ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-393/2022УИД530015-01-2022-000435-68 от 30.09.2022 Солецкого районного суда (Новгородская область)

Дело №2а-393/2022УИД 53RS0015-01-2022-000435-68

Решение

Именем Российской Федерации

30 сентября 2022 года п. Шимск

Солецкий районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Масловой С.В.,

при секретаре Корныльевой О.С.,

с участием административных истцов Кудрявцева В.Г., Кудрявцевой О.В.,

их представителя - адвоката Березы О.Ф.,

представителя административного ответчика - Администрации Шимского муниципального района Новгородской области Рябовой Е.Г.,

представителя административного ответчика - МО МВД России «Шимский» Афанасьева А.А.,

представителя административного ответчика - районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Шимского муниципального района Новгородской области, административного ответчика Архипковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кудрявцева В.Г., Кудрявцевой О.В. к районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Шимского муниципального района Новгородской области, подразделению по делам несовершеннолетних группы УУП и ПДН МО МВД России «Шимский», Администрации Шимского муниципального района Новгородской области, МО МВД России «Шимский», должностным лицам Архипковой О.В., Малининой М.Н. о признании незаконными действий ПДН группы УУП и ПДН МО МВД России «Шимский» по изъятию у родителей несовершеннолетних детей, признании незаконным постановления районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Шимского муниципального района Новгородской области от 26 апреля 2022 года о внесении семьи Кудрявцевых в межведомственный персонифицированный банк данных семей, находящихся в социально опасном положении,

установил:

Кудрявцев В.Г., Кудрявцева О.В. обратились в Солецкий районный суд с административным иском к районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Шимского муниципального района Новгородской области, подразделению по делам несовершеннолетних группы УУП и ПДН МО МВД России «Шимский» с требованием о признании незаконным действий ПДН группы УУП и ПДН МО МВД России «Шимский» по изъятию у родителей несовершеннолетних детей, признании незаконным постановления районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Шимского муниципального района Новгородской области от 26 апреля 2022 года о внесении в межведомственный персонифицированный банк данных семей, находящихся в социально опасном положении.

В обоснование заявленных требований указали, что действия административных ответчиков - Районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних группы УУП и ПДН МО МВД «Шимский» по изъятию несовершеннолетних детей из семьи Кудрявцевых и внесении указанной семьи в межведомственный персонифицированный банк данных семей, находящихся в социально-опасном положении, являются незаконными и необоснованными. В обоснование иска указывают, что в случае изъятия детей из семьи угрозы жизни и здоровью детей не имелось, поскольку отец постоянно наблюдал за их передвижениями и играми. При этом основаниями для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и их родителей являются обстоятельства, зафиксированные в частности, в постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Вместе с тем, по мнению административных истцов, указанные обстоятельства, на которых основывалось постановление о внесении в межведомственный персонифицированный банк данных семей, находящихся в социально-опасном положении, не являются подлинными, умышленно искажены должностными лицами.

Определением Солецкого районного суда от 26 мая 2022 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Администрация Шимского муниципального района, МО МВД России «Шимский» (т.1, л.д.3).

Определением Солецкого районного суда от 16 июня 2022 года в качестве административных соответчиков привлечены должностные лица УУП и ПДН МО МВД России «Шимский» Малинина М.Н. и Архипкова О.В. - председатель районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Шимского муниципального района Новгородской области (т.1, л.д.125, оборот).

В судебном заседании административные истцы Кудрявцев В.Г. и Кудрявцева О.В., их представитель Береза О.Ф. требования административного иска поддержали в полном объеме по изложенным в нем доводам и основаниям. Полагали, что оснований забирать детей из семьи и помещать в социальный приют не было, равно как и вносить семью в банк данных семей, находящихся в социально-опасном положении. Полагают, что имеет место конфликтная ситуация между указанной семьей и сотрудниками полиции, которые предвзято относятся к данной семье. Береза О.Ф. в ходе производства по делу обращала внимание суда на процессуальные нарушения, допущенные при рассмотрении административных материалов в отношении Кудрявцевых, поскольку прокурор фактически не присутствовал, а административные истцы были извещены ненадлежащим образом. Указывали, что занимаются воспитанием детей, их развитием, дети развиты по возрасту, для них созданы все условия, по возможности ходят в сад в д. Медведь, родители занимаются ЛПХ, выращивают скот, дом после пожара отремонтирован.

Административный ответчик - старший инспектор (по делам несовершеннолетних) группы УУП и ПДН МО МВД России «Шимский» Малинина М.Н. в судебном заседании 16 сентября 2022 года иск не признала, указала, что действовала в соответствии с инструкцией, утвержденной приказом МВД от 15.10.2013 года №845 и в интересах несовершеннолетних детей, которые в момент обнаружения их участковым находились в положении, опасном для их жизни, на проезжей части дороги, после приезда сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних с согласия отца вошли в дом, где было грязно, неухожено, готовой еды для детей не было и дети не могли ответить, когда кушали последний раз, при этом законные представители находились в нетрезвом состоянии, мать спала в комнате, хотя отец заявлял сотрудникам полиции, что она в Питере, при пробуждении была пьяна и не понимала, что происходит. В связи с этим отобрание детей являлось вынужденной мерой и было принято решение о помещении детей в приют до того, как родители выйдут из этого состояния.

Представитель административного ответчика МО МВД России «Шимский» Афанасьев А.А. просил в удовлетворении административного иска отказать по тем основаниям, что сотрудники полиции действовали в пределах предоставленных им полномочий, на законных основаниях, поскольку сотрудниками полиции было установлено, что законные представители детей находились в состоянии опьянения, дети без присмотра выбегали на проезжую часть автодороги, где проходило движение автотранспорта, тем самым подвергали свою жизнь опасности, в связи с чем старшим инспектором было принято решение о помещении детей в отделение социального приюта для детей и подростков ОАУСО «Шимский КЦСО»

Административный ответчик Архипкова О.В., являющаяся представителем районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Шимского муниципального района Новгородской области, административный иск не признала, полагала, что комиссия при принятии решения действовала в строгом соответствии с постановлением Правительства Новгородской области от 21.03.2014 года №184, прокурор и Кудрявцевы были извещены о заседании комиссии надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в деле расписками, основанием для внесения семьи Кудрявцевых в банк данных семей, находящихся в социально-опасном положении, являлось привлечение их к административной ответственности по ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В целях реализации указанных конституционных предписаний статья 218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов. По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд.

Рассматривая заявленные административными истцами требования о признании незаконными действий ПДН группы УУП и ПДН МО МВД России «Шимский» по изъятию у родителей несовершеннолетних детей, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 21 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения.

На основании представленных в материалы административного дела доказательств, а именно, рапортов УУП группы УУП и ПДН МО МВД России «Шимский» ФИО1 и ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, рапорта старшего инспектора Малининой М.Н. от 11 апреля 2022 года следует, что 11 апреля 2022 года у на дорогу выбежали двое малолетних детей на вид 3-4 года, из территории дома вышел мужчина с признаками алкогольного опьянения, невнятно объяснялся, и пояснил, что мать детей уехала зарабатывать деньги. Поскольку дети были одни с отцом, находящимся в состоянии опьянения, была вызвана старший инспектор ПДН Малинина М.Н. После приезда Малининой М.Н. в была обнаружена мать детей, которая находилась в сильном состоянии опьянения и не реагировала на происходящее. В доме был бардак, разбросаны вещи, условия для проживания неудовлетворительные, грязная посуда, остатки пищи. В связи с тем, что законные представители детей находились в состоянии опьянения, дети без присмотра выбегали на проезжую часть автодороги, где проходило движение автотранспорта, тем самым подвергали свою жизнь опасности, было принято решение о помещении детей в отделение социального приюта для детей и подростков ОАУСО «Шимский КЦСО».

Из рапорта от 11 апреля 2022 года следует, что в действиях Кудрявцева В.Г. и Кудрявцевой О.В. содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ.

