ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3947/2022 от 19.09.2022 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

29RS0018-01-2022-004618-85 Дело № 2а-3947/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 сентября 2022 года

город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Кирьяновой И.С., при секретаре судебного заседания Волове Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области, заместителю руководителя Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области ФИО2 о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МЧС по Архангельской области об оспаривании отказа в исключении принадлежащей ему моторной лодки с регистрационного учета, выраженного в ответе от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указано, что истец является собственником маломерного судна – лодки моторной прогулочной «Неман-2». До 2010 года указанное судно им использовалось с лодочным мотором, с 2010 года судно им не эксплуатируется. Решив продать указанную лодку, в июне 2022 года он снял с регистрационного учета лодочный мотор. ДД.ММ.ГГГГ он заключил договор купли-продажи указанной моторной лодки без мотора с ФИО3, который планировал использовать лодку в качестве весельной. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в центр ГИМС ГУ МЧС России по Архангельской области с заявлением о снятии моторной лодки с регистрационного учета в связи с продажей лодки, приложив договор купли-продажи. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ в исключении моторной лодки из реестра маломерных судов ему отказано, что послужило основанием для расторжения заключенного с ФИО3 договора купли-продажи. ДД.ММ.ГГГГ истец снова обратился в ГУ МЧС России по Архангельской области с заявлением об исключении лодки из реестра маломерных судов, указав на снятие с регистрационного учета лодочного мотора и на намерение использовать лодку в весельном варианте. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в исключении лодки из реестра. Указанный отказ он полагает незаконным, поскольку он создает препятствия к осуществлению его прав на использование и распоряжение принадлежащим ему имуществом.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен заместитель руководителя территориального органа (главный государственный инспектор по маломерным судам Архангельской области) ГУ МЧС России по Архангельской области ФИО2

Административный истец в судебном заседании требования поддержал в полном объеме. Указал, что на основании п. 1.1 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в связи с отсутствием на принадлежащей его моторной лодке двигателя такая лодка не подлежит государственной регистрации.

Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Архангельской области в судебном заседании ФИО4 с иском не согласилась. Пояснила, что административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, от ДД.ММ.ГГГГ в редакции, действовавшей на момент обращения за услугой, содержит исчерпывающий перечень оснований для исключения судна из реестра маломерных судов. Договор купли-продажи и снятие с учета двигателя лодки к таким основаниям не относится.

Административный ответчик заместитель руководителя территориального органа (главный государственный инспектор по маломерным судам Архангельской области) ГУ МЧС России по Архангельской области ФИО2 в суд не явился, возражений не представил.

Определением суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав явившихся лиц, пояснения специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Срок на обращение с данным иском в суд (ДД.ММ.ГГГГ) не истек, учитывая дату вынесения оспариваемого отказа (ДД.ММ.ГГГГ).

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником маломерного судна – лодки моторной прогулочной «Неман-2», идентификационный с ДД.ММ.ГГГГ.

Решив продать указанную лодку, ДД.ММ.ГГГГ истец снял с регистрационного учета лодочный мотор подвесной марки СУЗУКИ.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО3 заключен договор купли-продажи указанной моторной лодки.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в центр ГИМС ГУ МЧС России по Архангельской области с заявлением об исключении моторной лодки из реестра маломерных судов в связи с продажей лодки, приложив договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и акт приема-передачи лодки.

Ответом заместителя руководителя территориального органа (главным государственным инспектором по маломерным судам Архангельской области) ГУ МЧС России по Архангельской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в снятии лодки с регистрационного учета истцу отказано со ссылкой на п. 24 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденного приказом МЧС России от 15.08.2021 № 566, предусматривающий перечень документов, необходимых для снятия судна с регистрационного учета, в том числе документа, подтверждающего гибель, конструктивную гибель маломерного судна, пропажу маломерного судна без вести, а также утрату маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений, что является основанием для исключения с регистрационного учета маломерного судна.

Поскольку такой документ истцом представлен не был, ему было отказано в снятии с учета моторной лодки ввиду отсутствия оснований для этого.

ДД.ММ.ГГГГ истец снова обратился в ГУ МЧС России по Архангельской области с заявлением об исключении лодки из реестра маломерных судов, указав на снятие с регистрационного учета лодочного мотора и намерение использовать лодку в весельном варианте.

Ответом заместителя руководителя территориального органа (главным государственным инспектором по маломерным судам Архангельской области) ГУ МЧС России по Архангельской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в исключении лодки из реестра со ссылкой на п. 24 Административного регламента №566.

Указанный отказ истец полагает незаконным, поскольку он создает препятствия к осуществлению его прав на использование и распоряжение принадлежащим ему имуществом.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления), регулируются Федеральным законом N 210-ФЗ (часть 1 статьи 1).

По смыслу пункта 1 статьи 2 данного закона, под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, разработка проекта которого осуществляется органом, предоставляющим государственную услугу, или органом, предоставляющим муниципальную услугу (пункт 4 статьи 2, часть 1 статьи 12, часть 1 статьи 13 Федерального закона № 210-ФЗ).

В силу положений ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.

Согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

Ч. 2 ст. 15 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.

Оказание услуги по регистрации маломерных судов осуществляется в соответствии с Правилами государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденными приказом МЧС России от 01.06.2021 № 355, и Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденным приказом МЧС России от 15.08.2021 №566.

П. 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденным приказом МЧС России от 01.06.2021 № 355, регламентировано, что государственная регистрация маломерных судов в реестре маломерных судов (далее - Реестр) осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на которую возложено предоставление государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

Согласно п. 7, 8, 9, 10 указанных Правил собственник маломерного судна обязан обратиться в подразделение ГИМС МЧС России с заявлением о государственной регистрации маломерного судна, права собственности на маломерное судно в течение месяца со дня оформления документов, подтверждающих возникновение, переход прав на маломерное судно.

При первичной государственной регистрации маломерного судна в Реестре маломерному судну присваивается идентификационный номер, который формируется из одиннадцати знаков, состоящих из буквенного кода, порядкового номера и буквенно-цифрового кода, определяющего принадлежность подразделения ГИМС МЧС России к субъекту Российской Федерации.

Идентификационный номер, присвоенный маломерному судну, не подлежит изменению до исключения маломерного судна из Реестра. Идентификационный номер маломерного судна считается недействительным в случае гибели, конструктивной гибели маломерного судна, а также в случае утраты судном качества судна в результате перестройки или других изменений.

Исключение маломерного судна из Реестра осуществляется подразделением ГИМС МЧС России вне зависимости от адреса регистрации по месту жительства (пребывания) физического лица либо адреса в пределах места нахождения юридического лица и (или) его обособленного подразделения по заявлению собственников либо уполномоченного ими лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По результатам внесения регистрационной записи в Реестр заявителю выдается судовой билет по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам (п. 17, 18).

В соответствии с п. 21-25 Правил Реестр ведется в электронном виде. В Реестр в регистрационную запись о государственной регистрации маломерного судна вносятся записи о маломерном судне, правах собственности на маломерные суда, ограничениях (обременениях) прав на маломерные суда, изменениях в Реестр, исключении маломерных судов из Реестра и иных вещных правах на маломерное судно.

Датой внесения записи в Реестр является дата совершения регистрационной записи о государственной регистрации маломерного судна в Реестре, права собственности на маломерное судно, ограничений (обременений) прав на маломерное судно, изменений в Реестр, исключения маломерного судна из Реестра.

Номер регистрационной записи присваивается при государственной регистрации маломерного судна в Реестре по результатам внесения сведений, содержащихся в документах, необходимых для государственной регистрации маломерного судна, и результатов его осмотра.

Информация о стационарном двигателе маломерного судна не подлежит исключению из Реестра, за исключением случаев его замены на другой стационарный двигатель.

При переходе права собственности на маломерное судно в регистрационную запись о государственной регистрации маломерного судна в Реестре вносятся изменения о переходе права собственности на маломерное судно.

П. 31, 32 Правил установлено, что при исключении маломерного судна из Реестра запись о государственной регистрации маломерного судна в Реестре аннулируется. Маломерное судно, исключенное из Реестра в связи с гибелью, конструктивной гибелью или утратой маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений, не подлежит повторной государственной регистрации в Реестре.

В соответствии с п. 24 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденного приказом МЧС России от 15.08.2021 № 566 (в редакции, действующей на дату ответа), для исключения маломерного судна из реестра маломерных судов заявитель представляет:

1) заявление по форме согласно приложению N 5 к настоящему Административному регламенту;

2) судовой билет, выданный ранее;

3) один из следующих документов, подтверждающих основания для исключения маломерного судна из реестра маломерных судов:

документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель маломерного судна, пропажу маломерного судна без вести, а также утрату маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений;

таможенную декларацию по вывозу маломерного судна с территории Российской Федерации;

свидетельство о годности к плаванию или заключение о результатах идентификации и осмотра судна.

Как следует из анализа положений указанного пункта, основаниями для исключения маломерного судна из реестра маломерных судов являются гибель, конструктивную гибель маломерного судна, пропажу маломерного судна без вести, а также утрату маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений.

Результатом предоставления государственной услуги (п. 16 Регламента) является:

1) при государственной регистрации маломерного судна и (или) права собственности на маломерное судно - формирование регистрационной записи о государственной регистрации маломерного судна и (или) права собственности на маломерное судно;

2) при внесении изменений в реестр маломерных судов <2> - внесение изменений в реестр маломерных судов;

3) при государственной регистрации ограничений (обременении) прав на маломерное судно - внесение в реестр маломерных судов сведений об установлении ограничения (обременения) прав на маломерное судно;

4) при исключении маломерного судна из реестра маломерных судов - внесение в реестр маломерных судов сведений об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов;

5) при запросе выписки (информации) из реестра маломерных судов - формирование выписки (информации) из реестра маломерных судов;

6) при запросе о повторном направлении в электронном виде документа (документов), являющегося (являющихся) результатом предоставления государственной услуги, - повторное направление в электронном виде документа (документов), являющегося (являющихся) результатом предоставления государственной услуги.

Предоставление государственной услуги осуществляется в срок, не превышающий 36 часов рабочего времени с момента приема и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги. При личном обращении заявителя в ГИМС МЧС России срок предоставления государственной услуги начинает исчисляться с момента регистрации заявления и приема документов, необходимых для предоставления государственной услуги, при личном обращении заявителя в ГИМС МЧС России и составляет 12 часов рабочего времени (п. 17, 18 Регламента).

Поскольку п. 24 Административного регламента №566 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для исключения маломерного судна из реестра маломерных судов, а истцом документы, подтверждающие указанные основания, представлены не были, у ответчиков отсутствовала обязанность по исключению моторной лодки истца из реестра маломерных судов.

Допрошенный в судебном заседании специалист ФИО5 пояснил, что Регламентом №566 в ранее действовавшей редакции (до 01.03.2022) предусматривалось право собственника маломерного судна на обращение в ГИМС ГУ МЧС России с заявлением об исключении судна из реестра в связи с заключением договора купли-продажи, однако действующая редакция указанного Регламента такого права не предусматривает. При этом законом предусмотрена обязанность по постановке на регистрационный учет маломерного судна новым владельцем на основании его заявления. Снятие с регистрационного учета двигателя, установленного на моторной лодке, основанием для исключения маломерного судна с учета не является, поскольку судно поставлено на регистрационный учет и может быть исключено из реестра только в случае гибели, конструктивной гибели маломерного судна, пропажи маломерного судна без вести, а также утраты маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений.

Довод истца о том, что в связи со снятием с моторной лодки двигателя, снятием двигателя с регистрационного учета лодка не подлежит государственной регистрации судом отклоняется.

В соответствии с п.1.1 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.

Согласно материалам дела, моторная лодка «Неман-2», регистрационный , вместе с двигателем СУЗУКИ была зарегистрирована в реестре маломерных судов на имя ФИО1ДД.ММ.ГГГГ.

В рассматриваемом случае истец обратился к ответчику с заявлением об исключении зарегистрированной в реестре маломерных судов лодки из такого реестра.

Поскольку судно было зарегистрировано, включено в реестр маломерных судов, оно подлежит исключению из указанного реестра только при наличии оснований, предусмотренных п. 24 Административного регламента №566.

Таких оснований установлено не было, в том числе в ходе рассмотрения настоящего административного спора.

Оспариваемый ответ был дан заместителем руководителя территориального органа (главным государственным инспектором по маломерным судам Архангельской области) ГУ МЧС России по Архангельской области ФИО2, назначенным на указанную должность приказом МЧС России от 07.05.2019 №29-К.

Пунктом 10.7 должностного регламента заместителя руководителя территориального органа (главного государственного инспектора по маломерным судам Архангельской области) ГУ МЧС России по Архангельской области предусмотрено право указанного должностного лица подписывать письма и иные организационные документы по вопросам своей компетенции, к числу которых также относится оказание государственных услуг (п. 9.12 должностного регламента).

Таким образом, ответ от ДД.ММ.ГГГГ дан истцу в установленный законом срок уполномоченным на то лицом, действовавшим в пределах предоставленных ему полномочий, является законным.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В данном случае совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения требований, отсутствует.

На основании изложенного заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Все иные доводы лиц, участвующих в деле, правового значения не имеют и судом не принимаются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области, заместителю руководителя Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области ФИО2 о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение будет изготовлено 30 сентября 2022 года.

Председательствующий И.С. Кирьянова