ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3942/202210ОК от 10.10.2022 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-3942/2022 10 октября 2022 года

29RS0014-01-2022-005702-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Александрова А.А.

при секретаре Кузнецовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске дело по административному исковому заявлению Горбунова А. Ю. к ФКУ СИЗО 4 УФСИН России по Архангельской области, начальнику ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России об отмене незаконного решения о постановке на профилактический учет,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с административным иском к ответчикам об отмене незаконного решения о постановке на профилактический учет как склонный к побегу.

В обоснование требований указано, что истец необоснованно был поставлен на профилактический учет. Данное решение, по мнению истца, было основано на предположении, то есть слухе, который, со слов администрации СИЗО-4 сообщил Х., находившийся <Дата> в одной с истцом камере. В результате незаконного решения истцу приходится быть на контроле администрации учреждения, где он сейчас отбывает наказание, расписываться в журнале, носить с собой блокнот для отметок.

Административный истец в судебном заседании иск поддержал. Сообщил, что Х. при беседе с сотрудником оговорил истца, поскольку никаких противоправных действий истец не планировал.

Ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, по вызову суда не явились (представителей не направили).

Представителем СИЗО-4 представлены возражения на исковое заявление, в которых указано, что оспариваемое решение на основании рапорта уполномоченного сотрудника учреждения. Кроме того, истцом пропущен срок для обращения за судебной защитой.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Как указано в части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Оснований для вывода о пропуске истцом срока исковой давности суд не усматривает, поскольку истец до настоящего времени отбывает наказание в виде лишения свободы.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ) задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный зак?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?

В силу статьи 15 Федерального закона № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Административный истец содержался в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Архангельской области в период с <Дата> по <Дата>.

Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах регламентируется Приказом Минюста России от 20.05.2013 N 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (далее -Инструкция № 72).

Основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы профилактических мероприятий.

Деятельность сотрудников учреждений УИС по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения).

Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика).

Основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет.

В п. 24 Инструкции №72 перечислены виды профилактических учетов, на которые берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные. Оспариваемый в настоящем деле профилактический: учет «склонный к побегу», «склонный к употреблению и приобретению наркотических веществ» входят в вышеуказанный перечень.

В соответствии с п. 34 Инструкции после вынесения решения комиссии относительно постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета либо продления срока нахождения на профилактическом учете ознакамливает с ним под роспись.

Из материалов дела следует, что оспариваемое истцом решение принято на основании рапорта врио начальника оперативного отдела А.Н.Безобразова от 13.04.2018. При этом была проведена проверка достоверности обоснованности сведений, изложенных в рапорте. С учетом изложенного довод истца о том, что сокамерник истца при беседе с сотрудником оговорил Горбунова А.Ю., суд отклоняет.

<Дата> по итогам заседания административной комиссии СИЗО-4 Горбунов А.Ю. был поставлен на профилактический учет как «склонный к побегу, склонный к употреблению и приобретению наркотических веществ» (протокол <№> от <Дата>).

С решением административной комиссии СИЗО-4 от <Дата> о постановке на профилактический учет Горбунов А.Ю. был ознакомлен в этот же день, о чем свидетельствует его подпись в протоколе.

Порядок постановки Горбунова А.Ю. на профилактический учет не нарушен. Решение о постановке административного истца на учет принято установленном порядке.

Сам по себе факт постановки Горбунова А.Ю. на профилактический учет не нарушает прав и законных интересов истца, каких-либо правовых и иных последствий не влечет. Постановка на учет лишь означает, что за лицом, поставленным на тот или иной вид профилактического учета, устанавливается более качественный и усиленный контроль с целью недопущения им правонарушений.

Руководствуясь статьями 175-180, 219, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Горбунова А. Ю. к ФКУ СИЗО 4 УФСИН России по Архангельской области, начальнику ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России об отмене незаконного решения о постановке на профилактический учет отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А.Александров