РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 06 февраля 2019 г.
Решение в окончательной форме изготовлено 07 февраля 2019 г.
г.Выборг 06 февраля 2019 года
Дело N2а-391/2019
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Гомзякова А.Г., при секретаре Ковалевой Т.Б.,
с участием представителей административного истца товарищества собственников недвижимости «Парнас» ФИО1, ФИО2, административного ответчика старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области ФИО3, представителя административных соответчиков отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области, Главного управления МЧС России по Ленинградской области ФИО4, заинтересованного лица ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению товарищества собственников недвижимости «Парнас» к старшему инспектору отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области ФИО3, отделу надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области, Главному управлению МЧС России по Ленинградской области об оспаривании ненормативных правовых актов должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного пожарного надзора,
установил:
Товарищество собственников недвижимости (далее - ТСН) «Парнас» обратилось в суд с административным исковым заявлением к отделу надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области (далее – ОНД и ПР Выборгского района УНД И ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области) о признании незаконными предписания старшего инспектора ОНД и ПР Выборгского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО3 об устранении нарушений требований пожарной безопасности N2-11-69-131/1/1 от 19.06.2018 и акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности N2-11-69-131 от 19.06.2018.
Требования мотивированы тем, что по результатам проверки соблюдения требований пожарной безопасности на основании распоряжения начальника ОНД и ПР Выборгского района УНД И ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области от 21.05.2018 инспекторами ОНД и ПР Выборгского района УНД И ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО3 и ФИО6 составлен акт проверки N2-11-69-131 от 19.06.2018, в котором указаны 55 пунктов нарушений требований пожарной безопасности. На основании указанного акта старшим инспектором ОНД и ПР Выборгского района УНД И ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО3 вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Истец полагает, что оспариваемые предписание и акт не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы товарищества, возлагая на него незаконные обязанности, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела ТСН «Парнас» в области пожарной безопасности.
Одновременно административный истец обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными названных предписания и акта, мотивированное тем, что при вручении оспариваемого предписания истцу не был разъяснен порядок обжалования указанного предписания, ссылался также на обращение с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении ОНД и ПР Выборгского района УНД И ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области в вышестоящий орган - УНД И ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области, а впоследствии во Всеволожский городской суд Ленинградской области в связи с несогласием с принятым по жалобе вышестоящим органом решением.
В ходе рассмотрения дела, административный истец в порядке ст.46 КАС РФ увеличил исковые требования, просил также признать незаконными постановление N2-11-79-95 от 02.07.2018 главного государственного инспектора Выборгского района Ленинградской области по пожарному надзору ФИО4, а также решение Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области от 09.08.2018 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 02.07.2018 N2-11-79-95, вынесенного главным государственным инспектором Выборгского района Ленинградской области по пожарному надзору ФИО4
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, исходя из характера возникших спорных правоотношений, к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены старший инспектор ОНД и ПР Выборгского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО3, ГУ МЧС России по Ленинградской области; в качестве заинтересованного лица – член ТСН «Парнас» ФИО5 по ходатайству последней.
В судебном заседании представители административного истца ТСН «Парнас», действующий председатель правления товарищества ФИО1 и по доверенности ФИО2 поддержали заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик старший инспектор ОНД и ПР Выборгского района УНД И ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО3, вынесшая оспариваемые предписания и акт, а также представитель административных соответчиков: ОНД и ПР Выборгского района УНД И ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области, ГУ МЧС России по Ленинградской области - главный государственный инспектор Выборгского района Ленинградской области по пожарному надзору ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения требований, настаивая на законности оспариваемых ненормативных правовых актов должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного пожарного надзора. Просили в удовлетворении административного иска отказать, за отсутствием правовой состоятельности.
Заинтересованное лицо ФИО5 просила в удовлетворении требований ТСН «Парнас» отказать, указывая на многочисленные нарушения административным истцом требований пожарной безопасности и бездействие со стороны действующего правления ТСН «Парнас» по их устранению.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст.59,60,61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника ОНД и ПР Выборгского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области – главного государственного инспектора Выборгского района Ленинградской области по пожарному надзору от 21 мая 2018 года N2-11-69-131 в отношении ТСН «Парнас», расположенного по адресу: <...> км Приморского шоссе ИНН <***>, в период с 10 час.00 мин. по 16 час.00 мин. 06 июня 2018 года и с 11 час.00 мин. по 12 час. 00 мин. 19 июня 2018 года проведена плановая выездная проверка с целью контроля исполнения ранее выданного ТСН «Парнас» предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами от 19.06.2018 N2-11-69-131/1/1.