Из акта обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего от 11 апреля 2022 года следует, что семья Кудрявцевых занимает жилую площадь в частном жилом деревянном доме, кухня + 2 комнаты, без удобств, вода приносная, отопление конвекторное, газовый баллон, баня, требуется капитальный ремонт. Продукты питания не соответствуют возрасту, приготовленной еды нет, дети выглядят неопрятно, одеты и обуты не по сезону, отсутствуют навыки общения.

Из акта о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации от 11 апреля 2022 года, следует, что в соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" несовершеннолетние ФИО3 и ФИО4 были помещены в отделение социального приюта для детей и подростков ОАУСО «Шимский КЦСО» (т.2, л.д.7).

Из заявления от 13 апреля 2022 года, адресованного в МО МВД России «Шимский» Кудрявцевым В.Г. следует, что на момент сообщения в полицию об изъятии детей он находился в состоянии опьянения, претензий к сотрудникам полиции не имеет (т.2, л.д.8).

Из объяснений, данных Кудрявцевой О.В. и Кудрявцевым В.Г. в судебном заседании, следует, что 11 апреля 2022 года Кудрявцевы В.Г. и О.В. решили отметить сделку по приобретению скота, в связи с этим употребили спиртные напитки (пиво), после чего Кудрявцева О.В. прилегла поспать, а Кудрявцев В.Г. ушел с детьми на улицу, где занимался хозяйственными делами, впоследствии дети были замечены сотрудниками полиции. Они алкоголь действительно употребляли, но он был в адекватном состоянии, мог смотреть за детьми, Кудрявцева О.В. легла спать, потому что рано встала. Дети могли быть грязные, так как запачкались на улице, он их переодевал, у детей много вещей.

Из представленных в материалы дела административными истцами доказательств, в частности, актов посещения семьи от 27 ноября 2020 года следует, что на основании жалобы соседей о неблагополучии была посещена указанная семья, мать дома отсутствовала, дети были с отцом, старшей сестрой и ее сожителем, дома тепло, дети одеты, продукты питания в полном объеме, дети детский сад не посещают.

Из акта о посещении семьи от 14 апреля 2021 года следует, что с целью обследования дома после пожара была посещена указанная семья, установлено, что дом поврежден после пожара частично, электричества нет, печное отопление отсутствует, одна комната пригодна для проживания, продукты питания в наличии, дети одеты по сезону; из акта о посещении семьи от 26 октября 2021 года следует, что с целью обследования жилищно-бытовых условий проживания детей была посещена указанная семья, мать была дома, продукты питания в наличии, дома тепло, отопление инжекторное, проведен инструктаж пожарной безопасности (т.1, л.д.25-26).

Из справки, выданной Администрацией Медведского сельского поселения Шимского района Новгородской области от 04 марта 2022 года следует, что Кудрявцева О.В. имеет в наличии подсобное хозяйство, на котором выращивается одна телка до года (т.2, л.д.15). Ранее имелся в наличии мелкий рогатый скот в период с октября 2020 по апрель 2021 года в количестве 9 голов, с начала апреля 2022 года зарегистрировано 2 головы крупного рогатого скота (т.2, л.д.16).

Из показаний свидетеля ФИО5, социального педагога, допрошенной в судебном заседании 21 сентября 2022 года следует, что данную семью она узнала с 11 апреля 2022 года, когда дети были доставлены в приют. По тому, какие дети были доставлены, можно было сделать вывод о том, в каких условиях они содержались. Дети были В момент, когда детей мыли, они визжали на весь приют, гигиенические процедуры было сложно с ними произвести, видно, что эти процедуры для них малознакомы. В связи с возрастом гигиенические навыки у детей не были сформированы, но они быстро научились умываться и чистить зубы, в туалет были ранее приучены ходить. Первое время дети в основном ели только хлеб, батон, не всю готовую пищу принимали, потом постепенно начали понимать, что в приюте всё очень вкусно, хорошо готовят, стали есть. Родителям были рассказаны правила посещения, в течение этого месяца родители через день приезжали с гостинцами, звонили, то есть участвовали в жизни детей. После помещения детей в приют они выезжали исследовать условия проживания детей - обычный деревенский дом, две комнаты, видно, что у них был пожар, но у детей было все для развития, была одежда, мать им все это показала, шла на контакт (т.2, л.д.12).

