ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3958/2022 от 10.08.2022 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №2а-3958/2022

64RS0045-01-2022-006518-33

Решение

Именем Российской Федерации

10 августа 2022 года г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Гурылевой Е.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бакровым А.А.,

с участием представителя административных истцов ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5, ФИО6, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты,

установил:

ФИО5, ФИО6, действующих в своих интересах и интересах ФИО1, ФИО2, обратились в суд с административным иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты, о возложении обязанности произвести социальную выплату. Административные исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административные истцы заключили договор о паевом участии в строительстве жилого дома по <адрес>, по условиям которого кооператив обязался по окончании строительства и после сдачи дома в эксплуатацию после оплаты паевого и организационных взносов передать пайщикам однокомнатную <адрес>, общей площадью 36,51 кв.м без учета лоджии в размере 1,71 кв.м, расположенную на 3 этаже. Исполнение обязательств по оплате подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ. Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требования административных истцов о признании права собственности на квартиру оставлены без удовлетворения, признано право собственности ФИО7 на квартиру. Приговором Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ председатель ЖСК «Северный» ФИО8 признана виновной в совершении преступлений в отношении граждан, оплативших паевые взносы. По уголовному делу потерпевшими также признаны ФИО5, ФИО6 Уведомлениями , 140, 141, 142 от ДД.ММ.ГГГГ административным истцам отказано в предоставлении меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, поскольку отсутствуют доказательства оплаты и постановление о признании потерпевшими по уголовному делу. Поскольку решение является незаконным и необоснованным, просят признать незаконным отказ административного ответчика в предоставлении ФИО5, ФИО6, действующим в своих интересах и интересах ФИО1, ФИО2, социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.

Административные истцы ФИО5, ФИО6, действующие в своих интересах и интересах ФИО1, ФИО2, представитель заинтересованного лица ЖСК «Северный» в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ЖСК «Северный» в лице председателя ФИО8 и ФИО6, ФИО5, действующей в своих интересах и интересах ФИО1, ФИО2, заключен договор о паевом участии в строительстве жилого дома по <адрес>. Согласно п. 1.1 договора предметом договора являются порядок и условия внесения пайщиками взносов для оплаты строительства <адрес>, общей площадью 36,51 кв.м, расположенной на третьем этаже десятиэтажного дома в долях по 25%. Общая стоимость паевого взноса за жилое помещение составляет 1060000 руб., путем оплаты 606974 при подписании договора и 453026 руб. за счет средств материнского капитала. В подтверждение оплаты в материалы дела представлены квитанция к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ об оплате 606974 руб., с отметкой о принятии денежных средств председателем ЖСК «Северный» ФИО8, а также справкой ГУ-УПФ Российской Федерации в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о перечислении средств материнского капитала в размере 453026 руб.

Согласно справке ЖСК «Северный», подписанной председателем ФИО8, от ДД.ММ.ГГГГ административными истцами внесены денежные средства в размере 1060000 руб. в счет полной оплаты паевого взноса.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу установлено, что квартира была передана как административным истца, так и ФИО7, признано право собственности на квартиру за К.И.ВБ., требования ФИО6, ФИО5, действующей в своих интересах и интересах ФИО1, ФИО2, о признании права собственности на квартиру оставлены без удовлетворения.

Постановлением следователя от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 была признана потерпевшей по уголовному делу. Приговором Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ председатель ЖСК «Северный» ФИО8 была признан виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 и ч. 4 ст. 159 УК РФ, в том числе по эпизоду хищения денежных средств у ФИО5

Вступивши в законную силу приговором суда установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. ФИО8, находясь в <адрес>, организовала изготовление и подписание договора о паевом участии в строительстве жилого дома по <адрес> между ЖСК «Северный» с одной стороны и Г.Н.ЮБ., ФИО6 с другой, в соответствии с которым, последние за денежные средства в сумме 1060000руб. приобрели у кооператива в том числе, за счет средств материнского капитала имущественное право на жилое помещение . После чего, ФИО5 и ФИО6, будучи введенные в заблуждение относительно наличия у ЖСК «Северный» необременённого имущественного права на жилое помещение, в указанные время и месте, подписали договор, передали ФИО8 в качестве оплаты первоначального взноса денежные средства в общей сумме 606974 руб., которые последняя похитила и распорядилась ими по своему усмотрению. ДД.ММ.ГГГГ отделением Пенсионного фонда РФ по <адрес> через Управление Федерального казначейства по <адрес> расположенного по адресу: <адрес>, 1/6 со счета .810.2.63111000044 открытого в Отделении Банка России по <адрес> по адресу: <адрес>,на расчетный счет ЖСК «Северный» , открытый в ОАО АКБ «Газнефтьбанк», <адрес>, пр.50 лет Октября, <адрес>, в счет оплаты указанного паевого договора, перечислены денежные средства материнского капитала выданного ФИО5 в сумме 453026 руб., которые ФИО8 похитила и распорядилась ими по своему усмотрению. ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> введён в эксплуатацию, на основании распоряжения Комитета по градостроительной политике МО «<адрес>» А от ДД.ММ.ГГГГг. указанному жилому дому присвоен адрес: <адрес>. После сдачи жилого дома в эксплуатацию ФИО8 от фактической передачи ФИО5 и ФИО6 жилого помещения в указанном доме уклонилась, надлежащими документами для регистрации права собственности на жилое помещение не обеспечила, договор паевого участия не расторгла, оплаченные последними в качестве паевого взноса денежные средства не возвратила. На основании финансовых документов ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> признал право собственности на <адрес> за ФИО7 Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ<адрес> этом, ФИО7, зарегистрировать право собственности на указанное помещение в регистрирующем органе не смог, по причине продажи ФИО8 одного помещения разным покупателям. Тем самым, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 с использованием своего служебного положения председателя ЖСК «Северный» путем обмана похитила денежные средства в сумме 1 060 000 руб., принадлежащие ФИО5 и ФИО6 Приговором суда постановлено взыскать с ФИО8 в пользу ФИО5 в счет возмещения материального ущерба 1060000 рублей.

Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>-Р от ДД.ММ.ГГГГ административные истцы были включен в региональный реестр пострадавших граждан, реализовали право на обращение к административному ответчику с заявлением о предоставлении социальной выплаты.

Согласно ответу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ заявителям отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в связи с непредставлением платежных документов на оплату по договору.

Согласно ст. 23 Федерального закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» уполномоченный орган устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Защита права на жилище граждан - участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области, пострадавших от действий (бездействия) строительных организаций, осуществляется в соответствии с положениями Закона Саратовской области от 02.08.2012 № 122-ЗСО «О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области».

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется гражданам - участникам строительства, включенным в региональный реестр пострадавших граждан в соответствии со статьей 5.1 настоящего Закона, а также гражданам - участникам строительства, включенным в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, на день вступления в силу Федерального закона от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, с учетом очередности объектов строительства, для строительства которых были привлечены денежные средства указанных граждан, определяемой Правительством области исходя из преимущества объектов строительства с наибольшим количеством граждан, указанных в части 1 настоящей статьи.

В силу ч.ч. 1, 1.1 ст. 5.1 Закона Саратовской области в соответствии с федеральным законодательством для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории области, включенных в единый реестр проблемных объектов, указанный в статье 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - единый реестр проблемных объектов), а также для строительства многоквартирных домов на территории области, в отношении которых граждане включены в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, на день вступления в силу Федерального закона от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - федеральный реестр пострадавших граждан), Губернатор области утверждает соответствующий план-график реализации таких мероприятий.

В целях обеспечения реализации мер содействия в восстановлении нарушенных прав на жилище участников строительства в рамках реализации масштабных инвестиционных проектов в соответствии со статьей 5.2 настоящего Закона уполномоченный орган в порядке, определенном Правительством области, ведет реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и которые признаны пострадавшими в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи (далее - региональный реестр пострадавших граждан).

