ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3954/2023 от 29.11.2023 Чеховского городского суда (Московская область)

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г.Чехов

Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Трифаненковой А.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3, ФИО4, действующей в своих интересах и в интересах ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Филиалу № 4 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия, обязании подтвердить удаление персональных данных, имеющихся в учетных записях ЕСИА и ЕПДУ,

установил:

ФИО3, ФИО4, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2, обратились в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Филиалу № 4 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия оператора персональных данных Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по составлению подтверждающих актов об удалении персональных данных Административных истцов –неправомерным, возложении обязанность на оператора персональных данных - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации восстановить права субъектов персональных данных: ФИО3, ФИО4, ФИО2, путем подтверждения соответствующими актами с приложением об удалении всех персональных данных имеющихся в учетных записях ЕСИА и ЕПДУ.

Свои требования мотивирует тем, что ФИО3, ФИО4, граждане РФ обратились в Филиал № 4 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области, с требованием удалить учетные записи ЕСИА и ЕПДУ и всю персональную информацию хранящуюся там из-за участившихся попыток мошеннических действий и взлома почтовых ящиков. Получив разъяснение из МКУ «МФЦ ГО г. Чехов», что только у вышеуказанного оператора персональных данных на территории г.о. Чехов имеется соответствующий доступ для удаления. Обратившись в данную организацию, подали по установленному в организации образцу подписанное соответствующее заявление, включая все необходимые персональные данные для удаления учетные записи ЕСИА и ЕПДУ и всей персональной информации там хранящейся. Однако получили только словесное подтверждение из окошка оператора, что все данные удалены, - никаких нормативно-правовых документов составлено не было. В связи с чем административные истцы были вынуждены обратиться в суд.

Административный истец, ФИО3, в судебное заседание не явился, извещен, направил в адрес суда ходатайство об отложении слушания дела.

Административный истец, ФИО4, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2, в судебное заседание не явилась, извещена, направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Административный ответчик, представитель Филиала № 4 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, по доверенности ФИО7, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве на заявленные требования.

Административный ответчик, представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в судебное заседание не явился, извещен.

Заинтересованные лица, представители Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Управления Роскомнадзора по Центральному Федеральному округу, в судебное заседание не явились, извещены.

При таких обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца ФИО3,учитывая при этом, что последний надлежаще извещен судом о дне слушания дела /л.д.108/

Заслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, проверив их, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", которым определены условия обработки персональных данных (статья 1).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" персональными данными признается любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В силу ч. 1 ст. 9 Закона о персональных данных, субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратился в клиентскую службу Филиала № 4 ОСФР по г. Москве и Московской области с заявлением на удаление учетной записи пользователя в Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 и ФИО2 обратились в клиентскую службу Филиала № 4 ОСФР по г. Москве и Московской области с заявлением на удаление учетной записи пользователя в Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Порядок действий оператора Центра обслуживания ЕСИА по удалению учетной записи пользователя ЕСИА определен в разделе 3.10 Руководства оператора Центра обслуживания ЕСИА.

Согласно данного раздела после принятия заявления от пользователя на удаление учетной записи ЕСИА, оператор ЦО должен распечатать квитанцию, содержащую информацию об операции удаления учетной записи, и передать ее заявителю.

С данной квитанцией заявитель может обратиться в Центр обслуживания для проверки статуса операции.

Указанные квитанции были выданы административным истцам, что последними не оспаривалось.

Согласно письменным объяснениям Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, по предоставленным в Министерство контактным данным (номер телефона: , адрес электронной почты: <данные изъяты>, фамилии, имени и отчеству) не удалось обнаружить учетную запись ФИО3

Также, Министерство отмечает, что в соответствии с Законом о персональных данных после удаления учетной записи в ЕСИА из базы данных удаляется вся информация прямо или косвенно относящаяся к пользователю.

Министерство также сообщило, что предоставить акт об уничтожении персональных данных из ЕСИА не представляется возможным в связи с тем, что по предоставленным данным учетная запись не найдена.

Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходит из того, что в настоящее время учетные записи ФИО3, ФИО4, действующей в своих интересах и в интересах ФИО2 удалены.

Также стоит отметить, что территориальные органы Социального Фонда России являются Центром обслуживания федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (ЕСИА).

Операторы Центра обслуживания ЕСИА осуществляют следующие операции с учетными записями пользователей; поиск, регистрация, подтверждение, переподтверждение, удаление, восстановление доступа, добавление ребенка, проверка состояния операции по квитанции.

Территориальные органы СФР являются участниками информационного взаимодействия с использованием ЕСИА, в обязанности которых входит соблюдение Технических требования к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 23 июня 2015 г. № 210, а также Требований к федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», Утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011г. № 977.

Соответственно, административным ответчиком не допущено незаконных действий (бездействия) при рассмотрении обращений административных истцов и нарушения их прав и законных интересов.

При этом ФИО3 и ФИО4 были выданы квитанции, содержащие информацию об операции удаления учетных записей, которые подготовлены с соблюдением установленного порядка, что не нарушает прав административных истцов.

Исходя из положений ст. 227 КАС Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, требования ФИО3, ФИО4, действующей в своих интересах и в интересах ФИО2 не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд, -

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3, ФИО4, действующей в своих интересах и в интересах ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Филиалу № 4 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия, обязании подтвердить удаление персональных данных, имеющихся в учетных записях ЕСИА и ЕПДУ – отказать

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>