Из акта обследования жилищно-бытовых условий семьи от 14 апреля 2022 года, истребованного судом по ходатайству представителя административных истцов, следует, что семья Кудрявцевых живет в деревянном доме, состоящем из кухни и 2 комнат, без удобств, вода приносная, отопление печное, газ баллонный, санитарно-гигиенические условия удовлетворительные. На момент посещения дома находился Кудрявцев В.Г., который производил ремонт в доме, собирался клеить потолок. Проведена беседа на тему «Вредные привычки членов семьи», на момент посещения Кудрявцева В.Г. запаха алкоголя не присутствовало, употребление спиртных напитков отрицает, рекомендовано соблюдать режим трезвости, продолжать ремонт в доме, посещать детей в социальном приюте (т.2, л.д.112-113).

Из должностной инструкции старшего инспектора по делам несовершеннолетних Малининой М.Н. следует, что в ходе служебной деятельности старший инспектор ПДН изучает информацию о родителях и иных законных представителях несовершеннолетних, злоупотребляющих алкогольной и (или) спиртосодержащей продукцией, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию (п.7.1.2), вправе проводить обследование семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего (п.10.5.2), доставлять несовершеннолетних в служебное помещение МО МВД России «Шимский» (п.10.9), безнадзорных и беспризорных, нуждающихся в помощи государства, для последующего направления их в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (п.9.5), передать несовершеннолетнего должностным лицам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (п.10.12.7), направлять в медицинские организации подкинутых, заблудившихся или других детей в возрасте до 4 лет, при этом детей, не относящихся к категории подкинутых или заблудившихся, помещать в медицинские организации (п.10.17) (т.1, л.д.85-113).

В соответствии в п.2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние, в том числе, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации (п.6).

В соответствии с п.2.4 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15.10.2013 № 845, подразделения по делам несовершеннолетних осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения.

Приложением №25 к Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации утверждена форма акта о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Содержащийся в материалах дела акт от 11 апреля 2022 года по форме и содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям (т.2, л.д.7).

Согласно п. 1 ч.1 ст. 21 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, в том числе, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении: несовершеннолетних, указанных в подпунктах 4 - 14 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.

Рассматривая доводы представителя административных истцов о нарушении процедуры рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, суд считает необходимым отметить, что данные доводы уже были предметом рассмотрения и оценки судами при рассмотрения дел об административных правонарушениях в отношении Кудрявцевых В.Г. и О.В. по привлечению их к административной ответственности по ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ.

Решением Солецкого районного суда от 29 июня 2022 года постановление №8 Районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Шимского муниципального района Новгородской области от 26 апреля 2022 года о привлечении Кудрявцевой О.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 рублей было отменено в связи с тем, что порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях был нарушен, производство по делу об административном правонарушении - прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности (л.д.216-219). При этом суд считает необходимым указать, что производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В силу ч.3 ст. 64 КАС РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.

Так, решением Солецкого районного суда от 10 июня 2022 года постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Шимского муниципального района Новгородской области от 26 апреля 2022 года о привлечении Кудрявцева В.Г. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 рублей - изменено, Кудрявцев В.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, - ненадлежащее исполнение родителем несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

В остальной части постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Шимского муниципального района Новгородской области от 26 апреля 2022 года оставлено без изменения, жалоба Кудрявцева В.Г. - без удовлетворения (т.1, л.д.132-136). Не согласившись с указанным решением, Кудрявцев В.Г. обжаловал его в Новгородский областной суд.

Решением Новгородского областного суда от 05 сентября 2022 года решение судьи Солецкого районного суда Новгородской области от 10 июня 2022 года о привлечении к административной ответственности Кудрявцева В.Г. оставлено без изменения, его жалоба - без удовлетворения (т.2, л.д.125).

Оценивая доводы административного искового заявления о том, что отобрание ребенка у родителя может быть осуществлено только органом опеки и попечительства на основании и в порядке, предусмотренном статьей 77 СК Российской Федерации, суд считает необходимым указать, что в данном случае дети были помещены в специализированное учреждение на основании актов старшего инспектора ПДН в порядке, предусмотренном статьей 13 Федерального закона №120-ФЗ.

