ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3966/2021 от 21.12.2021 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2а-3966/2021

УИД: 16RS0050-01-2021-006494-54

Учет № 024а

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 декабря 2021 года город Казань

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Д.И. Саматовой,

при ведении аудиопротоколирования и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Э.Э. Газизовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ермохина Н.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, государственному регистратору права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Г.В. ФИО9 о признании незаконным приостановления в осуществлении действий по государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, выраженного в письме № от 30 марта 2021 года и обязании осуществить государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве от 21 августа 2006 года, договора уступки права требования от 1 марта 2007 года по договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

ФИО17Ермохина Н.С. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее – Управление Росрееста по РТ), государственному регистратору права Управление Росреестра по РТ ФИО9 о признании незаконным приостановления в осуществлении действий по государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, выраженного в письме № от 30 марта 2021 года и обязании осуществить государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве от 21 августа 2006 года, договора уступки права требования от 1 марта 2007 года по договору участия в долевом строительстве № 018-06/33 от 21 августа 2006 года, мотивируя тем, что 21 августа 2006 года между ФИО21 и обществом с ограниченной ответственностью «Веха» (далее – ООО «Веха») заключен предварительный договор купли-продажи однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 44,56 квадратных метра. Административный истец указывает, что 1 марта 2007 года с согласия ООО «Веха» между ним и Ф.М. Мальковой заключен договор уступки права требования по предварительному договору купли-продажи квартиры № от 21 августа 2006 года. Заочным решением Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 14 декабря 2020 года предварительный договор купли-продажи жилого помещения признан договором участия в долевом строительстве, договор уступки права требования по предварительному договору купли-продажи жилого помещения признан договора уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве.

ФИО15Ермохина Н.С. 20 марта 2021 года обратился в Управление Росреестра по РТ за регистрацией права на основании вышеуказанного решения суда. 30 марта 2021 года Управление Росреестра по РТ направило уведомление о приостановлении государственной регистрации прав со ссылкой на пункты 5,7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Административный истец считает приостановление неправомерным.

На основании изложенного административный истец просит признать незаконным приостановление Управлением Росреестра по РТ осуществления действий по государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, изложенное в сообщение № от 30 марта 2021 года, обязать Управление Росреестра по РТ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО14Ермохина Н.С. путем осуществления государственной регистрации договора участия в долевом строительстве от 21 августа 2006 года, заключенного между ООО «Веха» и ФИО10, договора уступки права требования от 1 марта 2007 года по договору участия в долевом строительстве от 21 августа 2006 года, заключенного между ФИО10 и ФИО13Ермохина Н.С. на основании заявления от 20 марта 2021 года, решения Кировского районного суда города Казани от 14 декабря 2020 года по делу и других представленных документов.

Протокольными определениями Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан в соответствии со статьей 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве заинтересованных лиц привлечены: исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее – ИК МО г. Казани), муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «КЗИО ИК МО г. Казани»), ФИО10, Министерство обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России), ООО «Веха», муниципальное казенное учреждение «Управление жилищной политики города Казани» (далее – МКУ «Управление жилищной политики г. Казани»), федеральное государственное казенное учреждение «Приволжское-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России).

Административный истец извещен о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился.

Представитель административного ответчика, Управление Росреестра по РТ – ФИО16, в судебное заседание явилась, с административными исковыми требованиями не согласна.

Представитель заинтересованного лица, МКУ «Управление жилищной политики г. Казани» - ФИО7, в судебное заседание явился, просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Иные лица, извещены о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, представители в суд не явились.

В соответствии с положениями статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о государственной регистрации недвижимости)

Статьей 1 Закон о государственной регистрации недвижимости установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Частью 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости определено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

На основании пункта 4 статьи 7 Закон о государственной регистрации недвижимости орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 14 Закон о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5 части 1 статьи 14 Закон о государственной регистрации недвижимости).

В соответствии с частью 4 статьи 18 Закон о государственной регистрации недвижимости к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В силу части 5 статьи 18 Закон о государственной регистрации недвижимости не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункты 5, 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости).

В силу статьи 27 Закона о государственной регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В пункте 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

Согласно части 12 статьи 29 Закона о государственной регистрации недвижимости приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи (часть 1 статьи 40 Закона о государственной регистрации недвижимости).

В силу часть 10 статьи 40 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрации прав на созданные здание или сооружение осуществляется на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такое объект недвижимости.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здания или сооружения, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешения на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Положениями статьи 48 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что государственная регистрация договора участия в долевом строительстве осуществляется на основании заявления сторон договора (застройщика, участника долевого строительства).

Для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, наряду с документами, предусмотренными настоящим Федеральным законом для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, необходимы:

1) разрешение на строительство. Орган регистрации прав получает разрешение на строительство путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства, а при отсутствии соответствующей информации в указанной системе запрашивает разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в разрешении на строительство) в органе, выдавшем разрешение на строительство, который в срок не более чем два рабочих дня с даты получения такого запроса размещает его в единой информационной системе жилищного строительства и уведомляет об этом орган регистрации прав с использованием указанной информационной системы;

2) план создаваемого многоквартирного дома, иного объекта недвижимости с указанием его местоположения, количества находящихся в составе создаваемого многоквартирного дома, иного объекта недвижимости жилых и нежилых помещений, машино-мест, планируемой площади каждого из указанных помещений и машино-мест;

3) проектная декларация, получаемая органом регистрации прав путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства;

6) заключенный в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» договор поручительства по обязательствам застройщика, размер уставного капитала которого не соответствует требованиям Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве многоквартирного дома;

7) списки граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, которое построено или строится на земельных участках единого института развития в жилищной сфере или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, которыми единый институт развития в жилищной сфере распоряжается по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, и которые переданы в безвозмездное пользование либо аренду для строительства стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, либо аренду для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иного жилищного строительства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства". В случае, если заявителем не представлены указанные списки, орган регистрации прав запрашивает указанные списки в уполномоченном органе местного самоуправления, который утвердил указанные списки в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" и обязан представить запрашиваемые сведения в срок не более чем два рабочих дня с даты получения такого запроса.

3.2. При государственной регистрации договора участия в долевом строительстве в рамках проведения правовой экспертизы на предмет наличия оснований для приостановления государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, план создаваемого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и проектная декларация проверяются государственным регистратором прав исключительно:

1) на наличие в таких плане и декларации сведений об объекте долевого строительства, являющемся предметом данного договора;

2) на соответствие содержащихся в таких плане и декларации сведений о виде объекта долевого строительства, назначении такого объекта, об этаже, на котором он расположен, об общей площади такого объекта (для жилого помещения) или его площади (для нежилого помещения или машино-места) сведениям, указанным в данном договоре.

3.3. При государственной регистрации договора участия в долевом строительстве в рамках проведения правовой экспертизы на предмет наличия оснований для приостановления государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, проверка законности выдачи уполномоченным органом разрешения на строительство, а также проверка соответствия сведений, содержащихся в проектной декларации и (или) плане создаваемого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, сведениям, указанным в проектной документации, государственным регистратором прав не осуществляется.

4. Орган регистрации прав при государственной регистрации последующих договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости не вправе истребовать документы, которые ранее представлялись на государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, и помещены в реестровое дело.

10. Государственная регистрация соглашения (договора), на основании которого производится уступка прав требований участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве (далее - договор об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве), осуществляется по заявлению сторон договора о такой уступке (цедента и цессионария). Для государственной регистрации договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве также необходимы:

1) договор об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве;

2) справка, подтверждающая полную или частичную уплату цены договора участия в долевом строительстве цедентом застройщику, выступающему стороной договора участия в долевом строительстве, с указанием размеров и сроков внесения платежей и выданная таким застройщиком или банком, через который осуществлялись указанные платежи.

11. Для государственной регистрации права участника долевого строительства на объект долевого строительства наряду с документами, предусмотренными настоящим Федеральным законом для государственной регистрации такого права, также необходимы:

1) разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, полученное органом регистрации прав в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона. В случае, если органом регистрации прав не получено в указанном порядке такое разрешение на ввод в эксплуатацию, орган регистрации прав получает такое разрешение на ввод в эксплуатацию путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства, а при отсутствии соответствующей информации в единой информационной системе жилищного строительства застройщик по собственной инициативе вправе передать разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, или нотариально удостоверенную копию этого разрешения в орган регистрации прав для государственной регистрации прав собственности участников долевого строительства на объекты долевого строительства не позднее чем через десять рабочих дней после получения этого разрешения;

3) передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.

11.1. Одновременно с государственной регистрацией права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства осуществляется погашение записи о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве.

Заочным решением Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 14 декабря 2020 года, вступившего в законную силу 6 марта 2021 года, предварительный договор купли-продажи жилого помещений № от 21 августа 2006 года в отношении жилого помещения в 16-ти этажном панельном доме на территории <адрес> – однокомнатной <адрес>, общей площадью 44,56 квадратных метра, жилой площадью 18 квадратных метра, признан договором участия в долевом строительстве, заключенным между ООО «Веха» и ФИО10. Договор уступки права требования от 1 марта 2007 года по предварительному договору купли-продажи <адрес> от 21 августа 2006 года, заключенный между ФИО10 и ФИО19Ермохина Н.С. признан договором уступки права требования по договору участия в долевом строительстве. Решение суда является основанием для регистрации предварительного договора купли-продажи жилого помещения от 21 августа 2006 года в отношении жилого помещения в 16-ти этажном панельном доме на территории <адрес> – однокомнатной <адрес>, этаж 7, количество комнат 1, общей площадью 44,56 квадратных метра, жилой площадью 18 квадратных метра, заключенного между ООО «Веха» и ФИО10 в качестве договора участия в долевом строительстве и регистрации договора, заключенного 1 марта 2007 года между ФИО10 и Н.С. Ермохина Н.С., уступки права требования по предварительному договору купли-продажи жилого помещения от 21 августа 2006 года – в качестве договора уступки права требования по договор участия в долевом строительстве от 21 августа 2006 года в отношении жилого помещения в 16-ти этажном панельном доме на территории <адрес> без участия представителя ООО «Веха».

Как следует из вышеуказанного решения суда, 21 августа 2006 года между ООО «Веха» и ФИО10 заключен предварительный договор купли-продажи жилого помещения в 16-ти этажном панельном доме на территории Военного городка - 33 – однокомнатной <адрес>, этаж 7, количество комнат 1, общей площадью 44,56 квадратных метра, жилой площадью 18 квадратных метра, стоимостью 668 400 рублей. Денежные средства в указанной сумме перечислены ФИО10 ООО «Веха».

1 марта 2007 года между ООО «Веха» (продавец), ФИО10 (покупатель 1) и ФИО20Ермохина Н.С. (покупатель 2) заключен договор уступки права требования по предварительному договору купли-продажи <адрес> от 21 августа 2006 года, согласно которому продавец с согласия покупателя передает, а покупатель 2 принимает принадлежащее покупателю 1 по предварительному договору купли-продажи <адрес> от 21 августа 2006 года право требования по обязательству о передаче однокомнатной <адрес> общей площадью 44,56 квадратных метра (общая площадь жилья указана в соответствии со СНиП 2.08.01-89), в том числе жилой 18 квадратных метра, расположенной по адресу: <адрес>.

Как следует из материалов дела 20 марта 2021 года, Н.С. Ермохина Н.С. обратился в Ново-Савиновский отдел государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан» с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 20 марта 2021 года № MFC-, приложив решение суда от 14 декабря 2020 года, предварительный договор купли-продажи от 21 августа 2006 года, договор уступки права требования от 1 марта 2007 года, расписка от 1 марта 2007 года и чек от 20 марта 2021 года .

30 марта 2021 года государственным регистратором права ФИО9 вынесено уведомление № о приостановлении государственной регистрации права, в соответствии с пунктами 5,7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» начиная с 30 марта 2021 года в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) , документы на который представлены с заявлением от 20 марта 2021 года № в связи с: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документы, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Объект с кадастровым , права на который заявлены, имеет статус «архивный». Представленный договор участия в долевом строительстве приостанавливается, поскольку не произведена государственная регистрация договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства.

Уведомлением о приостановлении государственной регистрации № от 30 марта 2021 года осуществление действий по государственной регистрации прав приостановлено до 30 июня 2021 года.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Закон о государственной регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Уведомлением, за подписью государственного регистратора права ФИО9 от 1 июля 2021 года № , Н.С. Ермохина Н.С. отказано в государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) 16:50:080201:1.