Согласно ч. 1.2 ст. 5.1 Закона в целях ведения регионального реестра пострадавших граждан пострадавшим может быть признан гражданин:

чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории области, который на момент такого привлечения денежных средств не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;

надлежащим образом полностью исполнивший обязательства по оплате денежных средств по договору, направленному на привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома с последующим возникновением у гражданина права собственности на жилое помещение в таком многоквартирном доме в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор), либо по соглашению (договору) об уступке прав требований по договору;

чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории области, не включенного в единый реестр проблемных объектов, или не состоящий в региональном реестре пострадавших граждан в отношении одного и того же и (или) иного объекта незавершенного строительства (далее - для целей настоящей статьи пострадавший гражданин);

одновременно с вышеуказанным соответствующий одному или нескольким критериям:

а) привлечение денежных средств пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого не начато до дня истечения срока передачи жилого помещения, установленного договором, или приостановлено на срок более девяти месяцев со дня истечения срока передачи жилого помещения, установленного договором;

б) привлечение денежных средств пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, в отношении которого выдано заключение уполномоченных органов о несоответствии процессов строительства многоквартирного дома требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, что препятствует вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок жилое помещение в многоквартирном доме не будет передано пострадавшему гражданину;

в) признание пострадавшего гражданина потерпевшим в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках уголовного дела по факту нарушения прав граждан, повлекшего неполучение пострадавшим гражданином жилого помещения, при наличии вступившего в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлекшим денежные средства пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома;

г) установление в судебном решении факта нарушения прав пострадавшего гражданина в связи с привлечением застройщиком или иным лицом денежных средств для строительства многоквартирного дома двух или более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе многоквартирного дома, и неисполнения перед пострадавшим гражданином обязательства по передаче такого жилого помещения либо по возврату в полном объеме денежных средств в связи с невозможностью передачи такого жилого помещения;

д) наличие не исполненного перед пострадавшим гражданином обязательства по передаче жилого помещения либо по возврату денежных средств в связи с невозможностью передачи такого жилого помещения или денежных средств застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, признанным несостоятельным (банкротом) и в отношении которого завершена процедура конкурсного производства, либо застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, ликвидированным или исключенным из единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в установленном законом порядке.

Порядок предоставления органом исполнительной власти области, уполномоченным на осуществление решения регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения (далее - социальная выплата) гражданам - участникам строительства, включенным в региональный реестр пострадавших граждан в соответствии со статьей 5.1 Закона Саратовской области "О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области", а также гражданам - участникам строительства, включенным в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, на день вступления в силу Федерального закона от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяется Положения о порядке предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения (далее Положение), утвержденным Постановлением Правительства Саратовской области от 01.04.2022 N 238-П.

В силу п. 4 Положения участник строительства обращается в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении социальной выплаты по форме согласно приложению к настоящему Положению с приложением к нему следующих документов: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность участника строительства; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность представителя участника строительства, а также нотариально удостоверенная доверенность, доверенность, приравненная к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством (в случае представления документов представителем участника строительства); информация о банковских реквизитах для перечисления уполномоченным органом социальной выплаты, выполненная машинописным способом и подписанная заявителем (включая расшифровку подписи) или представителем заявителя (при наличии соответствующих полномочий).

В предоставлении социальной выплаты государственный орган отказывает, если:

1) статус обратившегося не соответствует требованиям статьи <адрес> "О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории <адрес>";

2) участником строительства не представлены документы, указанные в пункте 4 настоящего Положения (п. 11 Положения).

Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что какие-либо новые обстоятельства после включения административных истцов в региональный реестр пострадавших граждан не установлены, ранее министерством принято решение о наличии оснований для включения заявителей в реестр и наличии производного права на получение социальной выплаты.

При этом возражения административного ответчика о том, что представленные документы не являются первичными бухгалтерскими документами, не подтверждают законность оспариваемых решений, поскольку Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Указание Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-У в совокупности в требованиями процессуального закона доказательствам позволяют сделать вывод о том, что первичные бухгалтерские документы не являются исключительными доказательствами, подтверждающими оплату по договору участия в строительстве многоквартирного дома.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, исходя из приведенных положений закона, суд приходит к выводу о незаконности отказа министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, об удовлетворении административных исковых требований ФИО5, ФИО6, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты и возложении обязанности повторно рассмотреть заявления о предоставлении социальной выплаты с учетом установленных обстоятельств. При этом требования о возложении обязанности произвести выплату не подлежат удовлетворению, поскольку отнесено к компетенции органа исполнительной власти, в том числе требует рассмотрения вопроса о размере такой выплаты.

Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО5, ФИО6, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным отказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным отказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения ФИО5, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным отказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения ФИО5, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> повторно рассмотреть заявления о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения ФИО6, ФИО5, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения – 24 августа 2022 года.

Судья Е.Ю. Гурылева