ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3927/2020ИЗГОТОВ от 29.12.2020 Дзержинского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а – 3927/2020 изготовлено 29.12.2020г.

76RS0016-01-2020-004469-13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 декабря 2020 года г. Ярославль

Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе

председательствующего судьи Симоненко Н.М.

при секретаре Сорокиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Инспекции административно-технического надзора Ярославской области о признании отказа в государственной регистрации малогабаритного погрузчика незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Инспекции административно-технического надзора Ярославской области о признании отказа в государственной регистрации малогабаритного погрузчика незаконным.

В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании договора купли-продажи от 17.08.2017 года, заключенного с ЗАО «Стройинжиниринг», является собственником малогабаритного погрузчика ПМТС-1200, год выпуска 1992, заводской номер 00409, двигатель № 3019360, коробка передач № отсутствует, основной ведущий мост № отсутствует, цвет желтый. 30 июля 2020 года истец через «Единый портал государственных и муниципальных услуг» обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет принадлежащего ему малогабаритного погрузчика ПМТС 1200, 11 сентября 2020 года получил мотивированный отказ в постановке на учет в связи с отсутствием у административного истца паспорта самоходной машины, предусмотренного пунктом 2.8.1 Правил регистрации самоходных машин и других видов техники, а также не предоставлением машины для проверки соответствия номерных агрегатов. 1 октября административный истец повторно через «Единый портал государственных и муниципальных услуг» обратился с заявлением о регистрации транспортного средства. 2 октября 2020 года составлен акт сверки номерных агрегатов погрузчика, принадлежащего ФИО1 Однако 9 октября 2020 года Инспекцией повторно вынесен мотивированный отказ в выдаче регистрационных документов по мотиву отсутствия у истца паспорта самоходной машины и свидетельства на ТС.

Представить паспорт на данное транспортное средство не представляется возможным, так как предыдущий владелец каких-либо документов новому собственнику не передал. Решение государственного инженера-инспектора об отказе в постановке на учет принадлежащего административному истцу на праве собственности ТС является незаконным и нарушает его права, так как он не может в полной мере реализовать полномочия собственника и беспрепятственно эксплуатировать данную технику в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании доводы иска поддержала. Также пояснила, что после обращения в суд с настоящим иском по просьбе истца проведено автотехническое исследование принадлежащего истцу малогабаритного погрузчика, согласно которому представленное на осмотр ТС соответствует заводской конструкции погрузчика ПМТС-1200, серийно изготовлено на заводе «Дормаш» г.Бердянск и имеет серийный номер 00409. Кустарно выполненные конструктивные изменения на погрузчике отсутствуют.

Представители административного ответчика Инспекции административно-технического надзора по Ярославской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражал против заявленных требований, дал пояснения согласно изложенном в письменных возражениях на иск. Дополнительно пояснил, что при предъявлении на регистрацию вместе с иными документами заключение по автотехническому исследованию, инспекцией будет принято решение о регистрации ТС.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Обязательность государственной регистрации на территории Российской Федерации автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 см3 или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепов к ним (далее - транспортные средства), принадлежащих юридическим и физическим лицам установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 (в редакции от 25.05.2016г.) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

В пункте 2 постановления от 12.08.1994 № 938 установлено, что регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (далее - машины) на территории Российской Федерации осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее - органы Гостехнадзора).

В соответствии с пунктом 3 постановления от 12.08.1994 № 938 собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Порядок регистрации транспортных средств органами Гостехнадзора определен Правилами N 785 (далее - Правила N 785).

Согласно пункту 1.2 Правил N 785 указанные правила распространяются на всех юридических лиц Российской Федерации и иностранных государств независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, физических лиц граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся собственниками машин либо лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях этими машинами, предприятия-изготовители, а также предприятия, организации, учреждения и граждан-предпринимателей, производящих торговлю машинами и номерными агрегатами на основании лицензии, выданной в установленном порядке.

Пунктом 1.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), разработанных в соответствии с Положением о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13.12.93 N 1291, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" и утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 16.01.1995 (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.01.1995 N 785), предусмотрен единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности, а также выдачу на машины государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) (далее - Правила регистрации).

Регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями Гостехнадзора национально - государственных и административно-территориальных образований (пункт 1.10 Правил регистрации).

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами по делу, ФИО1 на основании договора купли-продажи от 17.08.2017 года, заключенного с ЗАО «Стройинжиниринг», является собственником малогабаритного погрузчика ПМТС-1200, год выпуска 1992, заводской номер 00409, двигатель № 3019360, коробка передач № отсутствует, основной ведущий мост № отсутствует, цвет желтый.

30 июля 2020 года истец через «Единый портал государственных и муниципальных услуг» обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет принадлежащего ему малогабаритного погрузчика ПМТС 1200, к заявлению приложил документ, удостоверяющий личность, копию договора купли-продажи, акт приема-передачи ТС.11 сентября 2020 года истцу выдан мотивированный отказ в постановке на учет в связи с отсутствием у административного истца паспорта самоходной машины, предусмотренного пунктом 2.8.1 Правил регистрации самоходных машин и других видов техники, а также не предоставлением машины для проверки соответствия номерных агрегатов.

