ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3915/2023 от 13.02.2024 Ковровского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-479/2024

УИД 33RS0011-01-2023-006208-64

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Ковров 13 февраля 2024 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Ким И.Г.,

при секретаре Гадаловой К.Е.,

с участием административного истца Шишанова А.А., его представителя Петрунина Д.В., представителя административного ответчика Краснова В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шишанова Александра Валерьевича к администрации г.Коврова Владимирской области о признании незаконным решения в форме письма от 22.09.2023 исх. <№> в части отказа в предоставлении копии инструкции по делопроизводству в администрации г.Коврова Владимирской области, утвержденной распоряжением администрации г.Коврова Владимирской области от 15.11.2018 <№>р, и копии утвердившего ее распоряжения,

У С Т А Н О В И Л :

Шишанов Александр Валерьевич обратился в Ковровский городской суд Владимирской области к администрации г.Коврова Владимирской области с административным исковым заявлением о признании незаконным решения в форме письма от 22.09.2023 исх. <№> в части отказа в предоставлении копии инструкции по делопроизводству в администрации г.Коврова Владимирской области, утвержденной распоряжением администрации г.Коврова Владимирской области от <дата><№>р, и копии утвердившего ее распоряжения.

В обоснование заявленных требований указано, 06.09.2023 Шишанов А.В. обратился в администрацию г. Коврова с просьбой, в том числе, о предоставлении ему копии инструкции по делопроизводству в администрации г. Коврова Владимирской области, утвержденной распоряжением администрации г. Коврова от 15.11.2018 <№>р, и копии указанного распоряжения. Кроме этого, заявитель просил сообщить, является ли данная инструкция действующей в настоящее время, и направить ему актуальную редакцию инструкции. Свою просьбу Шишанов А.В. мотивировал тем, что в официальных письменных ответах на его обращения администрация г. Коврова ссылалась на данную инструкцию. При этом испрашиваемые документы отсутствуют в открытом доступе, на официальной сайте администрации г. Ковров не опубликованы. Шишанов А.В. полагает, что администрация г. Коврова неправомерно уклонилась от предоставления данных документов, обосновав тем, что инструкция является внутренним документом, устанавливающим общие требования к функционированию и организации работы с документами в администрации; сообщив лишь, что распоряжение от 15.11.2018 в настоящее время силу не утратило.

В судебном заседании административный истец Шишанов А.В. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного истца Петрунин Д.В. административный иск Шишанова А.В. поддержал, указал на нарушение права заявителя на получение информации, доступ к которой не ограничен.

Представитель административного ответчика Краснов В.М. в судебном заседании полагал заявленные административные требования Шишанова А.В. не подлежащими удовлетворению, поскольку Инструкция по делопроизводству в администрации г. Коврова является внутренним документом, регламентирующим работу сотрудников администрации г. Коврова, опубликованию не подлежит, в связи с чем не была предоставлена Шишанову А.В. В письме администрации г. Коврова от 22.09.2023 исх. <№> заявителю даны исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы.

Выслушав, участников процесса, изучив позиции сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Следуя положениям ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Пунктами 1-3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Исходя из положений ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Судом установлено, что 06.09.2023 Шишанов А.В. обратился в администрацию г. Коврова с просьбой, в том числе, о предоставлении ему копии инструкции по делопроизводству в администрации г. Коврова Владимирской области, утвержденной распоряжением администрации г. Коврова от 15.11.2018 <№>р, и копии указанного распоряжения. Кроме этого, заявитель просил сообщить, является ли данная инструкция действующей в настоящее время, и направить ему актуальную редакцию инструкции. Свою просьбу Шишанов А.В. мотивировал тем, что в официальных письменных ответах на его обращения администрация г. Коврова ссылалась на данную инструкцию. При этом испрашиваемые документы отсутствуют в открытом доступе, на официальной сайте администрации г. Ковров не опубликованы.

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в государственных органах, органах местного самоуправления документирование информации осуществляется в соответствии с правилами делопроизводства, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства.

