ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-394/20 от 23.04.2020 Заводоуковского районного суда (Тюменская область)

Дело№2а-394/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Заводоуковск 23 апреля 2020 года

Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:

судьи Дмитриевой М.Ю.,

при секретаре Турнаевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-394/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №8 по Тюменской области к К.Н.Н об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Межрайонная ИФНС России №8 по Тюменской области (далее административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к К.Н.Н (далее административный ответчик) об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации. Требования мотивированы тем, что согласно учетных данных физических лиц К.Н.Н состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №8 по Тюменской области в качестве индивидуального предпринимателя с 25.10.2012 г. В связи с неуплатой налогов, пени, штрафов начисленных в ходе налоговой проверки К.Н.Н в соответствии со ст. 69 НК РФ было направлено требование №9288 от 23.01.2019 г. об уплате налога, пени, штрафа. В установленный в требовании срок задолженность по налогам, пени, штрафам К.Н.Н не была уплачена. В соответствии с п. 1 ст. 47 НК РФ Межрайонной ИФНС России №8 по Тюменской области в отношении К.Н.Н было вынесено постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика – индивидуального предпринимателя №473 от 17.04.2019 г. на сумму 34 745 руб. 30 коп. и направлено для исполнения в Заводоуковский межрайонный отдел судебных приставов. Судебным приставом-исполнителем Заводоуковского межрайонного отдела судебных приставов в отношении К.Н.Н было возбуждено исполнительное производство ... 24.04.2019 года предмет исполнения налоги, пени, штрафы в сумме 34 745 руб. 30 коп. На основании вышеуказанных постановлений сумма недоимки по налогам, пени, штрафам подлежащая взысканию с К.Н.Н составляет 34 745 руб. 30 коп. До настоящего времени задолженность по налогам, пени, штрафам К.Н.Н не погашена. Установление для должника – К.Н.Н временного ограничения на выезд из Российской Федерации необходимо для своевременного и полного исполнения требований по уплате недоимки по налогам, пени, штрафам в сумме 34 745 руб. 30 коп. По правовому обоснованию требований, ссылаясь на ст.ст. 286,287 КАС РФ, ст. 31 НК РФ, п. 4 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», административный истец просит:

Установить временное ограничение на выезд из Российской Федерации в отношении К.Н.Н, ИНН 721504841655, дата рождения ...... 627140, Россия, ..., 4, являющегося должником по исполнительному производству: ... от 24.04.2019 г. предмет исполнения налоги, пени, штрафы в сумме 34745 руб. 30 коп. в пользу Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области, до исполнения обязательств по вышеуказанному исполнительному производству.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №8 по Тюменской области в судебное заседании не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.52,54,59), просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик К.Н.Н, представитель заинтересованного лица Заводоуковского МОСП УФССП по Тюменской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.д.50,53, 59), просили рассмотреть дело в их отсутствие, ответчик возражений по иску не имеет (л.д.59).

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно части 2 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право свободно выезжать за пределы Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации указанное право может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию. Выезд гражданина Российской Федерации из Российской Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» право гражданина Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу частей 1 и 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате налога. Неисполнение указанной обязанности является основанием для применения мер принудительного исполнения.

В соответствии с частью 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.

Согласно статье 47 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика в банках налоговый орган вправе принять решение о направлении постановления о взыскании задолженности за счет иного имущества должника в подразделение Федеральной службы судебных приставов РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве») судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе следующих требований: требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, если сумма задолженности по такому исполнительному документу превышает 10 000 рублей; требований неимущественного характера; иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более. В ч. 3 названной статьи закреплено, что если исполнительный документ не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то судебный пристав-исполнитель или взыскатель, участвующий в соответствующем исполнительном производстве, вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации с соблюдением правил, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи. На основании вступившего в законную силу судебного акта, устанавливающего для должника временное ограничение на выезд из Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем получения соответствующего судебного акта, выносит в порядке, предусмотренном настоящей статьей, постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. Тем самым законодатель предусмотрел специальную норму, на основании которой должник может быть ограничен в праве выезда за пределы Российской Федерации.

В судебном порядке временное ограничение выезда из Российской Федерации устанавливается в случае возбуждения исполнительного производства по исполнительным документам, которые не являются судебным актом или выданы не на основании судебного акта.

К исполнительным документам относятся акты органов, осуществляющих контрольные функции, за исключением исполнительных документов, указанных в пункте 4.1 настоящей части, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, а также акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (пп. 5 и 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Исследованными по делу доказательствами установлено, что К.Н.Н поставлен на учёт в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя с 25.10.2012 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 14.01.2020 года (л.д. 18).

В связи с образовавшейся задолженностью по оплате налогов и пеней, в адрес К.Н.Н 23.01.2019 года Межрайонной ИФНС России №8 по Тюменской области направлено требование №9288, по состоянию на 23.01.2019 года об оплате задолженности в размере 35028,73 рублей в срок до 12.02.2019 года (л.д.11,12).

Решением Межрайонной ИФНС России №8 по Тюменской области №1407 от 16.04.2019 г. постановлено произвести взыскание налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества, К.Н.Н в пределах сумм, указанных в требовании о перечислении налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа в размере неуплаченных налогов 32385, 00 рублей, пеней 2360 рублей 30 копеек. Всего 34745 рублей 30 копеек. Установлено, что срок исполнения обязанности по уплате (перечислению, возврату) сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов установленный в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов истек 12.02.2019 года (л.д. 16).

