ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3939/2043-2021 от 28.07.2021 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело № 2а-3939/43-2021 г.

46RS0030-01-2021-007074-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2021 года город Курск

Ленинский районный суд города Курска в составе:

председательствующего – и.о. судьи Ленинского районного суда г. Курска Долженкова С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шульгиной Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шатковской Ольги Юрьевны, Шатковского Юрия Игоревича к Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице территориального отдела «Курский», начальнику территориального отдела «Курский» филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации Мулл А.Н. об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы Шатковская О.Ю., Шатковский Ю.И. обратились в Ленинский районный суд г. Курска с вышеназванным административным иском к ФГАУ «Центральное управление жилищной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице территориального отдела «Курский», начальнику территориального отдела «Курский» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации Мулл А.Н.. При этом указав, что Шатковскому И.А. и административным истцам как членам его семьи на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено жилое помещение по адресу: 309372, <адрес>-22, <адрес>. В январе 2021 года Шатковский И.А. предоставил в территориальный отдел «Курский» филиал «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства Обороны Российской Федерации все необходимые документы для принятия семьи Шатковских на учет как граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ территориального отдела «Курский» филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства Обороны Российской Федерации за подписью начальника территориального отдела «Курский» Мулл А.Н. отказано членам семьи Шатковского в принятии на учет как граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, в целях предоставления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года № 239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков» жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно.

Указывает на противоречие позиции Федерального государственного автономного учреждения «Центрального управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства Обороны Российской Федерации в лице территориального отдела «Курский» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года № 239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков», ввиду распространения Указа на граждан Российской Федерации постоянно проживающих в закрытых военных городках, прекративших служебные либо трудовые отношения с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся закрытые военные городки, имеющих на территориях закрытых военных городков жилые помещения в собственности, либо занимающих жилые помещения по договору социального найма, либо занимающих жилые помещения специализированного жилищного фона, из которых они в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, и изъявивших желание переселиться из закрытого военного городка, а также на членов их семей. Шатковский И.А. не претендует, чтобы его приняли на вышеуказанный учет.

Считает, что сам факт проживания гражданина в закрытом военном городке, выразившего волю на переезд, является достаточным условием для признания за ним права на получение жилищного сертификата, ввиду чего решение от ДД.ММ.ГГГГ территориального отдела «Курский» филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства Обороны Российской Федерации является незаконным.

Просит признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника территориального отдела «Курский» филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства Обороны Российской Федерации Мулл А.Н., об отказе членам семьи Шатковских в принятии на учет как граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, в целях предоставления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года № 239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков» жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно; обязать Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства Обороны Российской Федерации принять административных истцов на учет как граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, в целях предоставления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года № 239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков» жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно.

В судебное заседание административные истцы Шатковская О.Ю., Шатковский Ю.И. не явились. О слушании дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела заявлено не было.

Представитель административного истца по ордеру - адвокат Буковцев А.И., извещенный о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не заявил.

В судебное заседание представитель ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства Обороны Российской Федерации в лице территориального отдела «Курский», начальник территориального отделения «Курский» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства Обороны Российской Федерации Мулл А.Н. не явились, о дне, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, представили суду возражения, согласно которым в удовлетворении заявленных требований просили отказать.

Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ другими федеральными законами, изданными в соответствии с ними Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно пункта 13 указанной статьи граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

В соответствии с п. 14 ст. 15 указанного Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).

Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации № 239 от 23.05.2019 г., вступившим в силу с 1.09.2019 г., установлены особенности жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков.

Согласно пункту 1 действие Указа распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в закрытых военных городках, прекративших служебные либо трудовые отношения с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся закрытые военные городки (далее - федеральные органы исполнительной власти), имеющих на территориях закрытых военных городков жилые помещения в собственности, либо занимающих жилые помещения по договору социального найма, либо занимающих жилые помещения специализированного жилищного фонда, из которых они в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, и изъявивших желание переселиться из закрытого военного городка, а также на членов их семей.

В соответствии с п. 2 ст. 103 ЖК РФ, не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.

Судом установлено, что Шатковскому И.А. в 1994 году предоставлено по ордеру жилое помещение по адрес: <адрес>-22, <адрес>.

Согласно представленным сведениям стаж работы Шатковского И.А. в войсковой части составляет менее 10 лет.

Документов, свидетельствующих о признании Шатковского И.А. нуждающимся в жилом помещении не представлено.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ территориального отдела «Курский» филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства Обороны Российской Федерации членам семьи Шатковских в принятии на учет как граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, в целях предоставления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года № 239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков» жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно, отказано.

Анализ приведенной нормы свидетельствует о том, что для признания оспариваемого действия или решения государственного, муниципального органа или должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий одновременно: противоречия его закону и нарушения им прав и свобод административного истца.

Поскольку в силу приведенных норм закона отсутствуют правовые основания для принятия Шатковского И.А. на учет граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав административных истцов, как и отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности принять решение о принятии Шатковского И.А. и членов его семьи на учет как граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных сил РФ.

Доводы административного истца указанные в административном исковом заявлении в его обоснование основаны на неправильном толковании закона.

Кроме того, в силу п. 1 ст. 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое решение, как это следует из копии почтового конверта с почтовым идентификатором , направлено в адрес Шатковского И.А. ДД.ММ.ГГГГ и получено последним ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, настоящее административное исковое заявление направлено в Ленинский районный суд <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, что следует из почтового конверта с почтовым идентификатором 30937060025708, то есть с нарушением установленного п.1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока обращения с административным исковым заявлением в суд, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Шатковской Ольги Юрьевны, Шатковского Юрия Игоревича к Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице территориального отдела «Курский», начальнику территориального отдела «Курский» филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации Мулл А.Н. об оспаривании решения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: