ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3916/2023 от 15.08.2023 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-3916/2023

73RS0001-01-2023-003058-23

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2023 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

судьи Анциферовой Н.Л.,

при секретаре Хайруллиной С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сосина Константина Михайловича, Абрамовой Елены Николаевны, Павловой Елены Анатольевны к Ульяновской Городской Думе о признании недействительным (незаконным) решения,

УСТАНОВИЛ:

Сосин К.М., Абрамова Е.Н., Павлова Е.А. обратились в суд с административным иском к Ульяновской Городской Думе о признании недействительным (незаконным) решения.

В обоснование административного иска указали, что 08.08.2022 инициативная группа граждан обратилась с заявлением в Управление внутренней политики администрации г.Ульяновска о проведении учредительной конференции граждан (собрание делегатов) по вопросу организации территориального общественного самоуправления в границах территории жилых домов в Ленинском районе г.Ульяновска. Административные истцы Павлова Е.А. и Абрамова Е.Н. являются членами инициативной группы граждан и членами совета ТОС «Молодая гвардия», административный истец Сосин К.М. является жителем территории и избранным председателем ТОС «Молодая гвардия».

На протяжении более 5 месяцев до 11 января 2023 года их заявление практически не рассматривалось УМП по существу. Эти действия (бездействия) УМП явно нарушают сроки 10-дневного рассмотрения их первого заявления от 8 августа 2022 года.

Только после обращения к Президенту РФ Путину В.В. в декабре 2022 года, 12 января 2023 года было получено описание границ ТОС в Ленинском районе г.Ульяновска, а некоторые сотрудники УМП были привлечены к дисциплинарной ответственности за допущенные грубейшие нарушения сроков рассмотрения заявления от 08.08.2022.

Согласно ст.ст. 6, 7 Положения о ТОС, после сбора подписей граждан, поддерживающих проведение учредительной конференции граждан (собрание делегатов), и проживающих на территории, на которой планируется проведение учредительной конференции граждан (собрание делегатов), истцами было подано ходатайство о назначении учредительной конференции граждан (собрание делегатов) по инициативе населения в Ульяновскую Городскую Думу через УМП.

22 февраля 2023 года Ульяновская Городская Дума приняла решение №19 «О назначении учредительной конференции граждан (собрание делегатов)», в котором проведение учредительной конференции граждан (собрание делегатов) назначалось на 01.04.2023 года по адресу: <адрес>

После проведения 01 апреля 2023 года учредительной конференции граждан (собрание делегатов) по вопросу организации ТОС в Ленинском районе г.Ульяновска ТОС получил название «Молодая гвардия».

14 апреля 2023 года уполномоченный учредительной конференцией граждан (собрание делегатов) ТОС «Молодая гвардия» и избранный председатель ТОС «Молодая гвардия» Сосин К.М. обратился, согласно Положению о ТОС, с заявлением (ходатайством) и документами в УМП для установления границы территории, на которой осуществляется ТОС «Молодая гвардия». Ходатайство об установлении границы территории, на которой осуществляется ТОС «Молодая гвардия», поступило в Ульяновскую Городскую Думу 17 апреля 2023 года, об этом стало известно из письма депутата ФИО42 от 24 мая 2023 года № С тех пор никаких действий Ульяновская Городская Дума не предпринимает для установления границ ТОС «Молодая гвардия», всячески затягивая и откладывая рассмотрение этого вопроса, как этого требует ч.12. ст.7 Положения о ТОС.

Через 45 дней после их обращения в УМП 14 апреля 2023 года и через 58 дней после проведения учредительной конференции граждан ТОС «Молодая гвардия», на сайте Ульяновской Городской Думы в начале июня 2023 года им стало известно, что появился нормативно-правовой акт: решение Ульяновской Городской Думы от 24 мая 2023 года №76 «О назначении учредительной конференции граждан (собрание делегатов)», некоего ТОС, впоследствии получивший название ТОС «Танкисты».

Из решения УГД № следует, что проведение учредительной конференции граждан ТОС «Танкисты» назначено на ДД.ММ.ГГГГ что и произошло.

Из решения УГД № также следует, что, несмотря на уже проведенную ДД.ММ.ГГГГ учредительную конференцию граждан ТОС «Молодая гвардия» в уже утвержденных границах территории проведения учредительной конференции граждан по вопросу организации ТОС «Молодая гвардия», Ульяновская Городская Дума своим решением от ДД.ММ.ГГГГ утвердила границы территории проведения учредительной конференции граждан по вопросу организации ТОС «Танкисты» с пересечением (наложением) 6 (шести) жилых домов, которые уже входят в утвержденные границы TOC «Молодая гвардия» по адресам: <адрес>

