применительно к правилам ч. 2 ст. 100 КАС РФ, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

В соответствии с требованиями ст. 150, ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, материалы истребованного у мирового судьи судебного участка Новочеркасского судебного района Ростовской области административного дела , оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

До 01.01.2017 вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон N 212-ФЗ).

Порядок уплаты страховых взносов с 01.01.2017 урегулирован положениями главы 34 НК РФ.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В силу п.п. 1, 2 п. 1 ст. 430 НК РФ, плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период <дата>; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период <дата>.

Согласно п. 1 ст. 432 НК РФ, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 2 ст. 432 НК РФ).

На основании п. 5 ст. 432 НК РФ, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ, п. 1 ст. 70 НК РФ, при наличии у налогоплательщика недоимки налоговый орган направляет требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое, в соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ, может быть передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае направления указанного требования по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается пеней, порядок, условия начисления и уплаты которой установлены ст. 75 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

На основании п. 3 ст. 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5 ст. 75 НК РФ).

Судом установлено и следует из материалов дела, что, в период с <дата> до <дата> ФИО1 была зарегистрирована в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, поэтому являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.В связи с неуплатой страховых взносов и налогов в установленный законом срок, в соответствии со ст. 75 НК РФ, административному ответчику была начислена пеня.

На основании ст. 69 НК РФ, налоговым органом налогоплательщику были направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафов, процентов: от <дата> об уплате пени в размере 2 436,15 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате УСН за <дата> в размере 75 597,27 руб., пени в размере 9 485,17 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате страховых взносов на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ, страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 4 квартал <дата> в размере 23 153,33 руб., пени в размере 4 279,20 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате страховых взносов на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ, страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за расчётные периоды, начиная с <дата>, за <дата> в размере 27 990,00 руб., пени в размере 65,08 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате налога по УСН за <дата> в размере 54 600,00 руб., пени в размере 6 912,36 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате пени в размере 19 572,43 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате пени в размере 5 442,69 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате пени в размере 2 356,01 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате страховых взносов на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ, страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за расчётные периоды, начиная с <дата>, за <дата> в размере 32 385,00 руб., пени в размере 224,74 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате страховых взносов на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ, страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за расчётные периоды, начиная с <дата>, за <дата> в размере 36 238,00 руб., пени в размере 105,70 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате страховых взносов на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ, страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за расчётные периоды, начиная с <дата>, <дата> год в размере 34 288,75 руб., пени в размере 58,29 руб. в срок до <дата>.

Однако вышеуказанные требования административным ответчиком не исполнены, недоимка по страховым взносам в добровольном порядке не погашена.

В связи с чем, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа

Мировым судьёй судебного участка Новочеркасского судебного района Ростовской области был выдан судебный приказ от <дата> о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам и налогу на общую сумму 163 775,25 руб., государственной пошлины в размере 2 237,76 руб.

Судебный приказ от <дата> был отменен определением мирового судьи судебного участка Новочеркасского судебного района Ростовской области от <дата>, в связи с поступившими возражениями административного ответчика относительно его исполнения.

Процедура и сроки взимания с налогоплательщика физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы ст. 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

На основании абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Как указано в абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Анализ приведённых правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

При этом, налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные ст. 48 НК РФ, как для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица, так и для последующего обращения в суд, в случае его отмены.

При таких фактических обстоятельствах, с учётом приведённых выше положений налогового законодательства, к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам налоговый орган должен был обратиться: по требованиям от <дата> об уплате до <дата> пени в размере 2 436,15 руб., от <дата> об уплате до <дата> УСН за <дата> в размере 75 597,27 руб., пени в размере 9 485,17 руб., в срок до <дата>; по требованию от <дата> об уплате до <дата> страховых взносов на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ, страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 4 квартал <дата> в размере 23 153,33 руб., пени в размере 4 279,20 руб., в срок до <дата>; по требованию от <дата> об уплате до <дата> страховых взносов на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ, страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС <дата> в размере 27 990,00 руб., пени в размере 65,08 руб., в срок до <дата>; по требованию от <дата> об уплате до <дата> налога по УСН за <дата> в размере 54 600,00 руб., пени в размере 6 912,36 руб., в срок до <дата>; по требованию от <дата> об уплате до <дата> пени в размере 19 572,43 руб., в срок до <дата>; по требованию от <дата> об уплате до <дата> пени в размере 5 442,69 руб., в срок до <дата>; по требованиям от <дата> об уплате до <дата> пени в размере 2 356,01 руб., от <дата> об уплате до <дата> страховых взносов на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ, страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС <дата> в размере 32 385,00 руб., пени в размере 224,74 руб., в срок до <дата>; по требованию от <дата> об уплате до <дата> страховых взносов на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ, страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС <дата> в размере 36 238,00 руб., пени в размере 105,70 руб., в срок до <дата>; по требованию от <дата> об уплате до <дата> страховых взносов на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ, страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС <дата> в размере 34 288,75 руб., пени в размере 58,29 руб. в срок до <дата>.

