Дело № 2а-3929/2021
УИД: 59RS0004-01-2021-005537-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 октября 2021 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.,
при секретаре Бикаевой Г.А.,
с участием административного истца ФИО1, ее представителя ФИО2, по устному ходатайству,
представителя административных ответчиков ФИО3, действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми административное дело по административному иску ФИО1 ФИО7 к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Администрации г. Перми о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми о признании незаконным распоряжения № 059-22-01-03/2-243 от 12.03.2021 года «Об аннулировании адреса объекта адресации и присвоении нового адреса объекту адресации», возложении обязанности присвоить адрес объекту адресации.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ей было приобретено жилое помещение с кадастровым номером №, находящееся в соответствии с договором купли-продажи по адресу <Адрес>. При переходе права собственности ей была выдана выписка ЕГРН на квартиру с адресом: <Адрес> При обращении в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о внесении изменений в адрес и исправлении технической ошибки, 16.02.2021 года в исправлении технической ошибки было отказано. Затем она обратилась с заявлением в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми с заявлением о присвоении жилому помещению с кадастровым номером № адреса: <Адрес>. В ответ на заявление издано распоряжение Начальника Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от 12.03.2021 года № 059-22-01-03/2-243, которым прежний адрес жилого помещения был аннулирован и присвоен новый адрес: <Адрес> Полагает, что распоряжение является незаконным, поскольку жилое помещение с установленным адресом невозможно идентифицировать, так как общежитие имеет индекс, номер корпуса, принадлежащее истцу жилое помещение находится в <данные изъяты>. Полагает, что жилому помещению следует присвоить адрес Российская <Адрес>.
Административный истец и ее представитель в судебном заседании на административных требованиях настаивали, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков в судебном заседании с требованиями не согласна в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в письменных возражения по существу заявленных требований.
Заслушав пояснения административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика, показания свидетеля, оценив доводы административного искового заявления, доводы возражений административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Такое обращение возможно и в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно положению ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1 ст. 218).
На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи от 31.01.2020 года ФИО1 приобрела в собственность жилое помещение, площадью <данные изъяты> кв.м., на 3 этаже жилого дома по адресу <Адрес>, <Адрес> кадастровый № (п. 1 Договора) (л.д. 10-12).
03.03.2021 года ФИО1 обратилась в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми с заявлением об аннулировании имеющегося адреса жилого помещения с кадастровым номером № и присвоении ему следующего адреса: <Адрес>, <Адрес> (л.д. 16-20).
12.03.2021 года Начальником Департамента градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> издано распоряжение №, которым аннулирован адрес жилого помещения с кадастровым номером №<Адрес>. Объекту адресации: жилому помещению площадью 16,4 кв.м. в жилом здании, расположенном в Свердловском районе, присвоен новый адрес: <Адрес> (л.д. 24).
19.03.2021 года сведения об изменении адреса внесены Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в ЕГРН, что подтверждается уведомлением № КУВД-001/2021-9895345/1 (л.д. 15).
24.05.2021 года и 13.07.2021 года на обращения ФИО1 Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми даны ответы о том, что адрес: <Адрес> присвоен жилому помещению на основании распоряжения от 12.03.2021 года, в соответствии с Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, оснований для изменения адреса не имеется (л.д. 21, 22-23).
В соответствии с ч. 2 ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 443-ФЗ) к полномочиям Правительства Российской Федерации в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, отнесены правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса.
Согласно пункту 1 статьи 2 названного Федерального закона, адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе, наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
В свою очередь, согласно пункту 3 той же статьи объект адресации - один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес.
Главой 2 "Правил присвоения изменения и аннулирования адресов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1221 от 19 ноября 2014 года, установлен порядок присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса.
Пунктом 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся в том числе присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживание граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация установка указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
При этом согласно части 2 статьи 15 Закона органы местного самоуправление муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.
Адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать требованию уникальности. Один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (сооружению) или объекту незавершенного строительства (подпункт "а" пункта 3 Правил).
Присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, организацией, признаваемой управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы (пункт 6 Правил).
Согласно п. 19 Правил, при присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса уполномоченный орган обязан:
а) определить возможность присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса;
б) провести осмотр местонахождения объекта адресации (при необходимости);в) принять решение о присвоении объекту адресации адреса или его аннулировании в соответствии с требованиями к структуре адреса и порядком, которые установлены настоящими Правилами, или об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса.
В силу п. 44 Правил, структура адреса включает в себя следующую последовательность адресообразующих элементов, описанных идентифицирующими их реквизитами (далее - реквизит адреса):
а) наименование страны (Российская Федерация);
б) наименование субъекта Российской Федерации;
в) наименование муниципального района, муниципального округа, городского округа или внутригородской территории (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации;
г) наименование городского или сельского поселения в составе муниципального района (для муниципального района) или внутригородского района городского округа;
д) наименование населенного пункта;
е) наименование элемента планировочной структуры;
ж) наименование элемента улично-дорожной сети;
з) наименование объекта адресации "земельный участок" и номер земельного участка или тип и номер здания (строения), сооружения;
к) тип и номер помещения, расположенного в здании или сооружении, или наименование объекта адресации "машино-место" и номер машино-места в здании, сооружении.
При описании адреса используется определенная последовательность написания адреса, соответствующая последовательности адресообразующих элементов в структуре адреса, указанная в пункте 44 настоящих Правил (пункт 45 Правил).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.11.2015 N 171н утвержден Перечень элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса.
Согласно указанного Перечня, Элементами планировочной структуры являются: Вал, Зона (массив), Квартал, Месторождение, Микрорайон, Набережная, Остров, Парк, Порт, Район, Сад, Сквер, Территория, Территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, Территория садоводческого некоммерческого товарищества, Территория товарищества собственников жилья, Территория огороднического некоммерческого товарищества, Территория потребительского кооператива, Территория товарищества собственников недвижимости, Юрты. Элементами улично-дорожной сети являются: Аллея, Бульвар, Магистраль, Переулок, Площадь, Проезд, Проспект, Проулок, Разъезд, Спуск, Тракт, Тупик, Улица, Шоссе. Элементами объектов адресации являются: Здание, Земельный участок, Машино-место, Помещение, Сооружение. Типами зданий (сооружений) являются: Дом, Корпус, Строение, Шахта. Типами помещений являются: Квартира, Комната, Офис, Павильон, Помещение, Рабочий участок, Склад, Торговый зал, Цех.
Использование Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, является обязательным при присвоении и изменении адресов объектов адресации (п.2 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 05.11.2015 N 171н).
В соответствии с п. 61 Правил в структуре адресации для нумерации объектов адресации используется целое и (или) дробное числительное с добавлением буквенного индекса (при необходимости). При формировании номерной части адреса используются арабские цифры и при необходимости буквы русского алфавита, за исключением букв "ё", "з", "й", "ъ", "ы" и "ь", а также символ "/" - косая черта.
Согласно технической документации, принадлежащее административному истцу помещение №, находящееся в <Адрес>, №, расположено в блок-секции 5 (общежития) на 3 этаже (л.д. 67).
В связи с чем, в заявлении, поданном в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми 02.03.2021 года, ФИО1 просила присвоить объекту адресации новый адрес: <Адрес> (л.д. 57-64).
Согласно выписке из ЕГРН, 9-этажное жилое здание с кадастровым номером №, имеет адрес <Адрес> (л.д. 80-83), правообладателем является Муниципальное образование город Пермь.
Ранее здание общежития по <Адрес> принадлежало ОАО «ПАО «Инкар», имело корпуса №.
На основании акта МУП ХППАПБ «Пермархбюро» № 220/45 от 17.07.2000 года, в соответствии с постановлением Главы города от 14.08.1997 года № 1293 «Об адресном реестре города Перми», установлен адрес <Адрес> – зданию общежития со встроенными и пристроенными помещениями в <Адрес>. Прежние адреса при переименовании: <Адрес>, №, № (л.д. 108).
