УИД 61RS0022-01-2023-003983-24
Дело № 2а-3939/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 августа 2023 г. г.Таганрог Ростовской области
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе
председательствующего судьи Г.Е. Рафтопуло,
при секретаре Е.А.Ивановой,
с участием представителя административного истца адвоката Корягиной О.В., предоставившей ордер № 91039 от 3 июля 2023 года,
представителя заинтересованного лица Администрации г.Таганрога Шипинова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шевченко Валентины Алексеевны к Комитету по управлению имуществом г.Таганрога, заинтересованные лица Комитет по охране культурного наследия Ростовской области, Администрация г.Таганрога, о признании незаконным решения органов местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Шевченко В.А. обратилась в Таганрогский городской суд с административным иском к Комитету по управлению имуществом г.Таганрога, заинтересованные лица Комитет по охране культурного наследия Ростовской области, о признании незаконным решения органов местного самоуправления
В обоснование иска, указано, что Шевченко В.А. является собственником домовладения, расположенного по адресу : <адрес>,на основании свидетельства о праве на наследство по закону, удостоверил нотариус Астафьев В.Д., реестровый номер 2580 от 22.11. 1995 г., решения Таганрогского городского суда от 02.06.2022 г., определения Таганрогского городского суда от 14.06.2022 г. Шевченко В.А. указала, что ее отец Поготов А.Н., правопреемником которого она является, право собственности на указанное домовладение приобрел 19.05.1965 г., согласно договора купли. Земельный участок принадлежал ее отцу на основании бессрочного пользования, данное право перешло к ней после его смерти. В 2022 г. ею было проведено межевание земельного участка, после чего установлена общая площадь 591 кв. м. Указанный земельный участок полностью расположен в водоохраной зоне северного побережья Таганрогского залива Азовского моря и в части в границах территории объекта археологического наследия федерального значения «Остатки земляных валов Троицкой крепости», состоящего на государственной охране на основании постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 « О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР». Шевченко В.А. указала, что, у ее соседей, земельные участки находятся в собственности длительное время, о чем она узнала при согласовании границ земельного участка, принадлежащего ей домовладения.
28.12.2022 г. она обратилась в Комитет по охране культурного наследия Ростовской области по вопросу выдачи разрешения на предоставление земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в собственность.
30 января 2023 года был получен ответ №20/1-843, из которого следует, что к полномочиям комитета не относятся вопросы выдачи разрешений на предоставление земельных участков в собственность.
23.03.2023 года обратилась в КУИ г.Таганрога с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, через МАУ «МФЦ Таганрога», но получила отказ в предоставлении указанного земельного участка в собственность.
18.05.2023 г. № 60.04.5/5131 Шевченко В.А. был дан ответ председателем Комитета по управлению имуществом г.Таганрога, согласно которого было отказано в предоставлении в собственность, в том числе бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Считает данное решение незаконным и необоснованным.
Административный истец обращает внимание, что примерно ? часть земельного участка находится в археологической зоне, и как следует из ситуационного плана, в данной части земельного участка нет капитальных строений. Просит признать незаконным отказ КУИ г.Таганрога в предоставлении Шевченко В.А. бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием для эксплуатации индивидуального жилого дома. Обязать КУИ предоставить ФИО8 в собственность земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
В судебном заседании протокольным определением от 13 июля 2023 года по делу была привлечена в качестве заинтересованного лица Администрация г.Таганрога.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Корягина О.В. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить. Пояснила, что административный истец просит вынести решение о предоставлении ей в собственность земельный участок в установленном законом порядке, за плату или бесплатно. Считает, что оснований для отказа у КУИ г.Таганрога не имеется, отказ необоснован, просит обязать КУИ <адрес> предоставить в собственность земельный участок по адресу: <адрес>. С 1995 года на данном участке находятся строения, которые находятся на праве собственности у истца. Административному истцу выдано охранное обязательство 28.02.2023 года, там прописаны обременения, какие несет собственник данного земельного участка. У Шевченко В.А. есть право на получение этого земельного участка в собственность, более тридцати лет назад ей перешло по наследству это право. Также обратила внимание, что истцом предоставлен межевой план от 11 октября 2022 года с актом согласования местоположения границ земельного участка, ее соседей. Земельный участок истца по тылу находится с участком, где проведены межевые работы, брали согласие.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.Таганрога Шипинов С.С. в судебном заседании поддержал позицию КУИ г.Таганрога, сослался на ст.27 ЗК РФ, считал, что не представляется возможным выделить в собственность земельный участок, если он ограничен в обороте. Просил в иске отказать.
В судебное заседание не явилась административный истец Шевченко В.А., о дне слушания извещалась надлежащим образом, предоставила заявление просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика КУИ г. Таганрога в судебном заседании не присутствует, о дате слушания дела извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил в удовлетворении административного искового заявления отказать. Предоставил в суд отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что отказ КУИ <адрес> в предоставлении в собственность Шевченко В.А., в том числе бесплатно земельного участка, по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, площадью 591 кв.м., соответствует требованиям действующего законодательства, а заявленные требования Шевченко В.А. удовлетворению не подлежат.
Представитель заинтересованного лица Комитет по охране культурного наследия Ростовской области не явился в судебное заседание, извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ в отсутствии не явившихся в судебное заседание административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что на праве собственности Шевченко В.А. принадлежит жилой дом, гараж литер «И» 20,3 кв. м. гараж литер «Г» -21,5 кв. м, сарай литер «З» 8,9 кв.м., сарай литер «ж» 18,5 кв. м., летная кухня литер «Д» 29, 9 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>. Данные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке площадью 591 кв. м с кадастровым номером №. Шевченко В.А. является правопреемником Поготова А.Н., который приобрел право собственности на указанное домовладение 19 мая 1965 года согласно договора купли. Земельный участок принадлежал отцу административного истца на основании бессрочного пользования, данное право перешло к истцу после смерти отца. В 2022 году было проведено межевание земельного участка, после чего установлена общая площадь 591 кв. м. Указанный земельный участок полностью расположен в водоохраной зоне Северного побережья Таганрогского залива Азовского моря и в части в границах территории объекта археологического наследия федерального значения- «остатки земляных валов Троицкой крепости», состоящего на государственной охране на основании постановления Совета Министров РСФР от 30.08.1960 г. № 1327 « О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР».
28.12.2022 г. истец обратилась в Комитет по охране культурного наследия Ростовской области по вопросу выдачи разрешения на предоставление земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в собственность. Из ответа № 20/1-843 от 30.01.2023 г. следует, что к полномочиям комитета не относятся вопросы выдачи разрешений на предоставление земельных участков в собственность.
23.03.2023 г. истец обратилась в КУИ г.Таганрога с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, с кадастровым номером № по адресу: <адрес> через МАУ «МФЦ <адрес>». Получила отказ в предоставлении указанного земельного участка в собственность ( исх. № 60.04.5/37/67 от 07.04.2023 г. ).
После получения отказа, истец обратилась на личный прием 26.04.2023 года к Председателю Комитета по управлению имуществом г.Таганрога Н.П. Запорожцевой по вопросу предоставления бесплатно в собственность земельного участка, с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 591 кв. м. с разрешенным использованием для эксплуатации индивидуального жилого дома.
<дата>№.04.5/55131 истцу был дан ответ, согласно которого было отказано в предоставлении в собственность, в том числе бесплатно земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
В данном ответе указано, что на основании информации Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области часть земельного участка, расположенного по адресу : <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 591 кв. м. расположена в границах территории объекта археологического наследия федерального значения - « Остатки земляных валов Троицкой крепости» состоящего на государственной охране на основании постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 №1327 « О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР». Границы территории объекта археологического наследия утверждены постановлением комитета от 29.03.2021 г. № 20/01-01/1322 «Об утверждении границ территории объекта археологического наследия федерального значения - «Остатки земляных валов Троицкой крепости». В соответствии с п. 5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, занятые рядом объектов, в том числе объектами археологического наследия. Правовые основания для применения положений п.4 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137 ФЗ « О введении в действие земельного кодекса РФ» при предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 591 кв. м., отсутствуют. В связи с чем, предоставить истцу в собственность, в том числе бесплатно вышеуказанный земельный участок не представляется возможным.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, изложены в статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Подпунктом 2 пункта 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии со п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Земельным кодексом РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85).
Как следует из норм ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ: граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату (ч. 2 ст. 28 ЗК РФ).
Из пункта 6 статьи 36 настоящего Кодекса в системной связи с иными названными его нормами вытекает, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Судом установлено, что, данный земельный участок, с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 591 кв. м. имеет разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство. На праве собственности Шевченко В.А. находятся объекты недвижимого имущества: жилой дом литер «Б», общей площадью 95,2 кв.м., гараж литер «И» 20,3 кв. м., гараж литер «Г» -21,5 кв. м, сарай литер «З» 8,9 кв.м., сарай литер «ж» 18,5 кв. м., летная кухня литер «Д» 29, 9 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, само по себе то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории объекта археологического наследия федерального значения - « Остатки земляных валов Троицкой крепости» состоящего на государственной охране на основании постановления ФИО2 от <дата>№ « О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в ФИО2». Границы территории объекта археологического наследия утверждены постановлением комитета от <дата>№ «Об утверждении границ территории объекта археологического наследия федерального значения - «Остатки земляных валов Троицкой крепости», не препятствует истцу в приобретении в частную собственность испрашиваемого земельного участка, так как передача земельного участка в собственность истца не означает передачу в частную собственность объекта археологического наследия.
При этом суд учитывает, что испрашиваемый земельный участок не входит в состав земель особо охраняемых территорий, для которых установлен особый правовой режим.
Пунктом 2 ст. 49 Федерального закона от <дата> N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
Данное положение Закона свидетельствует о том, что законодатель предусмотрел возможность приобретения земельного участка в собственность граждан либо юридических лиц, в пределах которого расположен объект археологического наследия.
Согласно п. 4 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
В силу абзаца 2 части 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 28 данного Кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Такой специальный случай, установлен в частности ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Более того, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, Комитетом по охране культурного наследия <адрес> выдано охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.
В связи с чем, включение спорного земельного участка в территорию объекта археологического наследия и наличие охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия в отношении спорной участка не может являться препятствием для предоставления такого земельного участка в частную собственность, учитывая, что действующее законодательство не устанавливает запрет на передачу в собственность земельных участков, не изъятых из хозяйственного использования, и в силу ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ предоставляет собственнику здания исключительное право на приватизацию земельного участка под данным объектом.
Суд принимает во внимание, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности Шевченко В.А., участок используется административным истцом по назначению - для эксплуатации расположенных на нем и принадлежащих Шевченко В.А. на праве собственности: жилой дом, общей площадью 95,2 кв.м., гараж литер «И» 20,3 кв. м., гараж литер «Г» -21,5 кв. м, сарай 8,9 кв.м., сарай 18,5 кв. м., летная кухня 29, 9 кв.м. Право собственности возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону, решения Таганрогского городского суда от 02.06.2022 года, определения Таганрогского городского суда от 14.06.2022 г.
Как следует из ситуационного плана, примерно ? часть земельного участка находится в археологической зоне, в данной части земельного участка нет капитальных строений.
Таким образом, обстоятельства дела и анализ приведенных норм закона указывает на несостоятельность доводов административного ответчика и заинтересованного лица Администрации г.Таганрога о неправомерности отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Суд приходит к выводу, что при изложенных обстоятельствах отказ Комитета по управлению имуществом г.Таганрога в предоставлении в собственность, в том числе бесплатно указанный земельный участок, нельзя признать законным, поскольку доводы административного ответчика, указанные в оспариваемом отказе, опровергаются установленными в ходе судебного разбирательства обстоятельствами.
Согласно положениям пп. 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах, требования истца о признании незаконным отказ Комитета по управлению имуществом г.Таганрога в предоставлении Шевченко Валентине Алексеевне в собственность земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, обязании КУИ <адрес> принять решение о предоставлении ФИО8 в установленном законном порядке в собственность земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 591 кв.м с разрешенным использованием для эксплуатации жилого дома, являются законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
Административные исковые требования Шевченко Валентины Алексеевны к Комитету по управлению имуществом г.Таганрога, заинтересованные лица Комитет по охране культурного наследия Ростовской области, Администрация г.Таганрога, о признании незаконным решения органов местного самоуправления, - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом г.Таганрога в предоставлении Шевченко Валентине Алексеевне в собственность земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 591 кв.м. с разрешенным использованием для эксплуатации индивидуального жилого дома.
Обязать Комитет по управлению имуществом г.Таганрога принять решение о предоставлении Шевченко В.И. в установленном законном порядке в собственность земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 591 кв.м. с разрешенным использованием для эксплуатации жилого дома.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Таганрогский городской суд Ростовской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 17.08.2023 г.
Председательствующий Г.Е. Рафтопуло