РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
9 февраля 2018 года Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Дурновой Н.Г.,
при секретаре Канаевой О.О.
рассмотрев в судебном заседании административное дело №а-396/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным решения
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, и Л.Н. обратились в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара указав следующее.
17.12.2015г. Истцы обратились в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлениями № СП-9/9049, о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> находящимся в общей долевой собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 08.06.2012г., от 21.01.2016г. (повторные взамен свидетельств от 19.05.2010г.), выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской<адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№.
06.06.2016г. распоряжением № РД была утверждена схема расположения земельного участка с условным номером <данные изъяты> 1 на кадастровом плане территории в кадастровом квартале <данные изъяты>, категории земель: земли населенных пунктов расположенный по адресу: Самарская<адрес>, 5-ый <адрес>,5, площадью 571 кв.м.
10.03.2017г. вышеуказанный земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, был поставлен на кадастровый учете присвоением кадастрового номера: <данные изъяты>.
05.10.2017г. распоряжением № РД-2204 Истцам было отказано в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты> находящимся в общей долевой собственности.
Согласно данному распоряжению, образуемый в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирным домом.
Истцы не согласны с вынесенным распоряжением об отказе, поскольку согласно сведениям, предоставленным Федеральной кадастровой палатой, сведений об ограничении/сервитутах на данном земельном участке не имеется, не имеется наличия красных линий и наличия элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирным домом. Данный земельный участок находится в районе застройки малоэтажными домами (частный сектор), относится к категории земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: жилые дома, отдельностоящие на одну семью 1-4 этажа с участком, а следовательно, образуемый в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, не может быть расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирным домом.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать распоряжение №. РД-2204 от 05.10.2017г. об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, незаконным. Обязать Ответчика заключить соглашение с Истцами о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, находящимся в общей долевой собственности Истцов.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 действующая на основании доверенности, поддержала требования.
Представитель административного ответчика Департамента градостроительства г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее представитель требования не признал, представив мотивированный отзыв.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу части 11 вышеназванной нормы закона обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1, п. 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Как видно из материалов дела ФИО1 и ФИО2 принадлежит на праве собственности по 1\2 доле земельный участок площадью 272 кв.м с кадастровым номером 63:01:0121006:606, расположенный по адресу: Самарская<адрес>, 5 карьерный переулок <адрес>, категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельный участок для строительства жилого дома, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 08.06.2012г., от 21.01.2016г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Право на указанный земельный участок в равных долях признано за истцами Решением Железнодорожного районного суда <адрес> 30.11.09г. вступившим в силу 03.02.10г.
Административный истец обратился в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащего административному истцу на праве собственности и земельного участка 299 кв.мм. из земель государственная собственность на который не разграничена в участок <данные изъяты>. площадью 571 кв.м. по адресу: Самарская<адрес>, 5-ый <адрес>, 5, 10.03.2017г. поставленного на кадастровый учет.
05.10.2017г. Департаментом градостроительства г.о. Самара было принято распоряжение № РД-2204 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков».
Решение об отказе в перераспределении земельного участка очевидным образом затрагивает законные интересы заявителя, в связи с чем может быть оспорено им в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 Постановления Администрации Г. округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Г. округе Самара» руководитель Департамента наделен полномочиями по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации
Согласно пункту 5 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, планируется в соответствии со схемой расположения земельного участка, данная схема является обязательным приложением к соглашению либо решению о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом данная схема утверждается указанными соглашением либо решением.
Таким образом, оспариваемое истцами распоряжение вынесено в пределах компетенции Департамента строительства и архитектуры Г. округа Самара.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статья 39.27. Земельного кодекса РФ устанавливает, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях:
1)все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута;
2)земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута;
3)все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.
Согласно пункту 7 статьи 39.27. Земельного кодекса РФ соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено, а решение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1)осуществляется перераспределение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу, и отсутствует согласие в письменной форме указанного лица;
2)проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
3)границы земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
4)имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ;
5)проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предоставлении.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Согласно ч.1 и 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ установлено что, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.
