ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-394/2018 от 20.04.2018 Череповецкого районного суда (Вологодская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Череповец 20 апреля 2018 года

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьи Савиловой О.Г.,

при секретаре Пешковой Н.А.,

с участием административных истцов Сухарева О.И., Сухарева А.И., Сухарева И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сухарева О.И., Сухарева А.И., Сухарева И.Н. к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области о признании незаконным отказа о включении земельного участка в границы населенного пункта, возложении обязанности устранить нарушение,

у с т а н о в и л:

Сухарев И.Н., Сухарев О.И., Сухарев А.И. обратились в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование указали, что является собственниками земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 23000 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственных целей, расположенного по адресу: <адрес>. В <дата> года они обращались в администрацию Ягницкого сельского поселения о включении данного земельного участка в границы населенного пункта <адрес>. Согласно протоколу от <дата> № Х заседания комиссии по подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план Ягницкого сельского поселения их заявление учтено, однако изменения в Генеральный план в 2014 году не были внесены. Законом Вологодской области от 28 апреля 2015 года № 3632-ОЗ «О преобразовании некоторых муниципальных образований Череповецкого муниципального района» Коротовское, Николо-Раменское и Ягницкие сельские поселения преобразованы путем объединения в сельское поселение Уломское. В <дата> года истцы обратились к ответчику о включении указанного земельного участка в границы населенного пункта <адрес> сельского поселения Уломское, получили ответ, что при разработке Генерального плана данное заявление будет учтено. В <дата> году они повторно обратились с аналогичным заявлением к ответчику, приложив по требованию ответчика проект планировки земельного участка. <дата> года администрацией Череповецкого муниципального района отказано во включении земельного участка с кадастровым номером <№> в границы населенного пункта. Полагают, что ответчик неправомерно уклоняется от принятия решения о включении земельного участка, принадлежащего истцам на праве общей долевой собственности, в границы населенного пункта. Просят признать недействительным решение администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, оформленное письмом от <дата> № <№>; обязать административного ответчика осуществить предусмотренные законом действия по заявлению Сухарева О.И., Сухарева А.И., Сухарева И.Н.

Определением суда от 04 апреля 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Вологодской области, администрация сельского поселения Уломское Череповецкого района Вологодской области.

В судебном заседании административные истцы Сухарев О.И., Сухарев А.И., Сухарев И.Н. требования поддержали. Сухарев О.И. дополнительно пояснил, что в <дата> году по телефону специалисты администрации Череповецкого муниципального района поясняли, что документы возвращены из Вологды на доработку. В <дата> году Управлением Россельхознадзора истцы привлекались к административной ответственности в связи с зарастанием земельного участка растительностью, предписание истцами выполнено.

В судебное заседание представитель административного ответчика - администрации Череповецкого муниципального района не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв, в котором указал, что спорный земельный участок входит в паевые земли и относится к сельскохозяйственным угодьям; для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются. Изменение вида разрешенного использования для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 статьи 7 ФЗ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В соответствии с п.1 ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года, включение земельных участков в границы населённых пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Соответствующие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации были ограничены сроком до 31 декабря 2012 года и обусловлены отсутствием утвержденного генерального плана поселения. Генеральный план Ягницкого сельского поселения утвержден решением Совета Ягницкого сельского поселения от 23.12.2010. В связи с тем, что спорные земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, на которые в соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются, определить (установить) вид разрешённого использования земельных участков не представляется возможным. В рамках полномочий администрацией района подготовлен проект генерального плана сельского поселения Уломское, который находится в стадии согласования и доработки после поступивших замечаний из Правительства области по землям сельскохозяйственного назначения, которые были включены в границы населённого пункта по генеральному плану одного из преобразованных сельских поселения, вошедших в состав вновь образованного сельского поселения Уломское. В отзыве от указал, что по спорному вопросу Правительством Вологодской области уже дано отрицательное заключение (л.д.59-61). Просит в удовлетворении требований Сухареву О.И., Сухареву А.И., Сухареву И.Н. о возложении обязанности по включению земель сельскохозяйственного назначения в районе <адрес> в границы населенного пункта отказать.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц - Правительства Вологодской области, администрации Уломского сельского поселения Череповекого района не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили отзывы и заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, заслушав административных истцов, исследовав материалы дела, представленные суду документы, полагает в удовлетворении требований административных истцов Сухарева О.И., Сухарева А.И., Сухарева И.Н.отказать по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 8 статьи 228 указанного Кодекса при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Как установлено в судебном заседании, на основании свидетельств о государственной регистрации права административные истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 23000 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственных целей, расположенного по адресу: <адрес>, Сухарев А.И. – в 1/4 доле, Сухарев О.И. – в 1/4 доле, Сухарев И.Н. – в 1/2 доле (л.д.19, 20, 21).

<дата> года административные истцы обратились в администрацию Ягницкого сельского поселения Череповецкого района с заявлением о включении данного земельного участка в границы <адрес>.

Письмами администрации Ягницкого сельского поселения от <дата> года сообщено, что при внесении изменений в Генеральный план Ягницкого сельского поселения и при разработке Правил землепользования и застройки Ягницкого сельского поселения пожелания заявителей будут рассмотрены комиссией.

Согласно выписке из протокола №Х заседания комиссии по подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план Ягницкого сельского поселения от <дата> заявления истцов о включении земельного участка с кадастровым номером <№> в границы населенного пункта <адрес> в целях малоэтажного комплексного жилищного строительства учтены.

<дата> года административные истцы обратились с заявлением о внесении изменений при разработке Генерального плана и Правил землепользования и застройки сельского поселения Уломское – включении принадлежащего им на праве общей долевой собственности спорного земельного участка в границы населенного пункта <адрес> с приложением копии протокола от <дата> (л.д.33).

В ответе на данное заявление от <дата> года администрацией Череповецкого муниципального района указано, что согласно решению комиссии по подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план Ягницкого сельского поселения от <дата> года при разработке Генерального плана сельского поселения Уломское предложение заявителей о включении земельного участка с кадастровым номером <№> в границы населенного пункта <адрес> будет учтено.

На повторное обращение административных истцов с аналогичным заявлением от <дата> года с приложенным проектом планировки территории района населенного пункта <адрес> административным ответчиком <дата> года сообщено, что рассмотрение проекта планировки территории района населенного пункта <адрес> будет осуществляться в соответствии со ст.ст.45, 46 Градостроительного кодекса РФ после перевода земельного участка с кадастровым номером <№> из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов (л.д.35).

Согласно представленному истцами проекту планировки территории района населенного пункта <адрес> Череповецкого района, подготовленному ООО «Бюро территориального планирования и землеустройства «Геопроект», территория проектирования – это неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения, на которой предлагается сформировать 10 участков, предусматривающих индивидуальное жилищное строительство, ведение личного подсобного хозяйства. Планируется размещение объектов социально-бытового назначения (площадка для сбора ТБО, КТП).

Письмом администрации Череповецкого муниципального района от <дата> года Сухареву И.Н., Сухареву А.И., Сухареву О.И. сообщено, что согласительной комиссией, созданной для урегулирования разногласий, послуживших основанием для подготовки Правительством Вологодской области постановления от 23.10.<дата> № 942, утвердившего заключение об отказе в согласовании Проекта генерального плана сельского поселения Уломское, принято решение об отказе по вопросу включения земельного участка с кадастровым номером <№> в границы населенного пункта <адрес> на основании позиции Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области. Позиция Департамента обоснована политикой области, направленной на сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, а также Государственной программой «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением правительства области от 22.10.2012 № 1222 (л.д.44).

В установленный законом срок Сухаревы обратились в Череповецкий городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании данного отказа. Определением суда от <дата> года истцам возращено административное исковое заявление, разъяснено право на обращение с данным иском в Череповецкий районный суд Вологодской области (л.д.46).

В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Отношения, возникающие в связи с переводом земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, регулируются земельным и градостроительным законодательством, а также нормами Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

При наличии генеральных планов городских округов изменение границ населенных пунктов в силу части 1.1 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В силу статей 20, 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения (городского округа), схема территориального планирования муниципального района утверждаются представительными органами соответствующего муниципального образования.

Генеральный план Ягницкого сельского поселения утвержден решением Совета Ягницкого сельского поселения от 23.12.2010 № 65.

Согласно правовой позиции, приведенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04 июня 2014 года (ответ на вопрос 5) градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (ч. 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ".

Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель. Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Статьей 84 Земельного кодекса РФ определено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Исходя из системного анализа приведенных выше норм права, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

В соответствии с положениями статей 42, 77, 79 Земельного кодекса РФ, статьи 1 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" для сельскохозяйственных угодий установлен особый режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения на них строений; сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Государственная политика Вологодской области направлена на сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения. Одним из направлений Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства области от 22 октября 2012 года № 1222 является предотвращение выбытия сельскохозяйственных земель из оборота.

Суд учитывает, что перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов с включением земельного участка в границы населенного пункта влечет за собой возложение дополнительных обязанностей на органы местного самоуправления в части обеспечения данного населенного пункта тепло-, водо- и газоснабжением, дорогами, инфраструктурой.

В рамках предоставленных полномочий административным ответчиком подготовлен проект генерального плана сельского поселения Уломское Череповецкого муниципального района Вологодской области, который находится в стадии согласования и доработки. При утверждении генерального плана сельского поседения принятие отдельного акта о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в порядке, предусмотренном статьей 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" не требуется.

При указанных обстоятельствах у администрации Череповецкого муниципального района, с учетом планирования территориального и градостроительного развития района и сельского поселения Уломское, потребностей в жилищном и дачном строительстве, имелись полномочия и основания для отказа в удовлетворении заявления истцов о включении принадлежащего им земельного участка площадью 23000 кв.м. из категории земли сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта в целях дальнейшего малоэтажного комплексного жилищного строительства.

С учетом изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований административных истцов о признании незаконным отказа о включении земельного участка в границы населенного пункта от <дата> года, возложении обязанности осуществить действия по заявлению о включении земельного участка в границы населенного пункта в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении требований административных истцов Сухарева О.И., Сухарева А.И., Сухарева И.Н. к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области о признании незаконным отказа о включении земельного участка в границы населенного пункта № <№> от <дата> года, возложении обязанности осуществить действия по заявлению о включении земельного участка в границы населенного пункта - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.Г. Савилова

Решение в окончательной форме изготовлено 24 апреля 2018 года.

Согласовано

Судья Череповецкого районного суда О.Г. Савилова