Ссылки административных истцов и их представителя на недоказанность факта нахождения детей в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья, формальном подходе при рассмотрении создавшейся ситуации основаны на субъективной оценке обстоятельств дела, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, которые подтверждают доводы административных ответчиков о нахождении детей в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья.

Факт отмены постановления №8 Районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Шимского муниципального района Новгородской области от 26 апреля 2022 года о привлечении Кудрявцевой О.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ, в связи с нарушением порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях и прекращение производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не опровергают правомерности действий сотрудников внутренних дел в рассматриваемой ситуации, поскольку в данном случае предпринятые административными ответчиками меры преследовали цель защиты прав детей при наличии разумных опасений относительно их безопасности при нахождении с родителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. При этом суд полагает, что факт нахождения законных представителей детей в состоянии алкогольного опьянения в указанный дневной промежуток времени, что не оспаривается административными истцами, условия нахождения детей на улице 11 апреля 2022 года также давали основания для обоснованных сомнений в безопасности оставления детей вместе с родителями.

При этом суд исходит из того, что помещение несовершеннолетних детей в специализированное учреждение и их нахождение в данном учреждении только в период пребывания детей в социально опасном положении, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административных истцов, поскольку из материалов дела следует, что дети находились в ОАУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения Шимского и Батецкого районов» на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключенного 11 апреля 2022 года между законным представителем детей Кудрявцевой О.В. и учреждением (т.1, л.д.200-207), и поступления в учреждение соответствующего письменного заявления матери (т.1, л.д.208) были возвращены в семью.

Проанализировав указанные нормативно-правовые акты, выслушав стороны, свидетеля, суд приходит к выводу, что 11 апреля 2022 года, выявив несовершеннолетних детей, нуждающихся в помощи государства и поместив их в соответствующее учреждение, старший инспектор ПДН Малинина М.Н. действовала в пределах своей компетенции и в установленном законом порядке при наличии к тому предусмотренных Федеральным законом №120-ФЗ оснований в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

При этом суд учитывает, что 11 мая 2022 года на основании заявления матери дети были возвращены в семью (т.1, л.д.209), права административных истцов, которые они считали нарушенными при первоначальном обращении в суд (л.д.24), восстановлены, а потому отсутствует предусмотренная пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации совокупность условий, необходимых для удовлетворения административного искового заявления.

Исходя из совокупности установленных обстоятельств, суд находит доводы административного искового заявления в указанной части необоснованными и, учитывая, что оспариваемое решение принято лицом в рамках предоставленных действующим законодательством полномочий, соответствует закону, не нарушает права и законные интересы административных истцов, оснований для признания оспариваемого решения незаконным у суда не имеется.

Рассматривая требование административных истцов о признании незаконным постановления районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Шимского муниципального района Новгородской области от 26 апреля 2022 года №40 о внесении в межведомственный персонифицированный банк данных семей, находящихся в социально опасном положении, суд приходит к следующим выводам.

Основания, по которым семьи могут быть признаны находящимися в социально опасном положении, вытекают из смысла определения "семья, находящаяся в социально опасном положении", закрепленного в статье 1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", семьей, находящейся в социально опасном положении является семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Положениями статьи 4 Закона №120-ФЗ установлено, что в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В п. 5 ч. 2 ст. 11 данного Закона отмечено, что к компетенции комиссий относится применение мер воздействия, в том числе, в отношении родителей несовершеннолетних, или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 указанного закона, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

В соответствии с пунктом 19 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 № 995, решение о признании несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении принимается комиссией в форме постановления. В целях организации индивидуальной профилактической работы с указанными категориями детей и семей постановления комиссии о признании несовершеннолетнего и (или) семьи, находящимися в социально опасном положении, должны предусматривать соответствующие поручения в адрес органов и учреждений системы профилактики, возможно рекомендации иным органам и организациям.

Из Методических рекомендаций о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы, изложенных в письме Минобрнауки России от 01.12.2015 № ВК-2969/07, следует, что основания, по которым несовершеннолетний и (или) семья могут быть признаны находящимися в социально опасном положении, вытекают из смысла определений "несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении", "семья, находящаяся в социально опасном положении", закрепленных в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ.

При признании семей находящимися в социально опасном положении комиссии могут руководствоваться следующими основаниями: наличие в семье ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении, привлечение родителя, законного представителя несовершеннолетнего к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию, совершение родителем, законным представителем несовершеннолетнего действий, которые могут отрицательно повлиять на его поведение, привлечение родителя, законного представителя несовершеннолетнего к уголовной ответственности по статье 156 УК РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Согласно пункта 4 Методических рекомендаций, решения о признании (отнесении) несовершеннолетних и их семей, находящимися в социально опасном положении, принимаются комиссией по делам несовершеннолетних, осуществляющей деятельность на территории соответствующего муниципального образования. При этом основаниями для рассмотрения на заседании комиссии вопроса о признании несовершеннолетнего и (или) семьи, находящимися в социально опасном положении могут служить: а) поступившие от органов или учреждений системы профилактики, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, подтверждающие основания, по которым несовершеннолетний и (или) семья могут быть признаны находящимися в социально опасном положении; б) непосредственное установление комиссией обстоятельств, являющихся основаниями для признания несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении.

В соответствии с п.5 Порядка применения городской, районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 21.03.2014 № 184 (в редакции, действовавшей на дату спорных правоотношений), по результатам рассмотрения комиссией дел об административных правонарушениях в отношении родителей (законных представителей) несовершеннолетних комиссия может принимать решения, указанные в подпунктах 3.2 - 3.5 настоящего Порядка.

В соответствии с п.3 указанного порядка, по результатам рассмотрения комиссией материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях, в отношении родителей (законных представителей) несовершеннолетних комиссия принимает решения: о применении в отношении родителей (законных представителей) несовершеннолетнего меры воздействия в виде предупреждения. Постановление комиссии о вынесении предупреждения родителям (законным представителям) несовершеннолетнего действует в течение одного года со дня вынесения и досрочно отменяется комиссией по письменной информации органов и учреждений системы профилактики (п.3.1); о предупреждении родителей (законных представителей) о возможности обращения с заявлением в суд об ограничении или лишении родительских прав (п.3.2); о признании семьи находящейся в социально опасном положении либо о признании семьи вышедшей из социально опасного положения (п.3.3).

Пунктом 3.3 Порядка предусмотрено, что в отношении родителей (законных представителей) несовершеннолетних комиссия может, в том числе, принимать решения о признании семьи находящейся в социально опасном положении.

Таким образом, действующим нормативно-правовым регулированием предусмотрено принятие комиссией решения о признании семьи находящейся в социально опасном положении, по результатам рассмотрения комиссией дел об административных правонарушениях в отношении родителей (законных представителей) несовершеннолетних.

В соответствии с порядком рассмотрения городской, районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав материалов (дел), утвержденным постановлением Правительства Новгородской области от 21.03.2014 № 184, о времени и месте заседания комиссии ответственным секретарем комиссии извещаются родители (законные представители), прокурор и иные лица, чье участие в заседании будет признано председателем комиссии или заместителем председателя комиссии обязательным (п.4).

Из представленных в материалы дела доказательств, в частности, копий административных материалов и протокола заседания комиссии следует, что вопреки доводам административных истцов и их представителя, о заседании комиссии Кудрявцева О.В. и Кудрявцев В.Г. были уведомлены надлежащим образом (т.2, л.д.68, 101), о рассмотрении дела также был извещен прокурор (т.2, л.д.109), при этом из протокола заседания комиссии следует, что при принятии решения учитывались голоса 6 из 9 присутствующих членов комиссии, прокурор участие в голосовании не принимал (т.2, л.д.103).

