ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3928/20 от 25.02.2021 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2021 года город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Супруновой А.В. ,

с участием представителя административного истца Пилькевича Д.Б. , действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившего диплом о высшем юридическом образовании Иркутского государственного университета серии от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика Ермаков А.Л. , действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившего диплом о высшем юридическом образовании Иркутского государственного университета серии ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-409/2021 по административному исковому заявлению Даниловой А.П. к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании решения незаконным, возложении обязанности рассмотреть заявление,

УСТАНОВИЛ:

Даниловой А.П. обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области, в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ подала через МФЦ в Министерство имущественных отношений Иркутской области заявление Ф/20 о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, западнее микрорайона «Ключевой», дачное некоммерческое товарищество «Лесник», <адрес>, участок , кадастровый .

ДД.ММ.ГГГГ ею получено письмо Министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым в соответствии с пунктом 3 статьи 39.17 ЗК РФ, подпунктом 3 пункта 36 Административного регламента министерством от имени Правительства Иркутской области возвращено её заявление о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов вышеуказанного земельного участка. Считает принятое решение о возврате заявления незаконным и нарушающим её право на равный со всеми гражданами РФ доступ к приобретению земельных участков в собственность, на получение земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». К заявлению были приложены все необходимые документы. В обоснование возврата заявления министерством указано на не приложение к заявлению протокола общего собрания, а также вывод о том, что проект межевания территории ДНТ «Лесник» уполномоченным органом не утверждался. Утверждает, что на момент подачи заявления, а также в последующие десять дней протокол общего собрания в соответствии с действующим на тот момент законодательством в качестве приложения не предусматривался, а вывод министерства, сделанный на основании сведений, полученных в ходе межведомственного взаимодействия, о том, что проект межевания территории ДНТ «Лесник» уполномоченным органом не утверждался, не является основанием для возврата заявления. Указывает на то, что оспариваемым решением нарушается её право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность, право на рассмотрение её заявления в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Спора о праве на земельный участок не имеется.

Ссылаясь на статьи 39.3, 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 22 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», просит суд признать незаконным решение Министерства имущественных отношений , принятое ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>А, о возврате на основании п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ Даниловой А.П. заявления от ДД.ММ.ГГГГФ/20 о предоставлении без проведения торгов в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером для ведения садоводства; обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области рассмотреть заявление Даниловой А.П. от ДД.ММ.ГГГГФ/20 о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, западнее микрорайона «Ключевой», дачное некоммерческое товарищество «Лесник», <адрес>, участок , кадастровый для ведения садоводства в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней с момента принятия решения суда.

Административный истец Даниловой А.П. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу извещалась надлежащим образом.

Представитель административного истца Пилькевич Д.Б. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал по доводам и правовым основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, письменном отзыве на возражения административного ответчика, дополнительном отзыве на возражения административного ответчика.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области Ермаков А.Л. в судебном заседании административные исковые требования не признал по доводам и правовым основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившегося административного истца.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из части 1 статьи 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу положений части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и следует из материалов административного дела, что Даниловой А.П. в лице представителя по доверенности Пилькевича Д.Б. ДД.ММ.ГГГГ через Многофункциональный центр обратилась в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением от ДД.ММ.ГГГГФ/20, в котором просила предоставить ей земельный участок по адресу: <адрес>, западнее микрорайона «Ключевой», ДНТ «Лесник», <адрес>, уч. , площадью 1207 кв.м., кадастровый без проведения торгов в собственность за плату, для ведения садоводства, дачного хоз.

К заявлению Даниловой А.П. были приложены следующие документы: выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания членов дачного некоммерческого товарищества «Лесник» (ДНТ «Лесник») ИНН 3827037490 ОГРН 1113850016422, от ДД.ММ.ГГГГ, копия членской книжки садовода ДНТ «Лесник», копия доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, копия паспорта на имя Пилькевича Д.Б.