Из возражения ФГКУ «Приволжское-Уральское ТУИО» Минобороны России от 10 ноября 2021 года -юр/21 следует, что Военный городок № 33 в городе Казани расположен на трех земельных участках с кадастровыми номерами: . Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 124 580 квадратных метра по адресу: город Казань, Приволжский район, 33 Военный город зарегистрировано в установленном порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 9 февраля 2005 года .1 сделана запись регистрации. Земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 124 580 квадратных метра (12,4 га), расположенный по адресу: <адрес><адрес> городок , используется в интересах Министерства обороны Российской Федерации. На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о государственной регистрации права от 13 декабря 2014 года . В результате проведения в 2017 году проверки порядка использования федерального имущества – земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 124 580 квадратных метра (12,4 га), расположенного по адресу: <адрес>, используемого в интересах Министерства обороны Российской Федерации, установлено, что указанный земельный участок снят с кадастрового учета в результате образования из него земельных участков с кадастровыми номерами и . Министерство обороны Российской Федерации не согласовывало раздел земельного участка с кадастровым номером 16:50:080201:1 и не отказывалось от права собственности, право постоянного бессрочного пользования ФКГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» на указанный участок не прекращало. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 16:50:080201:1 снят с кадастрового учета.

Согласно статьи 17 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» договор участия в долевом строительстве и соглашение (договор), на основании которого производится уступка прав требований участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования (пункт 7 статьи 7 Закон о государственной регистрации недвижимости).

Такой порядок на момент возникновения спорных правоотношений был установлен Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года № 943, пунктом 139 которого предусмотрено, что если жилое помещение входит в состав введенного в эксплуатацию многоквартирного дома, расположенного на земельном участке, сформированном (предоставленном) для строительства и (или) эксплуатации исключительно такого многоквартирного дома и принадлежащем застройщику на праве собственности, при наличии заявления о регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, как на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, запись о государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок погашается на основании разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома в порядке, предусмотренном пунктом 16 Порядка. Одновременно в отношении данного земельного участка вносятся записи о государственной регистрации права общей долевой собственности участника долевого строительства и застройщика.

Правовое значение для разрешения данного вопроса имеет, прежде всего, то обстоятельство, был ли сформирован (предоставлен) соответствующий земельный участок (кадастровый ) для строительства и (или) эксплуатации многоквартирного дома, или же при его формировании (предоставлении) предполагалось строительство на таком земельном участке других многоквартирных домов, или иных объектов недвижимости, не относящихся к ООО «Веха» имуществу данного многоквартирного дома, поскольку при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, возникает правовая неопределенность по вопросу о том, какой именно земельный участок принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что земельный участок с кадастровым номером снят с кадастрового учета, при этом на государственную регистрацию не были представлены сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером и документы указанные Н.С. Ермохина Н.С. в уведомление от 30 марта 2021 года № у государственного регистратора права отсутствовала возможность осуществить регистрацию заявленного права в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Разрешая заявленные Н.С. Ермохина Н.С. административные требования, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о законности оспариваемого решения Управления Росреестра по РТ, поскольку оспариваемое решение принято в пределах полномочий регистрирующего органа и в соответствии с порядком, установленным Законом о государственной регистрации.

В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Для признания оспариваемого решения незаконным необходима одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение оспариваемым решением прав и свобод административного истца.

По смыслу указанных норм права суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействие) органа принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права, либо свободы гражданина не нарушены.

Таким образом, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Н.С. Ермохина Н.С. к Управлению Росреестра по РТ, государственному регистратору права Управления Росреестра по РТ ФИО9 о признании незаконным приостановления в осуществлении действий по государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, выраженного в письме № от 30 марта 2021 года и обязании осуществить государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве от 21 августа 2006 года, договора уступки права требования от 1 марта 2007 года по договору участия в долевом строительстве от 21 августа 2006 года.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Ермохина Н.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, государственному регистратору права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Г.В. ФИО9 о признании незаконным приостановления в осуществлении действий по государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, выраженного в письме № /1 от 30 марта 2021 года и обязании осуществить государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве от 21 августа 2006 года, договора уступки права требования от 1 марта 2007 года по договору участия в долевом строительстве от 21 августа 2006 года, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Д.И. Саматова

Справка: мотивированное решение суда изготовлено 12 января 2022 года.

Решение25.01.2022