ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3947/17 от 14.12.2017 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-3947/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 декабря 2017 года город Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Ильиной Ю.В.,

при секретаре Беленинове М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле о признании незаконным Решения об отказе в возврате излишне взысканных страховых взносов, пени, возложении обязанности на УПФ РФ в г. Барнауле Алтайского края произвести возврат суммы излишне взысканных страховых взносов, пени с начислением на их сумму процентов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к УПФР в г. Барнауле о признании незаконным Решения об отказе в возврате излишне взысканных страховых взносов, пени, возложении обязанности на УПФ РФ в г. Барнауле Алтайского края произвести возврат суммы излишне взысканных страховых взносов, пени с начислением на их сумму процентов.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 (ИНН ) осуществляла предпринимательскую деятельность без образования юридического лица по приобретению и реализации недвижимого имущества, а также оказывала услуги по агентским договорам в период 15.04.2014 г. по 28.06.2017 г.

Налоговая база при уплате НДФЛ для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения, определяется по правилам главы 23 Налогового Кодекса РФ.

Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 НК, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Исходя из положения пп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ, при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов, в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

Поскольку предпринимательская деятельность Административного истца заключалась в приобретении и последующей продаже недвижимого имущества, то доход, получаемый от такой деятельности, представляет собой разницу между ценой приобретения и ценой последующей продажи этого имущества.

Данное положение нашло свое отражение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П по делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда (Дале по тексту - Постановление №27-П).

Так, в указанном Постановлении, Конституционный суд РФ разъяснил, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодека Российской Федерации, предполагают, что для цели решения вопроса о размер дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и н производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им i документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Согласно налоговой декларации по форме 3-НДФЛ доход Административного истца за 2014 г. равен 3 198 631руб.

Из них: 3 014 883 руб. - доход от реализации недвижимого имущества,

183 748 руб. - доход от агентских договоров.

Расчет: Сумма дохода (34 539 148 руб.) - сумма фактически произведенных расходов, учитываемых в составе профессионального налогового вычета (31 340 517 руб.) = 3 198 631 руб.

Следовательно, сумма страховых взносов, подлежащих оплате за 2014 г., составляет 43 725,88 руб.

Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ №212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (Далее - ФЗ № 212), расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (т.е. не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Таким образом, страховые взносы за 2014 г. были самостоятельно рассчитаны и оплачены Административным истцом в полном объеме.

Пенсионный Фонд, не согласившись с произведенным Административным истцом расчетом, основанном на вычете суммы фактически произведенных расходов из суммы общего дохода, направил в адрес ИП ФИО1 требования от 13.11.2015 г., от 07.04.2016 г, об оплате недоимки по страховым взносам в размере 92 313 руб. 05 коп. и начисленных на указанную сумму пеней в размере 11 100 руб. 99 коп.

Платежными поручениями , от 11.05.2016 г., суммы, выставленные в требованиях от 13.11.2015 г., от 07.04.2016 г., были оплачены Административным истцом в полном объеме.

В последующем, решением Арбитражного суда Алтайского края от 08.06.2017 г. по делу № АОЗ-17111/2016 были установлены следующие факты:

- при определении дохода для исчисления страховых взносов, Управлением ПФ РФ не учтены расходы, произведенные Предпринимателем,

- размер страховых взносов, исчисленный с указанной суммы, дохода за минусом расходов уплачена Административным истцом в полном объеме, сумма страховых взносов и пеней в размере 92313 руб. 05 коп. начислена Управлением, исходя из всей суммы доходов Предпринимателя,

- у Предпринимателя отсутствовала обязанность по уплате указанной суммы,

- денежные средства, уплаченные Предпринимателем, подлежат квалификации как излишне взысканные, подлежащие возврату на основании статьи 27 Закона №212-ФЗ.

Решение вступило в законную силу 10.07.2017 г.

Согласно п. 5 ст. 27 ФЗ №212-ФЗ, заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в письменной форме или в форме электронного документа в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда.

В силу пункта 7 статьи 27 Закона №212-ФЗ в случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 указанной статьи, процентов на эту сумму.

Статья 21 ФЗ от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное медицинское страхование", содержит указание на то, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонд; социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней с дня получения письменного заявления (заявления, представленного электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

Руководствуясь положениями п. 5 ст. 27 Закона №212-ФЗ, 20.07.2017 г, Административный истец через Службу взаимодействия со страхователями Управления Пенсионного фонда в г. Барнауле (по Ж/д району) было подано заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взноса.

Указанное заявление было оформлено по Форме 24-ПФР являющейся Приложением № 4 к Постановлению Правления ПФ РФ от 22.12.2015 № 511п "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении Пенсионным фондом Российской Федерации зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) взносов на дополнительное социальное обеспечение").

Дополнительно, к заявлению были приложены: сопроводительное письмо, копия налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2014 г., расчет страховых взносов за 2014 г., копия решения Арбитражного суда Алтайского края от 08.06.2017 г. по делу № АОЗ-17111/2016 с отметкой о вступлении в законную силу.

По итогам рассмотрения указанного заявления, в нарушение требований, установленных Постановлением Правления ПФ РФ от 22.12.2015 № 511п "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении Пенсионным фондом Российской Федерации зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов " (Далее по тексту - Постановление № 511п), в адрес ФИО1 вместо решения, оформленного по Форме 26-ПФР, было направлено обращение № 27990 от 26.06.2017 г. оформленное в произвольной форме, по тексту которого Пенсионный Фонд сообщил ФИО1 об отказе в возврате излишне взысканных страховых взносов.

Тот факт, что Пенсионным Фондом были нарушены внутренние требования органа в части оформления документов, не лишает Административного истца права на обращение в суд за защитой его нарушенных прав согласно Постановлению Конституционного суда РФ № 27-П от 30.11.2016 г.

В обращении от 26.07.2017 г. № 27990, указана ссылка на то, что с 01.01.2017 г., согласно положениям ФЗ № 250-ФЗ, функции по администрированию страховых взносов на ОПС и ОМС возложены на налоговый орган. Однако, положения ст. 21 данного ФЗ, согласно которой решение о возврате за отчетные (расчетные) периоды, возникшие до 01.01.2017 г., принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, по какой-то причине, Административным ответчиком при написании ответа учтены не были.

При вынесении решения по делу № АОЗ-17111/2016, Арбитражным судом Алтайского края, в установочной части, было установлено, что заявленные ИП ФИО1 к возврату суммы являются излишне взысканными.

Ст. 7 ФКЗ от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" гласит о том, что вступившие в законную силу судебные акты -решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Из указанного следует, что после вынесения Арбитражным судом Алтайского края решения по делу № АОЗ-17111/2016, в котором дана квалификация денежным суммам, оплаченным ИП ФИО1 по требованию № 032А07160013408 как излишне взысканным, орган Пенсионного Фонда, в порядке ст. 7 ФКЗ №1 обязан принять решение о возврате излишне взысканных страховых взносов с ИП ФИО1, и направить указанное решение в ИФНС №15 по Алтайскому краю на следующий день после принята согласно ч. 4 ст. 21 Закона № 250.

Таким образом, законные основания для отказа в удовлетворении заявления ИП ФИО1 от 20.06.2017 г. о возврате излишне взысканных страховых взносов, у Пенсионного Фонда отсутствуют, а принятое решение - является незаконным.

Более того, подобный подход Административного ответчика к решению данного вопроса нарушает гарантированные Конституцией РФ свободу экономической деятельности и принцип неприкосновенности частной собственности Административного истца, что приводит к дисбалансу публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности.

ФИО1 был обжалован отказ Пенсионного Фонда о возврате излишне взысканных денежных средств путем направления 04.08.20171 жалобы на принятое решение в адрес начальника У ПФР в г. Барнауле.

Ответом от 06.09.2017 г. № 33127, в удовлетворении указанной жалобы был отказано.

На основании вышеизложенного, ФИО1 просила суд признать незаконным Решение об отказе в возврате излишне взысканных страховых взносов с ИП ФИО1 за 2014 г., выраженное в ответе № 27990 от 26.07.2017 г., обязать УПФ РФ в г. Барнауле Алтайского края произвести возврат суммы излишне взысканных страховых взносов и начисленных на них пеней г по требованиям от 13.11.2015 и от 07.04.2016 в размере 92313,05 руб., в размере 11 100 руб. 99 коп. (с соразмерным начислением по правилам ч. 7 ст. 27 ФЗ № 212 процентов, исчисляемых со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата).

УПФР в г.Барнауле представило письменный отзыв, в котором с иском не согласилось, указав, что 20.07.2017г., 24.07.2017г. ФИО1 подала письменные обращения в Управление ПФР о возврате излишне взысканных страховых взносов.

Согласно ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

На заявление ФИО1, был составлен письменный ответ, который не является решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

В соответствии со ст.53 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ каждое лицо имело право обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, действия (бездействие) его должностных лиц, по мнению этого лица, акты, действия (бездействие) нарушают права этого лица.

Согласно Приказом Минтруда России от 07.09.2015 N 602н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов» утверждены определенные формы ненормативных документов, подлежащие в случае нарушения прав граждан обжалованию в судебном порядке.

Согласно ст.222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения в связи тем, что заявителем досудебный порядок не соблюден, оснований для рассмотрения заявления ФИО1 не имеется.

В соответствии с п. 2 ч. 1.1. ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон № 212 -ФЗ) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховые взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно ч. 8 ст. 14 Федерального закона № 212 - ФЗ В целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом: для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации;

В целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за расчетный период с 01.01.2014 г. величиной дохода является сумм; фактически полученного дохода от осуществления предпринимательской деятельности без учета налоговых вычетов, предусмотренных главой 23 Налогового кодекса. Так как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются индивидуально возмездными обязательными платежами, целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии. Формирование пенсионных прав не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей за год (прибыль либо убыток).

Управление ПФР в г. Барнауле информацию о доходах плательщиков получает от ФНС по специализированным закрытым каналам связи в электронном виде. На основании полученной информации было вынесено требование от 07.04.2016 года S01160101709.

В рамках ст. 21 Федерального закона № 212 - ФЗ вышеназванное требование было направленно ФИО1

Требование было оплачено ФИО1 11.05.2016 года добровольно, в вышестоящие органы либо в судебном порядке не обжаловалось.

В соответствии с ч. 11 ст. 26 Федерального закона № 212 - ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Сумма, оплаченная ФИО1 не является излишне уплаченной, соответственно у Управления ПФР отсутствуют основания для вынесения положительного решения по заявлению о возврате излишне уплаченных страховых взносов.

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики: физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

В тоже время в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда", сказано, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по. своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

В тоже время, Управление ПФР в г. Барнауле не наделено полномочиями по проверке правильности заполнения деклараций, и правильности исчисления сумм доходов, поэтому, руководствуясь ст. 227 НК РФ начисляет страховые взносы и пени за несвоевременную их уплату основываясь на информации, полученной от налогового органа, всецело следую букве существующего закона.

Согласно полученной информации из налогового органа сумма дохода ИП ФИО1 равна 34539148,00 руб. Именно на эту суммы и были произведены начисления.

Поскольку Постановление №27-П не содержит оговорок, предусматривающих особый порядок его исполнения, сформулированная в нем вышеназванная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации подлежит учету со дня его официального опубликования, т.е. с 02.12.2016 (ст. 125 Конституции РФ).

Исходя из вышеизложенного, перерасчет обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов, сформированных до 02.12.2016 г. и исполненных по состоянию на 01.01.2017г. в полном объеме, не может быть произведен.

В связи с тем, что ФИО1 в полном объеме произведена уплата фиксированного размера, исчисленного с дохода без вычета расхода за 2014-2015гг., по обязательствам, сформированным до 02.12.2016г., а также наличием задолженности по пене 836,95 руб., у Управления отсутствует основания для возврата излишне уплаченных страховых взносов.

С 01.01.2017г. порядок организации работы по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств изменен.

Возврат производится в рамках Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», а также порядка организации работы по при решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств с 01.01.2017 №НП-30-26/18393 от 21.12.2016г.

Согласно ст. 21. Федерального закона от 03.07.2016 №25 территориальные органы ПФР принимают решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

В случае наличия факта излишней уплаты (взыскания) плательщик страховых взносов представляет в территориальный орган ПФР по месту свое учета заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взноса пеней и штрафов, которое регистрируется территориальным органом ПФР.

После регистрации заявления территориальный орган ПФР уведомляет Отделение ПФР.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года принимается Отделением ПФР в течение 10 рабочих дней со получения письменного заявления.

Принятое Решение о возврате Отделение ПФР направляет в Управление ФНС России (ч. 4 ст. 21. Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ).

Территориальный орган ПФР обязан уведомить в письменной форме плательщика страховых взносов о принятом решении о возврате в течении рабочих дней со дня принятия Решения о возврате.

Налоговый орган в свою очередь непосредственно должен исполнить решение о возврате и перечислить денежные средства на счет заявителя.

Федеральным законом от 03.07.2016 №250-ФЗ, в соответствии с которым органами ПФР производился возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, не предусмотрена уплата процентов, которые были установлены ст. 21 Федерального закона №212-ФЗ, плательщикам страховых взносов за нарушение установленного срока возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм. Следовательно, требования плательщика в части начисления процентов несвоевременный возврат излишне взысканных денежных средств не состоятельны.

Ответчик также просил привлечь к участию в деле в качестве третьего лица Отделение Пенсионной фонда Российской Федерации по Алтайскому краю.

Определением от 22.11.2017г. в качестве заинтересованного лица привлечено Отделение Пенсионного Фонда РФ по Алтайскому краю.

МИФНС №15 представила письменный отзыв, в котором указала, что оставляет решение на усмотрение суда, пояснив, что в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

В соответствии с пунктом 3 данной статьи решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

В пункте 4 этой же статьи говорится, что на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

Минфин России в своем письме от 04.04.2017 N 03-15-05/19760 при решении вопроса о возврате излишне уплаченных страховых взносов за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года рекомендует руководствоваться указанными выше нормами права. Данное письмо доведено до территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 27.07.2017 N ЕД-4-8/14778 "О направлении для использования в работе".

Таким образом, в данном случае уполномоченным по возврату сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов за 2014 год является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 на исковых требованиях настаивала, суду пояснила, что с отзывом УПФР не согласна. Решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.06.2017 г. № АОЗ-17111/2016, которое установило, что размер страховых взносов, исчисленный с указанной суммы, дохода за минусом расходов уплачена Административным истцом в полном объеме, сумма страховых взносов и пеней в размере 92 313 руб. 05 коп. начислена Управлением, исходя из всей суммы доходов Предпринимателя, у Предпринимателя отсутствовала обязанность по уплате указанием суммы, денежные средства, уплаченные Предпринимателем, подлежат квалификации как излишне взысканные, подлежат возврату на основании статьи 27 Закона №212-ФЗ, вступило в законную силу 10.07.2017 г. и подлежит применению.

20.07.2017 г. ИП ФИО1 через Службу взаимодействия со страхователями Управления Пенсионного фонда в г. Барнауле (по Ж/д району) было подано заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов (по Форме 24-ПФР увт. Постановлением Правления ПФ РФ от 22.12.2015 № 511п "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении Пенсионным фондом Российской Федерации зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) взносов на социальное обеспечение").

Ссылка административного истца на Постановление Правления Пенсионного Фонда РФ № 1п от 11.01.2016 г. несостоятельна, поскольку указанный документ устанавливает применяемые при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов формы, в то время как в спорной ситуации рассматриваются формы, касающиеся зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) взносов.

По итогам рассмотрения указанного заявления, в нарушение требований, установленных Постановлением Правления ПФ РФ от 22.12.2015 № 511п, в адрес заявителя было направлено обращение № 27990 от 26.06.2017 г., написанное в произвольной форме, по тексту которого был выражен отказ уполномоченного органа в возмещении излишне взысканных денежных средств.

На странице Пенсионного Фонда РФ в сети интернет, являющейся официальным источником указанного органа, размещена рекомендуемая для заполнения форма заявления о возврате излишне взысканных страховых взносов, которая совпадает с формой, поданной ФИО1 20.07.2017 г.

На момент обращения с указанным заявлением в органы Пенсионного Фонда, данная форма уже была размещена на официальном сайте (дата публикации 30.05.2017 г.), что подтверждается информацией предоставленной информационной системой «Консультант Плюс».

ФИО1 был обжалован отказ Пенсионного Фонда в возврате излишне взысканных денежных средств путем направления 04.08.2017 г. жалобы на принятое решение в адрес начальника УПФР в г. Барнауле. Ответом от 06.09.2017 г. № 33127, в удовлетворении указанной жалобы было отказано.

13.09.2017 г. ФИО1 была направлена жалоба в адрес Председателя Правления ПФР РФ. Письмом № П-38610-19/36706 от 11.10.2017 г. жалоба была перенаправлена в Отделение ПФР по Алтайскому краю. Ответом от 08.11.2017 г. № П-2399-09/1, в удовлетворении указанной жалобы было отказано.

Таким образом, неоднократное обращение в вышестоящие органы с целью обжалования Решения об отказе в возврате излишне взысканных страховых взносов с ИП ФИО1 за 2014 г. выраженное в ответе № 27990 от 26.07.2017г. - является свидетельством соблюдения административным истцом досудебного порядка урегулирования спора.

ФЗ № 212 утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, согласно положениям которого, передача полномочий по администрированию и контролем за уплатой страховых взносов переданы Федеральной налоговой службе РФ.

Согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ № 250, передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных по результатам контрольных мероприятий за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Передача полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование органами Пенсионного фонда РФ налоговым органам, в соответствии с Планом-графиком мероприятий («Дорожная карта») утвержденным ФНС России № ММВ-23-11/10@ и Правление ПФР № 2И от 15.07.2016 г. производится путем единоразовой выгрузки базы ПФР в базу ФНС России информации, включая сведения о задолженности по взносам.

Следуя указанному плану графику, согласно письму ФНС России № СА-4-7/6772@ от 10.04.2017 г., по состоянию на апрель 2017 г. вся информация о задолженности плательщиков страховых взносов была передана в полном объеме, следовательно, с 01.04.2017 г. налоговый органы обладают достоверной информацией о наличии/отсутствии у плательщиков страховых взносов задолженности/переплаты.

15.06.2017 г., еще обладая статусом индивидуального предпринимателя, ФИО1 была получена справка № 35734 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей, согласно которой у ИП Приймачук имеется переплата по НДФЛ, задолженность по страховым взносам и пеням -отсутствует.

Более того, согласно положениям ФЗ № 212: п. 6 ч. 3 ст. 29 органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны направлять плательщику требование об уплате выявленной недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов, ч. 2 ст. 27 возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона; ч. 8 ст. 26 зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится органами контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно; ч. 9 ст. 26 в случае, предусмотренном частью 8 настоящей статьи, решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов.

