УИД 59RS0005-01-2023-003384-56
Дело № 2а-3935/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 сентября 2023 года город Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Долгих Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Попониным О. А.,
с участием представителя административного истца Сунцевой П.В. по доверенности,
административного ответчика судебного пристава – исполнителя ФИО14,
представителя заинтересованного лица Томилова А. В. по доверенности,
рассмотрев открытом судебном заседании административное дело по административному иску Коротун Оксаны Валерьевны к судебному приставу-исполнителю ОСП по Мотовилихинскому району г.Перми ГУФССП России по Пермскому краю ФИО17, начальнику отдела-старшему судебному приставу ОСП по Мотовилихинскому району г. Перми ГУФССП России по Пермскому краю ФИО3 о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности,
установил:
Коротун О.В. (административный истец) обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Мотовилихинскому району г.Перми ГУФССП России по Пермскому краю ФИО14, начальнику отдела-старшему судебному приставу ОСП по Мотовилихинскому району г. Перми ГУФССП России по Пермскому краю ФИО3 о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что согласно п.2.5. соглашения об уплате алиментов от 08.02.2019 должник обязан был уплачивать по 1/3 доли всех видов дохода должника в месяц за период с 08.02.2019 до достижения детьми 25 лет согласно п.3.2. соглашения. 05.06.2023 административный истец обратилась в ОСП по Мотовилихинскому району г. Перми с заявлением о возбуждении исполнительного производства, в котором просила возбудить исполнительное производство и взыскать с должника Красноперова А.В. в пользу взыскателя Коротун О.В. согласно п.2.5. соглашения алименты в размере 1/3 доли всех видов дохода должника в месяц за период с 08.02.2019 до достижения детьми 25 лет согласно п.3.2. соглашения, в целях расчета суммы неустойки в соответствии с п.2 ст. 115 СК РФ произвести помесячный расчет задолженности по алиментам, запросить в УФНС по Пермскому краю все сведения о доходах должника с 08.02.2019 по текущую дату. По данным базы возбуждено исполнительное в отношении должника Красноперова А.В. №-ИП от 07.06.2023. Дата заключения соглашения указана с ошибкой от 05.06.2023, вследствие чего задолженность по алиментам с даты 08.02.2019 до достижения детьми 25 лет согласно п.3.2. соглашения не начислила. Судебный пристав – исполнитель бездействует, алименты не перечислены, никаких мер к должнику не применено. Согласно информации о ходе исполнительного производства, размещенной в электронной системе «Госуслуги», судебный пристав – исполнитель взывала к себе должника, опросила его, при этом на самореализацию телефон и деньги у него не изъяла, информацию о месте работы, о наличии счетов в банках не уточнила, запросила информацию в банках, при этом сведений о месте дохода и заработной плате не запросила. Судебными приставами вообще никаких действий не предпринято. Арест на счета должника, запрет на выезд с территории РФ не наложен. На место жительства, место работы должника никто не выходил с целью описи имущества. В отдел судебных приставов должника не вызывал, не вручали должнику уведомление об уголовной ответственности за неуплату алиментов. Должника не привлекали к административной ответственности за неисполнение исполнительного документа об уплате алиментов, прав на управление транспортным средством должника не лишили. Имущество должника не найдено, запросы в банки, ГИБДД, Росреестр не направлены. Постановление о расчете задолженности не вынесено. Нарушены права административного истца, предусмотренные ст. 50 ФЗ «Об исполнительном производстве». По причине бездействия судебных приставов, административный истец лишена возможности получить присужденное ей судом. Отделом судебных приставов (включая дознавателей) никаких действий по привлечению лиц, виновных в неисполнении решения суда, к ответственности не предпринимается. Все разумные сроки судебным приставом и отделом судебных приставов нарушены.
Административный истец с учетом измененных требований просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Мотовилихинскому району г. Перми ФИО14 по неисполнению исполнительного производства №-ИП от 07.06.2023 в отношении должника Красноперова А.В., в том числе по неправильному определению периода взыскания задолженности, не начислению задолженности по уплате алиментов, не розыску должника, не выяснению сведений об имуществе и доходах должника, не применению к нему мер административного и уголовного наказания за неуплату алиментов, не лишению его права управления транспортным средством, не применению запрета выезда с территории РФ, не обращению взыскания на имущество должника, не направлению официальных запросов о месте работы, о доходах должника. Обязать судебного пристава-исполнителя исполнить исполнительный документ в течение 10-и дней с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, лишить должника права управления транспортными средствами, привлечь к административной ответственности, предупредить об уголовной ответственности, начислить задолженность по уплате алиментов с 08.02.2019, наложить запрет на выезд с территории РФ, обратить взыскание на все его доходы. Признать незаконным действия судебного пристава – исполнителя по приостановлению исполнительного производства на основании определения Мотовилихинского районного суда г. Перми от 07.08.2023, которое в законную силу не вступило. Признать незаконным бездействия по не возобновлению исполнительного производства по заявлению взыскателя, обязать возобновить исполнительное производство. Начальника отдела-старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Мотовилихинскому району г. Перми ФИО3 по неосуществлению контроля за ходом указанного исполнительного производства, не привлечению судебного пристава к дисциплинарной и иной ответственности за незаконное бездействие.
Определением суда от 07.07.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Красноперов А. В.
Определением суда от 03.08.2023 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен судебный пристав-исполнитель ОСП по Мотовилихинскому району г. Перми ГУФССП России по Пермскому краю ФИО16
Административный истец – Коротун О.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца Сунцева П.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, дала пояснения аналогично изложенным в исковом заявлении.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП по Мотовилихинскому району г.Перми ГУФССП России по Пермскому краю ФИО14, участвуя в судебном заседании, просила в удовлетворении требований отказать, поддержала письменные возражения на административное исковое заявление, приобщенные к материалам дела.
Административный соответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП по Мотовилихинскому району г. Перми ГУФССП России по Пермскому краю ФИО8 в судебное заседание не явилась, ранее представила письменные возражения, в которых указала, что с требованиями административного искового заявления не согласна в полном объеме. 02.08.2023 было принято к исполнению исполнительное производство от 07.06.2023 №-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа, нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов № от 18.02.2019, выданного органом: ФИО2 по делу №, вступившему в законную силу 18.02.2019, предмет исполнения: алименты на содержание детей в размере 1/3 доли доходов ежемесячно, в отношении должника: Красноперова Алексея Валерьевича в пользу взыскателя: Коротун Оксаны Валерьевны. 02.08.2023 вынесено постановление о внесении изменении в постановление о возбуждении исполнительного производства (номер исполнительного документа, дата выдачи исполнительного документа, дата вступления в законную силу). Направлен запрос в ПФР для получении информации о доходах должника за 2020 г. Сведения об имуществе и доходах должника установлены, но в связи с приостановлением исполнительного производства задолженность на данный момент не насчитана. 07.08.2023 в ОСП по Мотовилихинскому району г. Перми поступило определение суда от 07.08.2023 по делу № 2-4318(2023) о принятии по делу обеспечительных мер в виде приостановления взыскания алиментов по соглашению об оплате алиментов от 08.02.2019. В соответствии со ст. 142 ГПК РФ определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно. С 08.08.2023 согласно определения суда, исполнительное производство приостановлено. Доводы административного истца по неверному определению периода задолженности считает не состоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку в данный момент постановление о расчете задолженности не вынесено, так как исполнительное производство приостановлено. Но при вынесении постановления судебный пристав - исполнитель руководствуется п.1 ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации, а не п.2 данной статьи, как указывает представитель взыскателя, поскольку данный исполнительный документ к исполнению ранее не предъявлялся, в связи с чем, расчет задолженности будет именно по п.1 данной статьи. Доводы административного истца по не привлечению должника к административной и уголовной ответственности считает не состоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку на момент приостановления исполнительного производства срок привлечения должника к административной и уголовной ответственности не наступил. Так же в указанный период 21.07.2023 поступили денежные средства в сумме 98 687,01 рубублей. Данная сумма перечислена на счет взыскателя. Постановления об ограничении должника на выезд, об ограничении специальных прав не вынесены, поскольку задолженность по исполнительному производству не рассчитана в связи с подачей должником заявления об оспаривании постановления о возбуждении исполнительного производства, а в дальнейшем с приостановлением исполнительного производства. Исполнительное производство по алиментам является длящимся исполнительным производством. Осуществление исполнительного производства более срока, предусмотренного ФЗ «Об исполнительном производстве», не может свидетельствовать о бездействии судебного пристава-исполнителя, поскольку данный срок не является пресекательным. Кроме того, законодательство об исполнительном производстве не устанавливает последствий нарушения данного срока и с его истечением не происходит прекращение исполнительных действий. Материалами исполнительного производства установлено, что судебным приставом-исполнителем неоднократно запрашивалась информация в регистрирующих органах (ГИБДД МВД России, ПФР, ИФНС, Росреестр, ЗАГС, УФМС и др.) и кредитных организациях, осуществлен выход по месту проживания должника, отобрано объяснение, в настоящее время исполнительное производство находится на принудительном исполнении, в рамках него совершаются исполнительские действия и применяются меры принудительного исполнения, в связи с чем, доводы административного истца о бездействии судебного пристава-исполнителя не состоятельны, требования удовлетворению не подлежат. Просит суд отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Административный соответчик начальник отдела - старший судебный пристав ОСП по Мотовилихинскому району г. Перми ГУФССП России по Пермском краю ФИО3, представитель административного соответчика – ГУФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещались надлежащим образом.
