ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3948/2021 от 18.06.2021 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-3948/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июня 2021 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при помощнике ФИО1,

с участием представителей административного истца Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю ФИО2, ФИО3,

административного ответчика судебного пристава-исполнителя ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю к руководителю УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО ФИО5, врио начальника отделения-старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО ФИО6, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО ФИО4, УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению от 12 ноября 2020 года по исполнительному производству -ИП, об оспаривании действий по направлению постановления о взыскании исполнительского сбора от 12 ноября 2020 года в УФК по Камчатскому краю,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю (далее также – Управление) обратилось в суд с административным иском к руководителю УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО ФИО5, врио начальника отделения-старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО (далее – Межрайонное отделение) ФИО6 об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению от 12 ноября 2020 года по исполнительному производству -ИП, об оспаривании действий по направлению постановления о взыскании исполнительского сбора от 12 ноября 2020 года в УФК по Камчатскому краю. В обоснование иска указано на то, что Петропавловск-Камчатским городским судом Камчатского края на основании апелляционного определения Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, по делу выдан исполнительный лист . На основании указанного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство -ИП, предмет исполнения: обязать Управление рассмотреть заявление ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ о возмещении расходов, понесенных в связи с участием в рассмотрении дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном Положением о возмещении расходов лиц, в связи с их явкой по вызову в суд, орган, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а также об оплате их труда, утвержденного Постановлением правительства РФ от 04.03.2003 №140. Управлению установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. После получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства Управление по электронной почте и почтовым отправлением в адрес УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО направило ходатайство о продлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, указав на наличие объективно неотвратимых обстоятельств, препятствующих исполнению требований исполнительного документа. Ходатайство было получено УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО 02 ноября 2020 года, ответ на ходатайство в Управление не поступал. Причиной неисполнения Управлением требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок являлась неясность способа и порядка исполнения требования, изложенного в апелляционном определении Камчатского краевого суда от 16 июля 2020 года. Управлением до возбуждения исполнительного производства были приняты меры для надлежащего исполнения обязательства, а именно в адрес Камчатского краевого суда 02 октября 2020 года было направлено заявление о разъяснении апелляционного определения Камчатского краевого суда от 16 июля 2020 года. 08 апреля 2021 года из Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее – УФК по Камчатскому краю) в Управление поступили заявление врио начальника отделения-старшего судебного пристава Межрайонного отделения ФИО6 от 01.04.2021 о направлении постановления о взыскании исполнительского сбора от 12.11.2020 в УФК по Камчатскому краю на исполнение и постановление о взыскании исполнительского сбора от 12.11.2020. В представленных документах должником указана руководитель Управления ФИО7, вместе с тем, с июля 2020 года она не является должностным лицом Управления.

Определением судьи к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения ФИО4, УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО.