В целях совершенствования делопроизводства и повышения эффективности работы с документами путем регламентации на единой правовой основе правил создания документов, технологий работы с ними, организации текущего хранения документов и подготовки к передаче в архив органа государственной власти, органа местного самоуправления разработаны Правила делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления, утвержденные приказом Росархива от 22.05.2019 N 71 (далее - Правила делопроизводства).

На основе Правил делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления разрабатывается инструкция по делопроизводству, утверждаемая правовым актом государственного органа, органа местного самоуправления (далее - инструкция по делопроизводству) после ее согласования органом государственной власти и иным государственным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления - с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере архивного дела или государственным (муниципальным) архивом в соответствии с предоставленными ему полномочиями (п. 1.8 Правил делопроизводства).

Распоряжением администрации г. Коврова от 15.11.2018 <№>р утверждена Инструкция по делопроизводству в администрации г. Коврова (далее - Инструкция по делопроизводству), которая разработана для установления единых требований к подготовке, обработке, хранению и использованию образующихся в результате деятельности администрации г. Коврова документов, совершенствования делопроизводства и повышения его эффективности (п. 1.1).

Инструкция по делопроизводству устанавливает общие требования к функционированию и организации работы с документами в администрации г. Коврова и ее структурных подразделений (п. 1.2), определяет особенности работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию (служебную и иную тайну, персональные данные) (п. 1.4).

Постановлением администрации г. Коврова от 28.12.2022 <№> утверждено Положение о порядке организации доступа к информации о деятельности администрации г. Коврова и подведомственных организаций, которым определен порядок реализации пользователей информацией права на получение информации о деятельности администрации г. Коврова и подведомственных организаций (далее - Положение о порядке организации доступа к информации). В разделе 15 вышеуказанного Положения предусмотрены основания, исключающие возможность предоставления информации. Так, если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов органов местного самоуправления г. Коврова, проведении анализа деятельности органов местного самоуправления, подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

Как следует из текста обращения Шишанова А.В. от 06.09.2023, Инструкцию по делопроизводству он просил предоставить с целью проверки достоверности ответов администрации г. Коврова на его обращения, поскольку в ответах имеются ссылки на данную Инструкцию.

Суд находит несостоятельной ссылку административного истца и его представителя о том, что в данном случае Положение о порядке организации доступа к информации не может быть принято во внимание, поскольку, согласно п. 2.3 вышеназванного Положения, его действие не распространяется на порядок рассмотрения администрацией г. Коврова обращений граждан (пп. 2).

Инструкция по делопроизводству содержит раздел VIII «Работа с обращениями граждан», пункты которого воспроизводят и развивают положения Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Таким образом, Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ предусмотрен порядок рассмотрения обращения граждан, а Инструкция по делопроизводству в администрации г. Коврова, на основании положений указанного Федерального закона, содержит последовательность действий сотрудников администрации г. Коврова («алгоритм действий») при рассмотрении обращений граждан.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что администрацией г. Коврова заявителю Шишанову А.В. правомерно отказано в предоставлении Инструкции по делопроизводству. Стороной административного истца в ходе судебного разбирательства не доказано нарушение каких-либо прав заявителя данным отказом.

Суд не принимает позицию представителя административного истца Петрунина Д.В. о том, что Инструкцией по делопроизводству затрагиваются права и предусмотрены обязанности граждан, связанные, в том числе, с рассмотрением обращений граждан, в связи с чем она подлежит опубликованию. Как упоминалось выше, данные требования Инструкции по делопроизводству воспроизведены в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ.

При таких обстоятельствах Инструкция по делопроизводству носит организационный характер для сотрудников администрации г. Коврова и не направлена на урегулирование общественных правоотношений, не является актом реализации прав и обязанностей неопределенного круга лиц, не затрагивают права и свободы заявителя.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца.

При указанных обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

административные исковые требования Шишанова Александра Валерьевича к администрации г.Коврова Владимирской области о признании незаконным решения в форме письма от 22.09.2023 исх. <№> в части отказа в предоставлении копии инструкции по делопроизводству в администрации г.Коврова Владимирской области, утвержденной распоряжением администрации г.Коврова Владимирской области от 15.11.2018 <№>р, и копии утвердившего ее распоряжения оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.

Судья И.Г. Ким

Мотивированное решение изготовлено 27.02.2024.