Помимо требований от 13.11.2015 г., от 07.04.2016 г. о наличии задолженности и пеней (по которым с административно были излишне взысканы страховые взносы) - в адрес ФИО1 иных требований о наличии выявленной задолженности за другие периоды по состоянию на 13.12.2017 г. не поступало.

Согласно ответу УПФР в г. Барнауле от 21.02.2017 г. с приложением справки о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням, штрафам на 31.12.2016 г. у ИП ФИО1 имелась переплата по страховым взносам в размере 25 265,29 руб. и неоплаченные пени в размере 1159,71 руб.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Соответственно, если 21.02.2017 г. указанные обстоятельства уполномоченным органом были выявлены, руководствуясь ч. 8, ч. 9 ст. 26 ФЗ № 212, ст. 20 ФЗ № 250, ПФР РФ в г. Барнауле, в срок до 04.03.2017 г. было обязано произвести зачет.

Повторно, у УПФ РФ в г. Барнауле появилась обязанность произвести зачет в момент вступления в законную силу решения Арбитражного суда Алтайского края по делу № АОЗ-17111/2016 (т.е. 10.07.2017 г.) которым был установлен факт излишнего взыскания с ИП ФИО1 страховых взносов за 2014 г.

Как следует из материалов дела, указанная обязанности административным ответчиком не была исполнена надлежащим образом, в связи с чем, одновременно с подачей заявления о возврате излишне взысканных страховых взносов (20.07.2017 г.), ФИО1 было подано заявление с приложением указанной справки и требованием произвести зачет с последующим перерасчетом на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Алтайского края по делу № АОЗ-17111/2016.

По состоянию на дату рассмотрения настоящего административного дела, согласно представленной административным ответчиком карточки «Администрирование СВ», требования истца о произведении перерасчета фактически признаны ПФР РФ в г. Барнауле, поскольку согласно представленной информации, 14.08.2017 г. сумма дохода полученного ИП ФИО1 за 2014 г. была изменена с 34 539 148 руб. на 3 198 631 руб.

Таким образом, довод административного ответчика о наличии у административного истца задолженности и невозможности применения Постановления Конституционного суда РФ № 27 П к страховым взносам, которые были уплачены до 01.01.2017 г. опровергается действиями самого административного ответчика.

Согласно положениям ФКЗ № 1, решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами, с момента вступления в силу постановления о признании нпа либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ в данном Конституционным Судом РФ истолковании не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нпа или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом РФ в этом постановлении.

Согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ № 250, решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

Согласно ст. 20 ФЗ № 250, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Соответственно, при осуществлении своих полномочий, в том числе и по рассмотрению заявления о возврате излишне взысканных страховых взносов уплаченных за периоды, истекшие до 01 01.2017 г., органам пенсионного фонда необходимо руководствоваться положениями ФЗ № 212, действовавшем до вступления в законную силу ФЗ № 250.

Согласно ч. 9 ст. 27 ФЗ № 212, сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Следовательно, довод административного ответчика об отсутствии у него обязанности по начислению и уплате процентов на сумму излишне взысканных страховых взносов по причине того, что в ФЗ № 250 прямо не прописана данная обязанность является несостоятельным.

Представитель административного ответчика УПФ РФ в г.Барнауле ФИО3 возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, указанным в отзыве, суду пояснила, что ФИО1 оплатила требования добровольно, а Постановление Конституционного суда РФ №27-П не применяется к данной ситуации, т.к. оно вступило в силу 02.12.2016г.

Представитель административного ответчика Отделения ПФР по Алтайскому краю ФИО4 возражала против удовлетворения административного иска, поддержав позицию УПФР в г.Барнауле суду пояснила, что ФИО1 решением Арбитражного суда Алтайского края отказано в удовлетворении иска, следовательно, оно не подлежит исполнению, взносы являются излишне оплаченными, а не излишне взысканными, 212-ФЗ действует только в случаях, прямо предусмотренных 250-ФЗ, 250—ФЗ, который предусматривает порядок возврата излишне уплаченных или взысканных взносов, не предусматривает начисление процентов на суммы излишне взысканных взносов, также зачета с 01.01.2017 не предусмотрено, Постановление Конституционного суда РФ №27-П не применяется к данной ситуации, т.к. оно вступило в силу 02.12.2016г.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, с учетом мнения участников процесса, на основании ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определил рассмотреть административное дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В силу ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы, и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд, а соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, требование административного истца может быть удовлетворено при совокупности двух условий: незаконность решения (действий, бездействий) должностного лица и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что ФИО1 (ИНН <***>) осуществляла предпринимательскую деятельность без образования юридического лица по приобретению и реализации недвижимого имущества, а также оказывала услуги по агентским договорам в период 15.04.2014 г. по 28.06.2017 г.

Согласно налоговой декларации по форме 3-НДФЛ доход Административного истца за 2014 г. равен 3 198 631руб.

Из них: 3 014 883 руб. - доход от реализации недвижимого имущества, 183 748 руб. - доход от агентских договоров.

Расчет: Сумма дохода (34 539 148 руб.) - сумма фактически произведенных расходов, учитываемых в составе профессионального налогового вычета (31 340 517 руб.) = 3 198 631 руб.

По состоянию на дату рассмотрения дела, согласно представленной административным ответчиком карточки «Администрирование СВ», требования истца о произведении перерасчета фактически признаны ПФР РФ в г. Барнауле, поскольку согласно представленной информации, 14.08.2017 г. сумма дохода полученного ИП ФИО1 за 2014 г. была изменена с 34 539 148 руб. на 3 198 631 руб.

Следовательно, сумма страховых взносов, подлежащих оплате за 2014 г., составляет 43 725,88 руб.

Страховые взносы за 2014 г. были самостоятельно рассчитаны и оплачены Административным истцом в полном объеме.

Однако, Пенсионный Фонд, не согласившись с произведенным Административным истцом расчетом, основанном на вычете суммы фактически произведенных расходов из суммы общего дохода, направил в адрес ИП ФИО1 требования от 13.11.2015 г., от 07.04.2016 г, об оплате недоимки по страховым взносам в размере 92 313 руб. 05 коп. и начисленных на указанную сумму пеней в размере 11 100 руб. 99 коп.

Платежными поручениями , от 11.05.2016 г., суммы, выставленные в требованиях от 13.11.2015 г., от 07.04.2016 г., были оплачены Административным истцом в полном объеме.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 08.06.2017 г. по делу № АОЗ-17111/2016 по делу по заявлению ФИО1 к УПФ РФ в г.Барнауле о признании недействительным решения, с привлечением в качестве заинтересованного лица МИФНС №15 по Алтайскому краю, были установлено, что действительно, материалами дела подтверждается и сторонами фактически признается, что 11.05.2015 на основании требования Управления от 13.11.2015 уплаченная сумма 92313,05 руб., из материалов дела следует, что при определении дохода для исчисления страховых взносов, Управлением не учтены расходы, произведенные Предпринимателем. Размер страховых взносов, исчисленный с указанной суммы, дохода за минусом расходов уплачена заявителем в полном объеме, сумма страховых взносов и пеней в размере 92313,05 начислена Управлением, исходя из всей суммы доходов Предпринимателя. У предпринимателя отсутствовала обязанность по уплате указанной суммы. Анализ положений статей 26 и 27 Закона №212-ФЗ с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.04.2012 №16551/11, позволяет сделать вывод о том, что денежные средства, уплаченные Предпринимателем, подлежат квалификации как излишне взысканные, подлежащие возврату на основании статьи 27 Закона №212-ФЗ.

Решение вступило в законную силу 10.07.2017 г.

Ст. 7 ФКЗ от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" гласит о том, что вступившие в законную силу судебные акты -решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 2. ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением Арбитражного суда Алтайского края ФИО1 в удовлетворении заявления было отказано, отказ мотивирован тем, что с заявлением о возврате излишне взысканных денежных средств в порядке статьи 27 Закона №212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предприниматель в Управление не обращалась, в арбитражного суда отсутствуют правовые основания для отмены оспариваемого решения и вывода о нарушении прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Однако установленные данным решением арбитражного суда обстоятельства не подлежат оспариванию при рассмотрении данного административного дела, в котором участвуют те же лица.

Поскольку предпринимательская деятельность Административного истца заключалась в приобретении и последующей продаже недвижимого имущества, то доход, получаемый от такой деятельности, представляет собой разницу между ценой приобретения и ценой последующей продажи этого имущества.

Данное положение нашло свое отражение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П по делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда (Дале по тексту - Постановление №27-П).

Так, в указанном Постановлении, Конституционный суд РФ разъяснил, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодека Российской Федерации, предполагают, что для цели решения вопроса о размер дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и н производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им i документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

В соответствии с положениями статьи 79 Федерального Конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, принятое в порядке, предусмотренном статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона, вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со статьей 78 настоящего Федерального конституционного закона. Иные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу со дня их принятия.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

С момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.

Согласно п. 5 ст. 27 ФЗ №212-ФЗ, заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в письменной форме или в форме электронного документа в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда.

В силу пункта 7 статьи 27 Закона №212-ФЗ в случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 указанной статьи, процентов на эту сумму.

ФЗ № 212 утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, согласно положениям которого, передача полномочий по администрированию и контролем за уплатой страховых взносов переданы Федеральной налоговой службе РФ.

Согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ № 250, передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных по результатам контрольных мероприятий за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Статья 21 ФЗ от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", содержит указание на то, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонд; социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней с дня получения письменного заявления (заявления, представленного электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

Согласно пункту 3 статьи 19 Закона №212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Исходя из системного анализа статей 19, 20 Закона №212-ФЗ, а также с учетом положений статьи 22 Закона №212-ФЗ процедура принудительного взыскания задолженности по страховым взносам, пени и штрафов проходит в несколько взаимосвязанных этапов, начиная с выставления требования, вынесения решения о взыскании задолженности за счет денежных средств и направления инкассового поручения в банк и заканчивая решением о взыскании задолженности за счет имущества плательщика страховых взносов.

Согласно позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от

27.12.2005 №503-О, возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании признанного впоследствии незаконным (недействительным) требования об уплате налога является обязанностью налоговых органов. Таким образом, выставление требования об уплате страховых взносов, пени и штрафов является государственной мерой принудительного характера, поскольку данный ненормативный акт (требование) обязывает плательщика страховых взносов его исполнить.

Анализ положений статей 26 и 27 Закона №212-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что денежные средства, уплаченные Предпринимателем, подлежат квалификации как излишне взысканные, подлежащие возврату на основании статьи 27 Закона №212-ФЗ.

20.07.2017 г. Административный истец через Службу взаимодействия со страхователями Управления Пенсионного фонда в г. Барнауле (по Ж/д району) было подано заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взноса.

Указанное заявление было оформлено по Форме 24-ПФР являющейся Приложением № 4 к Постановлению Правления ПФ РФ от 22.12.2015 № 511п "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении Пенсионным фондом Российской Федерации зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) взносов на дополнительное социальное обеспечение").

Дополнительно, к заявлению были приложены: пояснительная записка, копия налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2014 г., расчет страховых взносов за 2014 г., копия решения Арбитражного суда Алтайского края от 08.06.2017 г. по делу № АОЗ-17111/2016 с отметкой о вступлении в законную силу.

По итогам рассмотрения указанного заявления, в нарушение требований, установленных Постановлением Правления ПФ РФ от 22.12.2015 № 511п "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении Пенсионным фондом Российской Федерации зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов " (Далее по тексту - Постановление № 511п), в адрес ФИО1 вместо решения, оформленного по Форме 26-ПФР, было направлено обращение № 27990 от 26.06.2017г., оформленное в произвольной форме, по тексту которого Пенсионный Фонд фактически сообщил ФИО1 об отказе в возврате излишне взысканных страховых взносов.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

В соответствии с пунктом 3 данной статьи решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

В пункте 4 этой же статьи говорится, что на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

Минфин России в своем письме от 04.04.2017 N 03-15-05/19760 при решении вопроса о возврате излишне уплаченных страховых взносов за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года рекомендует руководствоваться указанными выше нормами права

Таким образом, в данном случае уполномоченным по возврату сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов за 2014 год является Пенсионный фонд Российской Федерации.

На странице Пенсионного Фонда РФ в сети интернет, являющейся официальным источником указанного органа, размещена рекомендуемая для заполнения форма заявления о возврате излишне взысканных страховых взносов, которая совпадает с формой, поданной ФИО1 20.07.2017 г.

На момент обращения с указанным заявлением в органы Пенсионного Фонда, данная форма уже была размещена на официальном сайте (дата публикации 30.05.2017г.), что подтверждается информацией предоставленной информационной системой «Консультант Плюс».

ФИО1 был обжалован данный отказ Пенсионного Фонда в возврате излишне взысканных денежных средств путем направления 04.08.2017 г. жалобы на принятое решение в адрес начальника УПФР в г. Барнауле. Ответом от 06.09.2017 г. № 33127, в удовлетворении указанной жалобы было отказано.

13.09.2017 г. ФИО1 была направлена жалоба в адрес Председателя Правления ПФР РФ. Письмом № П-38610-19/36706 от 11.10.2017 г. жалоба была перенаправлена в Отделение ПФР по Алтайскому краю. Ответом от 08.11.2017 г. № П-2399-09/1, в удовлетворении указанной жалобы было отказано.

Таким образом, неоднократное обращение в вышестоящие органы с целью обжалования Решения об отказе в возврате излишне взысканных страховых взносов с ИП ФИО1 за 2014 г. выраженное в ответе № 27990 от 26.07.2017 г. - является свидетельством соблюдения административным истцом досудебного порядка урегулирования спора.

15.06.2017 г., индивидуальный предпринимател ФИО1 получила справку № 35734 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей, согласно которой у ИП Приймачук имеется переплата по НДФЛ, задолженность по страховым взносам и пеням отсутствует.

Препятствий для возврата излишне взысканных страховых взносов и пени у административного ответчика не имелось.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" любые решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, правоприменительные решения, основанные на акте, который хотя и не признан в результате разрешения дела в конституционном судопроизводстве не соответствующим Конституции Российской Федерации, но которому в ходе применения по конкретному делу правоприменитель придал не соответствующее Конституции Российской Федерации истолкование, то есть расходящееся с его конституционно-правовым смыслом, впоследствии выявленным Конституционным Судом Российской Федерации, подлежат пересмотру в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации в установленном законом порядке. Отказывая в таком пересмотре, правоприменители фактически настаивали бы на истолковании акта, придающем ему другой смысл, нежели выявленный в результате проверки в конституционном судопроизводстве, то есть не соответствующий Конституции Российской Федерации, и тем самым преодолевали бы решения Конституционного Суда Российской Федерации, чего они в силу статей 118, 125, 126 и 128 Конституции Российской Федерации делать не вправе (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2001 N 1-П и от 21.12.2011 Ка 30-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2003 N 34-0, от 12.05.2006 N 135-0 ш др.).

По вопросу об общеобязательности и юридической силе решений, принимаемых в порядке конституционного судопроизводства, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 08,11.2012 N 25-П указал на недопущение с момента вступления в силу. такого постановления Конституционного Суда Российской Федерации применение либо реализацию каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении, в том числе не позволяющее судам общей юрисдикции и арбитражным судам при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, возбужденные до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении.

В связи с этим после 02.12.2016 письмом ПФР от 09.12.2016 N НП-30-17/17789 в ФНС России направлена информация о том, что сведения о доходах индивидуальных предпринимателей, представляемые налоговыми органами в органы ПФР, следует формировать с учетом положений Постановления N 27-П.

Исходя из вышеизложенного ПФР 16.02.2017 направил указания Отделением ПФР РФ N НП-30-26/2055 о применении положений указанного постановления Конституционного Суда РФ, с которых указал, что перерасчет обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов, сформированных до 02.12.2016 (требования, по которым были направлены территориальным органом ПФР до 02.12.2016) следует производить в отношении индивидуальных предпринимателей, не исполнивших (частично исполнивших) указанные требования по состоянию на 01.01.2017 в случаях обращений индивидуальных предпринимателей в территориальный орган ПФР по данному вопросу.

В случае, если указанные требования по состоянию на 01.01.2017 исполнены индивидуальным предпринимателем в полном объеме, перерасчет обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов, сформированных до 02.12.2016, следует производить на основании судебного решения.

Таким образом, поскольку в данном случае положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 27-П от 30.11.2016 применимы к спорным правоотношениям, ФИО1, имеет право на получение излишне взысканных страховых взносов и пени за 2014 г по требованиям от 13.11.2015 и от 07.04.2016 в размере 92313,05 руб. и размере 11 100 руб. 99 коп.

УПФР В г.Барнауле необоснованно отказал в удовлетворении заявления ФИО1 произвести такой возврат.

Поскольку Решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле об отказе в возврате излишне взысканных страховых взносов с ИП ФИО1 за 2014 г., выраженное в ответе № 27990 от 26.07.2017 г. противоречат вышеперечисленным нормам права, указанным решением были нарушены права гражданина на получение из бюджета излишне взысканных с нее сумм взносов и пени.

При таких обстоятельствах, Решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле об отказе в возврате излишне взысканных страховых взносов и пени с ИП ФИО1 за 2014 г., по требованиям от 13.11.2015 и от 07.04.2016, выраженное в ответе № 27990 от 26.07.2017 г., суд признает незаконным, как нарушающее права и законные интересы административного истца.

В силу ч.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца

В связи с изложенным, суд полагает необходимым обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле произвести возврат ФИО1 излишне взысканных страховых взносов и пени с нее за 2014 г по требованиям от 13.11.2015 и от 07.04.2016 в размере 92313,05 руб. и размере 11 100 руб. 99 коп.

В удовлетворении требования о возложении на Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле об уплате административному истцу начисленных по правилам ч. 7 ст. 27 ФЗ № 212 процентов, исчисляемых со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, суд отказывает, как не основанному на законе.

Федеральным законом от 03.07.2016 №250-ФЗ, в соответствии с которым органами ПФР производится возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, не предусмотрена уплата процентов, которые были установлены ст. 27 Федерального закона №212-ФЗ, плательщикам страховых взносов за нарушение установленного срока возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм.

Руководствуясь статьями ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным Решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле об отказе в возврате излишне взысканных страховых взносов и пени с ИП ФИО1 за 2014 г., выраженное в ответе № 27990 от 26.07.2017 г.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле произвести в пользу ФИО1 возврат излишне взысканных страховых взносов и пени с ИП ФИО1 за 2014 г по требованиям от 13.11.2015 и от 07.04.2016 в размере 92313,05 руб. и размере 11100 руб. 99 коп.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Ю.В.Ильина