№ 2а-3923/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 мая 2021 года г.Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Ужакиной В.А.
при секретаре Воробьевой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 22 по Московской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику о взыскании недоимки по земельному налогу за 2018 г. в сумме 4881 руб., пени в размере 73 руб. 62 коп., налогу на имущество физических лиц в размере 616 руб., пени в сумме 9 руб. 30 коп., транспортному налогу в сумме 2190 руб., пени в размере 33 руб. 03 коп.
Свои требования мотивировал тем, что ответчик в спорный период являлся собственником земельного участка, мотоцикла и жилого дома, однако в нарушение действующего законодательства уплату налогов в установленный срок не произвел, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, будучи надлежаще уведомленным о дате, месте и времени рассмотрения дела.
Административный ответчик в судебное заседание явился, с иском в части недоимки по земельному налогу и транспортному налогу не согласился, поскольку земельный налог рассчитан без учета 100 % льготы положенной ответчику как многодетному отцу, а мотоцикл ответчиком отчужден еще в 2012 году, однако не был снят с регистрационного учета.
Суд с учетом положений ст. 156 КАС РФ посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося истца, уведомленного надлежащим образом о дате месте и времени судебного заседания.
Изучив материалы дела, выслушав доводы административного ответчика, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков – уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (пункты 1, 2).
В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п.1 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Грузовые и легковые автомобили согласно указанной статье Налогового кодекса РФ признаются объектами налогообложения транспортным налогом.
Согласно ст. 359 НК РФ налоговая база определяется: 1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству. В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.
В силу ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории российской Федерации, и доводится до налогоплательщика путем направления ему налогового уведомления в сроки и в порядке, установленном ст. 52, 363 НК РФ.
В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и в сроки, установленные субъектами Российской Федерации.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество : жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машиноместо; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пункта 1 статьи 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 4 статьи 397 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункты 2, 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации). Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса российской Федерации.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. (ст. 70 Налогового кодекса российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, ответчик в 2018 году являлся собственником: жилого дома, мотоцикла и земельного участка. (л.д. 14-16).
Налоговым органом осуществлен расчет ответчику земельного, транспортного налога и налога на имущество физических лиц в 2018 году.
В адрес ответчика направлялось налоговое уведомление № 79687415 от 26.09.2019 г. на оплату земельного налога за 2018 г. (л.д. 19).
Также в адрес ответчика направлялось требование № 70465 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 13.02.2020 г., которое до настоящего времени не исполнено. (л.д. 21-22).
Определением мирового судьи судебного участка № 157 Одинцовского судебного района Московской области от 23.09.2020 г. отменен судебный приказ от 28.08.2020 г. о взыскании с ФИО1 недоимки и пеней по налогу за 2018 год (л.д. 13).
15.03.2021 г. ИФНС обратились в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
Согласно п. 2 ст. 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
В соответствии с решением Совета депутатов сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района МО от 02.11.2010 N 9/3 (ред. от 01.02.2018) "О земельном налоге на территории сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района" п. 7 п.п. 7.2. установлено: 7.2. Освободить от налогообложения земельным налогом в полном размере следующие категории налогоплательщиков - физических лиц, имеющих постоянное место жительства в Одинцовском муниципальном районе, в отношении одного земельного участка, расположенного на территории сельского поселения Барвихинское, в случае, если в отношении других земельных участков, принадлежащих налогоплательщику и расположенных на территории Одинцовского муниципального района, льгота не заявлялась: 1) физические лица, являющиеся членами многодетных семей, имеющих в своем составе трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а также детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных заведениях любых организационно-правовых форм;; - до окончания обучения, проходящих военную службу по призыву, - до достижения ими возраста двадцати трех лет.
ФИО1 была предоставлена льгота в размере 100% с 01.01.2018г. в отношении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером №, находящегося по адресу: АДРЕС.
Согласно Федеральному закону от 15.04.2019 N 63-ФЗ установлено: начиная с налогового периода 2018 года, физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, на федеральном уровне предоставляется налоговый вычет по земельному налогу в размере кадастровой стоимости 600 кв. метров площади одного земельного участка, находящегося в их собственности.
ФИО1 был предоставлен налоговый вычет с 01.01.2018г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010307:1251.
На основании заявления ФИО1 от 23.04.2021 г. инспекцией произведено уменьшение земельного налога за период 2018-2019гг., сумма налога была уменьшена за 2018г на 4881.00 рублей, за 2019г на 1085.00 рублей.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на период обращения с административным иском земельный налог рассчитан без учета положенной ответчику льготы, оснований для его взыскания с ответчика не имеется.
Также установлено, что на основании договора купли-продажи от 02.07.2012 г. ФИО1 произвел отчуждение принадлежащего ему мотовездехода ..... гос.рег.знак № в пользу ФИО2, однако, транспортное средство не было снято с регистрационного учета с ответчика.
Согласно сообщению ИФНС от 20.04.2021 г. суммы налога, исчисленные в отношении указанного транспортного средства за периоды 2016-2019гг., были сторнированы в полном объеме.
В связи с тем, что на уровне инспекции отсутствует возможность произведения перерасчета более чем за три предшествующих периода, для принятия решения в вышестоящий налоговый орган направлено ходатайство о списании излишне начисленных сумм транспортного налога за период 2015г. в размере 1 095,00 руб., сведения о результатах которого до настоящего времени не представлены.
Учитывая изложенное и принимая во внимание тот факт, что мотовездеход ..... гос.рег.знак № в 2018 году ответчику не принадлежал, поскольку был отчужден, оснований для взыскания транспортного налога в размере 2190 руб. и пени в сумме 33 руб. 03 коп. не имеется.
Вместе с тем, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 616 руб. и пени в сумме 9 руб. 30 коп., поскольку доказательств исполнения обязательств по оплате указанного налога ответчиком не представлено, а сведения полагать, что на указанный объект налогообложения в полном объеме распространяется льгота, отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 14, 175-177 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 22 по Московской области недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 616 руб. пени в сумме 9 руб. 30 коп.
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 22 по Московской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение суда составлено 07.06.2021 г.