ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-392/20 от 04.02.2020 Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-392/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе председательствующего судьи Юрченко Д.А.,

при секретаре судебного заседания Балахничевой Г.А.,

с участием представителя административного истца Потехина А.С.,

представителя административного ответчика Харахоркина М.А.,

04 февраля 2020 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Леоновой Ирины Викторовны к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании квалификационного аттестата,

установил:

Леонова И.В. обратилась в суд с административным иском к Инспекции государственного жилищного надзора <адрес>, в обоснование которого указано, что на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного административным ответчиком, аннулирован квалификационный аттестат от ДД.ММ.ГГГГ, выданный на имя Леоновой И.В. Считает данное решение незаконным и нарушающим ее права, поскольку к административной ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 3.11 КоАП РФ, она не привлекалась, в реестре дисквалифицированных лиц, размещенных на сайтах Минстроя РФ и ГИС ЖКХ, не значится. В этой связи просит признать незаконным и отменить решения Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании квалификационного аттестата от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на имя Леоновой И.В.

Административный истец Леонова И.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела без ее участия, реализовала право на ведение дела через представителя, что в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

В судебном заседании представитель административного истца Леоновой И.В.– Потехин А.С. административный иск поддержал, на его удовлетворении настаивал.

Представитель административного ответчика Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Харахоркин М.А. в судебном заседании административный иск Леоновой И.В. не признал, поскольку действия Инспекции по принятию решения об аннулировании квалификационного аттестата, выданного Леоновой И.В., являются законными. В настоящее время основания для исключения сведений о Леоновой И.В. из реестра дисквалифицированных лиц отсутствуют, в этой связи просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав позицию лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч.11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи,- на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).

Пунктом 2 ч.1 ст. 193 ЖК РФ установлено, что к лицензионным требованиям отнесено, в том числе, наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата.

Согласно части 5 статьи 195 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

Статьей 8 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Лицензионные требования установлены частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, к которым относятся и иные требования установленные Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года №1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 202 ЖК РФ должностное лицо, должностные лица лицензиата обязаны иметь квалификационный аттестат.

Согласно разъяснениям Минстроя России единоличным исполнительным органом юридического лица является его должностное лицо, действующее от имени юридического лица (организации) на основании Устава и обладающее правом и осуществлять правоспособность этой организации по все вопросам, не отнесенным к компетенции других органом общества.

Положением об Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, утвержденного Постановление Правительства Волгоградской обл. от 25.08.2014 N 478-п предусмотрено, что Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области является уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ООО «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в качестве юридического лица с основным видом деятельности – управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе и дополнительными видами деятельности. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ, является директор Леонова И.В. (л.д. 25-28).

ДД.ММ.ГГГГ Леоновой И.В. органом государственного жилищного надзора выдан квалификационный аттестат .

В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области ООО «<данные изъяты>» выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д. 24).

Между тем, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, решением Арбитражного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ аннулирована лицензия от ДД.ММ.ГГГГ выданная ООО «<данные изъяты>» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д. 30-35).

Согласно п. 1 Порядка выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, порядок ведения реестра квалификационных аттестатов, утвержденного Приказом Минстроя России от 05.12.2014 N 789/пр (далее Порядок), квалификационный аттестат выдается органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора).

Выдача квалификационного аттестата (переоформленного квалификационного аттестата, дубликата квалификационного аттестата) осуществляется лицу, сдавшему квалификационный экзамен, при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, либо представителю лица, сдавшего единый квалификационный экзамен, на основании доверенности, заверенной в установленном порядке, и документа, удостоверяющего его личность (п. 19).

В соответствии с п. 22 Порядка квалификационный аттестат аннулируется по решению органа государственного жилищного надзора до истечения срока его действия по следующим основаниям: а) получения квалификационного аттестата с использованием подложных документов; б) включения лица, получившего квалификационный аттестат, в реестр дисквалифицированных лиц; в) вступления в законную силу приговора суда в отношении лица, получившего квалификационный аттестат, предусматривающего наказание за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Пунктом 23 Порядка установлено, что принятие решения об аннулировании квалификационного аттестата оформляется протоколом, который подписывается руководителем органа государственного жилищного надзора, в котором указывается основание для аннулирования квалификационного аттестата.

Согласно п. 24 Порядка в случае аннулирования квалификационного аттестата орган государственного жилищного надзора в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения уведомляет об этом лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, с приложением копии протокола органа государственного жилищного надзора.

Информация об аннулированных квалификационных аттестатах в течение 2 рабочих дней с даты принятия решения об их аннулировании вносится в реестр квалификационных аттестатов (п. 25).

В соответствии с п. 26 Порядка орган государственного жилищного надзора обеспечивает ведение реестра квалификационных аттестатов (далее - реестр) на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Ведение реестра на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными и методологическими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие этого реестра с иными федеральными государственными информационными системами.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа (п. 27).

Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение о ведении реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации

Настоящее Положение устанавливает порядок ведения реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации.

Пунктом 3 Положения установлено, что основанием для включения сведений в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является вступившее в законную силу решение суда об аннулировании лицензии или вступившее в законную силу постановление суда о применении административного наказания в виде дисквалификации.

Как следует из материалов дела, приказом Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ прекращено действие лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «<данные изъяты>», выданной на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д. 29).

В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций, внесены сведения о дисквалифицированном лице в точности директоре ООО «<данные изъяты>» Леоновой И.В. (л.д. 22).

Протоколом Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ аннулирован квалификационный аттестат от ДД.ММ.ГГГГ, выданный на имя Леоновой И.В. (л.д. 21).

Уведомление об аннулировании квалификационного аттестата, выданного на имя Леоновой И.В., направлено в адрес административного истца и вручено адресату, с соблюдением установленного п. 24 Порядка выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, порядка ведения реестра квалификационных аттестатов, пятидневного срока с даты принятия решения, что не оспаривалось в судебном заседании лицами, участвующими в деле.

Таким образом Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области не было допущено нарушений при принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании квалификационного аттестата административного истца.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания оспариваемого решения органа жилищного надзора незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действия (бездействия) либо решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.

Доказательств несоответствия закону обжалуемого решения, принятого административным ответчиком, суду не представлено.

Предусмотренная законом совокупность условий, предусмотренных ст.227 КАС РФ, для признания незаконным решения административного ответчика на день рассмотрения дела отсутствует.

Доводы истца, входящие в противоречие со сделанными судом выводами, основаны на неверном толковании норм материального права, и основанием для удовлетворения заявленных требований являться не могут.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления Леоновой И.В.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-177,227 КАС РФ, суд

решил:

Леоновой Ирине Викторовне в удовлетворении административного иска к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании квалификационного аттестата от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на имя Леоновой И.В.,- отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Юрченко Д.А.

Мотивированное решение суда составлено 11 февраля 2020 года.

Судья Юрченко Д.А.