Дело № 2а-395/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2021 года город Челябинск
Советский районный суд города Челябинска в составе председательствующего судьи Волуйских И.И., при ведении протокола секретарем Андреевой А.Р. рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Верзун Н.А. к Администрации города Челябинска об оспаривании уведомления,
УСТАНОВИЛ:
Верзун Н.А. обратилась в Советский районный суд города Челябинска с административным иском к Администрации города Челябинска (далее также - Администрация) в котором просила признать незаконным отказ в выдаче разрешение на строительство от 29 июля 2020 года № на строительство индивидуального жилого дома и возложить обязанность выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <адрес>
В обоснование административного иска Верзун Н.А. указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. 29 июля 2020 года Администрация направила Верзун Н.А. уведомление № № в котором указала на несоответствие указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции индивидуального жилого дома параметров. Указанное несоответствие заключается в том, что в соответствии с генпланом города Челябинска участок расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги. Согласно пункту 8.20 СП 42.13330.2011 жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 метров. А в соответствии с СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне железной дороги не допускается размещать жилую застройку. По мнению административного истца положениями статьей 40,43 Земельного кодекса РФ собственнику земельного участка предоставлено право на возведение строений на земельном участке. В соответствии с СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона устанавливается исходя из расчета класса опасности сооружения (железной дороги), уровня его воздействия на здоровье человека и прочих факторов, а также данная зона устанавливается на основании постановления уполномоченного лица. В рассматриваемом случает, доказательств того, что санитарно-защитная зона была установлена в соответствии с требованием действующего законодательства не представлено, в связи с чем отказ в выдаче разрешения на строительство не законен.
Администрация в письменном отзыве указала, что на при принятии оспариваемого уведомления руководствовалась нормами действующего законодательства, в частности требованиями пункта 8.20 СП 42.13330.2011 и пункта 5.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, по смыслу которых выдача разрешений на строительство в санитарно-защитной зоне железной дороги не допустимо
Определением суда, отраженным в протоколе судебного заседания от 15 декабря 2020 года, к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ОАО «РЖД», в адрес которого был направлен судебный запрос.
В ответе на судебный запрос ОАО «РЖД» указало, что в соответствии с пунктом 4.10.4.5 Постановления Госкомстроя РФ от 27 сентября 2003 года № жилую застройку необходимо отделять от железнодорожной линии и станций защитной зоной шириной не менее 100 метров.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Астахов Д.С. поддержал заявленные требования в полном объеме. Верзун Н.А. на рассмотрение дела не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель Администрации города Челябинска просила отказать в удовлетворении административного иска.
Заинтересованное лицо – ОАО «РЖД» на рассмотрение дела представителей не направило, извещено.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Верзун Н.А. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, относящийся к землям населенных пунктов с разрешенным использованием «для строительства индивидуального жилого дома».
На земельном участке расположен жилой дом 1951 года постройки, площадью 42,1 кв.м., с кадастровым номером № права на который не зарегистрированы в установленном законно порядке.
24 июля 2020 года административный истец представила в Администрацию уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров индивидуального жилищного строительства или садового дома. В котором указывала на строительство индивидуального жилого двухэтажного дома, площадью № кв.м., на земельном участке с кадастровым номером №
По результатам рассмотрения данного уведомления Администрация приняла уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участка от 29 июля 2020 года №
Несоответствие параметрам строительства заключалось в том, что в соответствии с генпланом города Челябинска участок расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги. Согласно пункту № жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 метров. А в соответствии с СанПин № в санитарно-защитной зоне железной дороги не допускается размещать жилую застройку.
Данное уведомление, поименованное в просительной части как отказ в выдаче разрешения на строительство, оспаривается в рамках настоящего дела.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Возможность оспаривания действий (бездействия) должностных лиц органов местного самоуправления предусмотрена также статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ.
При этом, для признания действий должностного лица не соответствующими закону, административный истец в силу пунктов 1, 2 части 9, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязан доказать факт нарушения прав, свобод и законных интересов непосредственно его или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также срока обращения за судебной защитой.
На административном ответчике, в свою очередь, лежит обязанность доказывания соблюдения им требований нормативных правовых актов в части наличия у него полномочия на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); соблюдения порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; наличия основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (статья 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Уведомительный порядок согласования индивидуального жилищного строительства регламентирован статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (часть 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Уведомление о несоответствии направляется застройщику, в частности, в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта ИЖС или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 1 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 данного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно статьям 18, 19, 20 Градостроительного кодекса РФ в полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов входит принятие документов территориального планирования, к которым относятся Правила землепользования и застройки и генеральный план.
В соответствии с пунктом 1 части 3, пунктом 2 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ в состав генерального плана городского округа входит в том числе положение о территориальном планировании, которое включает в себя параметры функциональных зон.
Из представленных графических выкопировок следует, что земельный участок истца расположен в 30 метрах от железнодорожной линии.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 820 был утвержден "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (далее - Свод правил), отдельные положения которого включены в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521 Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521 Перечень национальных стандартов и сводов правил действовал до 01 августа 2020 года, то есть был обязателен для применения в момент принятия оспариваемого уведомления (31 июля 2020 года)
В соответствии с пунктом 8.20 СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010 года N 820, жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути.
Из указанного следует, что вывод администрации о том, что земельный участок административного истца расположен в границах санитарно-защитной зоной железнодорожного пути обоснован.
Пунктом 5.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что в санитарно-защитной зоне железной дороги не допускается размещать жилую застройку.
Согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Из указанного следует, что истец не лишен возможности использования уже расположенного на земельном участке жилого дома, в том числе на проведение его капитального ремонта, но не на строительство нового жилого дома либо реконструкции.
На основании изложенного оспариваемое уведомление является законным и обоснованным, а административный иск не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Верзун Н.А. о признании недействительным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участка от 29 июля 2020 года № № и возложении обязанности по выдаче разрешения на строительство, отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд города Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Волуйских И.И.