Копия распоряжения о начале проведения плановой проверки заблаговременно вручена законному представителю юридического лица (23.05.2018), сводный план проведения плановых проверок на 2018 год был размещен в конце 2017 года на сайтах Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МЧС России, что применительно к части 5 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) является уведомлением заинтересованных лиц о предстоящей проверке.
В ходе проверки должностными лицами ОНД и ПР Выборгского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области - старшим инспектором ФИО3 и инспектором ФИО6 в присутствии председателя Правления ТСН «Парнас» ФИО1, выявлены следующие нарушения административным истцом обязательных требований пожарной безопасности:
- в нарушение ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.7* СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения - Ширина проезжей части улиц и проездов принимается для улиц — не менее 7,0, для проездов — не менее 3,5 м. СП 53.13330.2011 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. П. 5.7. ВСН 43-85 Застройка территорий садоводческих товариществ, здания и сооружения. Нормы проектирования"; п. 1.1, п.2.9. п.2.12 ширина проезжей части улицы в ТСН «Парнас» не соответствует требованиям пожарной безопасности и составляет менее 7 метров, а именно: улица № 1 – ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2 метра 90 сантиметров, улица № 19 ширина проезжей части в самом узком месте составляет –2 метра 80 см, улица № 3 – ширина проезжей части в самом узком месте составляет 5 метров 60 по всей протяженности (замер производился напротив участка №65, № 64), улица № 2 – ширина проезжей части в самом узком месте составляет 4 метра 40 сантиметров, улица № 4 – ширина 6 метров 20 сантиметров. В соответствии с масштабом в котором выполнен генеральный план ТСН «Парнас», данные проезды необходимо считать улицами;
- в нарушение ч. 4 ст. 4, Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.7* СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения - Ширина проезжей части улиц и проездов принимается для улиц — не менее 7,0, для проездов — не менее 3,5 м. СП 53.13330.2011 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. П. 5.7.ВСН 43-85 Застройка территорий садоводческих товариществ, здания и сооружения. Нормы проектирования"; п. 1.1, п.2.9. п.2.12 ширина проезжей части проезда в ТСН «Парнас» не соответствует требованиям пожарной безопасности и составляет менее 3,5 метров, а именно: проезд № 2 – ширина проезжей части в самом узком месте составляет 3 метра 20 сантиметров, проезд № 5 – ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2 метра 90 сантиметров, проезд № 6 – ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2 метра 80 см, проезд № 7 – ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2 метра 40 сантиметров, проезд № 8 – ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2 метра 50 сантиметров, проезд № 9 – ширина проезжей части в самом узком месте составляет 3 метра, проезд № 10 – ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2 метра 80 сантиметров, проезд № 12 – ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2 метра 30 сантиметров, проезд № 13– ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2 метра 50 сантиметров, проезд № 14 – ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2 метра 20 сантиметров, проезд № 15 – ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2 метра 40 сантиметров, проезд № 16 – ширина проезжей части в самом узком месте составляет в самом узком месте 2 метра 60 сантиметров, проезд № 17 – ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2 метра, проезд № 18 - ширина проезжей части в самом узком месте составляет 3 метра 10 см, проезд № 20 – ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2метра 70 сантиметров, проезд № 21 – ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2 метра 40 сантиметров, проезд № 22 – ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2 метра 10 сантиметров, проезд № 23 – ширина проезжей части в самом узком месте составляет 3 метра, проезд № 24 – ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2 метра 20 сантиметров, проезд № 25 – ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2 метра 80 сантиметров, проезд № 26– ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2 метра 40 сантиметров, проезд № 28– ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2 метра 70 сантиметров, проезд № 29 - ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2 метра 70 см, проезд № 30 –ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2 метра 60 см, проезд № 32– ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2 метра 40 сантиметров, проезд № 33– ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2 метра 60 сантиметров, проезд № 34– ширина проезжей части в самом узком месте составляет 3 метра, проезд № 35– ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2 метра 50 сантиметров, проезд № 36– ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2 метра 80 сантиметров, проезд № 37– ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2,90 м по всей протяженности проезда, проезд № 38 - ширина проезжей части в самом узком месте составляет 2 метра 60 см;
- в нарушение ст. 4, ст. 6 ч. 1, ст. 68, ст. 99 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 8.13130.2009 п. 4.1; п. 9.1 – п. 9.11. (СниП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» п. п. 2.11, 2.12, 2.13, 8.16, 9.30) здания и сооружения расположенные на территории товарищества не в полном объёме обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения из условия обслуживания одним водоисточником зданий расположенных в радиусе 200 метров (В соответствии с требованиями норм 1 источник противопожарного водоснабжения обеспечивает пожаротушение в радиусе 200 метров). Территория ТСН «Парнас» не в полном объеме обеспечена противопожарными резервуарами (колодцами);