Заинтересованное лицо – Красноперов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Томилов А. В. участвуя в судебном заседании, требования не признал, просил в удовлетворении требований отказать.
Неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению дела по существу.
Заслушав представителя административного истца, административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), учитывая бремя доказывания каждой из сторон, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ, либо Закон об исполнительном производстве).
В соответствии со статьей 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу части 2 статьи 102 Закона об исполнительном производстве размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
В силу пункта 2 части 3 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых правоотношений, является мерой принудительного исполнения.
Статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу ст. ст. 80 и 81 Семейного кодекса Российской Федерации получателем алиментов является родитель, содержащий ребенка, он же является взыскателем в исполнительном производстве.
Из смысла ч. 3 ст. 113 этого же Кодекса следует, что размер задолженности определяется судебным приставом-исполнителем, исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.
При этом, согласно п. 4 данной статьи размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 08.02.2019 между Красноперовым А.В. (плательщик), Красноперовой Е.А.(получатель алиментов) и Коротун О.В.(получатель алиментов), действующей за своего несовершеннолетнего сына – ФИО11 (ребенок) заключено соглашение об уплате алиментов, удостоверенное нотариусом ПГНО ФИО2, зарегистрировано в реестре №.
Согласно п.1.1 вышеуказанного соглашения, плательщик алиментов обязуется предоставить получателю алиментов денежные средства (алименты) на содержание несовершеннолетних детей: ФИО20., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с момента удостоверения настоящего соглашения до совершеннолетия названных детей в сроки, размере, форме и порядке, определяемые настоящим соглашением. После достижения детьми 18 лет при условии обучения в среднем или высшем учебном заведении на дневном отделении Плательщик алиментов обязуется оплачивать денежные средства в этом же размере на содержание детей до достижения ими возраста 25 лет. Согласно п.1.4. соглашения размер ежемесячных платежей составляет 1/3 долю всех видов доходов плательщика алиментов.
05.06.2023 административный истец обратилась в ОСП по Мотовилихинскому району г. Перми с заявлением о возбуждении исполнительного производства, а так же просила взыскать с должника Красноперова А.В. в пользу взыскателя Коротун О.В. согласно п.2.5. соглашения алименты в размере 1/3 доли всех видов дохода должника в месяц за период с 08.02.2019 до достижения детьми 25 лет согласно п.3.2. соглашения, в целях расчета суммы неустойки в соответствии с п.2 ст. 115 СК РФ произвести помесячный расчет задолженности по алиментам, запросить в УФНС по Пермскому краю все сведения о доходах должника с 08.02.2019 по текущую дату, наложить арест на счета должника, на иное его имущество, запретить должнику выезд за территорию РФ, осуществить поиск имущества должника: акций предприятий, долей в ООО, недвижимого имущества, имущества его супруги Горбовой (Мухиной) Е.А.
07.06.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по Мотовилихинскому району г.Перми ФИО14 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении должника Красноперова А.В. на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов №, вступившего в законную силу 05.07.2023, предмет исполнения: алименты на содержание детей с периодическими платежами, доли доходов ежемесячно в размере 1/3 дохода должника в отношении должника Красноперова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу взыскателя: Коротун О.В.( л.д. 37-38).
