дело № 2а -392/2020
10RS0013-01-2020-000635-35
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Панасенко Н.В.,
при секретаре Смолиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хакан Н.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о признании решения незаконным, обязании совершить действия,
у с т а н о в и л:
Хакан Н.И. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что хх.хх.хх г. ответчиком по результатам рассмотрения заявления от хх.хх.хх г. принято решение об отказе в государственной регистрации изменений объекта недвижимости в связи с тем, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированном праве собственности на земельный участок с кадастровым №. Указывая, что она является арендатором земельного участка, он был предоставлен для строительства магазина с разрешенным использованием - для размещения объекта торговли, что противоречит Правилам землепользования и застройки ... сельского поселения, ссылаясь на положения п.3 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации, ч.4 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, истец просит признать незаконным решение об отказе в государственной регистрации изменений объекта недвижимости от хх.хх.хх г., обязать ответчика повторно рассмотреть заявление административного истца о государственной регистрации изменений объекта недвижимости.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия.
В судебном заседании административный истец не участвовала, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, ее представитель Домрачев А.А., действуя на основании доверенности, заявленные требования поддержал.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в судебном заседании не участвовал, о рассмотрении дела извещен, представлен отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика.
Суд, заслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Установлено, что хх.хх.хх г. между администрацией Прионежского муниципального района Республики Карелия и индивидуальным предпринимателем ФИО6 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: ..., для строительства магазина площадью 80 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, на срок до хх.хх.хх г. Пунктом 6.1 договора предусмотрено возобновление договора на неопределенный срок в случае, если арендатор продолжает пользоваться участком при отсутствии возражений со стороны арендодателя.
хх.хх.хх г. заключено дополнительное соглашение к договору, в соответствии с которым ФИО6 передает свои права по договору аренды Хакан Н.И. в полном объеме.
хх.хх.хх г.ФИО7, действуя на основании доверенности от Хакан Н.И., обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
хх.хх.хх г.ФИО7 уведомлена об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированном праве собственности Хакан Н.И. на земельный участок с кадастровым №, документ, подтверждающий возникновение права собственности у Хакан Н.И. на земельный участок, не приложен.
Сведения Единого государственного реестра недвижимости содержат информацию о земельном участке с кадастровым №: местоположение - ..., площадь 80 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства магазина, зарегистрировано право аренды в пользу Хакан Н.И. на основании договора аренды от хх.хх.хх г. и дополнительного соглашения к нему от хх.хх.хх г.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
На основании п.2 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно ч.1 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Исходя из ч 2. указанной статьи применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 3 предусмотрено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно ч.4 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Ладвинского сельского поселения, утвержденными решением XXXII сессии III созыва Совета Прионежского муниципального района от 21 марта 2017 г. № 13, земельный участок с кадастровым № расположен в территориальной зоне многоквартирной жилой застройки на территории выявленных исторических поселений - Ж-2К, одним из основных видов разрешенного использования являются «магазины».
Согласно ч.1 ст.33 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма
, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.На основании ч.4 указанной статьи орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке
, установленном органом нормативно-правового регулирования.Отказ государственного регистратора мотивирован отсутствием в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированном праве собственности Хакан Н.И. на объект недвижимого имущества. Из материалов дела следует, что Хакан Н.И. получила по договору аренды право на использование земельного участка с кадастровым № для строительства магазина, администрацией Ладвинского сельского поселения ей было выдано разрешение на строительство № сроком до хх.хх.хх г.
Сведений о том, что в период действия данного разрешения на строительство был возведен объект капитального строительства, в материалах дела не имеется.
хх.хх.хх г. Хакан Н.И. обратилась в администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия с заявлением о выдаче разрешения на строительство, ей было отказано в предоставлении муниципальной услуги «выдача разрешений на строительство» связи с непредоставлением документов, указанных в административном регламенте.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений п.1 ч.9, ч.11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Учитывая, что земельный участок был предоставлен для определенной цели - строительства магазина, информация о том, что такое строительство осуществлено, отсутствует, соответственно отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка не нарушает права и законные интересы административного истца.
В соответствии с п.1 ч.6 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В пункте 8 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с ч.ч.1,3-13,15(1) ст.32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1532, указано, что в случае установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об определении (изменении) вида разрешенного использования (с указанием кадастрового номера земельного участка и вида разрешенного использования).
Принимая во внимание приведенные положения, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством, утверждение правил землепользования и застройки, внесение в него изменений относится к компетенции органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Хакан Н.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о признании решения незаконным, обязании совершить действия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Панасенко
Мотивированное решение изготовлено 06 августа 2020 г.