Из объяснений в судебном заседании административного ответчика Архипковой О.В. следует, что фактически на рассмотрении вопроса Кудрявцевых прокурор не присутствовал, в протоколе была допущена техническая ошибка, на заседании комиссии сначала рассматривались административные материалы, а потом вопросы о внесении семей в персонифицированный банк данных, поскольку сначала всегда рассматриваются протоколы об административных правонарушениях, и если граждане привлечены к административной ответственности, то они вносятся в персонифицированный банк данных семей, находящихся в социально-опасном положении. В протоколе заседания такая хронология не была соблюдена. Основанием внесения семьи в межведомственный персонифицированный банк данных семей, находящихся в социально-опасном положении, является привлечение их к административной ответственности по ст.5.35 КоАП РФ. До рассмотрения административных дел ни в какой банк данных включать не имеют права.

Из имеющегося в материалах дела доклада ответственного секретаря районной комиссии ФИО6 следует, что в отношении Кудрявцевых О.В. и В.Г. рассмотрены административные протоколы по ч.1 ст. 5.35. КоАП РФ, вину оба родителя признали, на основании чего перед членами комиссии поставлен вопрос о внесении семьи в персонифицированный банк данных семей, находящихся в социально опасном положении (т.2, л.д.105).

Из содержания оспариваемого постановления от 26 апреля 2022 года №40 также следует, что основанием для внесения указанной семьи в банк данных семей, находящихся в социально опасном положении, послужило привлечение родителей к административной ответственности по ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ (т.2, л.д.106).

Таким образом, как следует из представленных материалов, оспариваемое постановление принято в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере рассмотрения городской, районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав материалов (дел) в отношении законных представителей несовершеннолетних.

В связи с этим суд приходит к выводу, что на основании имеющихся материалов административный ответчик мог принять решение о признании семьи Кудрявцевых находящейся в социально опасном положении, поскольку Кудрявцев В.Г. и Кудрявцева О.В. на заседании комиссии были привлечены к административной ответственности по ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ, в связи с этим имелись предусмотренные п.5 Порядка применения городской, районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 21.03.2014 № 184 основания для принятия решения о признании семьи находящейся в социально опасном положении (п.3.3 Порядка).

Таким образом, оспариваемое постановление вынесено административным ответчиком при наличии к тому оснований, в пределах предоставленных полномочий, соответствует порядку принятия такого решения, следовательно, права административных истцов не нарушает.

Доводы представителя административных истцов об отсутствии оснований, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" для признания семьи Кудрявцевых находящейся в социально опасном положении, основаны на неверном истолковании вышеизложенных норм права и не соответствуют действующему правовому регулированию, отражают субъективное отношение и индивидуальное восприятие сложившейся ситуации.

При этом суд учитывает, что само по себе оспариваемое постановление от 26 апреля 2022 года №40, на основании которого семья Кудрявцевых В.Г. и О.В. признана находящейся в социально опасном положении, не повлекло для административных истцов отрицательных правовых последствий и никоим образом не повлияло на нарушение их прав, так как по итогам вынесения данного акта было постановлено утвердить межведомственную программу по проведению индивидуальной профилактической работы органов и учреждений, органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по результатам организации профилактической работы ежеквартально предоставлять результаты работы с семьей. Содержание данных действий никакой отрицательной направленности не несут, права административных истцов не ущемляют, дополнительные обязанности непосредственно на них не накладывают.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных требований, поскольку объективных и допустимых доказательств, подтверждающих, что имеются нарушения прав и свобод административного истцов и несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Кудрявцева В.Г., Кудрявцевой О.В. к районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Шимского муниципального района Новгородской области, подразделению по делам несовершеннолетних группы УУП и ПДН МО МВД России «Шимский», Администрации Шимского муниципального района Новгородской области, МО МВД России «Шимский», должностным лицам Архипковой О.В., Малининой М.Н. о признании незаконными действий ПДН группы УУП и ПДН МО МВД России «Шимский» по изъятию у родителей несовершеннолетних детей, признании незаконным постановления районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Шимского муниципального района Новгородской области от 26 апреля 2022 года о внесении семьи Кудрявцевых в межведомственный персонифицированный банк данных семей, находящихся в социально опасном положении - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда через Солецкий районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Маслова

Мотивированное решение составлено 10 октября 2022 года