ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3929/2021 от 25.11.2021 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2а-3929/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2021 года <адрес>

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону

в составе: председательствующего судьи Шандецкой Г.Г.

при секретаре Васильяди А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3929/2021 по административному иску прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону к МКУ "Управление ЖКХ Кировского района" г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо Администрация Кировского района г.Ростова-на-Дону, АО «Донэнерго» о признании незаконным бездействия по непринятию мер для включения в муниципальную собственность бесхозяйного имущества, обязании организовать проведение мероприятий по постановке на учет и оформление в муниципальную собственность объектов электросетевого хозяйства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с иском к МКУ "Управление ЖКХ Кировского района" г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо Администрация Кировского района г.Ростова-на-Дону, АО «Донэнерго» о признании незаконным бездействия по непринятию мер для включения в муниципальную собственность бесхозяйного имущества, обязании организовать проведение мероприятий по постановке на учет и оформление в муниципальную собственность объектов электросетевого хозяйства. В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка реализации администрацией Кировского района г. Ростова-на-Дону полномочий по решению вопросов местного значения в части организации в границах городского округа электроснабжения населения. В ходе проверки установлено, что по адресам: <адрес> расположены бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства. По результатам проверки прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Кировского района г. Ростов-на-Дону внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по вопросу непринятия органом местного самоуправления мер по оформлению прав собственности на вышеуказанное имущество в порядке, установленном постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества» (далее - Положение). В ответ на представление получена информация, что МКУ «УЖКХ» Кировского района города Ростов-на-Дону в адрес АО «Донэнерго» направлен запрос о предоставлении информации о технических характеристиках данных электросетевых объектов, а также актов об осуществлении технологических присоединений электросетевых объектов. В порядке контроля за исполнением вышеуказанного представления, в январе 2021 года у администрации <адрес> запрошена информация о дополнительных мерах по исполнению требований, изложенных в представлении об устранении нарушении законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ответу администрации района от ДД.ММ.ГГГГ специалистами МКУ «УЖКХ Кировского района г. Ростова-на-Дону» подготавливается публикация в СМИ о необходимости явки собственника объектов электроэнергетики. Прокуратурой района в феврале 2021 года дополнительно запрошена информация в АО «Донэнерго» о предоставлении актов разграничения балансовой принадлежности вышеуказанных объектов. Согласно информации АО «Донэнерго» РГЭС, акты разграничения балансовой принадлежности отсутствуют на два объекта: <адрес> Вышеуказанное свидетельствует о том, что надлежащие меры по устранению нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства администрацией района не приняты.

На основании изложенного, прокурор Кировского района г. Ростова-на-Дону просит суд:

1. Признать бездействие МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Кировского района г. Ростова-на-Дону» по непринятию своевременных мер для включения в муниципальную собственность бесхозяйного имущества незаконным.

2. Обязать МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Кировского района г. Ростова-на-Дону» организовать проведение мероприятий по постановке на учет и оформлению в муниципальную собственность, в порядке, предусмотренном постановлением Администрации города Ростов-на-Дона от ДД.ММ.ГГГГ, объектов электросетевого хозяйства:

- кабельно-воздушный ввод 0,4 кВ до энергоприемников жилого дома по адресу: <адрес>;

- воздушную линию 0,4 кВ от дворовой сети многоквартирного дома по адресу: <адрес>

- кабельная линия-0,4 кВ от ТП-375 до ВРУ ГБУ РО «ОЦОЗС и Р» по адресу: <адрес>

- кабельная линия 0,4кВ от РУ-0,4кВ ТП-440 (кабель Л-2А;Б (2хААБ 4x180 мм2) протяженностью 150 метров) до внешней границы наружной стены многоквартирного <адрес>.

В судебное заседание явился представитель административного истца - заместитель прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону Доценко А.Н., исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что Прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка реализации администрацией Кировского района г. Ростова-на-Дону полномочий по решению вопросов местного значения в части организации в границах городского округа электроснабжения населения. В ходе проверки установлено, что по адресам: <адрес> расположены бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства. По результатам проверки прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Кировского района г. Ростов-на-Дону внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по вопросу непринятия органом местного самоуправления мер по оформлению прав собственности на вышеуказанное имущество в порядке, установленном постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества» (далее - Положение). В ответ на представление получена информация, что МКУ «УЖКХ» Кировского района города Ростов-на-Дону в адрес АО «Донэнерго» направлен запрос о предоставлении информации о технических характеристиках данных электросетевых объектов, а также актов об осуществлении технологических присоединений электросетевых объектов. В порядке контроля за исполнением вышеуказанного представления в январе 2021 года у администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону запрошена информация о дополнительных мерах по исполнению требований, изложенных в представлении об устранении нарушении законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ответу администрации района от ДД.ММ.ГГГГ.23-751 специалистами МКУ «УЖКХ Кировского района г. Ростова-на-Дону» подготавливается публикация в СМИ о необходимости явки собственника объектов электроэнергетики. Прокуратурой района в феврале 2021 года дополнительно запрошена информация в АО «Донэнерго» о предоставлении актов разграничения балансовой принадлежности вышеуказанных объектов. Согласно информации АО «Донэнерго» РГЭС, акты разграничения балансовой принадлежности отсутствуют на два объекта: <адрес>. Вышеуказанное свидетельствует о том, что надлежащие меры по устранению нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства администрацией района не приняты. Просил суд исковые требования удовлетворить.

Ответчик МКУ "Управление ЖКХ Кировского района" г. Ростова-на-Дону в судебное заседание представителя не направил, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, что подтверждается материалами дела. Направили письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, просили прекратить производство по делу в связи с пропуском срока на предъявление иска.

Протокольным определением от 21.09.2021г. АО «Донэнерго» привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Заинтересованные лица в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействие) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка реализации администрацией Кировского района г. Ростова-на-Дону полномочий по решению вопросов местного значения в части организации в границах городского округа электроснабжения населения.

В ходе проверки установлено, что по адресам: <адрес> расположены бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства.

По результатам проверки прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Кировского района г. Ростов-на-Дону внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по вопросу непринятия органом местного самоуправления мер по оформлению прав собственности на вышеуказанное имущество в порядке, установленном постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества» (далее - Положение) (л.д.54-60).

В ответ на представление получена информация, что МКУ «УЖКХ» Кировского района города Ростов-на-Дону в адрес АО «Донэнерго» направлен запрос о предоставлении информации о технических характеристиках данных электросетевых объектов, а также актов об осуществлении технологических присоединений электросетевых объектов (л.д.61-66).

В порядке контроля за исполнением вышеуказанного представления в январе 2021 года у администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону запрошена информация о дополнительных мерах по исполнению требований, изложенных в представлении об устранении нарушении законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответу администрации района от ДД.ММ.ГГГГ.23-751 специалистами МКУ «УЖКХ Кировского района г. Ростова-на-Дону» подготавливается публикация в СМИ о необходимости явки собственника объектов электроэнергетики.

Прокуратурой района в феврале 2021 года дополнительно запрошена информация в АО «Донэнерго» о предоставлении актов разграничения балансовой принадлежности вышеуказанных объектов.

Согласно информации АО «Донэнерго» РГЭС, акты разграничения балансовой принадлежности отсутствуют на два объекта: <адрес>.

Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

В силу пунктов 4-5 части 6 статьи 14 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» органы местного самоуправления должны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые в свою очередь должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие объекты.

Буквальное толкование вышеуказанных положений закона позволяет сделать вывод о том, что выявление бесхозяйного имущества и обращение с соответствующими заявлениями является обязанностью органа местного самоуправления, поскольку данная правовая норма содержит императивное указание на необходимость соответствующего обращения. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

На основании п. 4 ч. 6. ст. 6 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ростов-на-Дону, утвержденного Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, администрации районов города Ростов-на-Дону осуществляют мероприятия по выявлению бесхозяйного, выморочного имущества, расположенного в границах территории района, готовят пакет документов с целью дальнейшего оформления прав муниципальной собственности на бесхозяйный, выморочный объект, вносят МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» предложения по постановке на учет бесхозяйного имущества.

Согласно п. 1.2 Положения «О порядке принятия в муниципальную собственность города Ростов-на-Дону бесхозяйных вещей», утвержденного Постановлением Администрации города Ростов-на-Дона от 25.04.2019 № 336 (далее - Положение), в муниципальную собственность города Ростов-на-Дону принимаются бесхозяйные объекты движимого и недвижимого имущества, которые не имеют собственника, или собственник которых неизвестен, или от права собственности на которые собственник отказался, а также выморочное имущество.

В соответствии с п. 2.1.1. Положения администрация района города Ростова- на-Дону, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, издает правовой акт о создании комиссии по установлению собственника бесхозяйного имущества. После установления местоположения и характеристик бесхозяйного объекта недвижимого имущества: направляет запросы в орган регистрации прав о предоставлении сведений из ЕГРН о бесхозяйном объекте недвижимого имущества в адрес юридических и (или) физических лиц, чьи объекты функционально (технологически) либо территориально связаны с бесхозяйным объектом недвижимого имущества, о правовой принадлежности такого объекта; в случае отсутствия зарегистрированного права собственности подает в средства массовой информации объявление о выявлении на территории района города Ростова-на- Дону бесхозяйного объекта недвижимого имущества, о необходимости явки в администрацию района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества лица, считающего себя собственником, и предоставления документов, подтверждающих его право собственности.

В силу п. 2.1.2 Положения в случае неявки лица, считающего себя собственником бесхозяйного объекта недвижимого имущества, по истечении одного месяца со дня публикации объявления в СМИ администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, обязана в течение 5 рабочих дней составить акт о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа отнесены, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и т.д.

В соответствии с п. 2.3.32 Устава МКУ «УЖКХ Кировского района г. Ростова-на-Дону» учреждение должно выявлять бесхозяйное движимое и недвижимое имущество, проводить мероприятия по включению в муниципальную собственность г. Ростова-на-Дону бесхозяйных объектов в соответствии с действующим порядком.

Вышеуказанное бездействие МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Кировского района г. Ростова-на-Дону» влечет нарушение права муниципального образования на владение, пользование и распоряжение вышеуказанным имуществом.

Неоформление прав собственности на вышеуказанное имущество привело к невозможности регулярного выделения денежных средств за счет бюджета муниципального образования на его содержание в надлежащем состоянии, что соответственно может повлечь за собой нарушение прав граждан на получение услуги электроснабжения надлежащего качества, кроме того, данное бездействие нарушает права неопределенного круга лиц на безопасную эксплуатацию и поддержание в безаварийном состоянии сетей электропередач.

Указанные обстоятельства были достоверно установлены в судебном заседании и не были оспорены ответчиками.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку они законны, обоснованны, подтверждены материалами дела, и

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 218, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону к МКУ "Управление ЖКХ Кировского района" г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо Администрация Кировского района г.Ростова-на-Дону, АО «Донэнерго» о признании незаконным бездействия по непринятию мер для включения в муниципальную собственность бесхозяйного имущества, обязании организовать проведение мероприятий по постановке на учет и оформление в муниципальную собственность объектов электросетевого хозяйства, - удовлетворить.

Признать бездействие МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Кировского района г. Ростова-на-Дону» по непринятию своевременных мер для включения в муниципальную собственность бесхозяйного имущества незаконным.

Обязать МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Кировского района г. Ростова-на-Дону» организовать проведение мероприятий по постановке на учет и оформлению в муниципальную собственность, в порядке, предусмотренном постановлением Администрации города Ростов-на-Дона от ДД.ММ.ГГГГ, объектов электросетевого хозяйства:

- кабельно-воздушный ввод 0,4 кВ до энергоприемников жилого дома по адресу: <адрес>;

- воздушную линию 0,4 кВ от дворовой сети многоквартирного дома по адресу: <адрес>

- кабельная линия-0,4 кВ от ТП-375 до ВРУ ГБУ РО «ОЦОЗС и Р» по адресу: <адрес>

- кабельная линия 0,4кВ от РУ-0,4кВ ТП-440 (кабель Л-2А;Б (2хААБ 4x180 мм2) протяженностью 150 метров) до внешней границы наружной стены многоквартирного <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня пришли решения суда в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 09 декабря 2021 года.