Письмом Министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Даниловой А.П. от ДД.ММ.ГГГГФ/20 о предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного: <адрес>, западнее микрорайона «Ключевой», дачное некоммерческое товарищество «Лесник» (далее - ДНТ Лесник), <адрес>, участок , кадастровый сообщено, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества. На основании пункта 3 перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, для предоставления садового земельного участка или огородного земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного садоводческому некоммерческому товариществу или огородническому некоммерческому товариществу, член СНТ или ОНТ вместе с заявлением подает в уполномоченный орган следующие документы, подтверждающие право на приобретение земельного участка без проведения торгов: документ, подтверждающий членство заявителя в СНТ или ОНТ; решение общего собрания членов СНТ или ОНТ о распределении садового или огородного земельного участка заявителю. Орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, посредством межведомственного информационного взаимодействия запрашивает следующие документы: документ о предоставлении исходного земельного участка СНТ или ОНТ, за исключением случаев, если право на исходный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН; утвержденный проект межевания территории; выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке); выписка из ЕГРЮЛ в отношении СНТ или ОНТ. На основании пункта 25 статьи 17 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решения общего собрания членов товарищества оформляются протоколом с указанием результатов голосования и приложением к нему списка с подписью каждого члена товарищества либо каждого представителя члена товарищества, принявших участие в общем собрании членов товарищества. Протокол общего собрания членов товарищества подписывается председательствующим на общем собрании членов товарищества. В случае принятия общим собранием членов товарищества решения путем очно-заочного голосования к такому решению также прилагаются решения в письменной форме лиц, указанных в пункте 2 части 24 настоящей статьи. В случае участия в общем собрании членов товарищества лиц, указанных в части 1 статьи 5 Федерального закона, результаты голосования таких лиц по вопросам повестки общего собрания членов товарищества оформляются по правилам, предусмотренным настоящей частью для оформления результатов голосования членов товарищества. К заявлению о предоставлении земельного участка с кадастровым номером (входящий Ф/20 от ДД.ММ.ГГГГ) Вами приложена выписка из протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой общее количество членов ДНТ «Лесник» составляло 138 человек, участвовало в голосовании 76 человек (кворум 55%). Однако сведения, содержащиеся в выписках из протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, находящихся в министерстве имущественных отношений Иркутской области, противоречат сведениям, представленным Вами, в связи с чем, имеются сомнения в достоверности представленных документов. Протокол общего собрания членов дачного некоммерческого товарищества «Лесник» о распределении Вам земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Вами не предоставлялся. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2020-1407959 разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым : под дачное строительство. Между тем в Вашем заявлении указана цель использования земельного участка: «для ведения садоводства, дачного хоз». На основании межведомственных запросов министерством получены ответы от комитета по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечению администрации <адрес> муниципального образования (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) и от администрации Хомутовского муниципального образования (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), из которых следует, что проект межевания территории ДНТ «Лесник» уполномоченным органом местного самоуправления не утверждался. В соответствии с подпунктом 3 пункта 36 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов», утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп, основаниями для возврата заявления о предоставлении земельного участка заявителю является, в том числе, непредставление заявителем документов, предусмотренных пунктом 28 Административного регламента. Руководствуясь пунктом 3 статьи 39.17 ЗК РФ, подпунктом 3 пункта 36 Административного регламента министерство от имени Правительства Иркутской области возвращает Вам заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым для ведения садоводства, дачного хозяйства. Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 36 Административного регламента возврат заявления не является препятствием для повторного обращения заявителя за предоставлением государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов», при условии устранения препятствий, послуживших основанием для его возвращения.

Проверяя, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок принятия оспариваемого решения; основания для принятия оспариваемого решения; соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, суд установил следующее.

Как следует из пункта 10 (1) статьи 4 Закона Иркутской области от 21 декабря 2006 года № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области», к полномочиям Правительства Иркутской области в сфере использования и охраны земель относится, в том числе, распоряжение земельными участками, находящимися на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с настоящим Законом, если иное не предусмотрено законодательством.