Считают, что вышеуказанное решение УГД № не соответствует законам (№ 131-ФЗ от 06.10.2023 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Конституции РФ, Положение о ТОС) и нарушает их права, свободы и законные интересы, а также существует реальная угроза дальнейшего их нарушения, поскольку без признания решения УГД № недействительным (незаконным) они не смогут реализовать свои конституционные права на самоуправление, и, особенно, первоочередное право на создание ТОС «Молодая гвардии», тем более что границы утверждены решением Ульяновской Городской Думы от 22 февраля 2022 года №, а учредительная конференция граждан проведена 01.04.2023. Решение УГД № нарушает основополагающий принцип местного самоуправления: одна территория = один ТОС. Они не могут сейчас и в будущем зарегистрировать Устав ТОС «Молодая гвардия», а также подать документы для государственной регистрации ТОС «Молодая гвардия» как юридическое лицо в организационно-правовой форме общественной организации (согласно Положению о ТОС и протокола № учредительной конференции граждан ТОС «Молодая гвардия»).

Считают, что Ульяновская Городская Дума перед изданием решения от 24 мая 2023 года № обязана была проверить и предотвратить указанное пересечение (наложение) границ территории ТОС «Танкисты» с границами территории ТОС «Молодая гвардия»,

В связи с принятием недействительного (незаконного) Ульяновской Городской Думой решения от ДД.ММ.ГГГГ следует и недействительность (незаконность) проведения ДД.ММ.ГГГГ учредительной конференции граждан по вопросу организации ТОС «Танкисты» и её результаты (протокол учредительной конференции граждан и утверждение устава ТОС «Танкисты»).

По вышеуказанным основаниям и обстоятельствам, считают, что решение Ульяновской Городской Думы от 28 июня 2023 года №107 «Об установлении границ территории, на которой Общественная организация территориальное общественное самоуправление г.Ульяновска «Танкисты» осуществляет территориальное общественное самоуправление» (также является недействительным (незаконным).

Просят признать недействительным (незаконным) решение Ульяновской Городской Думы от 24 мая 2023 года №76 «О назначении учредительной конференции граждан (собрание делегатов)».

Определением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 31.07.2023 производство по административному делу по административному исковому заявлению Сосина К.М., Абрамовой Е.Н., Павловой Е.А. к Ульяновской Городской Думе о признании недействительным (незаконным) решения Ульяновской Городской Думы от 28.06.2023 №107 «Об установлении границ территории, на которой Общественная организация территориальное общественное самоуправление города Ульяновска «Танкисты» осуществляет территориальное общественное самоуправление прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административный истец Сосин К.М. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что

в решении УГД № о назначении учредительной конференции граждан (собрания делегатов) ТОС «Танкисты» усматривается, что крайняя дата подачи ходатайства представителем инициативной группы является ДД.ММ.ГГГГ, тогда дата учредительной конференции не должна быть назначена УГД раньше, чем ДД.ММ.ГГГГ. Согласно закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.7 ч.3 с учетом указаний ст.6 Положения о ТОС: граждане - инициаторы учредительного собрания (конференции граждан) подают ходатайство в Ульяновскую Городскую Думу не позднее чем за 35 календарных дней до предполагаемой даты проведения учредительного собрания. Очевидно, что в решении от 24.05.2023 №76 УГД дата проведения учредительной конференции граждан по вопросу организации ТОС «Танкисты» незаконно назначена на 03.06.2023, вместо 15.06.2023. При таких обстоятельствах, дату проведения учредительной конференции граждан по вопросу создания ТОС «Танкисты» УГД должна была принимать с момента своего же решения от 24.05.2023 №76, т.е. не ранее чем через 35 дней, а именно 29.06.2023, вместо 03.06.2023. Решение УГД № от ДД.ММ.ГГГГ также является незаконным и подлежит отмене по очевидной причине несоблюдение принципа: 1 территория = 1 ТОС. Это позиция Государственной Думы РФ. Недопустимо, чтобы границы различных ТОС накладывались (пересекались). Еще 22 февраля 2023 года (преюдиция) установлены границы проведения учредительной конференции граждан по созданию ТОС «Молодая гвардия». 01.04.2023 проведена учредительная конференция граждан по созданию ТОС «Молодая гвардия», избраны органы ТОС «Молодая гвардия», в том числе председатель ТОС и Совет ТОС, утвержден Устав ТОС «Молодая гвардия». Осуществлять свою деятельность ТОС «Молодая гвардия» не сможет без удовлетворения исковых требований, и исправления нарушений границ ТОС «Молодая гвардия», поскольку нарушения закона ст.27 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» также очевидны. Границы инициативной группы по созданию ТОС «Молодая гвардия» предложены и на учредительной конференции 1 апреля 2023 года, границы утверждены в Уставе, а некоторые, граждане по сути решили нарушить эти границы. На учредительной конференции 1 апреля 2023 года структура органов ТОС «Молодая гвардия» установлена, принят Устав, избраны органы ТОС. Как органы ТОС «Молодая гвардия» будут представлять интересы и обеспечивать исполнение решений, принятых на конференциях, в том числе и на учредительной, если границы их ТОС «Молодая гвардия» грубейшим образом пересекаются с другими ТОС. Очевидно, нарушается Конституция РФ, по которой у граждан имеется право создавать общественные организации и объединения. Регистрация Устава ТОС «Танкисты» не должна происходить, потому что инициативной группой граждан не выполнены требования ч. 11 ст.7 и ч.2 ст.9: отсутствуют публикации в средствах массовой информации и в газете «Ульяновск сегодня» об итогах учредительной конференции граждан о созданию ТОС «Танкисты», и об установлении границ территории, на которой осуществляется ТОС «Танкисты». Соответственно, если произошла регистрация Устава ТОС «Танкисты» с такими нарушениями закона, то регистрация Устава ТОС «Танкисты» должна быть аннулирована (отменена). Своими незаконными действиями инициативная группа граждан по созданию ТОС «Танкисты», и при активном им содействии со стороны депутатов Ульяновской Городской Думы, грубо нарушили требования законодательства о местном самоуправлении. Вместо того чтобы воспользоваться процедурой изменения границ ТОС - она описана в ст.4.1 положения о ТОС, данный коллектив выдумал и осуществил свою процедуру, чтобы их ТОС «Молодая гвардия» и его органы не смогли дальше исполнить решения и представлять интересы населения, принятые на учредительной конференции граждан 01.04.2023. Налицо самоуправство со стороны инициативная группа граждан по созданию ТОС «Танкисты» депутатов Ульяновской Городской Думы.

