ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-396/20 от 02.06.2020 Торжокского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а–396/2020

УИД 69RS0032-01-2020-001038-30

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июня 2020 года город Торжок

Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Логиновой О.В.,

при секретаре судебного заседания Кукушкиной Е.С.,

с участием представителя административного истца – Торжокского межрайонного прокурора – старшего помощника Торжокского межрайонного прокурора Тойлова И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Торжокского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрации Высоковского сельского поселения Торжокского района Тверской области о признании бездействия по непринятию мер по государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги местного значения незаконным и возложении обязанности в установленном порядке зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги,

установил:

Торжокский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением, поданным в защиту прав неопределенного круга лиц в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к муниципальному учреждению администрации Высоковского сельского поселения Торжокского района Тверской области о признании бездействия по непринятию мер по государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги местного значения незаконным и возложении обязанности в установленном порядке зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги: автодорогу <...> км, автодорогу <...> км, автодорогу <...> км, автодорогу <...> км, автодорогу <...> км.

В обоснование административного искового заявления указано, что Торжокской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о государственной и муниципальной собственности в части регистрации прав собственности на автомобильные дороги, в ходе которой установлено, что в нарушение пункта 5 части 1 статьи 14, статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Тверской области от 19.11.2014 № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области», части 9 статьи 5, части 8 статьи 6, статьи 10 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424, Приказа Минтранса России от 20.05.2009 № 80 «О едином государственном реестре автомобильных дорог», пункта 1 статьи 130, пункта 1 статьи 131, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 1, части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», администрацией Высоковского сельского поселения Торжокского района право собственности на автомобильные дороги местного значения, расположенные на территории сельского поселения – автодорога <...> км, автодорога <...> км, автодорога <...> км, автодорога <...> км, автодорога <...> км не оформлено, мер по принятию указанных объектов в муниципальную собственность не принято.

Как указывает прокурор, отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги препятствует осуществлению муниципалитетом возложенных на него полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и как следствие нарушает права неопределенно круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения, так как создает препятствие в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применением мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, может стать причиной увеличения роста дорожно-транспортных происшествий. Заявленные прокурором требования направлены на предупреждение и пресечение нарушений прав граждан – пользователей автомобильных дорог, круг которых определить невозможно.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит признать бездействие администрации муниципального образования Высоковское сельское поселение Торжокского района Тверской области выразившегося в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения, незаконным и возложить на администрацию муниципального образования Высоковское сельское поселение обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном порядке зарегистрировать право собственности на следующие автомобильные дороги – автодорога <...> км, автодорога <...> протяженностью 1,5 км, автодорога <...> км, автодорога <...> км, автодорога <...> км.

Определением Торжокского межрайонного суда Тверской области от 15 мая 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: МО администрация Торжокского района Тверской области, МУ Комитет по управлению имуществом Торжокского района, ТУ Росимущества в Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Министерство транспорта Тверской области и Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.

В судебном заседании представитель административного истца – Торжокского межрайонного прокурора – старший помощник Торжокского межрайонного прокурора Тойлов И.С. административный иск поддержал в полном объёме по указанным в нём основаниям и просил его удовлетворить. С учетом санитарно-эпидемиологической обстановки в стране полагал возможным увеличить срок исполнения решения суда в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Административный ответчик – муниципальное учреждение администрация Высоковского сельского поселения Торжокского района Тверской области, будучи надлежаще извещённым о времени и месте судебного заседания, представила заявление о рассмотрении административного искового заявления в отсутствие представителя и признании административных исковых требований, а также указала, что администрация приняла меры к регистрации дорог, проведено межевание дорог. Не проведена регистрация через МФЦ в связи с тем, что его работа ограничена в соответствии с Указами президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года и 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)». Просит увеличить срок исполнения до 01 июня 2021 года.

Заинтересованное лицо – муниципальное образование «Торжокский район» Тверской области, в лице администрации Торжокского района Тверской области, будучи надлежаще извещённым о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направила, просила рассмотреть дело без их участия.

Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, будучи надлежаще извещённым о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направило, просило рассмотреть дело в их отсутствие.

Заинтересованное лицо – муниципальное учреждение Комитет по управлению имуществом Торжокского района, будучи надлежаще извещённым о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направил, просил рассмотреть дело в их отсутствие, решение по существу заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо – Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, в судебное заседание представителя не направило, просило рассмотреть дело в их отсутствие, а также письменные пояснения, согласно которым в соответствии с подпунктами «1» и «2» пункта 7 Постановления Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 73-пп «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области» Министерство осуществляет полномочия собственника государственного имущества Тверской области и обеспечивает эффективное управление, распоряжение и контроль за рациональным использованием государственного имущества Тверской области, в том числе земельных участков. Согласно части 5 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Постановлением Администрации Тверской области от 10.02.2009 № 30-па утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, который не содержит в себе автодорог по <...> Объекты недвижимого имущества – автодорога <...> км, автодорога <...> км, автодорога <...> км, автодорога <...> км, автодорога <...> км, в реестре государственного имущества Тверской области процедуру учета не проходили.

Заинтересованные лица – ТУ Росимущества в Тверской области, Министерство транспорта Тверской области, будучи надлежаще извещёнными о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителей не направили, ходатайств не представили.

Участвующие в деле лица извещены путем публичного размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Торжокского межрайонного суда в сети «Интернет»: torzhoksky.twr.sudrf.ru.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

О наличии в производстве Торжокского межрайонного суда Тверской области настоящего дела участвующие в нем лица извещались судом надлежащим образом, таким образом, судом в полном объеме была обеспечена возможность реализации прав указанных лиц, предусмотренных статьей 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, явка которых обязательной не признавалась, с последующим направлением копий решения суда в порядке статьи 182 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Заслушав представителя административного истца – помощника Торжкского межрайонного прокурора Тойлова И.С., исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со статьёй 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 15 устанавливает обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом установлено, что Торжокской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о государственной и муниципальной собственности в части регистрации прав собственности на автомобильные дороги.

В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В силу статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившего в силу с 31 января 1998 года и утратившего силу с 01 января 2020 года были предусмотрены аналогичные положения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» целями Федерального закона являются: 1) определение основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований; 2) совершенствование государственного управления в области дорожной деятельности; 3) обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния.

Владельцы автомобильных дорог – исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами – физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.

Как установлено частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Как установлено статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 8, 24, 31 Устава Администрация Высоковского сельского поселения Торжокского района Тверской области является исполнительно-распорядительным органом поселения, осуществляющим полномочия по вопросам местного значения поселения, в том числе: осуществляет владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что на территории Высоковского сельского поселения Торжокского района Тверской области имеются автомобильные дороги местного значения: автодорога <...> км, автодорога <...> км, автодорога <...> км, автодорога <...> км, автодорога <...> км, находящиеся в муниципальной собственности на основании решения Совета депутатов Высоковского сельского поселения Торжоксокго района Тверской области от 11.01.2006 № 1А «О приемке объектов инженерной, социальной инфраструктуры в муниципальную собственности Высоковского сельского поселения».

Указанные обстоятельства достоверно подтверждаются перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в муниципальной собственности Высоковского сельского поселения к решению Совета депутатов Высоковского сельского поселения Торжокского района от 01.08.2013 № 73; выпиской из реестра муниципальной собственности Высоковского сельского поселения Торжокского района, а также выписками из Единого государственного реестра автомобильных дорог.

До настоящего времени право собственности на указанные дороги не оформлено.

Как следует из материалов дела в Едином государственном реестре недвижимости сведения о регистрации права собственности администрации Высоковского сельского поселения Торжокского района на недвижимое имущество отсутствуют.

Таким образом, выявленные проведенной прокурорской проверкой нарушения действующего законодательства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией Высоковского сельского поселения Торжокского района законодательства о государственной и муниципальной собственности в части регистрации прав собственности на автомобильные дороги, в связи с чем, подлежат устранению административным ответчиком.

Суд принимает во внимание, что бездействие, допущенное администрацией Высоковского сельского поселения Торжокского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги местного значения, нарушает права граждан, проживающих на территории указанного поселения, влечет невозможность исполнения предусмотренной, указанными законами обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, а также создает предпосылки к нарушению законодательства, препятствия к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям – приведению в надлежащее состояние.

При установленных обстоятельствах суд признает незаконным бездействие администрации Высоковского сельского поселения Торжокского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги местного значения, и полагает необходимым обязать администрацию в установленном порядке зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги.

Обсуждая в соответствии с требованиями статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вопрос о сроке, в течение которого решение должно быть исполнено, суд учитывает, что решение суда не должно отдалять реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обращается Торжокский межрайонный прокурор, процедуру государственной регистрации права в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», суд считает необходимым обязать административного ответчика зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу и в течение одного месяца со дня истечения установленного судом срока сообщить об исполнении решения в Торжокский межрайонный суд Тверской области и административному истцу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Торжокского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрации Высоковского сельского поселения Торжокского района Тверской области о признании бездействия по непринятию мер по государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги местного значения незаконным и возложении обязанности в установленном порядке зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации Высоковского сельского поселения Торжокского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения, незаконным.

Возложить на муниципальное образование администрацию Высоковского сельского поселения Торжокского района Тверской области обязанность в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу в установленном порядке зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги: автодорогу <...> км, автодорогу <...> км, автодорогу <...> км, автодорогу <...> км, автодорогу <...> км.

Об исполнении решения суда муниципальное учреждение администрация Высоковского сельского поселения Торжокского района Тверской области обязана сообщить в Торжокский межрайонный суд Тверской области и Торжокскому межрайонному прокурору в течение месяца со дня истечения срока, предоставленного для исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский межрайонный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме посредством подачи апелляционной жалобы, представления.

Решение в окончательной форме принято 11 июня 2020 года.

Председательствующий О.В. Логинова

Дело № 2а–396/2020

УИД 69RS0032-01-2020-001038-30