Согласно подпункту 29 пункта 7 Положения о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп, министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции в сфере управления и распоряжения землями и земельными участками: осуществление от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимых действий, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе: принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков при предоставлении земельных участков в случаях, указанных в подпунктах 3, 5, 6 пункта 2 статьи 39.3, подпункте 3 статьи 39.5, подпунктах 7, 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, решений о предоставлении в собственность земельного участка в соответствии с пунктом 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, об отказе в предоставлении земельных участков, об отказе в проведении аукциона, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, об отказе в установлении сервитута, об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, о приостановлении рассмотрения заявления в случаях, указанных в подпункте 3 пункта 4 статьи 39.11, пункте 6 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации; возврат заявления, не соответствующего требованиям законодательства, в случаях, указанных в пункте 3 статьи 39.15, пункте 3 статьи 39.17, пункте 7 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, оспариваемое административным истцом решение, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, принято уполномоченным на то органом, в пределах его компетенции.

Как следует из пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В пункте 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества.

В силу требований пункта 2 статьи 39.17 ЗК РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса.

Как следует из подпункта 1 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца с заявлением, утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (далее по тексту - Перечень).

В соответствии с пунктом 3 названного Перечня для предоставления садового земельного участка или огородного земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного садоводческому некоммерческому товариществу (далее - СНТ) или огородническому некоммерческому товариществу (далее - ОНТ), член СНТ или ОНТ вместе с заявлением подает в уполномоченный орган следующие документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и прилагаемые к заявлению о приобретении прав на земельный участок: документ, подтверждающий членство заявителя в СНТ или ОНТ; решение общего собрания членов СНТ или ОНТ о распределении садового или огородного земельного участка заявителю.

Орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, посредством межведомственного информационного взаимодействия запрашивает следующие документы: документ о предоставлении исходного земельного участка СНТ или ОНТ, за исключением случаев, если право на исходный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН; утвержденный проект межевания территории; выписку из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке); выписку из ЕГРЮЛ в отношении СНТ или ОНТ.

В соответствии с частями 25 и 28 статьи 54 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ) утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона проекты организации и застройки территорий некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, а также иные документы, на основании которых осуществлялось распределение земельных участков в границах таких территорий, являются действительными. В случае, если отсутствует утвержденная документация по планировке территории, определяющая границы территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд определяется: 1) в соответствии с проектом организации и застройки территории, утвержденным по ходатайству некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, или иного документа, на основании которого осуществлено распределение садовых или огородных земельных участков между членами указанной организации; 2) при отсутствии документов, указанных в пункте 1 настоящей части, в соответствии с границами земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, или организации, при которой указанная организация была создана для ведения гражданами садоводства, огородничества или дачного хозяйства.

Однако указанные нормы не подменяют собой общие требования к образованию земельных участков, предусмотренные действующим законодательством.

Так, в соответствии со статьями 22-24 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ образование земельных участков, расположенных в границах территории ведения садоводства или огородничества, в том числе земельных участков общего назначения, осуществляется на основании проекта межевания территории, независимо от способов образования таких земельных участков, предусмотренных земельным законодательством.

Сноска (4) к пункту 3 названного выше Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 года № 1, содержит информацию о том, что в случае отсутствия утвержденного проекта межевания территории до 1 января 2020 года допускалось предоставление проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, утвержденного до 1 января 2018 года, в соответствии с частью 9 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Как указано выше, заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов в собственность за плату для ведения садоводства и дачного хоз. подано Даниловой А.П. ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, к ней не могут применяться положения части 9 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Довод представителя административного истца о том, что при наличии утвержденного до ДД.ММ.ГГГГ проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, утверждение проекта планировки данной территории и проекта межевания данной территории не требуется, суд находит основанным на неверном толковании норм действующего законодательства.

При этом, как установлено судом, Даниловой А.П. к заявлению не был приложен проект организации и застройки территории ДНТ «Лесник», утвержденный до ДД.ММ.ГГГГ, тогда как закон предусматривает не право заявителя, а обязанность предоставлять в уполномоченный орган определенные перечнем документы.

Как следует из части 2 статьи 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам (подпункт 2 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ).