Административный истец Абрамова Е.Н. в судебном заседании административный иск поддержала. Пояснила, что присутствовали на конференции ТОС «Танкисты». На данной конференции присутствовал депутат Черничко, который также участвовал при решении вопроса о создании ТОС «Молодая гвардия» в Ульяновской Городской Думе. Границы ТОС «Молодая гвардия» были обозначены. Депутат Черничко почему-то не поднял вопрос о том, что производит наложение границ одного ТОС на границы другого. ТОС «Танкист» курирует депутат, поэтому их и продвигают. ТОС «Молодая гвардия» же организован народом, поэтому документы не рассматриваются.

Административный истец Павлова Е.А. в судебное заседание не явилась, извещалась. Ранее в судебном заседании административный иск поддержала. Пояснила, что они начали создание ТОС «Молодая гвардия» в августе 2022 года. ТОС «Танкисты» начали формироваться намного позже, но им были утверждены границы ТОС с наложением на границы ТОС «Молодая гвардия». Жители, которые входят в спорные дома никто не подавал заявления на отзыв своим бюллетеней в связи с формированием ТОС.

Представитель административного ответчика Глебова Е.В. в судебное заседание не явилась, извещалась. Ранее в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что решением Ульяновской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о ТОС в муниципальном образовании «город Ульяновск». Согласно ч. 1 ст. 5 Положения о ТОС организация ТОС осуществляется по инициативе граждан, проживающих на соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста, на учредительном собрании граждан, учредительной конференции граждан (собрании делегатов). В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 6, ч. 1 ст. 7 Положения о ТОС учредительная конференция граждан (собрание делегатов) по вопросам организации и осуществления ТОС назначается Ульяновской Городской Думой на основании поступившего в Ульяновскую Городскую Думу ходатайства граждан-инициаторов проведения учредительной конференции (собрания делегатов). 28.04.2023 в Ульяновскую Городскую Думу поступило ходатайство от представителя инициативной группы граждан о назначении учредительной конференции граждан (собрания делегатов) по вопросу организации Общественной организации территориальное общественное самоуправление г.Ульяновска «Танкисты». Предлагаемая дата учредительной конференции граждан (собрания делегатов) - 03.06.2023. Указанное ходатайство было внесено с соблюдением требований ч. 3 ст. 7 Положения о ТОС, в том числе с соблюдением срока внесения в Ульяновскую Городскую Думу, а именно не позднее чем за 35 календарных дней до предполагаемой даты проведения учредительной конференции. 11.05.2023 в Ульяновскую Городскую Думу поступило заявление от представителя инициативной группы граждан о внесении изменений в ранее направленное ходатайство о назначении учредительной конференции граждан (собрания делегатов) от 28.04.2023 с целью исключения технической ошибки в адресе участков территории проведения собраний по выбору делегатов учредительной конференции (собрания делегатов). Данное уточнение не является самостоятельным ходатайством. 24.05.2023 Ульяновская Городская Дума рассмотрела ходатайство о назначении учредительной конференции граждан (собрания делегатов) от 28.04.2023 с вышеуказанными уточнениями от 11.05.2023 в порядке, установленном Регламентом Ульяновской Городской Думы, на заседании Ульяновской Городской Думы и приняла решение № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении учредительной конференции граждан (собрания делегатов)», соответствующее требованиям, установленным частью 3 статьи 7 Положения о ТОС. Таким образом, оспариваемое решение № 76 от 24.05.2023 принято в пределах компетенции Ульяновской Городской Думы с соблюдением требований законодательства к форме, содержанию и порядку его принятия. 03.06.2023 состоялась учредительная конференция граждан (собрание делегатов) по вопросу организации ТОС «Танкисты». 06.06.2023 в Ульяновскую Городскую Думу поступило ходатайство от уполномоченного учредительной конференцией граждан (собранием делегатов) лица об установлении границ территории, на которой ТОС «Танкисты» осуществляет территориальное общественное самоуправление. Указанное ходатайство внесено с соблюдением требований ч.12 ст. 7 Положения о ТОС. 28.06.2023 на заседании Ульяновской Городской Думы было рассмотрено ходатайство от уполномоченного учредительной конференцией граждан (собранием делегатов) лица об установлении границ территории, на которой ТОС «Танкисты» осуществляет территориальное общественное самоуправление и принято решение № 107 от 28.06.2023. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Положения о ТОС территория, на которой осуществляется ТОС, не может включать в себя территорию уже зарегистрированного в установленном порядке ТОС. Согласно ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, муниципального района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. В соответствии с ч. 6 ст. 9 Положения о ТОС, ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава администрацией г. Ульяновска. На момент назначения Ульяновской Городской Думой учредительной конференции граждан (собрание делегатов) по вопросу организации ТОС «Танкисты» решением № от ДД.ММ.ГГГГ, границы ТОС «Молодая гвардия» не были установлены в порядке, предусмотренном действующими нормативными правовыми актами, следовательно, не могло иметь место пересечение еще не установленных границ ТОС «Танкисты» и ТОС «Молодая гвардия». Решением № 19 от 22.02.2023 были утверждены лишь границы проведения учредительной конференции граждан (собрание делегатов) по вопросу организации ТОС «Молодая гвардия». Решение № от ДД.ММ.ГГГГ является законным, поскольку принято в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Положением о ТОС. 17.04.2023 в УГД поступило ходатайство от уполномоченного учредительной конференцией граждан (собранием делегатов) лица об установлении границ территории, на которой осуществляется ТОС «Молодая гвардия». Указанное ходатайство внесено с соблюдением требований ч. 12 ст. 7 Положения о ТОС. Однако в процессе разработки нормативного правового акта об установлении границ территории, на которой осуществляется ТОС «Молодая гвардия», поступили ряд жалоб, в том числе коллективных, по вопросу законности организации данного ТОС, в том числе легитимности проведения учредительной конференции граждан (собрания делегатов) от 01.04.2023. Ульяновская Городская Дума не имеет правовых возможностей проведения проверки законности организации и проведения учредительной конференции граждан (собрания делегатов), в том числе по опросу участников, исследованию документов по избранию делегатов, таким образом, в целях принятия законного нормативного правового акта об установлении границ территории, на которой осуществляется ТОС «Молодая гвардия», Ульяновская Городская Дума направила запросы Главе г. Ульяновска с целью получения имеющейся информации по доводам, изложенным в обращениях, а также обратилась с письмом от 24.05.2023 в прокуратуру Ленинского района г.Ульяновска с просьбой провести в пределах имеющихся полномочий проверку законности организации и проведения учредительной конференции граждан (собрания делегатов) от 01.04.2023. Согласно письму прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска от 13.07.2023 материал проверки направлен для принятия решения в порядке статей 144-145 УПК РФ в ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска. Таким образом, границы территории, на которой планируется осуществление ТОС «Молодая гвардия», юридически не существуют, есть лишь соответствующее предложение инициативной группы граждан по соответствующим границам. Решение № от ДД.ММ.ГГГГ само по себе не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов, не создаёт препятствий к их осуществлению, поскольку не препятствует праву на создание ТОС, не исключает для административных истцов возможности самоорганизоваться по месту их жительства на части территории муниципального образования «город Ульяновск» для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Представитель ответчика Горюнов А.П. в судебном заседании административный иск не признал. Пояснил, что при принятии Городской Думой оспариваемого решения соблюдены все процедурные нормы. Границы ТОС «Молодая Гвардия» не установлены, юридически их не существует, поскольку они возникают только после регистрации Минюстом общественной организации.

Представитель административного ответчика Кознакова Ю.А. в судебном заседании административный иск не признала.

Представитель заинтересованного лица администрации г.Ульяновска в судебное заседание не явился, извещался.

Заинтересованное лицо Митрикова Л.А. в судебном заседании административный иск не поддержала. Пояснила, что она и другие активисты 6 лет занимаются их двором, обустраивают территорию, участвуем во всех программах. В конце марта 2023 года узнала, что их двор входит в какой-то ТОС «Молодая Гвардия». Люди данных домов ни разу не слышали про ТОС и понятия не имеют кто это такие. Жильцы не хотят входить в ТОС, к людям с которыми они даже не знакомы и не доверяют. Поэтому были написаны жалобы. Им было предложено организовать собственный ТОС, так как ТОС «Молодая Гвардия» еще не зарегистрировано. Они выбрали способ самоуправления своим двором. Все единогласно захотели создать свой ТОС, чтобы самим управлять данной территорией, своим двором. У них от каждого дома по два-три делегата, которые участвуют в вопросах по благоустройству двора. Вся инициативная группа ТОС «Танкисты» знают друг друга много лет. Считает, что мнение жителей должно учитываться при создании ТОС.

Заинтересованное лицо Толмачева А.В. в судебном заседании административный иск не поддержала. Пояснила, что решение Городской Думы г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным. При создания ТОС «Танкисты» они руководствовались положениями об территориальном общественном управлении муниципального образования г.Ульяновска. Все документы были поданы в срок. Соответственно вся процедура была соблюдена, незаконных действий с их стороны не усматривается. Кроме того, по спорным домам, где идет наложение границ, в списках жильцов нет ни одной подписи. Мнение жильцов при создании ТОС «Молодая Гвардия» не учитывалось. Считает, что голоса должны были быть собраны равномерно с домов на указанной территории, а не с одного дома собрать 3%. Никакой агитационной работы со стороны ТОС «Молодая Гвардия» не проводились, никаких объявлений не расклеивалось. Она случайно узнала о том, что их дома планируются включить в ТОС «Молодая Гвардия».

Заинтересованное лицо Крамаренко Н.Г. в судебном заседании административный иск не поддержала. Пояснила, что <адрес> это административное здание. Там находится общежитие с небольшим количеством проживающих людей.

Заинтересованное лицо Кузнецова Н.П. в судебном заседании административный иск не поддержала.

Заинтересованное лицо Козлова Е.И. в судебном заседании административный иск не поддержала.

Заинтересованное лицо Скриголовская Е.В. в судебном заседании административный иск не поддержала. Пояснила, что она проживает в данном квадрате, которые указали административные истцы. На данном квадрате в основном расположены общежития и гостиницы. Ранее это были военные дома. Люди друг друга все знают. Административных истцов они никогда не видели. Во двор к ним никто не приходил. В 2020 году они хотели организовать ТОС, решили с каждой квартиры собрать взнос для ТОС по 500 руб., но началась пандемия и ничего не получилось. И только в 2023 году решили создать ТОС «Танкисты». Все жители в курсе, они не против данного ТОС. О ТОС «Молодой Гвардии» никогда не слышали.

Заинтересованное лицо Елисеев С.Н. в судебном заседании административный иск не поддержал.

Заинтересованные лица Кильдюшова А.О., Маляганова Е.Н., Князханова А.Д., Рябов Г.С., Абитова Г.С., Мамыкина Е.В., Бороздина Н.Ю., Ефременко В.Д., Кудряшов А.Ю., Покрова О.Р., Мифтахутдинов Р.М., Бутузова Е.А., Арефьева Л.Р., Подпригорова М.А., Яскуляк Е.П., Ямщикова О.А., Золина Л.Н., Отливщикова А.А., Князханова И.Д. в судебное заседание не явились, извещались.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии со статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, устанавливает и определяет Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) - представительным органом муниципального района.

Как предусмотрено ч.3 ст. 27 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Согласно ч. 11 ст. 27 названного федерального закона вопросы установления порядка организации (самоорганизации) граждан по месту их жительства для осуществления территориального общественного самоуправления в полном объеме переданы в компетенцию местного самоуправления.

Согласно ст.21 Устава муниципального образования «город Ульяновск» (Решение Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 № 119) территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) в городе Ульяновске - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города Ульяновска для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются Городской Думой по предложению населения, проживающего на соответствующей территории.

ТОС осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления администрацией города. Порядок регистрации устава ТОС определяется решением Городской Думы.

ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее 2/3 избранных на собрании граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются нормативными правовыми актами Городской Думы.

Решением Ульяновской Городской Думы от 28.05.2008 № 88 утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании «Город Ульяновск» (далее Положение о ТОС).

Согласно ст.4 Положения о ТОС обязательными условиями при установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, являются:

- границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, не могут выходить за пределы территории муниципального образования «Город Ульяновск»;

- территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, должна составлять единую территорию. Не допускается осуществление территориального общественного самоуправления на территориях, не граничащих между собой;

- территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, не может быть больше территории проведения учредительного собрания граждан, учредительной конференции граждан (собрания делегатов) и не может включать в себя территорию уже зарегистрированного в установленном порядке территориального общественного самоуправления кроме случаев, предусмотренных статьей 4.1 настоящего Положения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Ульяновской Городской Думой по предложению населения, проживающего на данной территории.

