ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3958/16 от 26.09.2016 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2а-3958/2016

РЕШЕНИЕ

по административному делу

Именем Российской Федерации

26 сентября 2016 года

Ленинский районный суд города Смоленска

Под председательством судьи Куделиной И.А.

При секретаре Жигаевой И.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 ФИО2 об оспаривании решения должностного лица Управления Росреестра по Смоленской области,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным иском об оспаривании решения должностного лица Управления Росреестра по Смоленской области, указав следующее.

Решением Промышленного районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1, ФИО2 признано право совместной собственности на <данные изъяты> долей в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о регистрации права собственности.

Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации права собственности им было отказано со ссылкой на то, что имущество не может находиться одновременно в совместной и долевой собственности.

С данным решением административные истцы не согласны. Имущество, на которое признано право собственности административных истцов, является совместной собственностью супругов, что не противоречит нормам ст.244 ГК РФ. Управление Росреестра уклонилось от исполнения решения суда.

Просят суд обязать Управление Росреестра по Смоленской области произвести регистрацию права совместной собственности ФИО1, ФИО2 на <данные изъяты> долей в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель административных истцов ФИО3 поддержал заявленное требование.

Представитель Управления Росреестра по Смоленской области ФИО4 административный иск не признала. Пояснила суду, что в соответствии со ст.244 ГК РФ имущество может находиться в собственности нескольких лиц с определением долей либо без определения долей. Поскольку собственником 4/9 долей в общей собственности на земельный участок является ФИО5, то данный объект может находиться в собственности нескольких лиц с определением долей каждого из участников общей собственности. Имущество не может быть объектом одновременно общей совместной и долевой собственности. Даже технически такую запись невозможно внести в ЕГРП. Росреестр не уполномочен самостоятельно определять размер долей заявителей. В своем заявлении они просили зарегистрировать право совместной собственности без установления долей. Поскольку регистрация осуществляется на основании судебного акта, ее приостановление не допускается.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1 ст.219 КАС РФ).

Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с п.1 ст.2 ФЗ РФ от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы (ч.1 ст.9 ФЗ РФ от 01.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии и пр.

Государственный регистратор - это должностное лицо Росреестра, уполномоченное на принятие решения о государственной регистрации прав.

Судом установлено, что решением Промышленного районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО1, ФИО2 признано право совместной собственности на <данные изъяты> долей в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>; за ФИО5 признано право на <данные изъяты> долей в праве общей собственности на указанный земельный участок.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2 обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок.

К заявлению прилагалось решение суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Исходящим от ДД.ММ.ГГГГ государственный регистратор ФИО6 сообщила заявителям об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок на основании абз.4 п.1 ст.20 ФЗ.

Оценивая правомерность оспариваемого решения должностного лица Управления Росреестра по Смоленской области, суд исходит из следующего.

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч.1 ст.3 ФЗ РФ от 01.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - орган нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав).

Согласно ч.1, ч.2 ст.16 Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В силу абз.4 ч.1 ст.20 Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (ч.1 ст.18 Закона).

Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав (ст.17 Закона).

Согласно ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Как разъяснено в п.53 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП согласно Закону о регистрации.

Изложенное свидетельствует о том, что государственный регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт. Отказ в государственной регистрации права в этом случае является незаконным.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.227, 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1, ФИО2 удовлетворить.

Признать сообщение государственного регистратора ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности ФИО1, ФИО2 не соответствующим абз.4 п.1 ст.20 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Обязать Управление Росреестра по Смоленской области произвести государственную регистрацию права совместной собственности ФИО1, ФИО2 на основании заявления о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.А.Куделина

Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2016.