дело № 2а-3943/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 сентября 2021 года г. Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Дилявировой Н.А.,
при секретаре Лермонт У.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Администрации Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан, о признании незаконным распоряжения №1019 от 28 сентября 2020 года об исключении из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы,
установил:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан о признании незаконным распоряжения №1019 от 28 сентября 2020 года об исключении из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
В обоснование исковых требований указано, что распоряжением Администрации Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан от 14 октября 2016 года №1122 их семья была признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Однако, 01 октября 2020 года Администрация Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан сообщила в своем письме №75-03-04503 о том, что распоряжением Администрации от 28 сентября 2020 года №1019 их семья была исключена из состава участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на основании пп. «д» п.5.2 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям – участникам мероприятия ведомственной целевой программы, утвержденного постановлением Правительства РБ от 31 декабря 2014 года №686 «Об утверждении государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан». С принятым распоряжением административные истцы не согласны, поскольку на момент подачи заявления и всех документов они соответствовали предъявляемым требованиям.
Просят суд признать незаконным распоряжение Администрации Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан от 28 сентября 2020 года №1019 об исключении из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы семью В-вых - ФИО1 и ФИО2; возложить на Администрацию Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан обязанность по восстановлению ФИО1 и ФИО2 в Списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, в удовлетворении просила отказать ввиду необоснованности и пропуска срока обращения в суд.
Административный истец ФИО2, представитель заинтересованного лица Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре, Министерства строительства и архитектуры РБ надлежаще извещены о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, от административного истца ФИО2 поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В-вы уведомлены об исключении из состава участников Программы письмом от 01 октября 2020 года, обратились в суд 09 июля 2021 года, при этом, сведения о дате вручения административным истцам уведомления от 1 октября 2020 года материалы дела не содержат, в связи с этим суд приходит к выводу, что срок обращения в суд В-выми не пропущен.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» установлены прилагаемые особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
В рамках реализации указанного постановления Правительства РФ постановлением Правительства РБ от 31 декабря 2014 года №686 утверждена государственная программа «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан».
В соответствии с государственной программой «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан» молодым семьям на улучшение жилищных условий предоставляются социальные выплаты: на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050; при рождении (усыновлении) ребенка (детей) участникам государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан».
Правила предоставления молодым семьям социальных выплаты на приобретение (строительство) жилья и их использования утверждены постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Правила).
На региональном уровне в Республике Башкортостан предоставление социальных выплат молодым семьям урегулировано Порядком предоставления социальных выплат молодым семьям – участникам мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной Поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (приложение №10), утвержденным постановлением Правительства РБ от 31 декабря 2014 года №686.
В соответствии с п.1.6 участником Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов 3 не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья (состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного или более детей), соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Госстроем РБ решения о включении молодой семьи – участника Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 1.7 Порядка;
в) наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п.5.2 Порядка основаниями для исключения семьи (молодой семьи) из числа участников Подпрограммы являются:
а) подача личного заявления об исключении из числа участников Подпрограммы;
б) изменение жилищных условий, в результате которых отпали основания для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
в) выявление в представляемых гражданами документах не соответствующих действительности сведений о молодой семье как нуждающейся в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для признания ее нуждающейся в жилых помещениях;
г) выявление неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;
д) превышение возраста 35 лет одним из супругов либо молодым родителем в неполной семье до момента утверждения списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в планируемом году;
е) выявление несоответствия молодой семьи условию, определенному в подпункте «в» пункта 1.6 Порядка;
ж) выезд молодой семьи на место жительства в другое муниципальное образование Республики Башкортостан;
з) выявление администрацией муниципального образования Республики Башкортостан фактов намеренного ухудшения молодой семьей жилищных условий;
и) (абзац исключен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 6 июля 2016 года № 273);
к) перечисление средств, предоставленных молодой семье в качестве социальной выплаты в рамках Подпрограммы, с банковского счета распорядителя счета на цели, предусмотренные пунктом 1.2 Порядка;
л) ранее реализованное молодой семьей право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты (или иной формы государственной поддержки) за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан.
В соответствии с пунктами 4.3 и 5.1 Порядка признание молодых семей участниками мероприятия и принятие решений об исключении молодых семей из числа участников мероприятия относятся к полномочиям администраций муниципальных образований Республики Башкортостан.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, распоряжением Администрации Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан от 14 октября 2016 года №1122 семья В-вых была признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
01 октября 2020 года Администрацией Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан направлено ФИО2 письмо №75-03-04503 о том, что распоряжением Администрации от 28 сентября 2020 года №1019 их семья была исключена из состава участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на основании пп. «л» п.5.2 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям – участникам мероприятия ведомственной целевой программы, утвержденного постановлением Правительства РБ от 31 декабря 2014 года №686 «Об утверждении государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан».