Предложения населения по установлению границ территории проведения учредительного собрания граждан, учредительной конференции граждан (собрания делегатов), осуществления территориального общественного самоуправления направляются представителем инициативной группы граждан по проведению учредительного собрания граждан, учредительной конференции граждан (собрания делегатов) в уполномоченный отраслевой (функциональный) орган администрации города Ульяновска в форме соответствующего заявления.

Описание границ территории проведения учредительного собрания граждан, учредительной конференции граждан (собрания делегатов), осуществления территориального общественного самоуправления направляются уполномоченным отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска по указанному заявителем адресу не позднее чем через 10 рабочих дней после дня регистрации соответствующего заявления.

Инициативная группа граждан по проведению учредительного собрания граждан, учредительной конференции граждан (собрания делегатов) вправе обратиться в уполномоченный отраслевой (функциональный) орган администрации города Ульяновска с просьбой содействия в определении численности граждан, проживающих на соответствующей территории.

Установленные границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, не являются границами земельного участка.

Согласно ч. 1 ст. 5 Положения о ТОС организация ТОС осуществляется по инициативе граждан, проживающих на соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста, на учредительном собрании граждан, учредительной конференции граждан (собрании делегатов).

В соответствии с частями 1 и 3 ст. 6, ч. 1 ст. 7 Положения о ТОС учредительная конференция граждан (собрание делегатов) по вопросам организации и осуществления ТОС назначается Ульяновской Городской Думой на основании поступившего в Ульяновскую Городскую Думу ходатайства граждан-инициаторов проведения учредительной конференции (собрания делегатов).

Судом установлено, что 28.04.2023 в Ульяновскую Городскую Думу поступило ходатайство от представителя инициативной группы Митриковой Л.А. о назначении учредительной конференции граждан (собрания делегатов) по вопросу организации Общественной организации территориальное общественное самоуправление г.Ульяновска «Танкисты», предлагаемая дата учредительной конференции граждан (собрания делегатов) - 03.06.2023.

11.05.2023 в Ульяновскую Городскую Думу поступило заявление от представителя инициативной группы Митриковой Л.А. о внесении изменений в ходатайство от 28.04.2023 о назначении учредительной конференции граждан (собрания делегатов) от инициативной группы ТОС «Танкисты», в связи с технической ошибкой, допущенной в адресе перечисления участков и пунктов.

Решением Ульяновской Городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 216-222) рассмотрено ходатайство представителя инициативной группы граждан о назначении учредительной конференции (собрания делегатов) по вопросу организации территориального общественного самоуправления в Ленинском районе г.Ульяновска Митриковой Л.А., назначено проведение учредительной конференции граждан (собрания делегатов) по вопросу организации территориального общественного самоуправления в ленинском районе г.Ульяновска на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>

Утверждены границы территории проведения учредительной конференции граждан (собрания делегатов) по вопросу организации территориального общественного самоуправления в Ленинском районе г.Ульяновска (приложение 1).

Определена повестка учредительной конференции граждан (собрания делегатов) по вопросу организации территориального общественного самоуправления в ленинском районе г.Ульяновска (приложение 2).

Определен список должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск», участвующих с правом совещательного голоса в проведении учредительной конференции граждан (собрания делегатов) по вопросу организации территориального общественного самоуправления в Ленинском районе г.Ульяновска (приложение 3).

Установлены участки территории проведения собраний по выбору делегатов учредительной конференции граждан (собрания делегатов) по вопросу организации территориального общественного самоуправления в Ленинском районе г.Ульяновска (приложение 4).

Решение вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

ДД.ММ.ГГГГ<адрес> состоялась учредительная конференция граждан (собрание делегатов) по вопросу организации ТОС «Танкисты».

Оспаривая решение Ульяновской Городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в суд с настоящим иском, указав, что данное решение не соответствует закона № 131-ФЗ от 06.10.2023 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Конституции РФ, Положение о ТОС, а также нарушает их права, свободы и законные интересы, а они не смогут реализовать свои конституционные права на самоуправление, право на создание ТОС «Молодая гвардии».

Как следует из материалов дела, 01.04.2023 состоялась учредительная конференция граждан (собрание делегатов) по вопросу организации ТОС «Молодая гвардия».

Согласно ч. 12 ст. 7 Положения о ТОС, решение об установлении границ территории, на которой осуществляется ТОС, принимается Ульяновской Городской Думой после поступления заверенной председателем и секретарем учредительной конференции граждан (собрания делегатов) копии протокола учредительной конференции граждан (собрания делегатов) в порядке, установленном Регламентом Ульяновской Городской Думы.