Из материалов административного дела следует, что к мировому судье судебного участка Новочеркасского судебного района Ростовской области с заявлением о выдаче судебного приказа МИФНС России № 13 по Ростовской области обратилась <дата>.

По итогам рассмотрения которого, <дата> мировым судьей судебного участка Новочеркасского судебного района Ростовской области был выдан судебный приказ .

Определением мирового судьи судебного участка Новочеркасского судебного района Ростовской области от <дата> вышеназванный судебный приказ был отменен.

С настоящим административным исковым заявлением МИФНС России № 13 по Ростовской области обратилась в суд <дата>.

Таким образом, при обращении к мировому судье судебного участка Новочеркасского судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа, в том числе и в Новочеркасский городской суд <адрес> с настоящим административным исковым заявлением, административным истцом был пропущен срок обращения в суд с заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по стразовым взносам и налогу по требованиям: от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В ч. 2 ст. 286 КАС РФ, абз. 4 п. 2 ст.48 НК РФ предусмотрена возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.

Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца, в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного ст.62 КАС РФ.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи заявления о выдаче судебного приказа процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки.

Однако никаких доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, ходатайства о восстановлении пропущенного срока не заявлено. В связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Вместе с тем, своевременность подачи заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

При этом суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, обладающим достаточным штатом сотрудников, и ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Негативные последствия нарушения налоговым органом сроков обращения в суд, не могут быть возложены на налогоплательщика и повлечь для него взыскание налога с нарушением установленной законом процедуры взимания налогов.

В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таком положении, принимая во внимание пропуск административным истцом срока обращения в суд с заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам исковые требования о взыскании с административного ответчика задолженности и пени по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ, страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за <дата> годы удовлетворению не подлежат.

По требованию от <дата> об уплате страховых взносов на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ, страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС <дата> в размере 34 288,75 руб., пени в размере 58,29 руб. налоговым органом соблюдены все последовательные сроки, установленные ст. 48 НК РФ, как для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Проверив представленный административным истцом расчёт задолженности и пени по страховым взносам суд признает его математически верным, соответствующим требованиям действующего законодательства.

Административный ответчик доказательств уплаты налога, либо контррасчета, в нарушение требований ст. 62 КАС РФ, суду не представил, сумму недоимки не оспорил.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие в материалах дела письменных доказательств уплаты административным ответчиком недоимки по страховым взносам, учитывая, что установленный вышеприведёнными нормами законодательства срок для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, а также срок обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, административным истцом не пропущен, суд полагает исковые требования о взыскании с административного ответчика задолженности и пени по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ, страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2020 год являются законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, суд приходит к следующему.

Административный истец освобождён от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 61.1 БК РФ, в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).

При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями БК РФ, судам необходимо руководствоваться положениями БК РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», применительно к пункту 6 статьи 52 НК РФ сумма государственной пошлины исчисляется в полных рублях: сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.

В связи с чем, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 230,00 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 150, 175-180, 289, 290 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 13 по Ростовской области к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам, недоимки по налогу – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за <дата> в размере 7 068 рублей 48 копеек, пени в размере 12 рублей 02 копейки; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за <дата> в размере 27 220 рублей 27 копеек, пени в размере 46 рублей 27 копеек, а всего 34 347 рублей 04 копейки.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 230 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд Ростовской области в течение месяца, со дня изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 ноября 2021 года.

Судья О.А. Власова