Согласно подпункту 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, одним из принципов градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территории и межевания территорий.
Согласно части 1 статьи 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий.
Из положений ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 46.1 ГрК РФ следует, что элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы.
В силу части 1. 2 статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно подпункту «б» части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры.
Таким образом, в границах кварталов и микрорайонов, застроенных многоквартирными домами, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в том числе в иных целях, не связанных с реализацией прав собственников помещений в многоквартирном доме.
При рассмотрении дела установлено, что документация по планировке территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, включающая в себя границы элементов планировочной структуры, застроенных многоквартирными домами, Департаментом градостроительства г.о. Самара не разрабатывалась.
В ходе разбирательства дела ответчик представил в защиту принятого им и оспариваемого истцом решения предоставленные ему при рассмотрении заявления К-ных С.А. Л.Н. сведения из единой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара согласно которым испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры - квартал (в границах улиц Промышленности. Авроры, Карьерная).
Ответчиком была представлена выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара из которой усматривается, подтверждение доводов ответчика.
Испрашиваемый заявителем земельный участок входит в границы элемента планировочной структуры (квартала), (территориальная зона Ж-1 по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№), ограниченного <адрес>, Карьерная, что подтверждается представленной в материалы дела выкопировкой из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Г. округа Самара, представляющей собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
В соответствии с топографическими материалами Департамента испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Указанный квартал застроен многоквартирными жилыми домами, в том числе домами №, 16, 20 по <адрес> в указанном квартале находится многоквартирный жилой <адрес>А по ул Промышленности.
В указанном случае образование земельного участка на основании схемы расположения земельного участка не допускается.
Ответчиком при рассмотрении заявления истца соблюдены требования, установленные Земельным кодексом РФ и Градостроительным кодексом РФ.
Факт наличия в единой информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара данных о расположении испрашиваемого земельного участка в в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами нашел свое подтверждение. Следовательно, у Департамента градостроительства г.о. Самара имелись основания для вынесения распоряжения 05.10.2017г. № РД-2204 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков органом местного самоуправления принято обоснованно
Учитывая особенности предмета судебного разбирательства в формате административного судопроизводства, наличие информации, содержащейся в информационном ресурсе Департамента градостроительства г.о. Самара, лишал ответчика права принять иное правоприменительное решение по заявлению ФИО5 о перераспределении земельных участков.
Установив, что испрашиваемый административным истцом земельный участок площадью 571 кв.м. по адресу: Самарская<адрес>, 5-ый <адрес>, 5, относится к землям населенных пунктов, входит в границы элемента планировочной структуры (квартала), застроенного многоквартирными жилыми домами, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Департамента законно и обоснованно, поскольку при указанных обстоятельствах образование испрашиваемого земельного участка должно осуществляться исключительно в соответствии с проектом межевания территории.
Доводы представителя истца, что материалы представленные ответчиком не содержат подтверждения расположения испрашиваемого земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами необоснованны, противоречат материалам дела.
Расположение испрашиваемого земельного участка в зоне Ж-2 по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования утвержденных Постановлением ФИО4 от 26.04.01г. № не исключает его одновременного нахождения в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Доводы представителя истца об отсутствии проекта планировки территории не являются основанием удовлетворения иска, отсутствие разработанного и утвержденного проекта межевания территории не свидетельствует о наличии правовых оснований для образования земельного участка, входящего в границы элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия ответчика являются обоснованными и не противоречат нормам закона.
На основании ст. 218 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что в соответствии с приведенной выше нормой процессуального права, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий, права либо свободы гражданина не были нарушены, что имеет место в данном случае, суд считает, что требования истца являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
руководствуясь ст. ст. 175- 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 и ФИО2 к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения от 05.10.2017г. № РД-2204 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и обязании ответчика заключить соглашение с истцами о перераспределении земельных участков отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Срок изготовления мотивированного решения 14.02.18г.
Судья: подпись Дурнова Н.Г.
КОПИЯ ВЕРНА
Судья
Секретарь