ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3939/20 от 28.01.2021 Минусинского городского суда (Красноярский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего: Сергеева Ю.С.

при секретаре: Надешкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Минусинскому межрайонному прокурору о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Минусинский городской суд с административным исковым заявлением к Минусинскому межрайонному прокурору, в котором просит суд отменить решение Минусинского межрайонного прокурора от 18.12.2020 года № 2115ж-2020 и обязать Минусинскую межрайонную прокуратуру Красноярского края ознакомить административного истца в полном объеме с документами, материалами, сведениями проведенных проверок и принятыми мерами прокурорского реагирования по всем без исключения обращениям, заявлениям, жалобам ФИО1, затрагивающих непосредственно его права, свободы, законные интересы, частную жизнь, честь и достоинство.

Свои требования административный истец мотивирует тем, что он отбывает наказание в ФКУ Тюрьма г. Минусинска ГУФСИН России по Красноярскому краю с 26.04.2018 года и с указанного времени ФИО1 обращается с обращениями, заявлениями, жалобами, которые были перенаправлены в Минусинскую межрайонную прокуратуру, однако мер по устранению допущенных нарушений законов, по восстановлению и защите грубо нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, по его мнению, не было принято никаких. В связи с чем административный истец обратился в Минусинскую межрайонную прокуратуру с заявлением об ознакомлении его в полном объеме с документами, сведениями проведенных проверок и принятых мерах прокурорского реагирования по его обращениям, заявлениям, жалобам, непосредственно затрагивающими его права, свободы, личную жизнь, честь и достоинство в любой удобной форме для Минусинской межрайонной прокуратуры. 18.12.2020 года Минусинский межрайонный прокурор отказал неправомерно и необоснованно в ознакомлении с указанными документами, материалами и сведениями, что противоречит Конституции РФ, Федеральным законам РФ и лишает ФИО1 его конституционного права. В связи с изложенным административный истец обратился в суд с указанными требованиями.

Определением суда от 21.01.2021 года соответчиком по делу была привлечена прокуратура Красноярского каря (л.д. 15).

В судебном заседании ФИО1, участие которого было обеспечено посредством ВКС, поддержал заявленные требования и просил суд требования удовлетворить. Также ФИО1 пояснил суду, что по его мнению, материалы надзорного производства могут быть для ознакомления с ними привезены прокурором по месту отбывания ФИО1 наказания во время личного приема, где административный истец и мог бы лично с ними ознакомиться или прокурор может направить копии указанных материалов административному истцу.

Представитель прокуратуры Красноярского края по доверенности ФИО2 (л.д. 22) просила суд отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме, так как действующее законодательство РФ не возлагает обязанности на органы прокуратуры изготовление копий надзорного производства или ознакомление осужденного с указанными материалами по месту отбывания наказания. Административному истцу было предложено лично или через своего представителя реализовать своё право на ознакомление с материалами проверок.

В суд поступило два письменных возражения от ответчиков, в которых содержится просьба в удовлетворении требований административного истца отказать (л.д. 30, 32).

Выслушав административного истца и представителя административного ответчика, суд считает, что требования административного истца ФИО1 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация и иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, установлено.

Исходя из положений части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решений, действии (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действии (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Судом установлено, что административный истец, являлась осуждённым и отбывающим наказание в ФКУ «Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю» обратился письменно в Минусинскую межрайонную прокуратуру 23.11.2020 года с заявлением, в котором, в том числе, просит ознакомить его в полном объеме с материалами проверок, принятых мерах прокурорского реагирования по всем без исключения моим обращениям, заявлениям, жалобам, непосредственно затрагивающих его права, свободы, законные интересы, частную жизнь, здоровье, честь и достоинство (л.д. 36).

На указанное обращение ФИО1 Минусинский межрайонный прокурор дал письменный ответ от 18.12.2020 года № 2115ж-2020, согласно которого подтвердил, что рассмотрен ряд обращений административного истца, по результатам рассмотрения даны ответы. Материалы проверки по обращениям сформированы в надзорное производство № 2115ж-2020. ФИО1 разъяснено, что с материалами проверки он может ознакомиться с помощью представителя непосредственно в Минусинской межрайонной прокуратуре.

В своём ответе прокурор ссылается на Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 года № 45 и Приложение № 1 к «Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений», утвержденных Приказом МЮ РФ от 16.12.2016 № 295.

Оценив предоставленные в суд доказательства в их совокупности и доводы сторон, изложенные письменно и приведенные устно в судебном заседании суд приходит к выводу о законности принятого прокурором решения по обращению административного истца об ознакомлении с материалами надзорного производства в силу следующего.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Приказом Генеральной прокуратуры России от 30 января 2013 года № 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 4.15, 4.16 указанной Инструкции заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств.

Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право на обжалование принятого решения вышестоящему прокурору и (или) в суд.

Направление лицу, находящемуся в местах лишения свободы, копий документов и материалов, касающихся рассмотрения его обращений, ни вышеприведенной Инструкцией, ни Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 29 декабря 2011 года № 450, не предусмотрено.

Также не предусмотрено действующим законодательством выезд прокурора с надзорным производством по месту отбывания наказания лицом, обратившимся с заявлением об ознакомлении, для ознакомления указанного лица с материалами лично.

Таким образом, ответ Минусинского межрайонного прокурора от 18 декабря 2020 года на обращение ФИО1 от 23.11.2020 года соответствует положениям действующего законодательства.

ФИО1 не лишен возможности ознакомления с интересующими его документами через своего представителя.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований суд считает необходимым отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований по административному исковому заявлению ФИО1 к Минусинскому межрайонному прокурору о признании решения незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.

Председательствующий:

Мотивированный текст решения изготовлен 04.02.2021 года