1 октября административный истец повторно через «Единый портал государственных и муниципальных услуг» обратился с заявлением о регистрации транспортного средства. 2 октября 2020 года составлен акт сверки номерных агрегатов погрузчика, принадлежащего ФИО1 Однако 9 октября 2020 года Инспекцией повторно вынесен мотивированный отказ в выдаче регистрационных документов по мотиву отсутствия у истца паспорта самоходной машины и свидетельства на ТС со ссылкой на подпункт 2.7.1.1. пункта 2.7 раздела 2 Административного регламента предоставления государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдаче на них государственных регистрационных знаков.

Согласно п. 2.3 Административного регламента, утвержденного Приказом Инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники ЯО от 29.06.2012 N 2, Государственная услуга предоставляется в очной форме (при личном обращении заявителя) и заочной форме (при обращении заявителя через Единый портал). При очной форме предоставления государственной услуги заявитель лично подает в инспекцию заявление и документы. При заочной форме предоставления государственной услуги заявитель подает в электронном виде с использованием Единого портала заявление с представлением сведений о документах.

Результатом предоставления государственной услуги является: - принятие решения о выдаче заявителю свидетельства о регистрации машины (далее - свидетельство); - принятие решения о выдаче заявителю государственного регистрационного знака (далее - государственный знак); - принятие решения о выдаче заявителю паспорта самоходной машины (далее - ПСМ) в следующих случаях:

при замене регистрационных документов на машину, выданных органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники до утверждения Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним (технического талона, технического паспорта), а также при замене свидетельств на машины, выпущенные предприятиями-изготовителями до 01.09.1995 или ввезенные на территорию Российской Федерации до 01.09.2001; при утере, если ранее машина уже была зарегистрирована инспекцией; при наличии вступившего в законную силу решения суда; при отсутствии в паспорте машины места для внесения записи о регистрации машины; по запросу заявителя;

- отказ заявителю в выдаче регистрационных документов (свидетельства, государственного знака, ПСМ, государственного знака "Транзит", свидетельства на номерной агрегат).

Подпунктом 2.7.1.1 пункта 2.7 раздела 2 Административного регламента предусмотрено, что заявителем предоставляются следующие документы: заявление; документ, удостоверяющий личность заявителя либо его законного представителя (доверенного лица) (паспорт или заменяющий документ); согласие родителей (усыновителей) или органов опеки и попечительства (при регистрации машин, собственниками которых являются лица в возрасте от 14 до 18 лет); документы, подтверждающие право собственности на машину, номерной агрегат, решение и разрешение об отчуждении (продаже, передаче) прежнего владельца машины (при регистрации машин, собственниками которых являются юридические лица), акт приемки-передачи основных средств (форма ОС-1), квитанция к приходному кассовому ордеру (форма КО-1) либо банковские платежные документы; ПСМ с внесенными сведениями о собственнике (при регистрации ранее не состоящих на регистрационном учете машин); ПСМ с отметкой о снятии с регистрационного учета по прежнему месту регистрации и внесенным новым собственником (при регистрации ранее состоящих на регистрационном учете машин); регистрационный документ на машину с отметкой о снятии с регистрационного учета по прежнему месту регистрации (при регистрации ранее состоящих на регистрационном учете машин) и т.д.

Пунктом 2.4 Административного регламента предусмотрены основания для отказа в выдаче регистрационных документов, среди которых, в том числе указаны представление недостоверной, неполной информации; документы представлены не в полном объеме либо не предоставлены, номерные агрегаты машины не соответствуют данным ПСМ.

Как следует из оспариваемых решений, при обращении с заявлением о регистрации ТС, истцом не был представлен паспорт самоходной машины.

15 августа 2014 года Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписано Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов. Статьей 3 Соглашения предусмотрено, что до введения в действие систем электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники применяются единые формы паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники. Основные требования к единым формам паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники, порядок их заполнения и порядок обмена сведениями о бланках паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и паспортов самоходных машин и других видов техники, а также сроки начала их применения утверждаются Евразийской экономической комиссией.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 года № 100 утвержден Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, установлено, что до 1 января 2016 г. допускается оформление паспорта самоходной машины и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства-члена.

Порядком заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 года № 100, предусмотрено, что паспорт оформляется организациями - изготовителями машин, включенными в единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники (далее - изготовители), на произведенные ими машины, а также в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), - уполномоченными органами (организациями) государств-членов, включенными в указанный единый реестр (далее - уполномоченные органы (организации)), по единой форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года № 100 (п. 2).

В пункте 9 названного Порядка указано, что в случае утраты или порчи паспорта дубликат этого паспорта выдается: изготовителем, выдавшим паспорт, - в отношении изготовленной им машины, выпущенной в обращение, но не зарегистрированной органом (организацией), уполномоченным на регистрацию; уполномоченным органом (организацией), выдавшим паспорт, - в отношении машины, ввезенной на таможенную территорию Союза, но не зарегистрированной органом (организацией), уполномоченным на регистрацию; органом (организацией), уполномоченным на регистрацию, - в отношении машины, зарегистрированной в соответствии с законодательством государства-члена, и незарегистрированной машины, которая была зарегистрирована ранее в соответствии с законодательством государства-члена.

Вместе с тем, с заявлением о выдаче паспорта самоходной машины административный истец не обращался, в то время как по смыслу п. 2.4 Административного регламента, при указанных истцом обстоятельствах ПСМ мог быть выдан Инспекцией только по его заявлению. Требований о возложении на инспекцию обязанности выдать ПСМ истцом не заявлялись.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

С учетом изложенного, оснований для признания решения об отказе в проведении государственной регистрации ТС не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.М. Симоненко