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Мотовилихинскому району г.Перми ФИО14 от 02.08.2023 внесены исправления в постановление о возбуждении исполнительного производства № от 07.06.2023, а именно: номер исполнительного документа №, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, дата вступления в законную силу 18.02.2019. Из сводки по исполнительному производству от 31.07.2023 следует, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Мотовилихинскому району г.Перми ГУФССП России по Пермскому краю ФИО14 в период с 07.06.2023 по 31.07.2023 были направлены запросы в регистрирующие органы, кредитные организации, оператору связи, ПФР и т.д.( л.д. 49-50).
В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем 16.06.2023 вынесено постановление о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств, 21.07.2023 постановление об определении задолженности по алиментам, 26.07.2023 вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, 20.09.2023 вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
Кроме того, 19.06.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по Мотовилихинскому району г.Перми ГУФССП России по Пермскому краю ФИО14 составлен акт о совершении исполнительных действий (л.д. 40).
20.06.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП по Мотовилихинскому району г.Перми ГУФССП России по Пермскому краю ФИО14 истребованы объяснения у Красноперова А.В. (л.д. 43).
07.07.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по Мотовилихинскому району г.Перми ГУФССП России по Пермскому краю ФИО14 вынесено постановление об отложении исполнительских действий и (или) мер принудительного исполнения по исполнительному производству №-ИП на срок с 07.07.2023 по 21.07.2023 включительно.
18.07.2023 произведено удержание алиментов с заработной платы за июнь 2023 года должника Красноперова А.В. в размере 93 687,01 руб., что подтверждается справкой о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству №-ИП по состоянию на 31.07.2023.
21.07.2023 вынесено постановление о распределении задолженности по алиментам и денежных средств.
07.08.2023 определением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 07.08.2023 приняты обеспечительные меры по гражданскому делу по иску Красноперова А.В. к Коротун О.В. об освобождении от уплаты алиментов, в виде приостановления взыскания алиментов начиная с 07.08.2023 и до рассмотрения дела по существу.
Апелляционным определением Пермского краевого суда от 12.09.2023 определение судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми 07.08.2023 отменено, ходатайство Красноперова А.В. о принятии мер по обеспечению иска оставлено без удовлетворения.
С 08.08.2023 по 19.09.2023 исполнительное производство было приостановлено.
Исполнительное производство на период отпуска судебного пристава - исполнителя ФИО14 было передано судебному приставу-исполнителю ФИО13, что подтверждается актом от 31.08.2023.
19.09.2023 судебным приставом-исполнителем ФИО14 вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам. Задолженность по алиментам за период с 07.06.2020 по 30.06.2023 по состоянию на 30.06.2023 составила в размере 3478114,75 руб.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Так, из обстоятельств дела и проанализировав вышеизложенные положения закона в рассматриваемом случае нарушений прав административного истца со стороны судебного пристава-исполнителя не усматривается, поскольку судебным приставом-исполнителем применены необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа по алиментным обязательствам.
Помимо этого, исходя из представленных документов судебным приставом-исполнителем сведения об имуществе и доходах должника установлены.
Вопреки доводам административного истца судебным приставом-исполнителем направлены запросы в кредитные организации о движении денежных средств, с целью выяснения финансового положения должника, совершен выход в адрес должника по месту его жительства, о чем составлен соответствующий акт.
Доказательства вызова должника к судебному приставу-исполнителю для дачи объяснений, установление места его работы, в материалы исполнительного производства также представлены.
Доводы административного истца о неправильном определении периода взыскания задолженности, не начислению задолженности по уплате алиментов, начислении задолженности по уплате алиментов с 08.02.2019, не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
Так, исходя из содержания главы 22 КАС РФ, для признания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными суду необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации, взыскание алиментов за прошедший период производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа к взысканию; в тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период.
Таким образом, по общему правилу взыскание алиментов за прошедший период производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшее предъявлению исполнительного листа к взысканию (пункт 1 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации). Алименты за прошедший период могут быть взысканы в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, если судом установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты.
Удержание алиментов не производилось не по вине лица, обязанного уплачивать алименты. Препятствий к предъявлению соглашения об уплате алиментов от 08.02.2019 к исполнению не имелось. Административный истец предъявила его к исполнению только 05.06.2023, до этого времени мер по принудительному взысканию алиментов на содержание детей не принимала.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Красноперов А.В. уклонялся от уплаты алиментов, взыскателем меры по взысканию задолженности по алиментам не предпринимались, действия судебного пристава соответствовали целям и задачам, преследуемым Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и не нарушают права взыскателя.
Кроме того, 19.09.2023 судебным приставом-исполнителем ФИО14 вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам. Задолженность по алиментам за период с 07.06.2020 по 30.06.2023 по состоянию на 30.06.2023 составила в размере 3478114,75 руб.
Действующим законодательством предусмотрено два способа защиты нарушенных прав лиц, которые не согласны с размером определенной судебным приставом-исполнителем задолженности по алиментам: обжалование в порядке административного судопроизводства постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности (пункт 5 статьи 113 СК РФ) и предъявление искового заявления об определении размера задолженности в порядке гражданского судопроизводства (часть 4 статьи 102 Закона N 229-ФЗ).
Доводы административного истца относительно не привлечения должника к административной и уголовной ответственности, предупреждении об уголовной ответственности так же не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
Положения статьи 5.35.1 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением, на содержание несовершеннолетних детей в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Из содержания пункта 17 части 1 статьи 28.3 КоАП РФ следует, что протоколы об административных правонарушениях по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.35.1 КоАП РФ, составляют должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2021 N 6 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей" обращено внимание судей на то, что статьей 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за неуплату без уважительных причин лицом средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста (далее также - дети), или нетрудоспособных родителей в нарушение: судебного акта, в том числе решения суда, судебного приказа, постановления о взыскании алиментов до вступления в законную силу решения суда о взыскании алиментов; нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов в течение двух и более месяцев после возбуждения исполнительного производства и при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Под нарушением судебного акта или соглашения об уплате алиментов следует понимать неуплату алиментов в размере, в срок и способом, которые установлены данным решением или соглашением. Период неуплаты алиментов должен составлять не менее двух месяцев подряд в рамках возбужденного исполнительного производства (далее - период неуплаты алиментов). Течение указанного двухмесячного срока начинается на следующий день после окончания срока уплаты единовременного или ежемесячного платежа, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 статьи 5.35.1 КоАП РФ, может иметь место со следующего дня после окончания названного двухмесячного срока. Административное правонарушение будет окончено в связи с обнаружением факта неуплаты алиментов в течение двух месяцев подряд либо в связи с добровольным прекращением лицом неуплаты алиментов по истечении указанного двухмесячного срока (часть 2 статьи 4.5, статья 4.8 КоАП РФ). Например, в случае невыполнения обязанности по уплате ежемесячного платежа по алиментам в январе (невнесение денежных средств в течение января) двухмесячный срок начнет исчисляться с 1 февраля, а событие административного правонарушения может иметь место начиная с 2 апреля (часть 2 статьи 4.8 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении должника Красноперова А.В. на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов № вступившего в законную силу 05.07.2023, предмет исполнения: алименты на содержание детей с периодическими платежами, доли доходов ежемесячно в размере 1/3 дохода должника в отношении должника Красноперова А.В., в пользу взыскателя: Коротун О.В. вынесено судебным приставом-исполнителем ОСП по Мотовилихинскому району г.Перми ФИО14 07.06.2023. В период с 08.08.2023 по 19.09.2023 исполнительное производство было приостановлено.
Таким образом, оснований для составления в отношении Красноперова А. В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35.1 КоАП РФ не усматривается, в виду события правонарушения.
Привлечение должника к уголовной ответственности в случае уклонения от уплаты алиментов возможно только при условии, что он ранее подвергался административному наказанию за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
Следовательно, оснований для привлечения Красноперова А. В. к уголовной ответственности за уклонение от уплаты алиментов также не имеется.
Основания для выхода в суд с административным иском к Красноперову А. В. об установления временных ограничений, таких как запрет на выезд должника из Российской Федерации, пользование должником специальным правом (правом управления транспортными средствами) судебным приставом установлено не было, поскольку взыскание алиментов было приостановлено на основании судебного акта.
Требования административного истца о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя по приостановлению исполнительного производства не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
На основании части 4 статьи 45 Федерального закона «Об исполнительном производстве» приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судебным приставом-исполнителем при возникновении оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Стороны исполнительного производства вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении или прекращении исполнительного производства. Заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства передается судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему указанного заявления либо документа, подтверждающего возникновение основания для приостановления или прекращения исполнительного производства, или совершения судебным приставом-исполнителем исполнительного действия, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом является основанием для приостановления исполнительного производства, выносит постановление о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в удовлетворении заявления. Постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.
В силу части 5 указанной статьи судебный акт о приостановлении исполнения исполнительного документа подлежит немедленному исполнению с момента его получения судебным приставом-исполнителем.
По приостановленному исполнительному производству до его возобновления применение мер принудительного исполнения не допускается (часть 6 статьи 45 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Суд или судебный пристав-исполнитель возобновляет приостановленное исполнительное производство после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления (часть 2 статьи 42 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Как разъяснено в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» последствия приостановления исполнительного производства заключаются в недопущении применения мер принудительного исполнения, предусмотренных частью 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве, в период приостановления исполнительного производства до его возобновления (часть 6 статьи 45 названного Федерального закона).
Как следует из материалов дела, 07.08.2023 определением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 07.08.2023 приняты обеспечительные меры по гражданскому делу по иску Красноперова А.В. к Коротун О.В. об освобождении от уплаты алиментов, в виде приостановления взыскания алиментов начиная с 07.08.2023 и до рассмотрения дела по существу. С 08.08.2023 по 19.09.2023 исполнительное производство судебным приставом было приостановлено.
Согласно ч. 1 ст. 142 ГПК РФ определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно.
В силу ч. 3 ст. 145 ГПК РФ подача частной жалобы на определение суда об обеспечении иска не приостанавливает исполнение этого определения.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В связи с чем, исполнительное производство было приостановлено судебным приставом-исполнителем правомерно.
Самостоятельно судебный пристав – исполнитель в данной случае постановление о приостановлении исполнительного производства не выносит, а руководствуется судебным актом.
При разрешении требований административного истца о признании незаконными действий начальника отдела-старшего судебного пристава ОСП по Мотовилихинскому району г.Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО3 по неосуществлению надлежащего контроля за ходом исполнительного производства и деятельностью судебных приставов, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 ст.5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно положениям пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» старший судебный пристав, в том числе, организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве»; организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов; осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности и т.д.
В то же время закон не возлагает на старшего судебного пристава обязанность по проверке по собственной инициативе деятельности судебного пристава-исполнителя в рамках каждого исполнительного производства.
Доказательства, подтверждающие отсутствие надлежащего контроля старшего судебного пристава за надлежащим исполнением судебным приставом-исполнителем всех обязанностей по спорному исполнительному производству, истцом не представлено. Само по себе невыполнение каких-либо действий судебным приставом-исполнителем не свидетельствует о бездействии старшего судебного пристава.
Также судом учитывается, что по смыслу статьи 64 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, сам выбирает не только круг мер принудительного характера, но и вид исполнительных действий, при этом судебные приставы-исполнители самостоятельно определяют объем и последовательность совершаемых ими исполнительных действий в рамках находящегося у них в производстве исполнительного производства.
Принимая во внимание изложенное, нарушений прав административного истца не имеется, заявленные Коротун О.В. к судебному приставу-исполнителю ОСП по Мотовилихинскому району г.Перми ГУФССП России по Пермскому краю ФИО19, начальнику отдела-старшему судебному приставу ОСП по Мотовилихинскому району г. Перми ГУФССП России по Пермскому краю ФИО3 о признании незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности, удовлетворению не подлежат, поскольку отсутствует совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Коротун Оксаны Валерьевны к судебному приставу-исполнителю ОСП по Мотовилихинскому району г.Перми ГУФССП России по Пермскому краю ФИО18, начальнику отдела-старшему судебному приставу ОСП по Мотовилихинскому району г. Перми ГУФССП России по Пермскому краю ФИО3 о признании незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
(Решение в окончательной форме принято 05.10.2023 г.)
Судья: подпись. Ю.А. Долгих
Копия верна. Судья:
Решение не вступило в законную силу.
Секретарь: