РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Астрахань
Кировский районный суд города Астрахани в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.С.
при секретаре Мартыновой А.И..
при участии переводчика ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенном по адресу: <...>, административное дело № 2а-3967/2020 по административному иску ФИО2 к Управлению министерства внутренних дел России по Астраханской области о признании незаконным и отмене решения
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, обосновав свои требования тем, что решением УМВД России по Астраханской области от 23.09.2020г. гражданину Ирана - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было отказано в признании его беженцем на территории Российской Федерации. Уведомление о принятом решении УМВД России по АО ФИО2 было вручено 05 октября 2020года. Согласно уведомлению, основанием отказа является несоответствие ФИО2 понятию «беженец» указанное в пп.1 п.1 ст.1 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. №4528-1 "О беженцах". После получения уведомления, в течение трех дней ФИО2 подал жалобу в ГУВМ МВД России. Жалоба подана 05 октября 2020 года. Ответ ГУВМ МВД России об отказе в рассмотрении жалобы ФИО2 получено 15 октября 2020 года. Обстоятельствами, вынудившими ФИО2 обратиться в УВМ УМВД России по Астраханской области с ходатайством о признании беженцем являются: участие административного Истца в политической манифестации зелёного движения в 2009 году. С 2011 года его работа в качестве главы оппозиционной политической ячейки из 4 человек на территории Ирана. Ведение активной политической деятельности с 2011 г. по 2019 г. После всеобщей акции протеста в 2019 году и последующих репрессий в отношении близких родственников и членов ячейки, ФИО2 временно прекратил работу ячейки, приехал в Россию и решил не возвращаться в Иран. В связи с изложенным просит суд Признать незаконным и отменить решение УМВД России по Астраханской области от 23.09.2020г. об отказе в признании беженцем гражданина Исламской Республики Иран - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Возложить обязанность на УМВД России по Астраханской области вынести решение о признании беженцем гражданина Исламской Республики Иран - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Административный истец ФИО2 доводы административного иска поддержал. Дополнительно суду пояснил, что вернуться в Иран опасно для его жизни, поскольку по его сведениям, все иные участники его политической ячейки уже арестованы.
Представитель административного ответчика ФИО3 в удовлетворении административного иска просила отказать, поскольку административный истец не отвечает тем требованиям, которые законом предъявляются к беженцам.
Выслушав явившиеся лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из анкеты ФИО2 Заявитель указал, что покинул Иран «с целью открыть компанию по экспорту- импорту томатной пасты, организации поставок из Ирана» (пункт 42 Анкеты).
ФИО2 сообщил, что не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности, поскольку опасается преследований со стороны официальных властей Иранской Исламской Республики, так как в Иране он создал группу по политическим интересам, которая не имела название, и действовала на территории Ирана с 2011 года по февраль 2020 года.
С заявителем были проведены индивидуальные собеседования с заполнением анкеты и опросных листов, во время которых он сообщила следующее.
В религиозных, военных, общественных организациях не состоял. Со слов заявителя состоял в группе по политическим интересам. Данная группа название не имела, существовала с 2011 года по февраль 2020 года (п. 44 анкеты).
В пункте 45 Анкеты сообщил, что в 2011 году, когда в 2009 году прошли митинги в Иране, где погибли люди, решил создать группу.
В 2017 году прибыл в Россию г. Астрахань для прохождения обучения в АГУ. С 2018 года является генеральным директором ОО «Веста» и единственным соучредителем. Также ФИО2 сообщил, что прибыл в Российскую Федерацию 07.08.2018 с целью открыть компанию по экспорту- импорту томатной пасты, организации поставок из Ирана (п. 42 Анкеты).
Заявитель в п. 11 Анкеты утверждает, что в Иране существует реальная угроза его преследования из-за его политической деятельности.
В качестве причины, по которой ФИО2 не может вернуться в Иран, в п. 48 анкеты, он назвал боязнь преследования за его деятельность со стороны официальных властей Ирана. Политика официальных властей Ирана его не устраивает из-за отсутствия «человеческой свободы».
Решением УФМС России по Астраханской области от 23 сентября 2020 г. по итогам рассмотрения указанного ходатайства гражданину Ирана ФИО2 было отказано в признании беженцами на территории Российской Федерации в виду несоответствия определению понятия "беженец", содержащемуся в подпункте 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О беженцах".
Указанное решение суд полагает законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, а также экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев установлены Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 названного Федерального закона беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О беженцах" установлено, что решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.
Согласно Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад (пункт 42), лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему он лично опасается стать жертвой преследования (пункт 45).
Суд полагает, что ФИО2 не привел убедительных причин того, что находится вне страны своего гражданства из-за обоснованных опасений преследований и при возвращении домой может подвергнуться преследованиям со стороны властей Ирана.
В стране гражданства он в политических и общественных организациях не состоял, как указал и в анкете, и на судебном заседании пояснил, что лишь направлял видео с митингов и беспорядков в иную политическую организацию, которая находится в Европе.
В судебном заседании обозревалось видео, которое ФИО2 полагает доказательством своих доводов, однако оно не доказывает того факта, что ФИО2 следует опасться преследований со стороны властей.
В Россию приехал в 2017 году для прохождения обучения, а впоследствии решил создать фирму, которая будет заниматься экспортом томатной пасты.
Таким образом, его приезд в Россию не связан с опасением за его жизнь и здоровье.
Исходя из этих обстоятельств, суд приходит к выводу, что отказ УФМС России по Астраханской области от 23 сентября 2020 г. является законным. При этом проверку (оценку) сведений, сообщенных заявителем, органы территориальной миграционной службы провели и не установили обстоятельств, свидетельствующих об ее преследовании по политическим мотивам.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О беженцах" (в редакции, действовавшей до 3 января 2015 г.) лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Приведенное императивное предписание закона ФИО2 не выполнил, прибыв на территорию Российской Федерации в 2017 году г., при пересечении Государственной границы Российской Федерации с соответствующим письменным ходатайством в орган пограничного контроля не обратился. Ходатайство о признании беженцем на территории Российской Федерации подал в УФМС России по Астраханской области лишь 19 июня 2020 г., когда уже более трех лет находился на территории Российской Федерации.
Следовательно, в момент пересечения Государственной границы Российской Федерации у заявителя отсутствовала нуждаемость в предоставлении ему статуса беженца.
Анализ представленной по делу совокупности доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что административный иск не подлежит удовелтворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180, КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 к Управлению министерства внутренних дел России по Астраханской области о признании незаконным и отмене решения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.
Судья: