Дело № 2А-393/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2016 года город Аткарск
Аткарский городской суд Саратовской области составе председательствующего судьи Толкуновой М.В.,
при секретаре судебного заседания Денисовой Т.С.,
с участием:
административного истца Яковлева В.В.,
административного ответчика – Забирова М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Аткарске 27 июля 2016 года дело по административному иску Яковлева ФИО7 об оспаривании действий отдела МВД России по Аткарскому району Саратовской области, старшего государственного инспектора РЭГ ГИБДД ОМВД России по району имени Аткарскому району Саратовской области Забирова ФИО8, выразившихся в отказе в проставлении в водительском удостоверении отметок, разрешающих управление транспортными средствами категории «ВЕ», «DE» и подкатегории «D1Е»,
установил:
Яковлев ФИО9 обратился в Аткарский городской суд Саратовской области с административным иском об спаривании действий отдела МВД России по Аткарскому району Саратовской области, старшего государственного инспектора РЭГ ГИБДД ОМВД России по Аткарскому району Саратовской области Забирова ФИО10, выразившихся в отказе в проставлении в водительском удостоверении отметок, разрешающих управление транспортными средствами категории «ВЕ», «DЕ» и подкатегории «D1E».
Исковые требования административного истца мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано водительское удостоверение № с открытыми категориями «А,В,С,D». ДД.ММ.ГГГГ истек срок действия данного водительского удостоверение и ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано новое водительское удостоверение №. Ране по водительскому удостоверению у истца были открыты категории «ВЕ», «DЕ», «D1Е». Категория «Е» давала право управлять любым транспортным средством с прицепом. При замене водительского удостоверения в 2016 году его лишили права на управления отдельными транспортными средствами. При этом законных оснований для этого не имеется. Представители полиции в обосновании своих действий ссылаются на письмо Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ от 27.09.2007 года № 13/5-184 за подписью В.Н. Кирьянова «О порядке замены водительских удостоверений с разрешенной категорий «Е»». Однако в соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 2 апреля 1999 года № 644 «О введении в действие Примерных программ подготовки водителей транспортных средств», в целях обеспечения прав и законных интересов граждан при замене водительских удостоверений, подтверждающих право на управление составами транспортных средств, абзац 4 пункт 8 приложения к указанию ГУГИБДД МВД России от 12.05.2001 года № 13/7 – 2068 «Об отдельных вопросах экзаменационной деятельности подразделений ГИБДД МВД России» считать утратившим силу. В связи с изложенным считает, что в результате действий сотрудника ОМВД РФ по Аткарскому району Забирова М.Н.он незаконно лишен права управления транспортными средствами, относящимися к категории «ВЕ», «DЕ», «D1Е», что нарушает его конституционное право на труд. Просит признать незаконными действия сотрудника отдела МВД РФ по Аткарскому району Забирова М.Н., выразившееся в отказе выдать ему, Яковлеву В.В., водительское удостоверение на право управления транспортными средствами, относящимися к категории «ВЕ», «DЕ», «D1Е».
В судебном заседании административный истец Яковлев В.В., поддержав свои исковые требования полностью, просил их удовлетворить в полном объеме, пояснив, что с 1996 года он имел право на управление транспортными средствами всех категорий, а именно, АВСДЕ, то есть, до 2006 года он имел право на управление транспортными средствами, в том числе, транспортным средством с прицепом. В 2006 году, при обмене водительского удостоверения, ему также было разрешено управлять транспортными средствами, в том числе, и с прицепом. Между тем, в 2016 году при обмене водительского удостоверения, ему было отказано в управлении транспортными средствами по категориям «ВЕ», «DЕ», подкатегории «D1Е». Полагал незаконными действия должностного лица - инспектора РЭГ ГИБДД отдела МВД России по Аткарскому району незаконными, поскольку обучался по категориям как «ВЕ», так и «DЕ», но обучение на сочлененном автобусе не проходил.
В судебное заседание представитель административного ответчика Отдела МВД России по Аткарскому району не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, основываясь на положениях статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд счел возможным и определил рассмотреть административное дело без участия представителя административного ответчика.
Административный ответчик Забиров М.Н., в судебном заседании административные исковые требования Яковлева В.В. не признал, просил в их удовлетворении отказать, при этом пояснил, что действительно, ранее, с 1996 года, Яковлев В.В. имел право на управление транспортными средствами категорий АВСDЕ. Первоначально он обучался управлению транспортными средствами категории «С», то есть грузовыми автомобилями. Затем он прошел обучение на управление грузовым автомобилем с прицепом, то есть, «СЕ». Затем Яковлев В.В. прошел обучение по управлению транспортными средствами категории «D», то есть автобусами, однако обучение на автобусе, сцепленном с прицепом, он не проходил, что видно из его экзаменационного листа. Действительно, истец в дальнейшем прошел обучение на управление транспортными средствами категорий «В» и «А», однако ему не была открыта категория «ВЕ», то есть легковой автомобиль с прицепом. С 1996 года и по 2016 год Яковлев В.В. более никакого обучения не проходил, это нашло также свое отражение в его экзаменационной ведомости. Таким образом, Яковлеву В.В. разрешено управлять транспортными средствами за исключением транспортных средств категорий «ВЕ», «DЕ», подкатегории «D1Е», так как категория Е ему была разрешена только к категории С, то есть грузовой автомобиль с прицепом. Выдача прав Яковлеву В.В. с категориями, как он о том просит, противоречит Закону «О безопасности дорожного движения», поскольку создает опасность для дорожного движения ввиду того, что истец не обучался управлению транспортными средствами указанных категорий.
Изучив исковое заявление, выслушав административного истца Яковлева В.В., административного ответчика Забирова М.Н., исследовав письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), вступившего в силу с 15.09.2015, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Правовые отношения, связанные с допуском лиц к управлению транспортными средствами являются предметом правового регулирования Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года « 196-ФЗ (далее - Закон № 196-ФЗ) граждане Российской Федерации, достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами (п. 1).
Согласно указанной норме, категория «BE» - автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов; категория «DE» - автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы; подкатегория «D1» - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; подкатегория «D1E» - автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ (в редакции, действующий в момент спорных правоотношений) (далее - Закон N 196-ФЗ) граждане Российской Федерации, достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами (п. 1).
В соответствии с п. 10 Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396 (действующий в момент спорных правоотношений), к сдаче экзаменов допускаются лица: прошедшие подготовку или переподготовку на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и получившие документ о прохождении подготовки (переподготовки) в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Имеющие стаж управления транспортным средством категории «В», «С» или «D» не менее 12 месяцев - для категории «Е».
Из материалов дела следует, что Яковлев В.В. прошел обучение в Саратовской объединенной технической школе ДОССАФ и сдал квалификационные экзамены по программе «Категории С», в 1983 году и ему выдано водительское удостоверение №.
Как следует из экзаменационной карточки водителя, Яковлев В.В. в 1997 году прошел обучение и сдал квалификационные экзамены по программе «Переподготовка водителей категории «Е», ему была проставлена категория «СЕ», выдано водительское удостоверение №. В 1993 Яковлеву В.В. было заменено водительское удостоверение и выдано взамен водительское удостоверение №, в котором проставлены категории «СDЕ». Изложенное свидетельствует, что Яковлев В.В. прошел обучение по программе «Переподготовка водителей категории «D». В 1996 году, согласно экзаменационной карточке водителя, Яковлев В.В. прошел обучение по программе «Переподготовка водителей категории «А» и «В», ему ДД.ММ.ГГГГ было выдано водительское удостоверение №, в котором проставлены категории «АВСDЕ». ДД.ММ.ГГГГ взамен указанного водительского удостоверения Яковлеву В.В. было выдано водительское удостоверение № с разрешенными категориями «АВСDЕ» (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ Яковлеву В.В. в связи с заменой было выдано водительское удостоверение № с разрешенными категориями «А, А1, В, В1, С, С1, D, D1, СЕ, С1Е, М», что следует из копии водительского удостоверения (л.д.7).
В соответствии с действовавшими на момент обучения Яковлева В.В. категории «Е» в 1987 году, Положение о порядке допуска водителей к управлению транспортными средствами, приема экзаменов и выдаче гражданам водительских удостоверений, утвержденным Приказом МВД СССР от 6.01.1987 года № 6, подкатегории «ВЕ», «СЕ», «DЕ» не существовали.
Согласно п.п. 1.2 и 1.3 указанного положения все транспортные средства в зависимости от их типов, назначения и особенностей управления ими подразделяются на категории: «A», «B», «C», «D» и «E», трамвай, троллейбус, мотоколяска, - на право управления которыми, выдается единое водительское удостоверение с проставлением в нем разрешающих отметок в соответствующих графах или штампа с надписью категории транспортного средства; Лица, имеющие водительские удостоверения с разрешающими отметками в графах "A", "B", "C", "D", "E", могут управлять: «A» - мотоциклами, мотороллерами, мотонартами и другими мототранспортными средствами; «B» - автомобилями (с правом работы по найму или без него), полная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, а также мотоколясками; «C» - грузовыми автомобилями, полная масса которых превышает 3500 кг; «D» - автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя, «E» - составами транспортных средств с тягачами, относящимися к категориям транспортных средств «B», «C» или «D», при наличии в удостоверении отметки о разрешении управлять транспортными средствами указанных категорий или одной из них.
В п. 3 Положения предусматривалось, что экзамены на право управления составами транспортных средств категории «Е» могли сдавать только водители, имеющие водительские удостоверения с разрешающими отметками в категориях «С» или «D», стаж работы не менее года и прошедшие в учебной организации переподготовку по соответствующей программе.
Яковлев В.В., обучаясь по программе переподготовки водителей транспортных средств на категорию «Е», имел водительское удостоверение с разрешающей отметкой в категории только «С», но не «В» и не «D» (л.д.8). Таким образом, Яковлев В.В. обучение на право управления автомобилями, полная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, а также сочлененным автобусом в момент с 1983 по 1993 год (замена водительского удостоверения) не проходил.
Орган ГИБДД свой отказ обосновал тем обстоятельством, что истец обучался и получил право управления транспортным средством категории «E» в 1987 году с использованием в качестве тягача грузового автомобиля, что соответствует категории транспортного средства «E» к «C» (л.д.8), а также тем, что сдать практический экзамен на право управления составами транспортных средств с тягачом категории «D» (категория «E» к «D») и получить водительское удостоверение на право управления транспортным средством данной категории истец мог в апреле 1988 года (по истечении 12 месяцев со дня получения права управления транспортным средством категории «D»), в то время, когда категория «D» была открыта истцу через 6 лет после открытия категории «E». Как указывалось судом выше, право на управлением транспортным средством категории «В» возникло у Яковлева В.В. ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 4 действовавших до 24.10.14 года Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 г. № 1396, категория «D» предоставляет право управления автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя, а категория «E» - составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям «B», «C» или «D», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории. Водители, имеющие право на управление транспортными средствами категории «В», «С» или «D», могут управлять ими также при наличии прицепа, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.
Аналогичные положения были установлены и п. 3 действовавших до этого Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.07.97 г. № 831.
Согласно п. 25 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.14 г. № 1097, категория «BE» предоставляет право управления автомобилями категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки, автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов; категория «DE» предоставляет право управления автомобилями категории «D», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, сочлененными автобусами; подкатегория «D1E» - автомобилями подкатегории «D1», сцепленными с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12.000 кг.
В соответствии с действующими положениями Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 20 июля 2000 года № 782, настоящая Инструкция регламентирует порядок организации работы подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации связанной с приемом у граждан квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, оформлением и выдачей водительских удостоверений, а также производством иных действий в соответствии с Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (п. 1).
Положениями п. 34 Инструкции, которые не менялись со времени ее утверждения, предусмотрено, что после сдачи практического экзамена на право управления составами транспортных средств разрешающая отметка проставляется в графе «E» водительского удостоверения и, если тягачом является транспортное средство категории «B», в графе Особые отметки производится запись «E» к «B», если «C», то «E» к «C», если «D» то «Е» к «D». Если водителю предоставлено право на управление составом транспортных средств с тягачами категорий «B», «C» и сочлененным автобусом, производится запись «E» к «B, C, D». Таким образом, запись в его экзаменационной карточке «СDЕ» закону не соответствует.
Исходя из положений п. 34 Инструкции, необходимо, чтобы водитель при прохождении обучения по программе переподготовки водителей категории «E» сдавал в силу п. 21 Правил практический экзамен на право управления составами транспортных средств на тягаче, относящемся к транспортному средству категории «B», а также на тягаче, относящемуся к транспортному средству категории «D».
Яковлев В.В. не отрицал в судебном заседании, что не проходил обучение на транспортном средстве категория «DE» - сочлененный автобус или состав транспортных средств, состоящий из тягача - транспортного средства категории «D», требования к которому установлены подпунктом «в» настоящего пункта, сцепленного с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что административный истец в 1987 году проходил обучение и получил свидетельство на право управления транспортным средством категории «E», при этом при обучении в качестве тягача использовался грузовой автомобиль (л.д.8).
Таким образом, квалификационные экзамены на право управления транспортным средством категории «E» принимались у заявителя с использованием в качестве тягача грузового автомобиля, что предоставляет право управления транспортными средствами только категории «E» к «C».
Квалификационного же экзамена на право управления транспортным средством категории «Е» с использованием в качестве тягача транспортного средства категории «Д» и категории «В» истец не сдавал, в связи с чем, у него отсутствует право управления транспортными средствами категории «Е» к «В» и «Е» к «Д».
Оценивая в совокупности представленные доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что Яковлевым В.В. право управления составами транспортных средств на тягачах категорий «B» и «D» не предоставлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения административных исковых требований у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Яковлеву ФИО11 об оспаривании действий отдела МВД России по Аткарскому району Саратовской области, старшего государственного инспектора РЭГ ГИБДД ОМВД России по району имени Аткарскому району Саратовской области Забирова ФИО12, выразившихся в отказе в проставлении в водительском удостоверении отметок, разрешающих управление транспортными средствами категории «ВЕ», «DE» и подкатегории «D1Е, отказать.
Принятое по делу решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы лицами, участвующими в деле, через Аткарский городской суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме (составление мотивированного решения).
Председательствующий судья: М.В.Толкунова
Мотивированное решение составлено 1 августа 2016 года.
Председательствующий судья: М.В.Толкунова