В судебном заседании представители административного истца Управления ФИО2, ФИО3 административное исковое заявление поддержали по доводам, изложенным в нем. Пояснили, что постановлением должностного лица Управления ФИО8 был признан потерпевшим по делу об административном правонарушении. В связи с явкой к должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, он понес расходы, которые просил взыскать в свою пользу. После вступления постановления о назначении административного наказания в законную силу ФИО8 обратился в Управление с заявлением о возмещении понесенных им расходов. Указанное заявление было рассмотрено Управлением в порядке, предусмотренном Федеральным законом №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а не в форме процессуального документа, о чем указал Камчатский краевой суд при пересмотре решения Петропавловск-Камчатского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по иску ФИО8 к руководителю Управления ФИО7, Управлению о признании незаконным решения от 28 мая 2019 года об отказе в возмещении расходов, понесенных потерпевшим ФИО14 в связи с его явкой в орган, в производстве которого находилось дело об административном правонарушении, возложении обязанности принять процессуальное решение по заявлению от 17 мая 2019 года в возмещении понесенных расходов. Апелляционным определением Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Петропавловск-Камчатского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, решение руководителя Управления ФИО7 об отказе в возмещении расходов, понесенных потерпевшим ФИО8, признано незаконным; на Управление возложена обязанность рассмотреть заявление ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ о возмещении расходов, понесенных в связи с участием в рассмотрении дела об административном правонарушении, в порядке, предусмотренном Положением о возмещении расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а также об оплате их труда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 марта 2003 года №140. По административному делу был выдан исполнительный лист , на основании которого судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство -ИП. Управлению установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Поскольку Управлению было не ясно, каким образом необходимо исполнять требования, изложенные в апелляционном определении Камчатского краевого суда, Управление обратилось в Камчатский краевой суд с заявлением о разъяснении судебного акта. В адрес УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО Управлением 28 октября 2020 года было направлено ходатайство о продлении срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Ходатайство до настоящего времени не рассмотрено. При этом, 12 ноября 2020 года судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с Управления исполнительского сбора. Более того, обжалуемое постановление вынесено в отношении руководителя Управления ФИО7, которая на тот момент уже в Управлении не работала. Направление постановления о взыскании исполнительского сбора от 12 ноября 2020 года на исполнение в УФК по Камчатскому краю является незаконным, повлекло неблагоприятные для Управления последствия, выразившиеся в том, что были заблокированы счета Управления, парализована работа Управления, поскольку были отключены телефоны, не была выплачена заработная плата. В настоящее время в адрес ФИО8 направлено извещение о дате и времени рассмотрения его заявления о возмещении судебных расходов, рассмотрение которого назначено на 02 июля 2021 года. 02 июля 2021 года решение суда будет исполнено.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения ФИО4 в судебном заседании административное исковое заявление не признала. Пояснила, что судебным приставом-исполнителем 14 октября 2020 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, копия указанного постановления получена должником 26 октября 2020 года. Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, решение суда исполнено не было, 12 ноября 2020 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Ходатайство Управления о прекращении исполнительного производства -ИП оставлено без удовлетворения. 03 ноября 2020 года в Отделение судебных приставов поступило заявление Управления о продлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, оно было рассмотрено, ответ содержится в номенклатуре Отделения, в материалах исполнительного производства его нет. Вероятнее всего, Управлению было отказано, поскольку 12 ноября 2020 года был взыскан исполнительский сбор.

Административные ответчики руководитель УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО ФИО5, врио начальника отделения-старшего судебного пристава Межрайонного отделения ФИО6, УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителей не направили.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, исполнительного производства -ИП, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее также Федеральный закон «Об исполнительном производстве») задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно частям 11, 12, 17 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Так, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении установленного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей(части 2 и 3).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).

Как следует из материалов дела, 14 октября 2020 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа по делу , предмет исполнения: возложить на Управление обязанность рассмотреть заявление ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ о возмещении расходов, понесенных в связи с участием в рассмотрении дела об административном правонарушении, в порядке, предусмотренном Положением о возмещении расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а также об оплате их труда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 марта 2003 года №140. Должником указана руководитель Управления ФИО7 Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена в адрес Управления заказным почтовым отправлением 23 октября 2020 года, почтовому отправлению присвоен почтовый идентификатор «80091353333590». Согласно сведениям официального сайта Почта России почтовое отправление получено Управлением 26 октября 2020 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 12 ноября 2020 года с должника взыскан исполнительский сбор в сумме 50000 руб.

17 июня 2021 года в постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП и в постановление о взыскании исполнительского сбора внесены изменения, в качестве должника указано Управление.

При разрешении административного дела судом установлены обстоятельства, которые свидетельствуют о наличии оснований для освобождения Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушение обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Таким образом, для применения такой меры ответственности как взыскание исполнительского сбора должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

Как установлено судом при рассмотрении дела, до возбуждения исполнительного производства судебным приставом исполнителем (14 октября 2020 года) 06 октября 2020 года Управление обратилось в Камчатский краевой суд с заявлением о разъяснении апелляционного определения от 16 июля 2020 года, на основании которого был выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство -ИП.

Получив 26 октября 2020 года копию постановления о возбуждении исполнительного производства от 14 октября 2020 года, Управление 28 октября 2020 года обратилось в УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО с мотивированным заявлением о продлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Копия указанного заявления была получена УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО 02 ноября 2020 года.

