Дело № 2а-391/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 июня 2020 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Милошенко Н.В.,
при секретаре Дьяченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО4 а, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3 к УМВД России по городу Севастополю,
установил:
ДД.ММ.ГГГГФИО4, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ФИО2, действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3 обратились в суд с административным иском, в котором просят признать незаконным и отменить отказ в регистрации ФИО4 а, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р. и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу<адрес>, <адрес>, обязать Отдел по вопросам миграции ОМВД России по Балаклавскомурайону города Севастополя зарегистрировать ФИО4 а, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. несовершеннолетних Пограбовского ИльюВладимировичу, ДД.ММ.ГГГГ.р. и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, по месту жительства.
Исковые требования обоснованы тем, что ФИО4, ФИО2 и их несовершеннолетние дети ФИО1 и ФИО3 на основании договора поднайма постоянно проживают с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в <адрес>. Указанный договор был заключен между истцами с одной стороны и ФИО5, являющейся нанимателем данной квартиры, с другой стороны и утвержден ПК ГКП РЭП-12, являющимся наймодателем. Наниматель указанной квартиры ФИО5, с которой у истцов заключен договор поднайма, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Истцы обратились к ответчику с заявлением о регистрации по месту жительства в указанной квартире, однако ДД.ММ.ГГГГ в регистрации по месту жительства было отказано ввиду отсутствия согласия собственника жилого помещения на регистрацию, а также в связи с тем, что не были представлены все необходимые документы. Истцы полагают, что данный отказ является незаконным, так как у них возникло право проживания и пользования данной квартирой, поскольку был заключен договор найма (поднайма), который и был представлен одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства.
В судебном заседании административные истцы ФИО4, ФИО2, а также их представитель, настаивали на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в административном иске, пояснили, что ФИО4 неоднократно пытался подать заявление о регистрации по месту жительства, в результате заявление было направлено почтой. На устные обращения зарегистрировать по месту жительства истцу отвечали отказом, поскольку нет согласия собственника жилого помещения на регистрацию. При этом ФИО4 пояснил, что с заявлением о заключении с ним договора социального найма спорной квартиры не обращался.
Представитель административного ответчика просил в удовлетворении иска отказать, поскольку представленные истцом документы не соответствуют перечню документов, которые необходимо подать с заявлением о регистрации по месту жительства. Поскольку отсутствует согласие собственника на регистрацию по месту жительства истцов и их детей, им было правомерно отказано в оказании данной услуги.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, уведомлены надлежаще, представители заинтересованных лиц - Департамента капитального строительства города Севастополя и Правительства Севастополя в адресованных суду заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие, разрешение спора оставили на усмотрение суда.
В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив доводы административного искового заявления, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в письменной форме, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска ввиду следующего.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Так, обжалуемый истцами отказ административного ответчика принят ДД.ММ.ГГГГ, с административным иском истцы обратились ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок на обращение в суд административным иском не пропущен.
Согласно статье 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.
Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам, по его мнению, противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.
В соответствии со статьей 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственномуза прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявление, а также иные документы, указанные в настоящей статье, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.
Аналогичные положения закреплены в пункте 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Требования, предъявляемые к перечню документов, необходимых для предоставления государственной услуги по регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства содержатся также в пункте 49 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утвержденного приказом МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. (далее - «Административный регламент»).
Исходя из положений названных норм, регистрация граждан по месту жительства производится с соблюдением установленного действующим законодательством порядка, в том числе с представлением определенного перечня документов, отсутствие одного их которых, влечет за собой отказ в осуществлении регистрационных действий (пункт 58.2 «Административного регламента»).
Одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет: паспорт, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства), письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости), (пункт 49 «Административного регламента»).
Административный истец ФИО4 обратился к административному ответчику с заявлением о регистрации по месту жительства, однако письмом ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в оказании государственной услуги - регистрации по месту жительства, административному истцу отказано.
В качестве основания для отказа административный ответчик ссылается на не предоставление всех документов, предусмотренных для регистрации по месту жительства, в частности на отсутствие согласия собственника жилого помещения на регистрацию по месту жительства истцов и их несовершеннолетних детей.
Согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; 4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; 5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; 6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (часть 2 статьи 30 ЖК РФ).
Сведения о спорной квартире внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5, являющейся нанимателем и ФИО4 В.ем с семьей в составе: супруги и двоих детей, являющимся поднанимателем, заключен договор найма жилого помещения – <адрес><адрес>, принадлежащего Севастопольскому городскому Совету в лице КП «РЭП – 12» Севастопольского городского совета.
Указанный договор заключен с согласия наймодателя - «РЭП - 12» Севастопольского городского совета, о чем имеется соответствующая отметка на договоре.
Таким образом, установлено, что <адрес> находилась в пользовании ФИО5 на основании договора найма.
Административные истцы и их несовершеннолетние дети вселились в квартиру на основании договора поднайма, заключенного с основным нанимателем ФИО5
ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии №№.
Согласно части 1 статьи 77 ЖК РФ договор поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, заключается в письменной форме. Экземпляр договора поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, передается наймодателю такого жилого помещения.
В договоре поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, должны быть указаны граждане, вселяемые совместно с поднанимателем в жилое помещение (часть 2 статьи 77 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 79 ЖК РФ при прекращении договора социального найма жилого помещения прекращается договор поднайма такого жилого помещения.
Указанное свидетельствует о том, что после смерти нанимателя ФИО5, заключенный с ней договор найма считается прекращенным, следовательно, прекращенным является и заключенный договор поднайма.
Из пояснений административного истца ФИО4 следует, что с заявлением о заключении договора найма указанной квартиры он не обращался.
Частью 1 статьи 84 КАС РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что отказ административного ответчика в регистрации административных истцов и их несовершеннолетних детей по месту пребывания является законным и обоснованным, поскольку одновременно с заявлением не был представлен документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, а также согласие собственника жилого помещения на регистрацию в нем по месту жительства.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО4 а, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3 отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Милошенко
Решение в окончательной форме составлено 15 июня 2020 года.