14RS0035-01-2022-006694-24
Дело № 2а-3964/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 26 мая 2022 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., единолично, при секретаре Лукиной Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Матвеевой Н.А. к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным в части решения комиссии по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав законных интересов административного истца,
у с т а н о в и л :
Матвеева Н.А. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая на то, что с ________ г. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ____ Ввиду отнесения части данного земельного участка к территориальной зоне «Л-1» она обратилась в орган местного самоуправления для приведения в соответствие территориальной зоны с видом разрешенного использования земельного участка, однако в изменении территориальной зоны ей отказано. Считает данный отказ незаконным, поскольку все смежные земельные участки расположены в зоне для индивидуального жилищного строительства, непонятно, как может затапливаться земельный участок административного истца. ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, просила признать незаконным решение комиссии по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск», оформленное в виде заключения № №, утвержденного первым заместителем главы городского округа «город Якутск» от ____ г., пунктом 4, и обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом установлено, что в соответствии с п. 1.1 Положения о комиссии по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утвержденного распоряжением Окружной администрации г. Якутска от ____ № № комиссия по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» является постоянно действующим межведомственным органом городского округа «город Якутск» и формируется для создания последовательного обеспечения эффективного функционирования системы регулирования землепользования и застройки на основе правового зонирования и является постоянным действующим коллегиальным органом, созданным для обеспечения реализации Правил землепользования и застройки городского округа «город Якутск», а также для определения назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
В силу п. п. 4.1, 4.2 названного Положения данная комиссия создается решением главы городского округа «город Якутск» в форме распоряжения Окружной администрации города Якутска, состав комиссии утверждается решением главы городского округа «город Якутск» путем утверждения распоряжения.
Кроме того, согласно положению о Департаменте градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, утвержденного решением Якутской городской Думы от ____ № №, данный Департамент является структурным подразделением Окружной администрации г. Якутск.
С учетом изложенного, надлежащими административными ответчиками по настоящему делу являются Окружная администрация г. Якутска и Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска.
В судебное заседание административный истец Матвеева Н.А. не явилась, извещена, направила своего представителя Чистоедова Д.В., который требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
В судебное заседание представитель административных соответчиков Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска и Окружной администрации города Якутска, извещенных надлежащим образом, не явился, ходатайств не направил. Поскольку явка представителя на судебное заседание не была признана обязательной, с учетом мнения представителя административного истца, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно письменному отзыву на административное исковое заявление в отношении земельного участка с кадастровым номером № установлена зона затопления, согласно ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в таких зонах запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.
Представитель заинтересованного лица Ленского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явился, с учетом мнения представителя административного истца и не признания судом явки представителя заинтересованного лица в судебное заседание обязательной, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии с письменным отзывом на административное исковое заявление предложение об установлении зон затопления им было направлено в установленном порядке Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), при их утверждении Ленское бассейновое водное управление действовало в пределах своих полномочий. Зоны затопления территорий п. Пригородный городского округа «город Якутск установлены в строгом соответствии с порядком, предусмотренным Водным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации о зонах затопления и подтопления.
Суд, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если данным кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что административный истец Матвеева Н.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью ___ кв.м, расположенного по адресу: ____ с видом разрешенного использования под индивидуальный жилой дом.
____ г. по обращение Матвеевой Н.А. о перераспределении данного земельного участка Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска направлено уведомление № № о невозможности перераспределения данного земельного участка ввиду его частичного расположения зоне городских лесов «Л-1».
____ г. административному истцу решением комиссии по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» № № отказано в изменении территориальной зоны.
____ г. административный истец вновь обратилась в Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска с заявлением № 154-ДГиТИ о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» в части изменения территориальной зоны вышеуказанного земельного участка на зону индивидуальной жилой застройки.
Пунктом 4 решения комиссии по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск», оформленным заключением № №, утвержденного первым заместителем главы городского округа «город Якутск» ____ г., в удовлетворении заявления административного истца отказано в связи с тем, что данный земельный участок в соответствии Приказом Ленского бассейнового водного управления от ____ № № входит в зону затопления.
____ данное заключение комиссии направлено административному истцу с уведомлением Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска № №.
Административным истцом по настоящему делу оспаривается законность вышеуказанного заключения комиссии от ____ г. № №.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если данным кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление об оспаривании вышеуказанного заключения от 17 ____ г. поступило в суд ____ г., то есть вышеуказанный срок административный истцом не пропущен.
Пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) территориальные зоны определены как зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Согласно ч. 14 ст. 31 ГрК РФ в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, общественные обсуждения или публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть более чем один месяц.
Пунктом 2.1 вышеуказанного Положения о комиссии по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» к основным задачам комиссии отменены: подготовка предложений о внесении изменений в Правила с учетом и в развитие действующих Правил; приведение в соответствие с Правилами ранее утвержденной и нереализованной документации по планировке территории, в том числе в части установленных Правилами градостроительных регламентов; подготовка дополнений, корректировка карты градостроительного зонирования в части уточнения, изменения границ территориальных зон, состава территориальных зон; рассмотрение предложений о внесении изменений и дополнений в генеральный план городского округа «город Якутск».
Согласно п. 3.1 Положения комиссия уполномочена рассматривать предложения о внесении изменений в Правила и предложения о внесении изменений и дополнений в генеральный план городского округа «город Якутск», включенные в повестку заседания; составлять заключение по итогам рассмотрения предложений о внесении изменений в Правила для направления главе городского округа «город Якутск»; разрабатывать проект о внесении изменений в Правила; проверять документы, материалы и сведения при подготовке проекта о внесении изменений в Правила в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из анализа приведенных норм следует, что комиссия по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск», являясь уполномоченным органом, в установленном порядке рассмотрела обращение административного истца.
Согласно карте территориальных зон Правил землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утвержденных решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 г. № 169-НПА, земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне «Ж-2А»: зоне для индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска.
Также из сведений Единого государственного реестра недвижимости и публичной кадастровой карты, ответа Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от ____ г. на судебный запрос, письменного отзыва Ленского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и приложенных к ним документов видно, что данный земельный участок полностью находится в зоне затопления.
Согласно п. 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 «О зонах затопления, подтопления» зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Приказом Ленского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 22.06.2020 № 125 утверждены границы зон затопления территории п. Пригородный городского округа «город Якутск» Республики Саха (Якутия), прилегающих к реке Лена на основании наличия согласований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерально службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, при этом предложения об установлении зоны затопления и подтопления были внесены Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Сведения о зонах затопления территории п. Пригородный городского округа «город Якутск» внесены в государственный водный реестр ____ г., а в реестр границ Единого государственного реестра недвижимости – ____ г., то есть согласно п. 5 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации от ____ № № указанная зона затопления и подтопления считается определенной с ____ г.
В соответствии с п. 2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: 1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; 4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.
Исходя из положений ст. ст. 104, 105 ЗК РФ, такие зоны с особыми условиями использования территорий как зоны затопления и подтопления устанавливаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, поскольку затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты (ч. 16 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ)).
Статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с данным Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод. Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 67.1 ВК РФ в границах зон затопления, подтопления запрещается строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод.
В силу п. 1 ч. 6 данной статьи в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Приведенные нормативные правовые акты являются действующими, следовательно, комиссия по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» обязан была руководствоваться ими, в связи с чем у комиссии не имелось предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявления административного истца и внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» в части изменения территориальной зоны названного земельного участка.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; имеются ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из п. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания действий (бездействия), решений должностного лица, государственного органа незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав законных интересов административного истца. При этом решение вопроса о признании незаконным действия (бездействия) должностного лица имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что, признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) должностного лица и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
При таких обстоятельствах административным истцом не представлено доказательств того, что оспариваемым пунктом заключения нарушаются его права, свободы или охраняемые законом интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Оспариваемое решение является законными, принято в пределах компетенции административного ответчика, порядок его принятия не нарушен.
При таких обстоятельствах на основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Матвеевой Н.А. к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным в части решения комиссии по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав законных интересов административного истца – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: М.А. Кузьмина