Согласно пункту 5 статьи 64.1 Закона об исполнительном производстве, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

Окончание срока рассмотрения заявления должника по исполнительному производству приходилось на 17 ноября 2020 года. Сведений о рассмотрении данного заявления службой судебных приставов материалы исполнительного производства не содержат, суду они также не представлены.

При таких данных взыскание 12 ноября 2020 года с должника исполнительского сбора является преждевременным, Управление вплоть до 17 ноября 2020 года могло рассчитывать на удовлетворение заявления и продление срока добровольного исполнения.

При таких данных, оценивая собранные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и анализируя установленные на их основе фактические обстоятельства административного дела применительно к нормам законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, суд, исходя из критериев соразмерности и справедливости, полагает возможным освободить Управление от взыскания исполнительского сбора, поскольку оно не уклонялось от исполнения требований исполнительного документа и оснований для вывода о наличии в действиях должника виновного противоправного бездействия суд не усматривает.

На момент рассмотрения дела Управлением организовано исполнение решения суда, назначена дата рассмотрения заявления ФИО8 о возмещении расходов.

Требование Управления о признании незаконными действий врио начальника отделения-старшего судебного пристава Межрайонного отделения по направлению постановления о взыскании исполнительского сбора от 12 ноября 2020 года на исполнение в УФК по Камчатскому краю также является обоснованным.

Как следует из материалов дела, постановление о взыскании исполнительного сбора от 12 ноября 2020 года направлено врио начальника отделения-старшего судебного пристава Межрайонного отделения АО ФИО6 на исполнение в УФК по Камчатскому краю 08 апреля 2021 года. В постановлении должником указана руководитель Управления ФИО7

При этом приказом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 – руководитель Управления освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы с 13 июля 2020 года.

28 мая 2021 года после получения извещения о возбуждении в суде настоящего административного дела начальник отделения – старший судебный пристав Межрайонного отделения ФИО9 отозвал из УФК по Камчатскому краю постановление о взыскании исполнительного сбора от 12 ноября 2020 года.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Пунктом 1 части 3 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что мерами принудительного исполнения являются обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.

В силу части 4 статьи 49 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.

По смыслу апелляционного определения Камчатского краевого суда от 16 июля 2020 года должником, на которого возложена обязанность рассмотреть заявление, является Управление, однако в постановлении о взыскании исполнительского сбора от 12 ноября 2020 года в качестве должника указана руководитель Управления ФИО7

Учитывая, что на исполнение в УФК по Камчатскому краю врио начальника отделения-старшего судебного пристава Межрайонного отделения ФИО6 было направлено постановление о взыскании исполнительного сбора от 12 ноября 2020 года, в котором должником указана руководитель Управления ФИО7, при этом удержание исполнительского сбора предполагалось произвести за счёт денежных средств Управления, действия по направлению такого постановления на исполнение не могут быть признаны законными.

Как установлено в судебном заседании такие действия повлекли для должника негативные последствия, выразившиеся в наложении ареста на счета.

При таких данных имеются основания для признания незаконными действий врио начальника отделения-старшего судебного пристава Межрайонного отделения ФИО6 по направлению постановления о взыскании исполнительского сбора от 12 ноября 2020 года на исполнение в УФК по Камчатскому краю.

В соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает необходимым возложить на врио начальника отделения-старшего судебного пристава Межрайонного отделения ФИО6 обязанность принять меры к восстановлению нарушенного права административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю удовлетворить.

Освободить Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО от 12 ноября 2020 года по исполнительному производству -ИП.

Признать незаконными действия врио начальника отделения-старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО ФИО6 по направлению постановления о взыскании исполнительского сбора от 12 ноября 2020 года на исполнение в УФК по Камчатскому краю.

Возложить на врио начальника отделения-старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО ФИО6 обязанность принять меры к восстановлению нарушенного права.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Ю.Н.Степанова

Мотивированное решение составлено 02 июля 2021 года

УИД: 41RS0001-01-2021-005566-57