- в нарушение ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 53.13330.2011 «Планирование и застройка территорий садоводческих(дачных) объединений граждан, здания и сооружения». п. 5.8., СниП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» п. 5.8; ВСН 43-85** тупиковые проезды на территории ТСН « Парнас» не обеспечены разворотными площадками размером не менее 12?12 м;
- в нарушение ч.4.ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.9* СниП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», п. 5.9 СП 53.13330.2011 «Планирование и застройка территорий садоводческих(дачных) объединений граждан, здания и сооружения» территория ТСН «Парнас» при числе участков 650 не обеспечена прицепной мотопомпой (на территории находится переносная мотопомпа);
- в нарушение п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 руководитель организации не обеспечил исправное содержание дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, а именно: проезжая часть тупикового проезда № 26 заросла травой, проезд № 42 проезжая часть в конце улицы заросла травой, кустарником, проезд № 14 около участка 373 и 573 зарос полностью травой, проезд № 11, проезжая часть заросла травой, въезд №2 в ТСН «Парнас», около участка № 532, около шлагбаума - проезжая часть заросла травой;
- в нарушение п.55 Правил противопожарного режима в РФ (ППР) утвержденных Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.12, п.8.6 СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты источники наружного противопожарного водоснабжения требования пожарной безопасности около пожарного резервуара (колодца) расположенного напротив участка № 65 в ТСН «Парнас» не установлен соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий, стойкого к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации);
- в нарушение ч.4.ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.9.4. СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты источники наружного противопожарного водоснабжения требования пожарной безопасности, п.80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 около водоема, являющегося источником наружного противопожарного водоснабжения, расположенного около участка № 122, № 121 не обеспечен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года. Размер площадки по факту составляет 12 х 10,6 метра;
- в нарушение п.55 Правил противопожарного режима в РФ (ППР) утвержденных Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.12, п. 8.6 СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты источники наружного противопожарного водоснабжения требования пожарной безопасности около пожарной емкости, резервуара) около участка 312 (улица № 1) не установлен соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий, стойкого к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации);
- в нарушение ч.4.ст.4, Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 –ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.9.4 СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты источники наружного противопожарного водоснабжения требования пожарной безопасности. Правила противопожарного режима в Российской Федерации утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 п. 80 около водоема, являющегося источником наружного противопожарного водоснабжения, расположенного около участков № 583,№585 не обеспечен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года. Размер площадки по факту составляет 12 х 9 метров;
- в нарушение ч. 4 ст. 4, Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент), п. 5.7* СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения - Ширина проезжей части улиц и проездов принимается для улиц — не менее 7,0, для проездов — не менее 3,5 м. СП 53.13330.2011 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. П. 5.7. ВСН 43-85 Застройка территорий садоводческих товариществ, здания и сооружения. Нормы проектирования";.п. 1.1, п.2.9. п.2.12 ширина проезжей части проезда (въезд №2 в ТСН «Парнас», около участка № 532, около шлагбаума) не соответствует требованиям пожарной безопасности и составляет менее 3,5 метров, а именно: ширина проезжей части проезда в самом узком месте составляет 1 метр 80 см;
- в нарушение ч.4.ст.4, Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 –ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 4 п. 5.4*, п. 5.6 СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих ( дачных) объединений граждан, здания и сооружения», п. 5.4, п. 5.6 СП 53.13330.2011 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения в отступление от генерального плана ТСН «Парнас» в тупиковых проездах №28 и № 42 установлены заборы на проезжей части, на проезжей части проезда № 15 установлен гараж;
- в нарушение п. 7.2 Таблица А1; п. 9 Свод правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" административное здание правления ТСН «Парнас» (одноэтажное деревянное), не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с действующими требованиями пожарной безопасности;
- в нарушение п.20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 на дверях здания кладовой, а также складского помещения (для хранения переносной мотопомпы) расположенных при въезде в ТСН «Парнас» руководитель организации не обеспечил наличие обозначения класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также категории по взрывопожарной и пожарной опасности;
- в нарушение ст. 4. ст. 6. ч.1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности таблица № 1; таблица №2 п. 16 административное здание правления ТСН «Парнас» (одноэтажное деревянное), не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
По результатам проверки составлен акт от 19.06.2018 N2-11-69-131, в котором отражены выявленные нарушения; товариществу выдано предписание от 19.06.2018 N 2-11-69-131/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, которым предложено в срок до 01.09.2018 устранить вышеназванные нарушения.
По факту выявленных в ходе проверки нарушений требований законодательства в области пожарной безопасности главным государственным инспектора Выборгского района Ленинградской области по пожарному надзору ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении от 19.06.2018 N2-11-79-95, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением главного государственного инспектора Выборгского района Ленинградской области по пожарному надзору ФИО4 N 2-11-79-95 от 02.07.2018 ТСН «Парнас» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ; ему назначено административное наказание в виде 200 000 руб. штрафа.
Решением должностного лица управления, заместителя главного государственного инспектора Ленинградской области по пожарному надзору ФИО7 от 09.08.2018, принятым по жалобе товарищества, постановление от 02.07.2018 N 2-11-79-95 оставлено без изменения.
Не согласившись с законностью постановления по делу об административном правонарушении N2-11-79-95 от 02.07.2018 и решения должностного лица управления от 09.08.2018, товарищество обратилось во Всеволожский городской суд Ленинградской области. Решение по делу указанным судом не принято.
Полагая, что предписание и акт не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы товарищества, которые были получены административным истцом 19 июня 2018 года, ТСН «Парнас» обратилось в суд с настоящим административным иском о признании указанного распорядительного акта органа государственной власти и акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности незаконными, при этом сам факт наличия выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности заявителем не оспаривается.
Оценивая представленные сторонами доказательства, суд установил, что оспариваемые предписание и акт вынесены должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, в установленные законом сроки, в рамках требований действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере пожарной безопасности, а потому прав административного истца не нарушают.
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 2 Закон N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
По смыслу статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В соответствии с абз. 8 указанной статьи, руководители организации обязаны, в частности: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства.
Согласно абзацу 4 статьи 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно абзацу 10 статьи 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
По смыслу вышеназванных норм следует, что предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Закона).
В силу положений ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации. При этом к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Часть 1 статьи 6 названного Закона предусматривает, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Указанные выше требования пожарной безопасности закреплены в действующих нормативных правовых актах.
Так, в нормативных документах СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» п. 5.7*, СП 53.13330.2011 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения, п.5.7 не содержатся требования к дорогам и проездам, а содержатся требования к улицам и проездам. Так же в вышеуказанных нормативных документах содержится определение улицы и проезда.
Улица — это территория, предназначенная для движения транспорта и пешеходов, включающая двуполосную проезжую часть, обочины, кюветы и укрепляющие бермы.
Проезд — территория, предназначенная для движения транспорта и пешеходов, включающая однополосную проезжую часть, обочины, кюветы и укрепляющие бермы.
В соответствии с нормативным документом СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги»; СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», следует, что:
Дорожная одежда –это конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно.
Покрытие-это верхняя часть дорожной одежды, состоящая из одного или нескольких слоев, непосредственно воспринимающая усилия от колес транспортных средств и подвергающаяся прямому воздействию атмосферных факторов.
Типы дорожных одежд, основные виды покрытий и оснований и область их применения приведены в таблице 8.1. СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги»; таблице 27 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».
В соответствии с вышеизложенным покрытие проезжей части может быть оформлено с помощью покрытия – бутового камня, брусчатки, щебня – или просто иметь грунтовую основу.
В нормативных документах не содержаться сведения указывающие, что покрытие проезжей части может быть с «травяным покрытием», зарастать травой.
В соответствии со ст. 4, ст. 6 ч. 1, ст. 68, ст. 99 Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.4.1 СП 8.13130.2009; п. 9.1 – п. 9.11. (СниП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» п. п. 2.11, 2.12, 2.13, 8.16, 9.30) предусмотрено, что один источник противопожарного водоснабжения должен обеспечивать пожаротушение в радиусе 200 метров. Вышеуказанные пожарные водоисточники на территории ТСН « Парнас» расположены таким образом, что не обеспечиваю обслуживание одним водоисточником зданий расположенных в радиусе 200 метров.
Согласно п. 5.9* СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения; п. 5.9 СП 53.13330.2011 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения следует, что «для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого (дачного) объединения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью, м3, при числе участков: до 300 - не менее 25, более 300 - не менее 60 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей)». Бетонные кольца (1 бетонное кольцо) врытые в ручей не могут быть использованы для целей пожара тушения (в виду малого объема воды и отсутствия площадок для установки пожарной техники.)
Требованием нормативного документа СП 53.13330.2011 «Планирование и застройка территорий садоводческих(дачных) объединений граждан, здания и сооружения». п. 5.8.; СниП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» п. 5.8; предусмотрено, что «Тупиковые проезды обеспечиваются разворотными площадками размером не менее 12х12 м. Использование разворотной площадки для стоянки автомобилей не допускается.»
В нормативном документе п. 5.9* СниП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, территорий садоводческих(дачных) объединений граждан, здания и сооружения». п 5.9. содержаться нормы и требования пожарной безопасности, а именно: Садоводческие (дачные) объединения, включающие до 300 садовых участков, в противопожарных целях должны иметь переносную мотопомпу, при числе участков от 301 до 1000 - прицепную мотопомпу; при числе участков более 1000 - не менее двух прицепных мотопомп».
В этой связи прицеп ОПМ -3.5 № 1025, имеющийся в распоряжении ТСН «Парнас» и на который указывали представители административного истца в ходе рассмотрения дела, не является прицепной мотопомпой, а является оборудованием для поливки и мойки дорожных полотен. Документы на вышеуказанный Прицеп ОПМ -3.5 № 1025 за время проведения проверки не представлены.
Согласно п. 75. Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам. Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.
В соответствии с ч.4.ст.4, Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 –ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.9.4 СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты источники наружного противопожарного водоснабжения требования пожарной безопасности. п. 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 п. 80 следует что: «Водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года».
В силу п. 5.4*, п. 5.6 СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения». П. 5.4, п. 5.6 СП 53.13330.2011 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения следует, что: Земельный участок, предоставленный садоводческому (дачному) объединению, состоит из земель общего пользования и земель индивидуальных участков.К землям общего пользования относятся земли, занятые дорогами, улицами, проездами (в пределах красных линий), пожарными водоемами, а также площадками и участками объектов общего пользования (включая их санитарно-защитные зоны). Минимально необходимый состав зданий, сооружений, площадок общего пользования приведен в таблице 1*, рекомендуемый СП11-106*.
Таблица 1* - Минимально необходимый состав зданий, сооружений, площадок общего пользования
Объекты | Удельные размеры земельных участков, м, на 1 садовый участок на территории садоводческих (дачных) объединений с числом участков | ||
Сторожка с правлением объединения | |||
Магазин смешанной торговли | |||
Здания и сооружения для хранения средств пожаротушения | |||
Площадки для мусоросборников | |||
Площадка для стоянки автомобилей при въезде на территорию садоводческого объединения | |||
Примечание - Типы и размеры зданий и сооружений для хранения средств пожаротушения определяются по согласованию с органами Государственной противопожарной службы. Помещение для хранения переносной мотопомпы и противопожарного инвентаря должно иметь площадь не менее 10 м и несгораемые стены. |
п. 5.6 Планировочное решение территории садоводческого (дачного) объединения должно обеспечивать проезд автотранспорта ко всем индивидуальным садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. Установленные на проезжей части гаражи и заборы будут препятствовать проезду пожарного автотранспорта к индивидуальным садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования, а так же будут препятствовать тушению пожара.
В соответствии с п.7.2 таблица А 1; п. 9 Свод правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", административное здание товарищества подлежит оборудованию автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с действующими требованиями пожарной безопасности.
Требования указанных выше норм пожарной безопасности были нарушены ТСН «Парнас» как юридическим лицом.
Учитывая приведенные нормы и установленные по делу обстоятельства, суд полагает, что должностное лицо ОНД и ПР Выборгского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области в отношении ТСН «Парнас», вынося оспариваемые предписание и акт, действовал в пределах своей компетенции, в соответствии с нормами закона, содержание оспариваемого предписания и акта соответствуют предъявляемым требованиям закона.
Установленный предписанием срок для устранения выявленных нарушений до 01 сентября 2018 года соответствовал требованиям разумности.
