ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3960/18 от 16.08.2018 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу 2а-3960/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Сочи 16 августа 2018 года

Судья Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края Афонькина А.И.

при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи административное дело по иску административного истца Наапетяна Г. В. к административному ответчику Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об исключении из ЕГРЮЛ

установил:

Административный истец Наапетян Г. В. обратился в суд с иском к административному ответчику Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об исключении из ЕГРЮЛ Дачного некоммерческого товарищества «Альянс» ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования обосновывает тем, что товарищество было зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №16 по Краснодарскому краю на основании решения исполнительного комитета Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ и постановления главы администрации главы от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ. и постановления главы администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Краснодарскому краю г. Сочи в ЕГРЮЛ была внесена запись о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ.

Административный истец обратился в УФНС России по Краснодарскому краю с заявлением о разрешении возобновить деятельность ДНТ «Альянс». Однако ему было отказано в восстановлении записи в ЕГРЮЛ, основанием для принятия Межрайонной ИФНС России по Краснодарскому краю решения от ДД.ММ.ГГГГ послужили: справки от ДД.ММ.ГГГГ о непредставлении в течении последних двенадцати месяцев документов отчетности и справка от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии сведений об открытых банковских счетах.

Однако уведомление, решение и другие документы, касающиеся ликвидации ДНТ «Альянс» в адрес юридического лица не высылались, в связи с чем невозможно было предоставить документы, опровергающие сведения налогового органа. При этом ознакомиться с уведомлениями и решением опубликованным инспекцией в журнале «Вестник государственной регистрации» не представляется также возможным. Такое юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом № 129-ФЗ, то есть по решению регистрирующего органа. Процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Вместе с тем, регистрирующий орган не может ограничиваться только фактами отсутствия операций по банковским счетам и непредставления отчетности. Регистрирующий орган должен собрать максимальное количество доказательств, позволяющих классифицировать юридическое лицо как недействующее

ДНТ «Альянс» является некоммерческой организацией и осуществляет платежи в наличной форме, не открывая расчетные счета в кредитных учреждениях. Таким образом, ДНТ «Альянс» на момент исключения из ЕГРЮЛ являлся действующим юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.

Также просят восстановить пропущенный срок для обжалования решения Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 7 по Краснодарскому краю города Сочи ДД.ММ.ГГГГ по причине того, что каких-либо извещений и уведомлений получено не было.

Более того деятельность и отчетность была приостановлена в связи с ДТП с участием бывшего председателя, Гороховой Н. П., в дальнейшем Горохова Н.П. дела передала новому председателю Наапетяну Г. В., согласно Протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих», принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положения части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ, срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.

Пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.

Согласно п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключение юридического лица из ЕГРЮЛ возможно при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 названной статьи признаков недействующего юридического лица.

В силу пунктов 3, 4 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.

Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

В соответствии с п. 8 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 года №67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц», в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо).

Такое юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», то есть по решению регистрирующего органа.

Процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.

Вместе с тем, из постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 года № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» и пункта 1.2 Методических рекомендаций по организации работы регистрирующих (налоговых) органов по реализации положений Федерального закона от 02.07.2005 года №83-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ст.49 ГК РФ следует, что регистрирующий орган не может ограничиваться только фактами отсутствия операций по банковским счетам и непредставления отчетности.

Регистрирующий орган должен собрать максимальное количество доказательств, позволяющих классифицировать юридическое лицо как недействующее.

Кроме того, из положений Федеральный закон от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не следует, что наличие совокупности признаков недействующего юридического лица императивно влечет исключение отвечающего им юридического лица из ЕГРЮЛ. Нормы статьи 21.1 Федеральный закон от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» направлены на исключение из реестра юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность.

Отсутствие расчетного счета не может являться основанием для признания недействующим юридическим лицом, поскольку отсутствие расчетного счета у юридического лица не является равнозначным понятию «отсутствия операций хотя бы по одному банковскому счету».

Таким образом, ДНТ «Альянс» на момент исключения из Единого Государственного реестра юридических лиц, являлось действующим юридическим лицом, осуществляющий свою деятельность.

Данными неправомерными действиями налогового органа нарушены права и законные ДНТ «Альянс», в связи с чем административный истец просит признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Краснодарскому краю города Сочи 28.02.2007 года об исключении как прекратившего свою деятельность юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ Дачное некоммерческое товарищество «Альянс» и обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №7 по Краснодарскому краю города Сочи аннулировать в Едином Государственном реестре юридических лиц запись о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ Дачного некоммерческого товарищества «Альянс» от ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании представитель Наапетяна Г.В. по доверенности Архангельская Е.О. исковые требования поддерживала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Кроме того, пояснила, что срок на обращение в суд ими не пропущен, так как им не было известно об исключении ДНТ «Альянс» из ЕГРЮЛ как прекратившего свою деятельность.

Представитель административного ответчика в суд не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще, направили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, с исковыми требованиями не согласны, кроме того, просили применить последствия пропуска срока исковой давности.

Представитель заинтересованного лица – межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Краснодарскому краю в суд не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца, её доводы и возражения, суд в удовлетворении исковых требований отказывает по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Наапетян Г.В. является членом ДНТ «Альянс», что подтверждается списком членов товарищества (л.д.39-47).

ДНТ «Альянс» было зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №16 по Краснодарскому краю на основании решения исполнительного комитета Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ и постановления главы администрации главы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. и постановления главы администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ

Товарищество было поставлено на налоговый учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35), что подтверждается свидетельством о постановке на учет и ДД.ММ.ГГГГ была внесена запись в ЕГРЮЛ (л.д.36).

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ Дачное некоммерческое товарищество «Альянс» прекратило деятельность в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 ФЗ от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о чем ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Краснодарскому краю г. Сочи в ЕГРЮЛ была внесена запись.

Наапетян Г.В. обратился с заявлением о признании недействительным Решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, считая его незаконным, с чем суд не может согласиться по следующим основаниям.

Так, условия, порядок и сроки проведения процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, прекратившего свою деятельность (на момент принятия решения об исключении из ЕГРЮЛ), прекращении, регламентированы статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ).

Обязательными и достаточными условиями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра являются: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление в течение указанного периода операций хотя бы по одному банковскому счету.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым указанного пункта. Решение о предстоящем исключении обязательно опубликовывается в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, - в «Вестнике государственной регистрации».

Законодательством установлено, что лица, чьи законные интересы затрагиваются в связи с исключением организации из ЕГРЮЛ, в течение трех месяцев со дня публикации решения о предстоящем исключении могут представить в регистрирующий орган соответствующее заявление в произвольной форме. В случае поступления такого заявления процедура исключения из ЕГРЮЛ организации в административном порядке прекращается. Если в течение указанного срока в регистрирующий орган заявления не поступали, юридическое лицо исключается из ЕГРЮЛ.

В целях защиты своего бизнеса, используя принцип должной осмотрительности и осторожности, в целях проверки сведений об осуществлении деятельности юридическим лицом, а также во избежание исключения недействующих юридических лиц, при котором могут быть затронуты права и законные интересы заинтересованных лиц, необходимо пользоваться сведениями, размещаемыми в «Вестнике государственной регистрации» и в целом интернет-сервисами сайта ФНС России - www.nalog.ru.

Публикация данной записи Инспекцией произведена в журнале «Вестник государственной регистрации» от ДД.ММ.ГГГГ. Заявлений, возражений в течение трех месяцев от Товарищества, либо иных лиц в Налоговый орган не поступало.

Запись в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении ДНТ «Альянс» внесена МИФНС №7 по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.

В соответствии с п.3 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Доводы истца в части не уведомления его о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ является необоснованными, поскольку действующее законодательство, (также и в редакции 2006-2008 года), не предусматривает какое-либо извещение кредиторов исключаемого юридического лица, кроме как посредством публикации соответствующих сведений в журнале «Вестник государственной регистрации».

Согласно п. 3 ст. 11 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для государственной регистрации срока, в соответствии с указанным заявителем в представленном при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении способом получения документов выдает заявителю либо его представителю по доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляет по почте документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Однако положения данной статьи не относятся к процедуре, предусмотренной ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, а так же не предусматривают направление свидетельства о внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ ввиду того, что оно не выдается.

С учетом изложенного, суд считает, что действия Налогового органа, связанные с внесением записи в ЕГРЮЛ об исключении ДНТ «Альянс», как недействующего юридического лица, соответствуют Закону № 129-ФЗ, т.е. являются правомерными.

В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Вместе с тем, п. 8 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, соблюдены ли сроки обращения в суд (пункт 2).

Частью 8 статьи 219 КАС РФ установлено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Представитель административного ответчика полагает, что срок обращения в суд пропущен истцом без уважительных причин и просит о применении последствий его пропуска.

Представитель административного истца считает, что срок Наапетяном Г.В. не пропущен, так как о нарушении своего права истец узнал только в 2017 году.

Однако суд полагает, что административным истцом срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, поскольку используя принцип должной осмотрительности и осторожности, в целях проверки сведений об осуществлении деятельности юридическим лицом, а также во избежание исключения недействующих юридических лиц, при котором могут быть затронуты права и законные интересы заинтересованных лиц, необходимо пользоваться сведениями, размещаемыми в «Вестнике государственной регистрации» и в целом интернет-сервисами сайта ФНС России - www.nalog.ru.

Публикация данной записи Инспекцией произведена в журнале «Вестник государственной регистрации» от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец имел доступ к информации и должен был узнать о нарушении своего права с ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем Наапетян Г.В. обратился в Центральный районный суд г.Сочи с настоящим административным иском только ДД.ММ.ГГГГ., то есть с пропуском установленного законом срока, при этом доказательств, подтверждающих пропуск указанного срока по уважительным причинам, суду не представлено. Ссылку представителя административного истца на то обстоятельство, что ознакомиться с уведомлениями и решением опубликованным инспекцией в журнале «Вестник государственной регистрации» не представлялось возможным, суд считает не состоятельным, так как данный журнал является общедоступным.

Доводы административного истца в исковом заявлении о пропуске срока обращения в суд в связи с ДТП, участником которого явилась бывший председатель ДНТ «Альянс» Горохова Н.П., которая Наапетяну Г.В. передала дела только ДД.ММ.ГГГГ, не может служить основанием для признания пропуска срока обращения в суд в качестве уважительной причины.

Руководствуясь ст.ст.226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований административного истца Наапетяна Г. В. к административному ответчику Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Краснодарскому краю города Сочи о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Краснодарскому краю города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ об исключении как прекратившего свою деятельность юридического лица Дачного некоммерческого товарищества «Альянс» и аннулировании записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ – отказать

Мотивированное решение составлено 21 августа 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья А.И.Афонькина