ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-391/2021 от 20.05.2021 Касимовского районного суда (Рязанская область)

№2а-/2021

УИД 62RS0-19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


г. Касимов 20 мая 2021 года

Касимовский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Антиповой М.Н., с участием

помощника Касимовского межрайонного прокурора Барышникова И.В.,

представителя административного ответчика - Администрации муниципального образования – Елатомское городское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области –Боченковой С.А., действующей на основании доверенности от 12.09.2019 года сроком на три года,

при секретаре Талаевой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-/2021 по административному иску Касимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования – Елатомское городское поселение Касимовского района Рязанской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере соблюдения прав малого и среднего предпринимательства,

УСТАНОВИЛ:

Касимовский межрайонный прокурор обратился в Касимовский районный суд Рязанской области с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования – Елатомское городское поселение Касимовского района Рязанской области о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения законодательства в сфере соблюдения прав малого и среднего предпринимательства, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования – Елатомское городское поселение Касимовского района Рязанской области по непринятию нормативного правового акта – муниципальной программы о развитии малого и среднего предпринимательства на территории МО- Елатомское городское поселение; обязать администрацию МО- Елатомское городское поселение Касимовского района Рязанской области разработать и утвердить муниципальную программу о развитии малого и среднего предпринимательства на территории МО- Елатомское городское поселение в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Административное исковое заявление мотивировано тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки на предмет исполнения требований законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности установлено, что администрацией МО- Елатомское городское поселение до настоящего времени не разработана и не утверждена муниципальная программа в целях поддержки малого и среднего предпринимательства. Отсутствием указанного нормативного правового акта нарушаются основные принципы поддержки малого и среднего предпринимательства на территории МО- Елатомское городское поселение, что не соответствует Федеральному закону №209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации». Ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по поддержке малого и среднего предпринимательства на территории сельского поселения нарушает права субъектов предпринимательской деятельности. На основании изложенного, прокурор обратился с данным административным исковым заявлением.

Помощник Касимовского межрайонного прокурора Барышников И.В. в судебном заседании поддержал административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям, пояснив, что выявленные нарушения законодательства в области развития малого и среднего предпринимательства являются препятствием для развития малого и среднего бизнеса на территории муниципального образования – Елатомское городское поселение. В настоящее время административным ответчиком разработана муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования - Елатомское городское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области на 2021-2024 г.г.», утвержденная постановлением администрации муниципального образования Елатомское городское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области от 11.05.2021г. . Однако, по результатам изучения проекта нормативного правового акта установлено, что финансирование мероприятий, предусмотренных проектом Программы, на 2021 -2024гг. не предусмотрено и указанная муниципальная программа не содержит условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, критерий, которым они должны соответствовать, перечень документов предоставляемых в целях подтверждения соблюдения условий поддержки. В программе не отражаются сроки рассмотрения обращений субъектов малого и среднего предпринимательства о предоставлении поддержки. В виду указанных нарушений прокуратурой вынесен протест на указанное постановление администрации о приведении данного нормативного правового акта в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования – Елатомское городское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области Боченкова С.А. в судебном заседании заявленные прокурором административные требования признала в полном объеме, о чём предоставила суду заявление о признании иска, подтвердив, что на момент проверки администрацией Елатомское городское поселение не была разработана муниципальная программа о развитии малого и среднего предпринимательства на территории МО-Елатомское городское поселение. В настоящее время со стороны администрации Елатомского городского поселения разработана муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования - Елатомское городское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области на 2021-2024 г.г.» и утверждена постановлением администрации муниципального образования Елатомское городское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области от 11.05.2021г. , направленным на рассмотрение в Касимовскую межрайонную прокуратуру, которая вынесла на него протест о приведении данного нормативного акта в соответствие с требованиями закона.

Исследовав материалы дела, заслушав прокурора, представителя административного ответчика, суд считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 2 КАС РФ).

Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 1 части 2 ст.227 КАС РФ предусмотрено, что суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры, в т.ч. льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество; особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд; меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора); меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 209-ФЗ органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей такой поддержки.

Положениями частей 3 и 6 ст. 8 Федерального закона № 209-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, вносят записи в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки в отношении соответствующих субъектов малого и среднего предпринимательства в течение тридцати дней со дня принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки.
В соответствии со ст. 11 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства (далее по тексту - МСП), и структурных подразделений указанных организаций и др.