Ссылки истца о том, что за период с 2011 по 2018 г.г. в ТСН «Парнас» прошло не менее 14 проверок со стороны органа пожарного надзора, суд находит нестсоятельными, поскольку, как установлено все проверки в отношении ТСН «Парнас» проводимые ранее 2018 года являлись внеплановыми и проводились на законных основаниях, либо с целью проверки фактов указанных в обращениях и заявлениях граждан о нарушениях требований пожарной безопасности на территории ТСН «Парнас», либо по истечению срока исполнения ранее выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении нарушений.
Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1. нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2. соблюдены ли сроки обращения в суд; 3. соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4. соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Частью 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов истца.
Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, оспариваемые предписание и акт приняты в соответствии с действующим законодательством в пределах представленных полномочий в установленном законом порядке. Каких-либо доказательств иных нарушений прав заявителя, в суд при рассмотрении дела представлено не было, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении требования ТСН «Парнас» о признании незаконными предписания и акта суд также принимает во внимание, что нарушения требований пожарной безопасности товариществом подтверждены в том числе, вступившим в законную силу решением Выборгского городского суда Ленинградской области по гражданскому делу N2-1487/2017 от 18.05.2017.
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу и учитывая, что восстановление процессуального срока для обжалования предписания и акта не повлечет для ТСН «Парнас» каких-либо правовых последствий, в связи с чем данные требования административного истца удовлетворению не подлежат.
К тому же доказательств уважительности причин процессуального срока установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ для обжалования оспариваемых предписания и акта административным истцом суду представлено не было, доводы приведенные истцом в обоснование пропущенного срока суд находит несостоятельными, о нарушении, как считает административный истец, своих прав товариществу достоверно стало известно еще 19 июня 2018 года, однако, с административным иском истец обратился в суд лишь 04 октября 2018 года.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения, если в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Оставляя без рассмотрения административные исковые требования ТСН «Парнас» о признании незаконными постановление N2-11-79-95 от 02.07.2018 главного государственного инспектора Выборгского района Ленинградской области по пожарному надзору ФИО4, а также решение Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области от 09.08.2018 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 02.07.2018 N2-11-79-95, вынесенного главным государственным инспектором Выборгского района Ленинградской области по пожарному надзору ФИО4 суд исходит из того, что в производстве Всеволожского городского суда Ленинградской области, представителями административного истца не оспаривалось, имеется на рассмотрении жалоба на постановление по делу об административном правонарушении N2-11-79-95 от 02.07.2018 и решение должностного лица управления от 09.08.2018, между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, принятая к рассмотрению указанного суда еще в сентябре 2018 года, в то время, как настоящие исковые требования приняты к производству суда с учетом принятых уточнений позже 22.01.2019.
Достоверно установив, что в производстве Всеволожского городского суда Ленинградской области имеется возбужденное ранее настоящего административного дела дело с тождественным предметом и основанием иска между теми же сторонами, суд приходит к выводу об оставлении без рассмотрения заявленных в рамках настоящего административного дела требований ТСН «Парнас» о признании незаконными постановления по делу об административном правонарушении N2-11-79-95 от 02.07.2018 и решения должностного лица управления от 09.08.2018.
К тому же, суд также учитывает, что оспариваемые постановление по делу об административном правонарушении от 02.07.2018 N2-11-79-95, так и решение вышестоящего должностного лица, вынесенного относительно признания постановления законным и обоснованным, не может быть рассмотрено по правилам КАС РФ, поскольку подлежит рассмотрению в порядке КоАП РФ.
В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ТСН «Парнас» к старшему инспектору ОНД и ПР Выборгского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО3, ОНД и ПР Выборгского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области, ГУ МЧС России по Ленинградской области о признании незаконными предписания старшего инспектора ОНД и ПР Выборгского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО3 об устранении нарушений требований пожарной безопасности N2-11-69-131/1/1 от 19.06.2018 и акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности N2-11-69-131 от 19.06.2018, восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с административным исковым заявлением отказать.
Исковые требования ТСН «Парнас» о признании незаконными постановление N2-11-79-95 от 02.07.2018 главного государственного инспектора Выборгского района Ленинградской области по пожарному надзору ФИО4, а также решение Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области от 09.08.2018 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 02.07.2018 N2-11-79-95, вынесенного главным государственным инспектором Выборгского района Ленинградской области по пожарному надзору ФИО4, оставить без рассмотрения.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Выборгский городской суд.
Судья А.Г.Гомзяков