Из справки МУ «Градостроительный информационный центр города Перми» № 2100-Л от 03.04.2006 года, здание общежития в жилом районе Крохалева Свердловского района имеет следующий адрес: <Адрес> (л.д. 111-114).
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО5 суду пояснила, что является начальником отдела ведения адресного реестра Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми. Обращения граждан рассматриваются в рамках предоставления муниципальной услуги, в том числе по аннулированию и присвоению нового адреса объекту адресации, согласно Правил. Здание общежития было адресовано ранее, каких-либо корпусов оно не имеет, в связи с чем указывать в адресе номер корпуса не представляется возможным. Блок-секция не является ни типом, ни элементом адресации, в связи с чем такое буквенное указание невозможно. Адрес объекту адресации по заявлению ФИО1 был присвоен согласно требованиям Правил присвоения изменения и аннулирования адресов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 1221 от 19 ноября 2014 года и Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 05.11.2015 N 171н.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 3,4 ст. 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Таким образом, судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение – комната в общежитии № в блок-секции 5, по <Адрес>, в <Адрес>.
Адрес объекту недвижимости – жилому помещению, принадлежащему ФИО1 на праве собственности, присвоен распоряжением т 12.03.2021 года, с соблюдением требований нормативных правовых актов; оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы административного истца; в целом, правовая природа адресации объектов недвижимости не означает какие-либо материальные права лица на тот или иной конкретный адрес; последний представляет собой описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации, позволяющее его идентифицировать, он не является личной собственностью и гражданин не наделяется правом распоряжаться им по своему усмотрению.
При этом, внести изменение в адрес принадлежащего в настоящее время административному истцу жилого помещения, так как желает того ФИО1, не представляется возможным, поскольку иное противоречило бы приведенным выше требованиям законодательства в сфере отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, поскольку в Перечне элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, такой элемент как «блок-секция» отсутствует, согласно сведениям адресного реестра, тип здания «корпус» в отношении здания общежития по <Адрес> не установлен.
Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца не установлено, оспариваемое распоряжение вынесено в соответствии с законом, необходимая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований отсутствует.
Таким образом, распоряжение Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми № 059-22-01-03/2-243 от 12.03.2021 года «Об аннулировании адреса объекта адресации и присвоении нового адреса объекту адресации» является обоснованным и законным, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Кроме того, суд принимает во внимание, что в соответствии с п. п. 2, 11 ч. 9 ст. 226, ч. ч. 3, 5, 7, 8 ст. 219 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 2) соблюдены ли сроки обращения в суд (п. 2 ч. 9 ст. 226); обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд (п. 11 ч. 9 ст. 226).
Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5 ст. 219).
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7 ст. 219).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219).
В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с требованиями о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности.
Оспариваемые распоряжение Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми вынесено 12.03.2021 года.
С настоящим административным иском ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд г. Перми 05.08.2021 года (л.д. 31), то есть по истечении установленного законом трехмесячного срока для обращения в суд за защитой своих прав. Ходатайств о восстановлении срока административным истцом не заявлено, доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено.
В связи с чем, суд полагает, что уважительных причин пропуска срока для обращения в суд не имеется, оснований для восстановления срока не установлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ФИО1 пропущен срок для обращения в суд с настоящим административным иском, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в силу положений ч. 8 ст.219 КАС РФ.
Руководствуясь ст., ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 ФИО8 к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Администрации г. Перми о признании незаконным распоряжения № 059-22-01-03/2-243 от 12.03.2021 года «Об аннулировании адреса объекта адресации и присвоении нового адреса объекту адресации», возложении обязанности присвоить адрес объекту адресации - отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Судья подпись Т.А. Евдокимова
Копия верна. Судья
Мотивированное решение изготовлено 21.10.2021 года.
Подлинник документа находится в деле № 2а-3929/2021
в Ленинском районном суде г. Перми.