В силу требований пункта 25 статьи 17 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ решения общего собрания членов товарищества оформляются протоколом с указанием результатов голосования и приложением к нему списка с подписью каждого члена товарищества либо каждого представителя члена товарищества, принявших участие в общем собрании членов товарищества. Протокол общего собрания членов товарищества подписывается председательствующим на общем собрании членов товарищества. В случае принятия общим собранием членов товарищества решения путем очно-заочного голосования к такому решению также прилагаются решения в письменной форме лиц, указанных в пункте 2 части 24 настоящей статьи. В случае участия в общем собрании членов товарищества лиц, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, результаты голосования таких лиц по вопросам повестки общего собрания членов товарищества оформляются по правилам, предусмотренным настоящей частью для оформления результатов голосования членов товарищества.

Как указано выше к заявлению Даниловой А.П. о предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ была приложена выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания членов ДНТ «Лесник».

Однако решения общего собрания, оформленного в соответствии с требованиями пункта 25 статьи 17 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ, а именно протокола общего собрания членов товарищества с приложением к нему списка с подписью каждого члена товарищества либо каждого представителя члена товарищества, принявших участие в общем собрании членов товарищества, в государственный орган совместно с заявлением от ДД.ММ.ГГГГДаниловой А.П. не представлено.

Как верно утверждает представитель административного истца, положениями частей 1, 7 статьи 21 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ допускается предоставление выписок из протоколов общего собрания, заверенных печатью товарищества и подписью председателя товарищества.

Однако, такие выписки по своей форме и содержанию должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним пунктом 25 статьи 17 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ.

Кроме того, данной нормой закона также предусмотрено, что заверенные копии протоколов предоставляются органам государственной власти в случае, если сведения, содержащиеся в таких протоколах, могут быть запрошены органами государственной власти в соответствии с их полномочиями, предусмотренными федеральным законом.

Принимая во внимание, что выписка из протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ была выдана ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ, она должна соответствовать требованиям пункта 25 статьи 17 названного Федерального закона, то есть содержать указание на результаты голосования и приложение к ней списка с подписью каждого члена товарищества либо каждого представителя члена товарищества, принявших участие в общем собрании членов товарищества. Протокол общего собрания членов товарищества подписывается председательствующим на общем собрании членов товарищества.

А потому довод представителя административного истца о том, что требование административного ответчика о предоставлении документов или информации о распределении земельных участков ДНТ не входит в компетенцию Министерства имущественных отношений Иркутской области, суд находит основанным на неверном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Как следует из пункта 3 статьи 39.17 ЗК РФ, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Постановлением Правительства Иркутской области от 17 сентября 2015 года № 478-пп «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов» утвержден административный регламент, согласно пункту 32 которого предусмотрен перечень документов, которые могут быть получены Министерством имущественных отношений Иркутской области в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

На основании межведомственных запросов министерством получены ответы от комитета по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечению администрации Иркутского районного муниципального образования (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) и от администрации Хомутовского муниципального образования (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), из которых следует, что проект межевания территории дачного некоммерческого товарищества «Лесник» не утверждался, сведения об утверждении проекта межевания территории отсутствуют.

Кроме того, Министерством имущественных отношений <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) в адрес председателя дачного некоммерческого товарищества «Лесник» Дулмажапова Б.Д. направлен запрос о предоставлении протокола общего собрания членов ДНТ «Лесник» о распределении земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, который, как следует из пояснений представителя административного ответчика, данных в ходе судебного разбирательства по делу, председателем ДНТ «Лесник» оставлен без внимания.

Нарушение административным истцом порядка предоставления документов для приобретения земельного участка без проведения торгов в собственность за плату при обращении в государственный орган является в соответствии с пунктом 3 статьи 39.17 ЗК РФ основанием для принятия решения о возвращении заявления.

Поскольку заявителем Даниловой А.П. вместе с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов в собственность за плату не были представлены документы, предусмотренные законом, а именно протокол общего собрания членов ДНТ «Лесник», отвечающий требованиям пункта 25 статьи 17 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ, а также утвержденный проект межевания территории, которые в порядке межведомственного информационного взаимодействия не представилось возможным истребовать, у Министерства имущественных отношений Иркутской области имелись правовые основания для возвращения Даниловой А.П. заявления с указанием причин его возвращения.

Рассмотрение заявления Даниловой А.П. осуществлялось Министерством имущественных отношений Иркутской области в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов», утверждённым постановлением Правительства Иркутской области от 17 сентября 2015 года № 478-пп, главой 12 которого предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги.

В подпункте 3 пункта 36 названного административного регламента предусмотрено такое основание для возврата заявления о предоставлении земельного участка заявителю, как непредставление заявителем документов, предусмотренных пунктом 28 регламента.

В соответствии с пунктом 36 данного административного регламента возврат заявления не является препятствием для повторного обращения заявителя за предоставлением государственной услуги.

При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемое административным истцом решение, изложенное в письме Министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) принято уполномоченным органом в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Доводы представителя административного истца о том, что решение о возвращении уполномоченным органом Даниловой А.П. заявления о предоставлении земельного участка не принято в течение десяти дней со дня поступления такого заявления, а также о том, что в установленный законом тридцатидневный срок заявление Даниловой А.П. министерством рассмотрено не было, правового значения при разрешении административных исковых требований не имеют, поскольку десятидневный срок не является пресекательным, а бездействие государственного органа по непринятию решения по заявлению административного истца в предусмотренный законом срок предметом административных исковых требований по настоящему административному делу не является.

Кроме того, как следует из представленных административным ответчиком документов, Министерством имущественных отношений Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) в адрес заявителя Даниловой А.П. направлялось письмо, в котором последней сообщалось, что вопрос предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, западнее микрорайона «Ключевой», ДНТ «Лесник», <адрес>, участок , кадастровый , не может быть рассмотрен в настоящее время по причине выяснения обстоятельств законности предоставления земельного участка с кадастровым номером , расположенного в <адрес>, для дачного строительства.

Доводы представителя административного истца о том, что административный ответчик незаконно и необоснованно ссылается на положения Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ, поскольку нормы закона не могут быть применены к правоотношениям, возникшим до их вступления в силу, суд находит основанными на неверном толковании норм действующего на момент обращения Даниловой А.П. с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка законодательства.

В силу требований статьи 227 КАС РФ для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В нарушение приведенных требований закона административным истцом не представлено суду доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением.

Само по себе право граждан на приобретение конкретного земельного участка не является безусловным, а зависит от законодательной возможности предоставления его в собственность.

Факт возвращения государственным органом заявления о предоставлении земельного участка не свидетельствует о нарушении прав заявителя, поскольку возврат заявления не является препятствием для повторного обращения заявителя за предоставлением государственной услуги, в связи с чем, довод представителя административного истца о том, что заявитель лишен возможности в будущем обратиться в государственный орган за предоставлением земельного участка, суд находит не состоятельным.

Оспариваемое Даниловой А.П. решение соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с чем, совокупности обстоятельств для признания оспариваемого решения незаконным не имеется.

Поскольку оспариваемое решение соответствует закону, правовых оснований для удовлетворения административного искового требования об обязании Министерства имущественных отношений Иркутской области рассмотреть заявление Даниловой А.П. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка для ведения садоводства в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней с момента принятия решения суда не имеется.

В силу требований части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Разрешая вопрос о соблюдении административным истцом срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, суд учитывает, что оспариваемое решение изложено в письме, датированном ДД.ММ.ГГГГ, копия которого получена административным истцом ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует штемпель почтового отделения на конверте. С административным исковым заявлением Даниловой А.П. обратилась в суд посредством почтового отправления ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штемпелем почтового отделения на конверте, отчетом об отслеживании почтового отправления, в связи с чем, срок на подачу административного иска Даниловой А.П. соблюден.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Даниловой А.П. к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений , принятого ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о возврате на основании пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации Даниловой А.П. Даниловой А.П. заявления от ДД.ММ.ГГГГФ/20 о предоставлении без проведения торгов в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером для ведения садоводства; обязании Министерства имущественных отношений Иркутской области рассмотреть заявление Даниловой А.П. от ДД.ММ.ГГГГФ/20 о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, западнее микрорайона «Ключевой», дачное некоммерческое товарищество «Лесник», <адрес>, участок , кадастровый для ведения садоводства в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней с момента принятия решения суда – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Сучилина

Решение в окончательной форме принято 09.03.2021.