ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3947/2021 от 15.06.2021 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-3947/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2021 года <адрес>

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего Монгуш Р.С., при секретаре Шыырап А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3947/2021 по административному исковому заявлениюОоржак Ч.Т. к Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии <адрес> о признании отказа незаконным и возложении обязанности заключить договор аренды,

с участием представителя административного истца Бичиш Ч.А, представителя административного ответчика Март-оола А.В.,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии <адрес> о признании отказа незаконным и возложении обязанности заключить договор аренды. В обоснование административного иска указал, что обратился с заявлением к административному ответчику о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент отказал в заключении договора аренды без торгов, указав, что срок ранее заключенного договора аренды между Департаментом и П. от 11.05.2012г. -АМС-12 истек, а повторное заключение только по результатам торгов форме открытого аукциона. Данный земельный участок, общей площадью кв.м., истица приобрела путем образования из земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства у П. на основании договора субаренды от ДД.ММ.ГГГГ, который был предоставлен П. на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ для комплексного освоения в целях жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ с целью оформления документов на жилой дом и земельный участок истица обратилась к административному ответчику о выдаче разрешения на строительство, письмом № от ДД.ММ.ГГГГ. ей отказали в связи с истечением срока субаренды. Просит признать ответ Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать заключить с Ооржак Ч.Т. договор аренды без торгов на земельный участок общей площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица в силу ст.47 КАС РФ привлечена Мэрия <адрес>.

Административный истец Ооржак Ч.Т. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца Бичиш Ч.А. просила удовлетворить административные исковые требования истца по указанным основаниям.

Представитель административного ответчика Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии <адрес> Март-оол А.В. просил отказать в удовлетворении административных исковых требований, в связи с отсутствием правовых оснований для заключения договора аренды земельного участка.

Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 и 2 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Оспариваемый отказ вынесен ДД.ММ.ГГГГ, административный иск подан ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, трехмесячный срок на обращение в суд истцом не пропущен.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГП., действующая на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, предоставила Ооржак Ч.Т. в субаренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью кв.м., сроком ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Согласно Выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером общей площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью 1117952,73 руб., образован из объекта недвижимости , категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Правообладателем является Муниципальное образование –городской округ «<адрес> Республики Тыва», о чем сделана запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Ограничение прав объекта недвижимости - договор аренды заключенной с П. от ДД.ММ.ГГГГ, (соглашение от ДД.ММ.ГГГГ.), зарегистрированный от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно сведениям ЕГРН срок действия договора субаренды земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ. действует с момента подписания по ДД.ММ.ГГГГ., следовательно, договор субаренды истек, а также уведомление подано лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием прав на земельный участок.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии <адрес> с заявлением о заключении нового договора аренды на земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии <адрес> отказал Ооржак Ч.Т. в предоставления в аренду земельного участка со ссылкой на п.1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, указав, что договор аренды земельного участка без проведения торгов, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером не представляется возможным, поскольку согласно условиям договора заключенного между Департаментом и П. от ДД.ММ.ГГГГ после истечении срока действия договора аренды, арендатор обязан вернуть земельный участок в первоначальном виде собственнику земельного участка, то есть МО городского округа «<адрес> Республики Тыва». Повторное заключение договора аренды земельного участка только по результатам торгов в форме открытого аукциона, согласно п.1 ст.39.6 Земельного кодекса РФ.

Из статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В настоящем случае уполномоченным органом является Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии <адрес>.

Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду, в том числе для индивидуального жилищного строительства, с 1 марта 2015 года регулируются главой V.1 Земельного кодекса РФ, а также положениями статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен в статье 39.16 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

По общему правилу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Исключительные случаи, при которых договор аренды такого земельного участка может быть заключен без проведения торгов, приведены в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, а также в пункте 21 статьи 3 названного выше Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ.

Из заявления административного истца видно, что она просила о заключении нового договора аренды на земельный участок, ссылаясь на договор аренды, заключенный между административным ответчиком и П. от ДД.ММ.ГГГГ, срок которого истек ДД.ММ.ГГГГ., при этом она в своем заявлении не просила о заключении договора аренды без проведения торгов, исключительных прав не привела, иного заявления административный истец не подавала, сведений о предоставлении земельного участка в аренду за плату, в поданном заявлении не указывала.

Таким образом, поскольку заявитель не является лицом, которое в соответствии с земельным законодательством имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов, исключительных прав также не имеет, и ею не указываются основания приобретения в аренду земельного участка без проведения торгов, у административного ответчика имелись предусмотренные подпунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основания для отказа в предоставлении истцу в аренду без проведения торгов земельного участка.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение административного ответчика обоснованное, подтверждается представленными документами.

С учетом изложенного, требования административного истца о признании незаконным отказа и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Ооржак Ч.Т. к Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии <адрес> о признании отказа незаконным и возложении обязанности заключить договор аренды, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2021 года (с учетом выходных дней).

Судья Монгуш Р.С.