Таким образом, основанием для исключения семьи В-вых из состава участников Программы явилось ранее реализованное молодой семьей право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты (или иной формы государственной поддержки) за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, поскольку им предоставлена единовременная социальная выплата при рождении первого ребенка на улучшение жилищных условий.
Указанная мера также является мерой государственной поддержки, предусмотренной Постановлением Правительства РБ от 18 апреля 2017 год №165, принятого в целях реализации Указа Главы РБ от 9 марта 2017 года №УГ-32 «О дополнительных мерах по улучшению демографической ситуации в Республике Башкортостан».
Согласно п. 9 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз.
Пунктом 22 Правил в качестве основания для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 647-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО4 на нарушение ее конституционных прав пунктами 9 и 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования и положением подпрограммы «Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан» государственной программы адрес «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения адрес», взаимосвязанные положения пунктов 9 и 22 (подпункт "г") Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, предусматривающие предоставление молодой семье права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты только один раз и устанавливающие в качестве основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, имеют целью предоставление государственной поддержки на равных условиях максимальному числу молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, недопущение неоднократного получения ими за счет средств федерального бюджета аналогичных по своей правовой природе социальных выплат и, таким образом, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы, указанные в жалобе.
Ограничение права граждан на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки в строительстве на приобретение жилья однократностью его реализации закреплено в п. 4 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Исходя из смысла указанных правовых норм, действующим законодательством предусмотрено, что содействие в улучшении жилищных условий независимо от формы данного содействия может быть оказано за счет бюджетных средств только один раз и не предусмотрена возможность повторной реализации гарантированного государством права на обеспечение жилым помещением.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления уполномочены обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем использования бюджетных средств на улучшение жилищных условий граждан, в том числе, путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Статьей 6 БК РФ установлено, что расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Государственные (муниципальные) программы по своему содержанию являются формой планирования и организации деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), в рамках которой консолидируются мероприятия по достижению целей и решению задач соответствующих направлений социально-экономического развития.
В силу п. 2 ст. 179 БК РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Кроме того, статьей 31 БК РФ устанавливается принцип самостоятельности бюджетов, которым предусмотрена, в том числе, недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, исполнение расходных обязательств, установленных нормативными правовыми актами муниципального образования, в том числе, актами об утверждении целевых программ, осуществляется исключительно за счет средств местного бюджета, включая поступившие из бюджетов иных уровней безвозмездные поступления.
Статьями 179 и 179.3 БК РФ устанавливается возможность формирования органами местного самоуправления долгосрочных и ведомственных целевых программ. Другие виды целевых программ бюджетным законодательством не предусматриваются. При этом, полномочиями по утверждению долгосрочных целевых программ муниципального образования в соответствии со статьей 179 БК РФ наделена местная администрация. Сроки реализации долгосрочных целевых программ муниципального образования также определяются местной администрацией.
В соответствии с п. 1 ст. 74.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения, то есть социальные выплаты на жилищное обеспечение имеют одинаковый правовой статус, являясь бюджетными ассигнованиями на социальное обеспечение населения.
С учетом выше изложенного, суд приходит к выводу от отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку административные истцы, обладая соответствующими жилищными гарантиями, выбрали способ реализации права на улучшение своих жилищных условий, получив единовременную социальную выплату при рождении первого ребенка на улучшение жилищных условий.
При этом, исходя из смысла норм действующего законодательства, право выбора оснований, по которым законом предоставлена возможность улучшить свои жилищные условия, принадлежит самим гражданам, и они свободны в выборе способа реализации своих жилищных прав. Гражданин вправе избрать для себя один из возможных способов улучшения жилищных условий, в противном случае гражданин, дважды получивший за счет средств государства поддержку на улучшение жилищных условий, будет поставлен в неравное положение с остальными.
Кроме того, как социальная выплата на приобретение или строительства жилья по программе «Обеспечение жильем молодых семей», так и единовременная социальная выплата, которую получили истцы, предоставляются за счет средств бюджетных ассигнований, по своей правовой природе обе являются мерами государственной поддержки, направленными на создание условий для осуществления конституционного права на жилище, то есть являются аналогичными по своей правовой природе социальными выплатами.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд считает заявленные административным истцом требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме ввиду их необоснованности.
руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2 к Администрации Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан о признании незаконным распоряжения №1019 от 28 сентября 2020 года об исключении из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья Н.А. Дилявирова