Постановлением № 473 от 17.04.2019 (л.д. 13) Межрайонной ИФНС России №8 по Тюменской области с К.Н.Н были взысканы за счет имущества налогоплательщика налоги, пени в размере 34745 рублей 30 копеек.

В соответствии с положениями Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон «Об исполнительном производстве») исполнительный документ был направлен для принудительного взыскания в Заводоуковский МОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области.

Судебным приставом-исполнителем Заводоуковского МОСП 24.04.2019 года М.О.В. в отношении К.Н.Н было возбуждено исполнительное производство ... (л.д. 42-44), установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, с момента получения должником копии настоящего постановления.

В материалах дела имеются сведения о том, что указанное постановление о возбуждении исполнительного производства должнику К.Н.Н было направлено налоговым органом вместе с административным исковым заявлением 17.01.2020 года по месту его регистрации (л.д. 61), что подтверждается выпиской из почтового реестра списка корреспонденции, направляемой почтовой связью (л.д. 30-31).

В соответствии с п.39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).

Из содержания частей 11 - 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ следует, что в добровольном порядке требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны исполняться должником в пятидневный срок.

В силу статьи 68 указанного Федерального закона меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

В срок, предоставленный для добровольного исполнения требований, должник указанное в исполнительном документе требование не исполнил. Доказательств обратного, суду не представлено и в судебном заседании не установлено.

Из сводки по исполнительному производству, справки об исполнительном производстве (л.д. 45-47, 57) установлено, что по исполнительному производству ... остаток задолженности составляет 34745, 30 рублей.

Доказательства уплаты долга, а также наличия уважительных причин, не позволивших исполнить требования налогового органа, должником суду не представлены. Обстоятельств, препятствующих временно ограничить выезд К.Н.Н из Российской Федерации, суд не усматривает, доказательств наличия таковых должником также не представлено. До настоящего времени исполнительное производство: ... от 24.04.2019 года фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительных документах, не окончено.

Таким образом, судом установлено, что до настоящего времени задолженность по налогам и пени за счет имущества налогоплательщика – индивидуального предпринимателя К.Н.Н не погашена.

Согласно ст. ст. 2 и 4 Федерального Закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее ФЗ «Об исполнительном производстве) Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации. Исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии с п. 1 ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

Исходя из материалов дела, требования исполнительного документа не исполняются более двух месяцев, при этом должником не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение требований исполнительного документа, вызвано какими-либо уважительными причинами. Сведения о незаконности исполнительного документа и постановления о возбуждении исполнительного производства и их отмене в установленном законом порядке в материалах дела отсутствуют.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

В силу п. 15 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации.

По смыслу вышеназванных правовых норм ограничение выезда из Российской Федерации может быть установлено лишь в том случае, если имеет место неисполнение по исполнительному документу на сумму не менее 30 000 рублей в установленный срок без уважительных причин.

В соответствии со ст.ст. 48, 49 ФЗ «Об исполнительном производстве» - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 8 по Тюменской области является взыскателем по указанному выше исполнительному производству.

Заводоуковским межрайонным МОСП УФССП по Тюменской области предпринимались меры для обеспечения исполнения исполнительного документа (л.д.39-47), однако задолженность с должника до настоящего времени не взыскана.

Должник К.Н.Н в течение длительного периода не предпринимает меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа. Данных, свидетельствующих о том, что требования исполнительного документа не исполняются им по уважительной причине, он не представил.

Сведений о заключении между административным ответчиком - должником К.Н.Н и административным истцом - взыскателем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 8 по Тюменской области соглашения по поводу имеющейся задолженности материалы дела не содержат, доказательств обратного должником и взыскателем в судебное заседание не представлено.

Административное исковое заявление об ограничении на выезд из Российской Федерации должнику К.Н.Н в данном случае не преследует цели его наказания за неплатежеспособность, а направлено лишь на фактическое исполнение требований исполнительного документа.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что по данному делу имеются достаточные обстоятельства, влекущие возможность установления временного ограничения К.Н.Н на выезд из Российской Федерации, поскольку в судебном заседании установлено, что последний, являясь должником по исполнительному производству о взыскании с него налогов (сборов) и пеней за несвоевременную уплату задолженности по налогам на сумму более 30 000 рублей, в срок, установленный законом для добровольного исполнения требования исполнительного документа, выданного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 8 по Тюменской области, не исполнила.

При таких обстоятельствах, с учётом приведённых выводов, суд полагает необходимым административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тюменской области удовлетворить.

В силу требований пункта 8 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с удовлетворением заявленного требования государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с административного ответчика, поскольку административный истец в силу пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №8 по Тюменской области к К.Н.Н об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации, удовлетворить.

Установить временное ограничение на выезд из Российской Федерации К.Н.НК.Н.Н, ... года рождения, по исполнительному производству: ... от 24.04.2019 года, предмет исполнения налоги, пени, штрафы в сумме 34745 (тридцать четыре тысячи семьсот сорок пять) рублей 30 копеек, в пользу Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области, до исполнения обязательств по исполнительному производству ... от 24.04.2019 года.

Взыскать с К.Н.Н в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения, путем подачи апелляционной жалобы через Заводоуковский районный суд Тюменской области.

Судья М.Ю. Дмитриева