17.04.2023 в Ульяновскую Городскую Думу поступило ходатайство (предложение) от уполномоченного учредительной конференцией граждан (собранием делегатов) лица об установлении границ территории, на которой общественная организация ТОС «Молодая гвардия» осуществляет территориальное общественное самоуправление. Указанное ходатайство внесено с соблюдением требований ч. 12 ст. 7 Положения о ТОС.

В процессе разработки нормативного правового акта об установлении границ территории, на которой осуществляется ТОС «Молодая гвардия», в Ульяновскую Городскую Думу, поступили ряд жалоб, в том числе коллективных, по вопросу законности организации данного ТОС, в том числе легитимности проведения учредительной конференции граждан (собрания делегатов) от 01.04.2023.

03.04.2023 в Ульяновскую Городскую Думу поступило обращение Митриковой Л.А. (вх. № ) по вопросу организации ТОС «Молодая гвардия» с просьбой не регистрировать данный ТОС «Молодая гвардия» и не включать в ассоциацию ТОС Ульяновской области, и с указанием нарушений при проведении конференции (т. 2 л.д. 109-110).

10.04.2023 в Ульяновскую Городскую Думу поступило обращение Журиной М.Е. (вх. № ) по вопросу не включения дома <адрес> в границы организуемого ТОС «Молодая гвардия» (т. 2 л.д.111-112).

25.04.2023 в Ульяновскую Городскую Думу поступило обращение Митриковой Л.А. (вх. № ) с просьбой взять под личный контроль вопрос о регистрации ТОС «Молодая гвардия» с целью соблюдения законодательства РФ и недопущения произвола, а также не включения в ассоциацию ТОС (т. 2 л.д.113-115).

10.05.2023 в Ульяновскую Городскую Думу поступило обращение Толмачевой А.В. (вх. № ) с просьбой взять под личный контроль вопрос регистрации устава ТОС «Молодая гвардия» с целью соблюдения законодательства РФ и недопущения произвола, а также не включения в ассоциацию ТОС (т. 2 л.д.118-119).

26.05.2023 в Ульяновскую Городскую Думу поступило коллективное обращение (заявление) жителей дома <адрес> (вх. № ОГ-1743) о признании недействительными заполненные жителями дома по <адрес> бюллетеней в количестве 17 шт., а также о нежелании входить в ТОС «Молодая гвардия» (т. 2 л.д. 120).

31.05.2023 в Ульяновскую Городскую Думу поступило обращение Митриковой Л.А. (вх. № ) с просьбой взять под личный контроль вопрос регистрации ТОС «Молодая гвардия» с целью соблюдения законодательства РФ и недопущения произвола (т. 2 л.д. 121-124).

07.06.2023 в Ульяновскую Городскую Думу поступило заявление Толмачевой А.В. (вх. № ) об отзыве бюллетеней для заочного голосования на собрании граждан по избранию делегата учредительной конференции (собрания делегатов) ТОС участка № 1 границ учредительной конференции граждан (собрания делегатов) ТОС «Молодая гвардия», проводимой 01.04.2023, и считать их недействительными (т. 2 л.д. 125).

Ульяновская Городская Дума не имеет правовых возможностей проведения проверки законности организации и проведения учредительной конференции граждан (собрания делегатов), в том числе по опросу участников, исследованию документов по избранию делегатов, в связи с чем были направлены запросы Главе города Ульяновска с целью получения имеющейся информации по доводам, изложенным в обращениях.

ДД.ММ.ГГГГ письмом исх. № в целях принятия законного нормативного правового акта об установлении границ территории, на которой осуществляется ТОС «Молодая гвардия», Ульяновская Городская Дума обратилась к прокурору Ленинского района г.Ульяновска с просьбой провести в пределах имеющихся полномочий, проверку законности организации и проведения учредительной конференции (собрания делегатов) от 01.04.2023 (т. 2 л.д. 1-2).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ прокуратура Ленинского района г.Ульяновска сообщила, что в связи с поступлением обращений граждан, в том числе собственников помещений многоквартирного дома <адрес>, по вопросу нарушения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, несогласии с включением в ТОС, прокуратурой района проводятся надзорные мероприятия, связанные с созданием ТОС в границах улиц <адрес> (т. 2 л.д. 3).

Также, прокуратурой Ленинского района г.Ульяновска письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о направлении материала проверки для принятия решения в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ в ОМВД России по Ленинскому району г.Ульяновска (т. 2 л.д. 5-6).

В силу ст.2 Регламента Ульяновской Городской Думы (утв. Решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2011 N 217) основной формой работы Городской Думы являются заседания Городской Думы.

Городская Дума осуществляет свою деятельность в соответствии с перспективными и текущими планами работы.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Положения о ТОС территория, на которой осуществляется ТОС, не может включать в себя территорию уже зарегистрированного в установленном порядке ТОС.

Согласно ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, муниципального района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

В соответствии с ч. 6 ст. 9 Положения о ТОС, ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава администрацией города Ульяновска.

В силу ч. 3.1 ст. 6 Положения о ТОС, при поступлении ходатайства о назначении учредительного собрания по инициативе населения Ульяновская Городская Дума в порядке, установленном Регламентом Ульяновской Городской Думы, принимает одно из двух решений: о назначении учредительного собрания; об отказе в назначении учредительного собрания.

Согласно ч. 3.2 ст. 6 Положения о ТОС, в решении Ульяновской Городской Думы о назначении учредительного собрания граждан указываются:

1) дата, время и место проведения учредительного собрания, территория проведения учредительного собрания граждан;

2) вопросы, подлежащие обсуждению на учредительном собрании (повестка учредительного собрания). Повестка учредительного собрания может быть изменена решением Ульяновской Городской Думы только в следующих случаях:

- если предлагаемая инициаторами повестка учредительного собрания содержит вопросы, не относящиеся к компетенции органов местного самоуправления города, Ульяновская Городская Дума исключает из повестки учредительного собрания такие вопросы;

- если, по мнению Ульяновской Городской Думы, для рассмотрения обозначенного в повестке вопроса необходимо рассмотреть иные, связанные с ними вопросы, в повестку учредительного собрания, предлагаемую инициаторами, включаются дополнительные вопросы;

3) список должностных лиц местного самоуправления города, участие которых, по мнению инициаторов, при проведении учредительного собрания необходимо. При этом Ульяновская Городская Дума может своим решением как изменить этот список, так и вообще исключить участие этих лиц в проведении назначаемого учредительного собрания. Решение об изменении списка должностных лиц местного самоуправления, участие которых необходимо при проведении назначаемого учредительного собрания, либо об исключении участия этих лиц в учредительном собрании должно быть мотивированным.

Ульяновская Городская Дума отказывает в назначении учредительного собрания граждан в случае невыполнения инициаторами назначения такого учредительного собрания любого из требований, предъявляемых настоящим решением к ходатайству либо процедуре выдвижения инициативы о проведении учредительного собрания. В случае отказа в назначении учредительного собрания граждане - инициаторы учредительного собрания вправе вновь в установленном настоящей статьей порядке ходатайствовать о назначении учредительного собрания.

Таким образом, Положением о ТОС закреплен исчерпывающий перечень оснований для отказа в назначении учредительной конференции граждан (собрании делегатов).

Нарушений указанных норм не установлено, решение Ульяновской Городской Думу от 24.05.2023 принято в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № № 131-ФЗ и Положением о ТОС.

Доводы административных истцов о том, что дата проведения учредительной конференции граждан по вопросу организации ТОС «Танкисты» незаконно назначено на 03.06.2023, суд считает необоснованными.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Положения о ТОС, инициативная группа по проведению учредительного собрания образуется непосредственно жителями отдельной территории проживания граждан, имеющими право на участие в территориальном общественном самоуправлении.

Граждане - инициаторы учредительного собрания подают ходатайство в Ульяновскую Городскую Думу не позднее чем за 35 календарных дней до предполагаемой даты проведения учредительного собрания.

28.04.2023 в Ульяновскую Городскую Думу поступило ходатайство от представителя инициативной группы граждан о назначении учредительной конференции граждан (собрании делегатов) по вопросу организации ТОС «Танкисты», предполагаемая дата учредительной конференции граждан (собрания делегатов) – 03.06.2023. Данное ходатайство внесено с соблюдением требований ч. 3 ст. 7 Положения о ТОС, в том числе с соблюдением срока внесения в Ульяновскую Городскую Думу, не позднее чем за 35 календарных дней до предполагаемой даты проведения учредительного собрания.

Согласно абз.1 п.62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Вместе с тем факт нарушения прав административных истцов является обязательным условием для удовлетворения заявления и в силу ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

По своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) должностных лиц и государственных органов, и имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (ст.ст.3,4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.46 Конституции Российской Федерации); в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав в порядке административного судопроизводства, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом, оснований для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.

Суд считает, что нарушения прав и законных интересов административных истцов данное решение не повлекло, не создает препятствий к их осуществлению, не препятствует праву на создание ТОС.

Исходя из приведенных выше правовых норм, учитывая изложенные обстоятельства, установленные на основании совокупности исследованных судом доказательств, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 218 - 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Сосина Константина Михайловича, Абрамовой Елены Николаевны, Павловой Елены Анатольевны к Ульяновской Городской Думе о признании недействительным (незаконным) решения Ульяновской Городской Думы от 24 мая 2023 года № 76 «О назначении учредительной конференции граждан (собрание делегатов)» отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Л. Анциферова

Мотивированное решение изготовлено 18.08.2023.