В соответствии с п. 28 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится в том числе содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Согласно ч.З ст. 14 указанного Закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно положениям статьи 14 Закона о развитии предпринимательства основными принципами поддержки субъектов МСП являются, в числе прочих, равный доступ субъектов МСП, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных Программах (подпрограммах), а также оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции. Кроме того установлено, что при обращении субъектов МСП за оказанием поддержки они должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Статьей 16 Закона о развитии предпринимательства установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Из совокупности указанных правовых норм следует, что в Программах (подпрограммах) содержатся мероприятия, направленные на развитие МСП, в соответствии и в целях реализации которых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления принимаются нормативные правовые акты, в которых устанавливаются условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

Таким образом, наличие в Программах (подпрограммах) мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства и принятие в целях реализации данных мероприятий нормативных правовых актов, устанавливающих условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, является необходимым условием для предоставления преференций в соответствии с Законом о защите конкуренции в целях поддержки субъектов МСП.

В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса РФ муниципальные программы утверждаются соответственно местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы), предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы) подлежат утверждению в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией). Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и предложений о внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Касимовский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в связи с нарушением требований законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

В судебном заседании установлено, что проведенной Касимовской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения требований в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности выявлен факт отсутствия разработанной и утвержденной администрацией МО- Елатомское городское поселение муниципальной программы в целях поддержки малого и среднего предпринимательства.

Также материалами дела установлено, что административным ответчиком во устранение допущенных нарушений действующего законодательства, до рассмотрения настоящего дела по существу, была разработана муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования - Елатомское городское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области на 2021-2024 г.г.» и утверждена постановлением администрации муниципального образования Елатомское городское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области от 11.05.2021г. . Однако, по результата проверки и изучения проекта указанного нормативного правового акта, прокуратурой в виду выявленных недостатотков был вынесен протест на данный документ в целях обеспечения верховенства закона, единообразного его применения, единства и укрепления законности.

Указанный факт представителем административного ответчика в судебном заседании не опровергнут, администрация МО- Елатомское городское поселение полностью согласилась с выявленными прокуратурой нарушениями.

Поскольку выявленные прокуратурой нарушения законодательства в области развития малого и среднего предпринимательства являются препятствием для развития малого и среднего бизнеса на территории муниципального образования - Елатомское городское поселение и формирования конкурентной среды в экономике, влечет потерю доверия у предпринимателей к органам местной власти, а также могут привести к уменьшению доли уплаченных предпринимателями налогов в бюджеты различных уровней, снижение обеспечения занятости населения и развитие самозанятости, суд считает возможным принять признание иска административным ответчиком.

В силу п.1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает срок устранения таких нарушений.

С учетом характера, комплекса мероприятий, необходимых для их устранения, суд полагает возможным установить срок для устранения выявленных нарушений, предложенный Касимовским межрайонным прокурором – в течение трёх месяцев со дня вступления в законную силу данного решения суда. Предоставление административному ответчику более длительного срока не будет отвечать требованиям законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Кроме того, представитель административного ответчика в судебном заседании признал в полном объеме заявленные административным истцом требования, также администрацией Елатомского городского поселения до рассмотрения по существу были предоставлены документы по принятию мер об устранении в настоящее время в добровольном порядке допущенных нарушений в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, а именно: разработана муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования - Елатомское городское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области на 2021-2024 г.г.», утверждённая постановлением администрации муниципального образования Елатомское городское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области от 11.05.2021г. .

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования административного истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :


Административное исковое заявление Касимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования – Елатомское городское поселение Касимовского района Рязанской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере соблюдения прав малого и среднего предпринимательства удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования – Елатомское городское поселение Касимовского района Рязанской области в непринятии нормативного правового акта – муниципальной программы о развитии малого и среднего предпринимательства на территории МО- Елатомское городское поселение.

Возложить на Администрацию муниципального образования – Елатомское городское поселение обязанность разработать и утвердить муниципальную программу о развитии малого и среднего предпринимательства на территории МО- Елатомское городское поселение в течение 3 месяцев с смомента вступления решения суда в законную силу.

Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд с подачей жалобы, представления через Касимовский районный суд Рязанской области.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2021 года.

Судья: