Дело №2а-695/2022
(№2а-3939/2021)
УИД 91RS0019-01-2021-004449-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2022 года город Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Глуховой И.С., при секретаре Терещенко О.И., с участием представителя административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо администрация Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Администрация Симферопольского района Республики Крым о признании решения об отказе незаконным, понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 через полномочного представителя обратился в суд с административным иском к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо администрация Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, в котором просит признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации кадастру Республики Крым №№ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации; возложить на Государственный комитет по государственной регистрации кадастру Республики Крым обязанность зарегистрировать за истцом переход права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью № кв.м., расположенный по адресу: ; в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения по административному делу.
Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 (покупатель) и ФИО4 (продавец) был заключен договор купли-продажи земельного участка, площадью № кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: растениеводство, расположенный по адресу:
Обратившись в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации перехода права, административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ принято решение №№ об отказе в государственной регистрации прав, поскольку продавцом не предоставлен документ, подтверждающий отказ муниципального образования от преимущественного права покупки объекта недвижимого имущества, в связи с чем данная сделка является ничтожной.
Истец полагает, что вынесенный отказ регистрирующего органа нарушает его права в регистрации права на земельный участок, не соответствует требованиям законодательства и препятствует в оформлении своих прав на землю.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ протокольно к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Симферопольского района Республики Крым.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен судом надлежащим образом, направил своего представителя ФИО1, действующую на основании нотариальной доверенности, которая в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Административные ответчики Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, представителей не направили, письменной позиции по делу не представили, ходатайств, заявлений не направили.
Иные участники судебного процесса извещены судом надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, ходатайств, заявлений не направили.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд явку лиц, участвующих в деле, обязательной не признал.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 45, 46 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что в силу пп. 4, 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, названный орган осуществляет государственный кадастровый учет недвижимого имущества, в том числе через подведомственные организации, которой является Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – Госкомрегистр).
Госкомрегистр является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
Осуществление полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровому учету на территории Республики Крым, в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№-р, переданы уполномоченному органу - Госкомрегистру, созданному Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№.
Судебным разбирательством по делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4, в лице представителя ФИО7, и ФИО2 заключен договор купли - продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью № кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: растениеводство, расположенный по адресу: (далее – Договор).
Пунктом № Договора установлена стоимость земельного участка – № рублей. Вся сумма оплачена покупателем полностью до подписания Договора.
Передача отчуждаемого земельного участка Продавцом и принятие его Покупателем состоялась до подписания настоящего Договора (пункт № Договора).
Согласно пункту 7 Договора, расходы по регистрации перехода права собственности оплачивает Покупатель.
Представителем ФИО4 – ФИО7, действующей на основании нотариальной доверенности, ДД.ММ.ГГГГ через в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подано заявление о регистрации перехода права собственности, зарегистрированное за №№ на земельный участок, кадастровый №, площадью № кв.м., расположенный по адресу:
К указанному заявлению заявителем были приложены: квитанция об оплате; заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права; копия доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; извещение о намерении продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ; почтовое уведомление о вручении извещения администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО3 вынесены уведомления №№ и №№ о приостановлении государственной регистрации права на срок до ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с необходимостью предоставить документ, подтверждающий отказ муниципального образования от преимущественного права покупки объекта недвижимого имущества.
В целях устранения причин приостановления, ДД.ММ.ГГГГ представителем истца дополнительно предоставлены Государственный акт на право собственности на землю, межевой план, Акт согласования границ.
В связи с истечением срока приостановления, ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором вынесены уведомления №№ и №№ об отказе в государственной регистрации права, в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению проведения государственной регистрации права и государственного кадастрового учета, предусмотренных статьей 27 Закона о регистрации, указанных в уведомлении о приостановлении.
Частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон №218-ФЗ)
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (часть 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона №218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Статьями 21, 29 Федерального закона №218-ФЗ определен порядок проведения государственной регистрации прав, требования к документам, предоставляемым для государственной регистрации прав.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. При этом направление регистрирующим органом межведомственных запросов прямо предусмотрено законом.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
С учетом изложенного, пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и основных начал гражданского законодательства, в том числе принципа свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.
В этой связи при проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.
Пунктами 5, 7, 9 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (ч.2 ст.26).
Согласно статьи 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона №218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона № 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с пунктами 5,6 статьи 18 Федерального закона №218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами. Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Как указано в пункте 168 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N278, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество включает в себя в том числе формирование и направление межведомственного запроса о представлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в государственные органы и иные органы, участвующие в предоставлении государственной услуги.
Согласно пп. "о" п. 1 статьей 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
В подпунктах "в" и "к" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации определено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Статьей 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1). По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Основные положения, определяющие понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения, особенности использования и порядка предоставления земель сельскохозяйственного назначения изложены в главе XIV Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года) названный Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
В пункте 2 статьи 1 данного Федерального закона оговорено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и законами субъектов РФ.
Одновременно в пункте 5 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года отмечено, что принятие субъектами РФ законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.
Принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения перечислены в пункте 3 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года.
Согласно подпунктам 3 и 4 пункта 3 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года к принципам оборота указанных земель в том числе относятся:
- преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
- преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципального образования на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности в случае, если другие участники долевой собственности откажутся от покупки такой доли или не заявят о намерении приобрести такую долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 8 названного Федерального закона регулирует вопросы, связанные с куплей-продажей земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.
Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении (пункт 2).
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года в случае, если субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение месяца со дня поступления извещения, продавец вправе в течение года продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. Течение указанного срока начинается со дня поступления извещения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, в муниципальное образование.
При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 4 данной статьи при продаже земельного участка с нарушением преимущественного права покупки субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование имеет право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.
Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна (пункт 4).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Совета министров Республики Крым № утвержден Порядок рассмотрения извещения о продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, разработанный в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и устанавливающий порядок рассмотрения извещения о продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с целью реализации Республикой Крым преимущественного права на приобретение в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с указанным порядком Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым уполномочено принимать решения по результатам рассмотрения извещений о продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и давать разъяснения по вопросам применения Порядка.
Во исполнение указанных требований закона, ДД.ММ.ГГГГ представителем продавца ФИО4 – ФИО7 в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым направлено извещение о намерении продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью № кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: , с оплатой до № дней с момента поступления извещения, а также сообщить о своем намерении по адресу: . В случае отказа от приобретения земельного участка в собственность Республики Крым он будет продан третьему лицу по цене, не ниже указанной в извещении.
Указанное извещение получено Минимуществом Крыма ДД.ММ.ГГГГ.
В ответ на указанное извещение, ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в адрес ФИО7 направлен ответ, в котором разъяснено, что Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N № "О внесении изменения в Закон Республики Крым "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" внесены изменения в Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", вступившие в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, дополнив его статьей 22.4, в связи с чем преимущественное право покупки земельного участка сельскохозяйственного назначения имеет соответствующее муниципальное образование по месту расположения земельного участка, куда и необходимо обратиться.
Законом Республики Крым от 27 мая 2020 года N 72-ЗРК/2020 "О внесении изменения в Закон Республики Крым "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" внесены изменения в Закон Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", в соответствии с которыми добавлен пункт 22.4, которым предусмотрено, что в случае продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, имеет соответствующее муниципальное образование по месту расположения земельного участка. Изменения в указанный закон вступили в силу через десять дней после его официального опубликования.
Статьей 24 указанного закона предусмотрено принятие Совету министров Республики Крым в течение двух месяцев со дня опубликования настоящего Закона нормативных правовых актов.
ДД.ММ.ГГГГ представителем ФИО4 – ФИО7 в адрес администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым направлено извещение о намерении продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью № кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: , по цене № рублей с оплатой до № дней с момента поступления извещения, а также сообщить о своем намерении по адресу: В случае отказа от приобретения земельного участка в собственность Республики Крым он будет продан третьему лицу по цене, не ниже указанной в извещении.
Указанное извещение получено органом муниципальной власти ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
В связи с истребованием и получением информации из администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, судом также установлено, ДД.ММ.ГГГГ за исх.№ в адрес ФИО4 по адресу: , администрацией Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым направлено Уведомление о приостановлении рассмотрения извещения о продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, поскольку применение Порядка рассмотрения извещения о продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ при рассмотрении соответствующих извещений не представляется возможным.
Дополнительно проинформировано, что в рамках заключенного с прокуратурой Республики Крым соглашения членами рабочей группы Совета муниципальных образований готовятся модельные муниципальные акты, предусматривающие процедуру рассмотрения извещения о продаже земли, с целью реализации муниципальными образованиями права первоочередной покупки земельных участков. После разработанного и утвержденного администрацией Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым нормативно правового акта предусматривающей процедуру рассмотрения Извещения, обращение будет рассмотрено, о чем будет сообщено дополнительно.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Уведомление об отказе администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым реализовать свое преимущественное право покупки земельного участка продавцу не направлено ввиду отсутствия нормативно правового акта, предусматривающей процедуру рассмотрения Извещения.
Между тем, суд учитывает, что в федеральном законе отсутствует норма, предусматривающая для субъекта РФ или муниципального образования возможность возврата продавцу его извещения без рассмотрения либо его приостановлении, поскольку указанное оказать влияние на длительность процедуры оборота земельных участков.
Согласно же пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" субъекты РФ не вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" администрация в течение тридцати дней со дня поступления извещения не уведомило продавца либо его представителя об отказе от покупки или о намерении приобрести спорный участок, а отсутствие уведомления продавца со стороны органа местного самоуправления о намерении приобрести продаваемый земельный участок в рассматриваемом случае давало продавцу право в течение года продать земельный участок истцу по цене не ниже указанной в извещении цены.
Учитывая изложенное, продавец ФИО4 исполнил предусмотренную законодательством обязанность по извещению о намерении продать земельный участок, которым он воспользовался в пределах предусмотренного законом годовалого срока с момента вручения органу местного самоуправления уведомления о намерении продать земельный участок, а именно ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, суд отмечает что неполучение административным истцом в установленный срок от данного органа местного самоуправления отказа от преимущественного права покупки, не должно сказаться на праве истца о реализации своего права по государственной регистрации перехода права, поскольку законодательством не закреплена обязанность органа муниципального образования письменно уведомить продавца об отказе в приобретении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения органа муниципального образования, продавец обязан обеспечить наличие письменного доказательства получения данного извещения.
Вместе с тем, судом принимаются во внимание доводы административного истца, что государственный регистратор, выполняя функции, возложенные на него Федеральным законом №218-ФЗ, межведомственный запрос в администрацию Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в части предоставления отказа от преимущественного права от покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не запрашивался, доказательств обратного суду административным ответчиком не представлено.
В материалы дела администрацией Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым предоставлено уведомление об отказе от преимущественного права покупки вышеуказанного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ за исх.№, направленное в адрес представителя продавца ФИО4 – ФИО7
Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Вопреки положениям части 2 статьи 62 КАС РФ, административный ответчик не доказал обоснованность вывода, изложенного в оспариваемом уведомлении государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым №№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, анализируя изложенные нормы права, принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ от ДД.ММ.ГГГГ административного ответчика не соответствует требованиям нормативных правовых актов, ввиду того, что у Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью № кв.м., расположенный по адресу: .
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решений, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Суд полагает, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых решений, предусмотренных положениями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела установлена.
Согласно Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации, её субъектах опирается на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (статья 1, часть 1), единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (статья 10).
По смыслу приведённых норм Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно – их взаимодействие.
Приведённая правовая позиция выражена в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении от 18 января 1996 года № 2-П, в котором указано, что разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской федерации в целом, то есть не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в её субъектах.
Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.
Таким образом, оснований для удовлетворения требования административного истца возложить обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенный по адресу: не имеется, учитывая исключительные полномочия административного ответчика в указанном вопросе, подменять которого суд не вправе.
В рамках судебного контроля, а также в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов административного истца, суд полагает возможным возложить на ответчика обязанность рассмотреть заявление ФИО7 – представителя ФИО4, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации перехода права, с учетом установленных обстоятельств, поскольку рассмотрение данного вопроса относится к компетенции административного ответчика, а также в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду и административному истцу об исполнении решения по административному делу.
При таких обстоятельствах административные исковые требования ФИО2 подлежат частичному удовлетворению.
Административное исковое заявление подано в установленный законом срок.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Таким образом, с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу ФИО2 подлежит взысканию, уплаченная им сумма государственной пошлины в размере № рублей, уплата которой подтверждена документально.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо администрация Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Администрация Симферопольского района Республики Крым о признании решения об отказе незаконным, понуждении совершить определенные действия удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить уведомления государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 №№ и №№ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации перехода права.
Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление представителя ФИО4 – ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом обстоятельств, установленных судом.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу ФИО2 государственную пошлину в размере № рублей.
Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в течение одного месяца со дня окончания срока на исполнение судебного решения сообщить административному истцу ФИО2 и Симферопольскому районному суду Республики Крым об исполнении решения по административному делу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.С.Глухова
Решение в окончательной форме изготовлено 01 марта 2022 года.