дело №
УИД №
Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Нарьян-Мар
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Димитриевой Н.С., при секретаре Поливердовой А.О., с участием:
представителя административного ответчика – Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа Ударова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Сельского поселения «Пешский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа к Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа об обязании включить многоквартирный дом в окружной реестр государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе» текущего этапа с первоочередным правом расселения,
установил:
Администрация Сельского поселения «Пешский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа обратилась в суд с административным иском к Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа об обязании включить многоквартирный дом в окружной реестр государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе» текущего этапа с первоочередным правом расселения.
В обоснование заявленных требований указала, что на основании распоряжения администрации Сельского поселения «Пешский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа от 12 ноября 2021 года № многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения № от 21 октября 2021 года, принятого Межведомственной комиссией, созданной в соответствии с распоряжением администрации МО «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа от 09 февраля 2021 года №.
В связи с непригодностью жилого дома для эксплуатации администрация сельского поселения письмом от 10 декабря 2021 года № обратилась в Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа о включении указанного дома в окружной реестр жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа, второго этапа реализации подпрограммы 2017-2021 годов, государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», утвержденной Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 14 ноября 2013 года № 415-п.
В ответ на указанное письмо Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа сообщил, что вопрос о включении указанного дома в третий этап Подпрограммы будет рассмотрен Департаментом в конце реализации второго (текущего) этапа. Дополнительно было сообщено, что согласно условиями Подпрограммы при наличии угрозы обрушения, подтверждаемой в настоящее время вступившим в законную силу решением суда, многоквартирный дом подлежит включению в окружной реестр текущего этапа с первоочередным расселением.
По изложенным в иске основаниям, администрация сельского поселения «Пешский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа просит обязать Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа включить многоквартирный дом, расположенный по адресу: село Нижняя Пеша, ул. Новая, д. 30, в окружной реестр государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе» текущего этапа с первоочередным правом расселения.
Представитель административного истца – администрации сельского поселения «Пешский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представил в суд заявление о рассмотрении дела без участия представителя администрации.
В судебном заседании представитель административного ответчика – Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа по доверенности Ударов А.Ю. исковые требования не признал. Поддержал доводы отзыва на исковое заявление. Полагал, что оснований для включения спорного дома в окружной реестр государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающий в Ненецком автономном округе» текущего этапа с первоочередным правом расселения, не имеется.
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 14 ноября 2013 года № 415-п утверждена государственная программа Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе».
Государственная программа является основным инструментом реализации в Ненецком автономном округе государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В настоящее время подпрограммой 2 «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа» предусмотрено, что она реализуется с 2014 года по 2030 год в три этапа первый этап: жилищный фонд муниципального образования "Город Нарьян-Мар" - 2014 - 2018 годы, жилищный фонд МО "Рабочий поселок Искателей" - 2014 - 2019 годы, жилищный фонд сельских поселений Ненецкого автономного округа - 2014 - 2024 годы; второй этап: жилищные фонды муниципального образования "Город Нарьян-Мар" и МО "Рабочий поселок Искателей" - 2017 - 2023 годы, жилищный фонд сельских поселений Ненецкого автономного округа - 2017 - 2024 годы; третий этап: жилищные фонды МО "Город Нарьян-Мар" и МО "Рабочий поселок Искателей" - 2024 - 2030 годы; жилищный фонд сельских поселений Ненецкого автономного округа - 2024 - 2030 годы.
Как предусмотрено разделом 2 «Характеристика сферы реализации подпрограммы 2» в окружной реестр второго этапа подпрограммы 2 (Приложение 2 к подпрограмме 2) включены: многоквартирные дома, признанные в период с 1 января 2012 года по 1 января 2016 года аварийными и подлежащие сносу; многоквартирные жилые дома с физическим износом 65% и свыше, который подтвержден данными технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства по состоянию на 1 января 2016 года, не включенные в реестр первого этапа; сборно-щитовые, каркасно-засыпные многоквартирные жилые дома и дома блокированной застройки, введенные в эксплуатацию до 1 января 1991 года, не включенные в реестр первого этапа, износ которых составляет 50% и более; многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых по состоянию на 1 января 2016 года превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость строительства, определенную нормативным правовым актом Администрации Ненецкого автономного округа для домов из монолитных и кирпичных конструкций; многоквартирные жилые дома, в случае их непредвиденного разрушения, в результате которого проживание и реконструкция не возможны.
Определение условий включения домов в окружной реестр третьего этапа будет осуществлено по результатам реализации второго этапа. До момента определения данных условий в третий этап (Приложение 3 к Подпрограмме 2) включаются многоквартирные дома, исключенные после 1 января 2016 года из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, на 2014 - 2043 годы (за исключением многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о реконструкции) по следующим основаниям: физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) многоквартирных домов, определенный после 1 января 2016 года, составляет свыше семидесяти процентов; совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, определенная после 1 января 2016 года, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает пятьдесят процентов стоимости строительства, утвержденной нормативным правовым актом Администрации Ненецкого автономного округа для домов из монолитных и кирпичных конструкций; признание многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.
Решение о включении домов в окружной реестр второго этапа принимается на основании представленных муниципальными образованиями и/или собственниками жилых помещений документов, подтверждающих условия формирования второго этапа.
Включение многоквартирных домов в третий этап осуществляется в течение шести месяцев со дня исключения их из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, на 2014 - 2043 годы.
Также в окружной реестр третьего этапа подлежат включению многоквартирные дома, признанные аварийными до 01.01.2017, ранее не включенные окружные реестры подпрограммы 2.
Реализация окружных реестров осуществляется последовательно. В рамках отдельного этапа определяющим фактором первоочередного расселения дома является дата признания его аварийным, а также наличие угрозы обрушения, подтвержденной вступившим в законную силу решением суда. Выбор первоочередности осуществляется органом местного самоуправления и зависит от технического состояния дома.
Согласно частям 6, 8 статьи 2 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Пунктом 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Абзацем 2 пункта 49 указанного Положения предусмотрена обязанность органов местного самоуправления принять соответствующее решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В судебном заседании установлено, что административному истцу – муниципальному образованию «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа принадлежит <адрес>.
Распоряжением администрации Сельского поселения «Пешский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа № от 12 ноября 2021 года многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, со сроком расселения дома до 31 декабря 2024 года.
Основанием для признания дома аварийным и подлежащим сносу послужило Заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом № от 21 октября 2021 года.
Из заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом № от 21 октября 2021 года, следует, что межведомственная комиссия, рассмотрев документы: заявление главы поселения ФИО5 от 20 октября 2021 года, отчет по обследованию здания - 2-х квартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>, подготовленного отделением по Ненецкому автономному округу филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», приняла заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Из материалов дела следует, что на основании договора № от 16 сентября 2021 года отделением по Ненецкому автономному округу Северного филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» проведено обследование <адрес>.
Из общих выводов, изложенных в отчете об обследовании здания, 2-х квартирного жилого дома, следует, что общее состояние здания в целом, согласно ГОСТ 31937-2011 оценивается как аварийное.
Выполнение собственниками своих обязанностей по содержанию здания и проведение косметических ремонтов не могут устранить причин деформаций, повреждения и гниения конструктивных элементов здания. Здание построено в 1970 году и на дату обследования (17.09.2021) эксплуатируется 51 год. По результатам обследования общий износ здания оценивается в 65 %. Выявлены значительные деформации, поражение плесенью и гнилью, отклонение наружных стен от вертикальных линий – оно находится в аварийном состоянии. Столбы фундамента поражены гнилью и трещинами. Поскольку разрушение окладных венцов уже началось, дом нуждается в немедленном проведении капитального ремонта. Износ фундамента оценен в 70 %. В существующем виде оно непригодно для эксплуатации.
Главой сельского поселения «Пешский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа 10 декабря 2021 года в адрес Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта НАО направлены документы для решения вопроса о включении <адрес> в окружной реестр жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа, второго этапа реализации подпрограммы, государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе».
Из ответа Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2021 года следует, что основания для включения <адрес> в окружной реестр подпрограммы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или с высоким уровнем износа», государственной программы Ненецкого автономного округа отсутствуют. Вопрос о включении указанного дома в третий этап подпрограммы будет рассмотрен Департаментом в конце реализации второго (текущего) этапа.
Дополнительно сообщено, что согласно условиям Подпрограммы, при наличии угрозы обрушения, подтверждаемой вступившим в законную силу решением суда, многоквартирный дом подлежит включению в окружной реестр текущего этапа с первоочередным правом расселения.
Из представленных суду доказательств, следует, что многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Из отчета об обследовании жилого <адрес>, представленного административным истцом, не следует, что имеется угроза обрушения данного дома.
Таким образом, суд приходит к выводу, что вопреки требованиям ст. 62 КАС РФ административным истцом не представлено доказательств того, что имеется угроза обрушения <адрес>.
Как предусмотрено частью 11 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении настоящего дела на административного ответчика возлагается обязанность доказать следующие обстоятельства, предусмотренные пунктами 3, 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, в частности, обстоятельства соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта НАО, как ответственный исполнитель Государственной программы, рассмотрев пакет документов, представленных органом местного самоуправления – администрацией Сельского поселения «Пешский сельсовет» дал ответ, разъяснил порядок реализации государственной программы, условия включения многоквартирного дома в окружной реестр.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют доказательства того, что имеется угроза обрушения <адрес>, соответственно, отсутствуют основания для признания первоочередного права на расселение данного дома.
С учетом установленных судом обстоятельств суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление администрации Сельского поселения «Пешский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа к Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа об обязании включить многоквартирный дом, расположенный по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>, в окружной реестр государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе» текущего этапа с первоочередным правом расселения, утвержденной постановлением администрации Ненецкого автономного округа № 415-п от 14 ноября 2013 года, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.
<данные изъяты>